«Геноцид Голощекина. Теория «Малого Октября» Ф.И. Голощекина».
Укрепление
тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. руководителем краевой
партийной организации. Профессиональный революционер, один из организаторов
расстрела царской семьи, Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил об
отсутствии в казахском ауле Советской власти и необходимости "пройтись по
аулу Малым Октябрем". Основной
задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию
социальной дифференциации. Следующим
шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости. В результате
этих мер у людей отнимали скот, имущество и под конвоем милиции направляли в
«точки оседания». Скот, реквизируемый для нужд колхозов, забивали
так как невозможно прокормить собранное в одну точку большое количество скота.
К 1933 г. из 40 млн голов
скота осталась примерно одна десятая часть. От таких действий в первую очередь
пострадали казахи, так как скот был единственным источником пропитания казахов.
Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных
коммунистов, Голощекин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не
разделяли его взглядов. Академик
М.Козыбаев, раскрывая политический портрет Голощёкина,отмечает следующие моменты:
Голощёкин в течение 8 лет пытался
осуществить политику «Малого Октября» в убеждении отсутствия революционных
преобразований в казахском ауле.
Объективное свойство скотовода, кочевой
образ жизни, пытался теоретически обосновать как бытовую привычку казахов, от
которой их легко отучить при помощи определённых мер.
Обосновал теорию о том,что
процесс перевода кочевника к оседлости не может осуществляться без жертв.
Выдумал положение о том,что
при переводе экстенсивного скотоводческого хозяйств на более высокий уровень
общественного развития, сокращения поголовья скота являются объективной
закономерностью.
Пытался формировать мнения о том,что уровень развития Казахстана ничем не отличается от
такового в Союзе, отсюда вытекает, что в республике нет никаких особенностей,
которые необходимо было бы учитывать при строительстве социализма. Данная
теоретическая база необходима была ему для того, чтобы установить высокие темпы
коллективизации в крае.
Голощекин
следовал теоретическому заключению Сталина о том, что во время преобразований,
особенно в условиях аула, когда происходит ломка полуфеодальных
производственных отношений, «классовая
борьба на высоком уровне неизбежна».Тем самым он
дал обоснование имеющим место репрессивным мерам.
Уже в 1926 г. в "национал-уклонизме"
были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С.Сейфуллин, М.
Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и др. Многие из них были удалены из
республики. Ж. Султанов, С.Садвакасов, Ж. Мунбаев сняты со своих постов. В конце 1928 г. начались первые
аресты политических противников Голощекина, в числе которых были А.
Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев.
Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов,
X. Досмухамедов и многие другие представители
национальной интеллигенции. Фактически устранив оппозицию в Казахстане,
Голощекин начал претворение в жизнь своей идеи "Малого Октября". В 1926-1927гг. был осуществлен передел
пахотных и пастбищных угодий. Около 1 360 тыс. десятин сенокосов и 1 250
тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и
середнякам. Однако ожидаемого эффекта эта мера не принесла. Следующим шагом стала конфискация имущества
крупных баев-скотовладельцев с выселением их
вместе с семьями за пределы районов проживания. Намечалось конфисковать
имущество и скот около 700 хозяйств. Согласно документам, скот был отобран у
696 хозяйств, однако на деле это цифра была гораздо выше. Усиливался также
налоговый пресс в отношении зажиточных хозяйств, вынужденных выплачивать
большую часть сельхозналога. Так, в 1927-28 гг. 4% хозяйств уплатили 33% всей
суммы налогов. Кроме того, существовала система "самообложения", по
которой сумма могла превышать первоначальную в два-три
раза.
