КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 20-30-х годов в КАЗАХСТАНЕ

 

Цели культурной революции

Ликвидация неграмотности

Система политического просвещения

Хронология

Терминология

Использованная литература

 

Культура Казахстана в начале XX в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил.  В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой процент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу».

Культурная революция – это коренной переворот в духовном развитии страны, составная часть социалистических преобразований. Включает создание социалистической системы народного образования и просвещения; перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции; преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистко-ленинской идеологии; создание социалистической культуры.

Цели культурной революции: преодоление культурной отсталости; формирование советской системы  учреждений, науки и культуры; охват всех сторон общественной жизни.

Задачи культурной революции: проведение мероприятий по распространению  грамоты и политических знаний (ликбез); осуществлять обучение по единой учебной  программе;

 способствовать развитию социалистической  казахской музыкальной культуры для наполнения

духовной жизни новым содержанием;  формировать новые виды искусства в крае – театр, кино, изобразительное искусство; ликвидация родовых и религиозных предрассудков в общественной жизни местного населения;  создание нового образа жизни советского человека;  подготовка национальных кадров для решения  задач построения социалистического общества; создание в Казахстане системы средне-специального  и высшего образования.

Ликвидация неграмотности. В декабре 1919 года был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». На основании, которого, в Казахстане было проведено следующее: создаются краткосрочные курсы для подготовки учителей; печатаются планы поурочных занятий; организуются культпоходы в отсталые районы.

Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917- начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви.  Уже в 1918 году  принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 рублей, то в 1927 г. на одного ученика русской школы 1 ступени - 16 рублей, а казахской школы - 7 руб. 70 коп.

Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. 2 августа 1918 года “О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании.   Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ. Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. С 1921 по 1927 год в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс. человек. Несмотря на то, что к 1935 г. обучением в Казахстане было охвачено 91% детей школьного возроста, лишь треть из них училась в семилетних и средних школах, казахских средних школ вообще не существовало.

В 20-х- 30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 г. в Семипалатинске отпечатали учебники "Есеп куралы", "оку куралы" и "Tiл куралы" А.Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан ("География"), М. Жумабай ("История Казахстана", "Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном  годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.

Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной  революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.). Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский  корпус подвергался различным гонениям.  Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом. Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыновым в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

Система политического просвещения: основные виды политико-просветительских организаций в Казахстане в 1920-1930гг. были – избы-читальни, красные юрты («кзыл отау»), клубы, библиотеки, дома работников просвещения. В  первой половине  20-х годов XX века  была создана сеть школ политграмоты (воспитание коммунистов), где  обучались  активисты для практической партийной, советской, профсоюзной работы в городской и сельской местности. Существовали   другие формы  политико-просветительской работы: марксистские кружки, партийные клубы, создание Центрального  бюро коммунистических организаций народов Востока – для работы с коммуни-стическими партиями  Средней Азии и Казахстана.

В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет.

В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне Каз.ГУ им. Аль-Фараби). В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения. В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агро-почвоведения (1926 г.). В 30-х годах начинает налаживаться академическая структура науки, в 1932 г. была образована Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 г. в Казахский филиал АН. Возникает сеть научно-исследовательских институтов - Институт национальной культуры (1933 г.). Научно-педагогический институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций.

В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в те годы наносило идеологизирование культуры. С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, создавались вузы, с другой стороны, террор не щадил интеллигенцию и был нанесён урон национальной культуре.

 

Хронология

Образование  Казахской АССР

26 августа 1920 года – Советское правительство издало декрет «Об образовании  Автономной Киргизской (Казахской) Советской социалистической республики» в составе РСФСР;

4 октября 1920 года -  в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов КазАССР, председателем ЦИК был избран Мендешев, председателем СНК был избран Радус-Зенькович В., «Декларация прав трудящихся КАССР» закрепила образование автономии, права и обязанности граждан, земельную политику, избирательную систему;

апрель 1925 года -  V Всекахстанский съезд Советов принял решение именовать народ – «киргиз-казахами»

9 февраля 1936 года -  постановлением ЦИК КАССР принято решение называть: «казахи», «Казахстан»;

в декабре 1936 года - Казахская АССР преобразована в Казахскую ССР

в марте 1937 года - принята Конституция Казахской ССР;

 Города - столицы Казахстана:

19 сентября 1919 года – принято решение о присоединении Оренбурга к   Казахстану;

1920 – 1924 гг - столица -  город Оренбург;

1924 – 1929 гг - столица -  город Кызыл-Орда;

1929 – 1995 гг - столица - город Алма-Ата;

осень 1995 года - перенос столицы из Алма-Аты в Акмолу;

июнь 1998 год -  торжественная презентация Астаны;

 Казахстан в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации НЭП

Март 1921 года – Х съезд партии принял решение о замене продразвёрстки продналогом; НЭП разрешал сдавать и брать землю в аренду, применять наёмный труд, развивать торговлю, кооперацию;

лето 1921 года -  засуха, голод;

14июня 1921 года – Ленин подписал Декрет «О натуральном мясном налоге», по которому кочевое и полукочевое  казахское крестьянство освобождалось от сдачи мяса государству;

