«Миграционная политика Советской власти»

 

Миграционные процессы

Переселенческое управление

Миграционная политика

Создание системы ГУЛАГА

Принудительные миграции

Миграционная политика в годы индустриализации

Освоение целинных земель в Казахстане

Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран. По временному признаку выделяются 1)временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и 2)постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).

Миграционные процессы всегда занимали большое место в истории нашей страны и существенно влияли на ее развитие. С учетом этого очевидно, что миграция населения - одна из проблем, составляющих предмет исследований многих наук: истории, этнографии, социологии, демографии, исторической географии, политической экономии, географии населения и др.  Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения в значительной мере свели на нет наладившийся было в масштабах страны процесс организованного переселения, однако переселенческие органы продолжали успешно работать во время войны и революции, занимаясь устройством беженцев, распределением на работы военнопленных, поддерживали жизне-способность заселенных местностей.

«Переселенческое управление было единственным учреждением в составе бывшего министерства земледелия, не прервавшим ни на один день своей работы в октябрьско - декабрьские дни 1917 г.» - отмечалось в отчете о деятельности Пересе-ленческого управления за первый год Советской власти. Усиление переселенческого движения за Урал с весны 1918 г. обусловливалось еще и тем, что переселенцы стремились прибыть на новое место жительство к началу весенних полевых работ. Одной из первоочередных задач Советской власти в области аграрной политики было землеустройство, главным образом, безземельных крестьян, что в свою очередь осложнялось аграрным перенаселением в Европейской России.

Кроме того, в результате мировой, а затем гражданской войны и иностранной интервенции, многие ранее обрабатываемые поля запустели, большие площади пашни перешли в перелоги и залежи. Посевная площадь резко сократилась. Организация переселения крестьян на пустующие угодья была направлена на удовлетворение нужд и запросов той части крестьянства, которая длительное время не имела возможности улучшить свое положение, стремилась так или иначе овладеть свободными землями. С учетом этого была развернута работа, способствовавшая быстрейшему завершению выработки и законодательному закреплению принципов переселенческой политики, приданию переселению планового характера.

С середины 1920-х гг. переселение проводилось в соответствии с планами развития народного хозяйства и в свою очередь планировалось по годам, направлениям вселения и выхода, а также по отраслям хозяйства. Переселение проводилось на добровольных началах, при его осуществлении учитывались интересы общества и отдельных граждан.

В 1920-1930-е годы Советской властью посредством переселений решались вопросы малоземелья крестьян, изучались и осваивались новые районы, планомерно и рационально велось их заселение. Миграции населения в советский период носили четко выраженный трудовой характер. Ввиду трудового и организованного характера миграции обустройством мигрантов занимались те государственные органы и структуры, которые были заинтересованы в притоке рабочей силы, при непосредственной поддержке государства.

В советский период проводилась довольно четкая миграционная политика, в основе которой лежали внеэкономические методы регулирования, предусматривавшие ограничения прописки в крупнейших городах, прикрепление населения к месту жительства и работы, контроль  за перемещением (за счет жесткой паспортной системы), насильственное переселение в экстремальных случаях, привлечение населения в районы нового освоения.

Вся национально-демографическая политика Советской власти в Казахстане была направлена на все более тесное привязывание республики к России и по сути дела являлась продолжением колониальной политики царских времен. Сразу же после окончания гражданской войны было возобновлено переселенческое движение, узаконенное в 1924 г. Только в 1925 г. было зарегистрированно более 17,4 тыс. переселенцев. Плановое переселение крестьян из западных регионов началось в 1929 г., совпав с коллективизацией и притоком в республику сотен тысяч раскулаченных.

Следующей исторической вехой, породившей масштабные миграционные потоки, стало создание системы ГУЛАГА (Приказ ОГПУ от 24 апреля 1930 г.), обеспечивающего, помимо реализации репрессивной функции государства, создание новых предприятий, требовавших большого количества неквалифицированного труда. Можно констати-ровать, что в 1930-е гг. миграционная политика характеризуется как достаточно жесткая: широко использовались плановые оргнаборы («вербовка»), также в условиях коллективизации и ужесточения советских законов на хозяйственное освоение новых территорий направлялись раскулаченные крестьяне и осужденные и т.д.

Принудительные миграции (депортации) практиковались в СССР с 1919–1920 по 1952–1953 гг., то есть на протяжении трети века или почти половины всей исторической жизни Советского Союза, навечно закрепив за ним сомнительные лавры мирового лидера в области депортационных технологий и полученных с их помощью результатов. Пики интенсивности внутренних депортаций в СССР приходятся на 1930–1931 и 1941–1942 гг. — периоды, когда СССР фактически находился в состоянии войны: в первом случае— необъявленной гражданской войны с собственным крестьянством, во втором — с внешним агрессором. Всего за рассмотренный период было депортировано около 15 млн. чел., из них 6 млн. пришлось на внутренние и 9 млн. на внешние (международные) депортации (из них 5,8млн. на депортации в СССР и 3,2 млн. — депортацию советских граждан за пределы СССР). Впервые в истории насильственных миграций в СССР они привели к столь ощутимому количественному сокращению населения оставленных территорий, а порою — к их частичному (точнее, временному) обезлюдению.

