«Голод 1932-1933 годов – результат сталинской модели
насильственной коллективизации».
Коллективизацию в Казахстане возглавлял Ф.И.
Голощёкин. Он избрал курс на обострение классовой борьбы под лозунгом
«советизация аула».
Т.Рыскулов, С.Садвакасов и другие были обвинены в национализме. Уважительное
отношение к представителям старой интеллигенции Казахстана в годы
коллективизации трактовалось как подрыв советской национальной политики, как
одобрение курса Алаш Орды. По указанию Сталина в годы коллективизации в ходе
хлебозаготовок разрешалось использовать чрезвычайные меры. В 1928 году началась
перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность. Наметился рост
поголовья скота. К 1926 году скота в республике насчитывалось 29,9 голов скота,
а к 1929 году - 40,5 голов скота. Однако
в последствии наметилась тенденция сокращения поголовья скота. В феврале
1928 года начался процесс насильственных хлебозаготовок. 27 августа 1928 года
подписан декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов»,
который определил целевую установку на эскалацию(усиление)
силового режима. В ходе коллективизации
была нарушена атмосфера гражданского мира, установившаяся в годы НЭПа.
Ликвидация байских хозяйств началась из-за сопротивления байской верхушки. Конфискация
баев осуществлялась повсеместно с нарушением действовавших законов. Завершить
процесс коллективизации в казахской степи предполагалось к весне 1932 года, а
полное оседание хозяйств к 1933 году. В зерновых районах Казахстана основной
формой колхозного строительства должна была стать сельхозартель, а в
животноводческих -товарищество по совместной обработке земли и косьбе. В сентябре 1932 года ЦК партии в
постановлении предложил в животноводческих районах создавать ТОЗы как
переходную ступень к сельхозартели. Со второй половины 1929 года в
республике форсированно развивается колхозное движение, к проведению
коллективизации партия привлекает рабочих. Привлечённые к проведению
коллективизации в Казахстане рабочие искажённо представляли коллективизацию, как
сливание с огромного радиуса территории юртовладельцев в одно место. Посланцы
партии насаждали в степи планировку российской деревни. В ходе коллективизации
сформировались способные действовать командно-административными методами кадры
сверхактивистов. Всех колеблющихся и сомневающихся в коллективизации огульно
называли - подкулачники.
Недовольство
населения Казахстана жестокой политикой коллективизации вылилось в вооруженное сопротивление. Во время
коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания. По
неполным данным, в восстаниях участвовало около 80 тыс. человек. Крупные
выступления шаруа и крестьян имели место практически на всей территории
республики.
Крестьянские выступления в Казахстане в
своем развитии имеют ряд этапов.
Первые
выступления - Тахтакупырское, Бостандыкское и Батпаккаринское - произошедшие во
второй половине 1929 года, имели локальный характер, к тому же
часть из них была быстро нейтрализована. Но поскольку коллективизация в
республике, как и по всему Союзу ССР, осуществлялась силовыми методами, а
границам обобществления имущества крестьян не было предела, то в феврале 1930 года по всему Казахстану
вновь вспыхнули десятки крестьянских выступлений. Волнения приобрели широкий
размах и повсеместный характер. Наиболее крупные вооруженные выступления
произошли в Сузаке, Иргизе, Каракумах, Балхаше, Сарканде. В своем письме
крайкомам, обкомам и ЦК Компартий национальных республик, озаглавленном "О
коллективизации" ЦК ВКП (б) поставил задачу "добиться нового мощного подъема
колхозного движения". В декабре 1930 года Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) уточнил
новые задания по коллективизации на 1931 год. Казахстану ставилась задача коллективизировать не менее 50 %
крестьянских хозяйств. В соответствии с этими установками на местах вновь
начали раскручивать маховик коллективизации сельского хозяйства. Это, в свою
очередь, обусловило следующий этап
крестьянских выступлений, который пришелся на февраль - июнь 1931 года, когда
активное противодействие властям было оказано крестьянами Абралинского,
Шингистауского, Шубартауского, Шетского, Карсакпайского, Коунрадского,
Курдайского и других районов. Поводом к выступлению в ряде указанных районов
явилась политика скотозаготовок, начавшаяся по решению местных властей именно в
феврале. В разрезе по годам количество
выступлений выглядит следующим образом: 1929 год - 54 выступления, 1930 год - 241, 1931 год
- 77 выступлений. Таким образом, можно видеть, что крестьянские выступления
1929-1932 годов в Казахстане представляют собой не линейный, а значительно
более сложный процесс: накал борьбы крестьянства с государством не был
одинаковым на протяжении всех этих лет. Периоды спада выступлений сменялись
периодами резкого обострения противоборства сторон.
Обобщенная
характеристика основных этапов крестьянских выступлений 1929-1932 годов
показывает, что данные события - важный исторический момент в истории
Казахстана 20-х - 30-х годов. Эти события представляют собой многослойное и
комплексное явление, охватывающее политические, социально-экономические, военные,
идеологические сферы жизни. Основные истоки этого явления вытекают из политики
государства, направленной на насильственное прерывание хода
естественно-исторического развития социально-экономических отношений в
казахском обществе, которые и обусловили глубокий антагонизм между различными
социальными слоями. Разнообразные по характеру и содержанию крестьянские
выступления в совокупности своей явились движением сопротивления народных масс
против антинародной политики Советского государства.