апрель 1921 – 1922гг – проводилась земельно-водная реформа, как составная часть НЭПа, казахам возвращались земли, отнятые царизмом;

1921 год -  создан союз «Кошчи», который помогал в проведении реформы;

24 мая 1921 года – принят декрет СНК РСФСР «Об обмене», который усилил значение товарообмена и товарооборота;

с 1 января 1924 года – продналог взимается только деньгами;

к 1928 году - 3\4 аула составляли середняки, посевная площадь республике составляла 4,4 млн га

 Индустриализация

XIV съезд компартии – провозглашает курс на индустриализацию;

1925 –1933 гг  -  первым секретарём Казкрайкома партии был Ф.Голощёкин, он провозгласил для Казахстана курс «Малый Октябрь», который предполагал развитие в республике сырьевых отраслей экономики;

1928 – 1932 гг -  годы первой пятилетки;

1927 – 1930 гг -  строительство первенца пятилетки – Турксиба; вместо пяти лет – три года ушло на строительство Турксиба;      

в январе 1931 года –Турксиб был сдан в постоянную эксплуатацию;

в 1935 году - проходил первый слёт передовиков цветной промышленности;

  Коллективизация

XV съезд ком партии- провозгласил курс на коллективизацию;

27 августа 1928 года –ЦИК и СНК Казахстана подписали Декрет  «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов»;

к октябрю 1931 года –было коллективизировано около 65 % хозяйств;

к весне 1932 года – предполагалось завершить процесс коллективизации в Казахстане;

в 1933 году  -  предполагалось завершить процесс оседания населения Казахстана;

1929 – 1931 гг      -  годы массового вооружённого сопротивления населения Казахстана коллективизации;

1930 – 1932 гг  -  голод в Казахстане;

в 1931 – 1932 гг   -  из Казахстана эмигрировало 1млн.70 тысяч человек;

в 1931 – 1933гг   -  из 6,2 млн жителей республики погибло от голода 2.1 млн от 40,5 млн голов скота осталось–4,5 млн голов на 1.01.33

в июле 1932 года – о масштабах катастрофы, связанной с голодом, Голощёкину писала группа деятелей республики: Г.Мусрепов, М.Гатауллин, М.Давлетгалиев,Е.Алтынбеков, К.Куанышев «Письмо пяти»;

в марте 1933 года-о масштабах катастрофы, связанной с голодом  Сталину писал письмо Т.Рыскулов;

  Общественно-политическая  жизнь  республики в   20 – 30-е годы ХХ вв

в январе 1921 года –организовано Казахское областное бюро ВЦСПС (профсоюзы);

весной 1922 года – в казахскую степь направлена комплексная экспедиция  «Красный караван»её возглавил А.Джангильдин, экспедиция прошла путь от Оренбурга до Семипалатинска с целью пропаганды декретов советской власти и и разъяснения национальной политики;

в январе 1921 году –принят Декрет СНК Каз.АССР «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языка»;

22 ноября 1923 года –ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении дело производства на киргизском (казахском) языке»;   

в 1928 году -проведено новое районирование, перешли к 4-х звенной системе управления: аул, село – район – округ – центр;

1928 год  - «раскрыт заговор строителей красной столицы», т.е. репрессирована группа талантливых архитекторов и инженеров (П.Буддаси, С.Голдгор, М.Тынышпаев и др);

4 апреля 1930 года –приговорён к расстрелу Ж.Аймаутов;

1937 – 1938 гг  - годы массовых репрессий; расстреляно свыше 27тыс. человек, через ГУЛАГ прошла 101тыс казахстанцев;

в конце 1940 года  -возникла система государственных трудовых резервов;

в 1940 году  - госбюджет социально-культурной сферы достиг 40 млрд рублей;

 

Терминология

 Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких  государств во внутренние дела другого государства;

Гражданская война – война между гражданами одного государства;

Миграция -  перемещение населения;

Декларация – заявление от имени государства, правительства, партии, провозглашающее основные принципы деятельности;

Продразвёрстка – (налог в период «военного коммунизма»), обязательная сдача крестьянами всех излишков государству;

Трест  -  одна из форм монополий; объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию; процесс сверхцентрализации промышленности;

Индустриализация – оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства;

Урбанизация – рост городского населения;

Коллективизация – процесс объединения единоличников в коллективные хозяйства;

Фактория -кооперативное объединение кочевого населения;

Лжебелсенды – лжеактивисты;

Репрессия – ущемление в правах;

 

 Использованная литература

 

1.      Жолдасбаев С. История Казахстана. Учебник для 10 класса естественно-математического направления. – Алматы, 2006.

2.      Койгелдиев М. К. История Казахстана. Учебник для 11 класса общественно-гуманитарного направления. – Алматы, 2007.

3.      Краткий словарик. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http:// sky dreamer.ucoz.kz.

4.      Нурпеисов К. История Казахстана. Учебник для 11 класса. – Алматы, 2001.

5.      Нурхаева А. Е. История Казахстана: учебник-тест для подготовки к ЕНТ.– Алматы: ШЫН-КIТАП.– 2010.