Казахстану
была уготовлена особая роль. Богатые природные ресурсы предусматривали создание
здесь крупной индустриальной базы, однако рабочая сила должна была быть
перемещена сюда извне, из центральных регионов России и Украины. Казахи, как кочевники
и скотоводы, не вписывались в будущую систему "социалистического
Казахстана". Именно поэтому Голощекин с согласия Сталина выбрал те методы коллективизации, которые не могли
не вызвать полный развал казахского хозяйства и фактическое вымирание целого
народа. Так был взят курс на широкомасштабный геноцид. В 1927-28 гг. в
стране разразился хлебозаготовительный кризис. Если в 1927 г. было заготовлено
430 млн. пудов, то в следующем - только 300 млн. пудов, причем началось
повсеместное уменьшение посевных площадей. Крестьяне вынуждены были это делать,
так как закупочные цены государства были ниже рыночных в три раза. В ответ
власти начали кампанию коллективизации. В Казахстане она должна была в основном
завершиться к 1932 г., однако местные власти во главе с Голощекиным форсировали
этот процесс, который сопровождался насильственным оседанием казахов и
"раскулачиванием" зажиточных крестьян. В 1928г. коллективизировано
было 2 % всех хозяйств, к весне 1930 - 50%, а к осени 1931 - около 65 %. Одновременно
в рамках оседания создавались скотоводческие городки, в которые сгонялись аулы
с большой территории. Это привело к тому, что скот, собранный в одно место,
начал погибать от бескормицы. Обобществлению во многих случаях подвергался не
только скот и сельхоз. инвентарь, но и птица и даже личное имущество. Одновременно с коллективизацией активно шла
хлебозаготовительная кампания. В колхозах отбирали все запасы зерна, включая
семенной фонд, на скотоводческие районы также накладывались обязательства
сдавать зерно, и казахи были вынуждены для выполнения их менять скот на хлеб. В
широких масштабах шла кампания по заготовке мяса и шерсти, приведшая к
массовому забою скота. Зимой 1930 г. поступила команда по дополнительной
заготовке шерсти, что привело к гибели большого количества овец от холода. В
итоге даже по официальным данным количество скота в республике сократилось на
20 млн. голов, т.е. наполовину, а в 1931 г. - еще на 10 млн. голов. Власти
Казахстана и сам Голощекин прекрасно знали о сложившейся ситуации, однако продолжали
проводить прежнюю политику. В рамках раскулачивания было в 1930-31 г. выслано
за пределы республики около 6 800 человек. В то же время в Казахстан из других
регионов СССР было переселено 180 тыс. раскулаченных, лишенных средств
существования. Коллективизация и раскулачивание сопровождались жестокими
репрессивными мерами. За 1922-1933 гг. за сопротивление властям и попытки скрыть зерно и мясо от заготовок было осуждено более 33 тыс.
человек.
Результатом всех этих акций стал небывалый
голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. Уже весной 1931 г.
с мест в Алма-Ату, ставшую к тому времени столицей, стали поступать сведения о
голоде, однако власти их игнорировали и лишь ужесточали административный нажим.
В итоге в течение 1931-ЗЗгг. умерли около 2 млн. казахов и 200-250 тыс.
казахстанцев других национальностей. Несколько сот тысяч казахов откочевали в
Китай, Монголию, Ирак и Афганистан. Численность этноса сократилась вдвое.
Огромные потери понесло животноводство. С 1928 по 1932 год
численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн. 509 тыс. до 965 тыс.
голов, овец - с 18 млн. 566 тыс. до 1 млн. 386 тыс. голов, лошадей - с 3 млн.
616 тыс. до 416 голов, верблюдов - с 1 млн. 42 тыс. до 63 тыс. голов.
Конечно, население Казахстана пыталось сопротивляться геноциду, что выразилось
в ряде волнений и вооруженных восстаний.
Трагическим для казахов стало насильственное
оседание скотоводов-кочевников и полукочевников в годы коллективизации. В 1930 году
было переведено на оседлость 87 136 хозяйств, в 1933 году - 242 208. Сам
механизм оседания понимался весьма упрощенно: стягивались сотни хозяйств в одно
место, а затем организовывались стационарные поселки по типу деревень. Все это
сопровождалось насильственной коллективизацией, то есть оседание сопровождалось
стопроцентной коллективизацией. При этом создавались колхозы гиганты, в них
объединялись сотни хозяйств в радиусе до 200 и более километров. Колхозные
фермы, в которые сгонялся скот, часто представляли собой участки степи,
огороженные арканами, скот стал погибать.
Недовольство
населения Казахстана жесткой политикой коллективизации вылилось в вооруженное
сопротивление. Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых
выступления и восстания, по неполным данным, в восстаниях участвовало около 80
тысяч человек.