Голод в Казахстане 1932-33 годов
—
часть общесоюзного голода 1932—33 годов, вызванного официальной политикой
«уничтожение кулачества как класса», коллективизацией, увеличением центральными
властями плана заготовок продовольствия, а также конфискации скота у казахов. В
Казахстане также принято называть этот голод «голощёкинским». Голощёкин провёл в Казахском крае так называемый
«Малый Октябрь». В результате этих мер у людей отнимали скот, имущество
и под конвоем милиции направляли в «точки оседания». Скот, реквизируемый
для нужд колхозов, забивали так как невозможно прокормить собранное в одну
точку большое количество скота. К 1933
г. из 40 млн. голов скота осталась примерно одна десятая часть. От таких
действий в первую очередь пострадали казахи, так как скот был единственным
источником пропитания казахов. О голоде и его последствиях в июле 1932 года
Ф.И.Голощёкину писали представители казахской интеллигенции: Г.Мусрепов,
М.Гатаулин, М.Давлетгалиев, К.Куанышпасв, Е.Алтынбеков - «Письмо пяти». Письмо
о масштабах голода Сталину писал Т. Рыскулов. В письме к Сталину Т.Рыскулов
приводит данные марта 1932 года о голоде и эпидемиях из доклада работавшего в
Крае отряда «Красный крест». Голод
1930-1932 гг. вошёл и историю, как годы «великого джута», величайшей трагедии
народа. Голод собрал
в Казахстане обильную
дань. Например, согласно результатам первой переписи 1926
года на территории
Казахской АССР проживало 3628
тысяч коренного населения. Но уже через 12 лет в переписи 1939 года
фиксируется убыль в 1321 тысяч человек,
то есть происходит уменьшение совокупности на 36,7%. А по данным Центрального Управления народно-хозяйственного учета
Госплана СССР население Казахстана с 5873,0 тыс. человек
за 1932 год
сократилось до 2493,5 тысяч человек, и эмигрировали за этот
период из Казахстана 1,3
млн. человек. Смертность
и уровень миграционной
подвижности за этот период были высокими среди всех национальных
групп Казахстана - русских,
украинцев, уйгур, дунган, но эти показатели
среди казахов все
же на порядок
выше, потому что
кочевники традиционно не имело
навыков земледельческого труда. По подсчетам демографа М.Татимова
казахи во время коллективизации потеряли 2100 тысяч человек, что составило
42% казахского населения . Созданная по советскому образцу казахская
государственность 1920 года нисколько
не защитила своих граждан от катастрофы в мирное время. Примерные масштабы
невосполнимой убыли коренного
населения Казахстана в годы
трагедии определяются в пределах около 2 млн.
человек или 49% от первоначальной
численности. Из приведенных данных видно,
что масштабы голода,
вызванного тотальным разрушением
хозяйства, были воистину страшными. Утратив
скот, обитатели Степи лишались традиционного для
них мясомолочного рациона питания. Хлеб в ауле в силу неурожая
также отсутствовал. Покинуть зону бедствия не всегда удавалось. Для бесскотного
казахского крестьянства огромная Степь из кормилиц превратилась в
ловушку.
Эмиграция казахов за рубеж и миграция
внутри страны обходились им очень тяжело. Новые мигранты попадали в
иной климат и незнакомую для себя
этническую среду. Круто для них
изменился и рацион
питания. По словам очевидцев, они
плохо приспосабливались к растительной пище,
ведь веками основную массу питания
вчерашних кочевников составляли
мясные продукты. Теперь потоки казахских беженцев в отличие от прежних
времен потянулись в
Россию. Если внимательно
приглядеться к направлениям
миграции казахов, то заметно, что
они тянутся к
близлежащим районам
сопредельных республик и государств. Беженцы
из западных областей
Казахстана стали уходить в Иран, Афганистан, Туркмению и
Каракалпакию;
южных и
восточных областей - в Узбекистан, Киргизию и Китай; северных и центральных
областей - в
Куйбышевскую, Челябинскую, Курганскую, Тюменскую области и Алтайский
край Российской Федерации,
в Монголию. Пустели целые районы
и аулы. Степь все больше становилась безлюдной.
Большие массы казахов
уходили в Китай.
Беглецам, кроме своих доморощенных контролеров приходилось
теперь преодолевать и пограничный
кордон. Отчаявшиеся люди
нередко становились мишенью
для солдат погранвойск. Откочевки нанесли большой урон численности
коренного населения. Четвертая
часть первоначальной совокупности населения, т.е. 1300
тысяч человек, откочевала за пределы республики в годы
голода. Из них
616 тысяч человек безвозвратно, 414 тысяч человек впоследствии вернулись
в Казахстан. Из безвозвратно откочевавших около 200 тысяч человек ушли за
рубеж - в Китай, Монголию, Афганистан, Иран и Турцию.