МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ
С первых дней существования независимого Казахстана малому и среднему бизнесу (МСБ) отводилась одна из ведущих ролей в столь важном на постсоветском пространстве деле, как формирование рыночной экономики и психологии. Развитие и поддержка малого предпринимательства, вовлечение в него максимального числа казахстанцев законодательно признаны приоритетной сферой государственной экономической политики. И хотя в нефтедобывающем Казахстане влияние МСБ на социально-экономическое развитие далеко не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки или Юго-Восточной Азии, малое предпринимательство в РК стало явлением массовым и относительно динамичным. В республике 2,6 тыс. предприятий среднего и 103,3 тыс. предприятий малого бизнеса. Среди них 87% совсем небольших – это те, у кого до десяти работников. Всего в малом бизнесе занято 627,6 тыс. человек. Наибольшее число работников занято на предприятиях торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 26,7% от общего числа занятых; в фирмах по операциям с недвижимостью и предоставлению услуг населению – еще 18,3%; в строительстве – 16,8%; в обрабатывающей промышленности – 13,6%; в сельском и лесном хозяйствах – 8,7%. Президент РК Нурсултан Назарбаев на 21-м съезде Федерации профсоюзов Казахстана заявил, что к началу следующего десятилетия доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна составлять 40%. «Когда 60% работающего населения будет трудиться в малом и среднем бизнесе, Казахстан достигнет устойчивости», – таков президентский прогноз. Над Казахстаном и его малым и средним бизнесом также висит пресловутое проклятие богатых недр, когда добыча сырья, прежде всего нефтяного, становится главным «занятием» государства, приносящим такие прибыли, что пропадает смысл во всех других «занятиях». Можно сказать и так: на деле основное внимание государственной машины приковано к питающей ее нефти, всем остальным достаются декларации о намерениях.
Малый и средний бизнес выполняет сразу несколько важных
миссий:
Во-первых, именно он держит безработицу в этих странах на
относительно приемлемом для общества уровне.
А во-вторых, крупные корпорации, как корабли ракушками, обрастают целыми
гроздьями небольших фирм-поставщиков бесчисленных комплектующих и фирм-дилеров,
обеспечивающих, работу суперразветвленных систем сбыта.
Надо сказать, что первые шаги в содействии малому
предпринимательству в Казахстане были сделаны еще в 1997 г., когда президентом
РК Н. А. Назарбаевым были приняты указы «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации
развития малого предпринимательства» и «О приоритетах и региональных программах
поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». В этих
нормативных актах были намечены основные направления государственной политики в
этой сфере и практические мероприятия для ее осуществления.
Недавно завершилась реализация Государственной программы развития и поддержки малого
предпринимательства в РК на 2004-2006 гг. Для его стимулирования
государство предложило упрощенный порядок создания (регистрации). Это, прежде
всего, выразилось в сроках регистрации, которая для субъектов малого
предпринимательства производится теперь в пределах трех рабочих дней со дня
подачи заявления и необходимых документов. Законодательство также предлагает
субъектам малого предпринимательства осуществление деятельности на основании
типового устава, утвержденного правительством, что существенно облегчает
подготовку документов для регистрации. Наконец, в республике действует Фонд
поддержки развития предпринимательства, кредитующий проекты МСБ. Правительством
принята программа «ДАМУ-Колдау», в
рамках которой в течение 2008–2012 гг. предполагается ежегодно выделять 10
млрд. тенге из собственных средств фонда в качестве прямой поддержки
рентабельных производств в сфере обрабатывающей промышленности, транспорта и
связи. Цель программы – поддержка
диверсификации путем снижения стоимости кредитных ресурсов, направляемых на
расширение, модернизацию основных средств и технологическое перевооружение
активно действующих предприятий в отраслях, приоритетных с точки зрения
стратегии индустриально-инновационного развития.
В развитии нефтегазового комплекса РК на современном этапе четко прослеживаются три основные тенденции.
Во-первых,
нефтегазовый комплекс на сегодняшний день для Казахстана является одной из
стратегических составляющих реального обеспечения экономической независимости
страны, ее международной экономической безопасности и внутриэкономической
стабильности.
Во-вторых, РК уже включена в широкие мирохозяйственные связи, вовлечена в процессы международной экономической интеграции. Нефть и газ издавна являются как предметом международной торговли и сотрудничества. Сегодня, например, страна прилагает огромные усилия к тому, чтобы Каспий, на котором сошлись интересы многих (и не только прикаспийских) государств, не превратился в зону международных конфликтов, а стал бы, наоборот, морем дружбы и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Партнерские связи с такими крупными мировыми компаниями, как Шеврон, Мобил, Бритиш газ, Бритиш петролеум, Тоталь, Аджип, Тексако, ЛУКОЙЛ, Газпром, Китайская нефтяная компания, Импекс и другие, приносят в Казахстан не только значительные инвестиции, но и серьезно способствуют становлению страны на мировых рынках нефти и газа.
В-третьих, разработка нефтяных и газовых проектов напрямую и через налоговые поступления в бюджет страны позволяет РК наращивать темпы и объемы успешной реализации социально-экономических программ, включая экологическое оздоровление многих территорий.
Стратегические задачи развития нефтегазового комплекса страны напрямую связаны с настоятельной потребностью роста внешнеэкономического потенциала Казахстана в целом.
Под внешнеэкономической стратегией нефтегазового комплекса понимается комплекс наиболее значимых, долговременных народнохозяйственных программ и намерений компаний с целью дальнейшего повышения их конкурентоспособности и эффективного функционирования в корпоративной структуре мирового топливно-энергетического комплекса. Развитие экономики Казахстана в начале XXI века характеризуется устойчивой положительной динамикой. Проведенный анализ макроэкономических показателей показал, что в начале нынешнего столетия сформировались предпосылки устойчивого развития экономики РК и активного развития ее внешнеэкономических связей. Опережающий рост промышленного производства является определяющим фактором в положительной динамике экономического развития Казахстана. Являясь основным налогоплательщиком государственного бюджета, этот сектор реализует важные социальные функции, обеспечивая занятость около 25% трудоспособного населения. Это вполне соответствует мировым тенденциям. Во многих странах мира промышленность выступает в роли индустриального ядра, стимулируя развитие сопряженных с ним секторов экономики, науки и инновационной сферы. Немаловажную роль в развитии Казахстана играет теневая экономика, которая порождает целый ряд негативных последствий для экономики государства.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из-за границы. Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. В последнее время инвестиционный климат в Республике Казахстан изменился в лучшую сторону. Этому способствовали усилия руководства страны по совершенствованию деловой среды, реформы в экономике, обновление законодательства.
На конец 1999 года Республика Казахстан заключила двусторонние соглашения с более чем 30 странами по поощрению и защите инвестиций, в государстве действует более 1000 предприятий с иностранным участием и более 100 предприятий, переданных Правительством в управление иностранным инвесторам. Сегодня общая сумма только прямых иностранных инвестиций Казахстан составляет приблизительно 6,8 млрд. долларов США. При этом нельзя не подчеркнуть, что основной поток прямых иностранных инвестиций в суммарном выражении вовлечен в нефтегазовый комплекс. За прошедшие четыре года в данную область вложено более половины всех иностранных капиталов. Возрастают объемы инвестиций, вкладываемых в металлургический комплекс: с 0,2 миллиона долларов в 1993 году до 453 миллионов в 1999 году. Растут также инвестиции и в других отраслях экономики, объем которых за этот период вырос в 1,5 раза. Все эти цифры говорят о том, что сегодня в Казахстане можно не только вести предпринимательскую деятельность, но и достаточно надежно защитить имущественные интересы предпринимателя.
Использованная
литература
1.
Назарбаев
Н. А. На пороге XXI века». –
Алматы, 1996.
2.
Назарбаев
Н. А. Стратегия развития Казахстана «Казахстан-2030». – Алматы, 1997.
3.
Назарбаев
Н. А. В потоке истории. – Алматы, 1999.
4.
Стратегический
план развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан
от 4 декабря 2001 года.
5.
Абылхожин
Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана XX века. – Алматы, 1997.
6.
Жолдасбаев
С. История Казахстана. Учебник для 10 класса естественно-математического
направления. – Алматы, 2006.
7.
Койгелдиев
М. К. История Казахстана. Учебник для 11 класса общественно-гуманитарного
направления. – Алматы, 2007.
8.
Конституция
РК. – Алматы, 1995.
9.
Краткий
словарик. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://
sky dreamer.ucoz.kz.
10. Нурпеисов К.
История Казахстана. Учебник для 11 класса. – Алматы, 2001.
11. Нурхаева
А. Е. История Казахстана: учебник-тест для подготовки к ЕНТ.– Алматы: ШЫН-КIТАП.– 2010.