Миграционная политика в годы индустриализации. Рост темпов промышленного строительства привел к возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали т.н. оргнаборы в охваченных безработицей западных регионах страны, по которым в республику в 1931 -1940гг. было привезено 559 тыс. человек. Значительное число рабочих, особенно малоквалифицированных, составили крестьяне из разоренных коллективизацией деревень и аулов. Как следствие, резко упала производительность труда, дисциплина, процветали разгильдяйство, пьянство, возникали трения между квалифицированными - рабочими-европейцами и неквалифицированными - казахами. На строительстве Турксиба в декабре 1928 г. это вылилось в погром казахского населения Сергиополя. На Карсакпайском заводе процветало хулиганство, пьянство, межнациональные столкновения. На Риддерском заводе рабочих-казахов не пускали жить в одно общежитие с русскими, при одинаковой квалификации платили меньшую зарплату, не оказывали им медицинской помощи и т.п. Большой была текучка кадров.

  Существовало и идеологическое подкрепление миграционной политики. В качестве самых общих ставились цели более равномерного размещения производительных сил, ограничения роста крупнейших городов, более равномерного развития сети опорных центров расселения. Усилился приток населения в Казахстан во время индустриализации. Прирост численности рабочих шел в 1931-1940 гг. в основном за счет трудовых ресурсов других республик, вербуемых на предприятия Казахстана по т.н. "оргнабору". Всего за этот период прибыло 504 тыс. человек. В 1940 г. в Казахстан прибыли еще 24 241 колхозников из Украины и России.

Активная индустриализация экономики Казахстана в 50 - 70-е годы привела к развитию городов и увеличению доли городского населения (до 52%). Уже к 1970 году имелось 16 городов с населением свыше 100 тыс. чел., в том числе два города – Алма-Ата и Караганда свыше 500 тыс. жителей (776 и 541 тыс. жителей). Крупные центры индустрии возникли в районах Центрального Казахстана – Караганда, Темиртау (179 тыс. жит.), Балхаш (78 тыс.), Джезказган (68 тыс.), на Мангышлаке – Шевченко (75 тыс.), в Северном Казахстане – Рудный (101 тыс.), Ермак, Аркалык, Экибастуз; в Южном Казахстане – Каратау, Кентау, Текели. Увеличилось численность населения и в старых городах: Алма-Ате, Чимкенте (265 тыс. жит.), Семипалатинске (251 тыс.), Усть-Каменогорске (241 тыс.), Павлодаре (208 тыс.), Джамбуле (205 тыс.), Актюбинске (159 тыс. жит.).

К 1939 г. казахи в республике превратились в меньшинство. Так, если в 1926 г. они составляли 57,6% населения, то в 1939г. - 38%. Причиной этому было целенаправленное "размывание" этнической однородности республики и сближение ее в этнокультурном отношений с Россией.  Эти тенденции сохранились и в послевоенное время.

Следующий этап переселенческой политики Москвы был связан с освоением целинных земель в Казахстане. Советом Министров СССР и ЦК КПСС был разработан проект переселения в республику 50 тыс. семей, однако эти планы в короткий срок были перевыполнены. Только из Москвы и Подмосковья в Казахстан прибыло 54 тыс. человек, с Украины - 93 тыс., из Белоруссии - более 100 тыс. человек. С 1954 по 1962 года из западных республик прибыло более 119,5 тыс. семей. Большая часть переселенцев прибывала в северные области, механический прирост населения в которых составил с 1939 по 1959 год 83%. Население Целино-градской области с 1953 по 1955 год увеличилось в 96 раз, Кустанайской - 26 раз. Всего в 1954-62 годы на целину прибыло около 2 млн. человек.

Одновременно продолжался оргнабор рабочей силы для промышленных предприятий Казахстана. За 1954-1960 гг. из-за пределов республики прибыло свыше 300 тыс. человек, а в 1961-1965 гг. "оргнабор" вырос до 500 тыс. человек, большую часть которых составляли выходцы из Украины, Белоруссии, Литвы. В 1965-1975 гг. в Казахстан прибыло на промышленные объекты еще 115 тыс. человек. 

В 1959-1963 гг. в Казахстан вернулось около 200 тыс. человек из Китая. Это были люди, покинувшие родину в годы гражданской войны и коллективизации. Большую часть из них составляли казахи, уйгуры и дунгане, хотя среди репатриантов были и русские, татары, узбеки и киргизы. Осложнение отношений с КНР в начале 60-х годов прекратило этот процесс и более 1 млн. казахов осталось жить на территории соседнего государства. Только в середине 70-х годов приток населения в Казахстан начинает ослабевать. Это было связано с общей демографической ситуацией в СССР, где резко начала падать доля трудоспособного населения, снизилась рождаемость и увеличилась смертность, что в первую очередь сказалось на западных и центральных регионах страны. В то же время высокая рождаемость у казахов привела к постепенному росту их удельного веса в республике. Так, в 1959г. они составляли 30% населения, в 1970 г. - 32,6%, а в 1979 г. -36%. В то же время начал снижаться удельный вес других национальностей. Так, русские в 1959 г. составляли 42,7% населения республики, в 1970 г. - 42,5%, а в 1979 - 40,8%, украинцы - 8,2%, 7,3% и 6,1% соответственно. Одновременно с притоком населения в Казахстан в 70-х годах начинает набирать темпы и обратная миграция в РСФСР и западные республики, что также сказалось на уменьшении доли европейского населения в Казахстане. Так, в 1970 г. республику покинуло 35 тыс. человек, притом численность уезжающих постоянно росла, достигнув в  1988 г. 95 тыс. человек.

В двадцатые годы ХХ в. миграционная политика носит в основном императивный, и даже карательный характер, обеспечивая высылку за пределы страны идеологически чуждых новой власти элементов, регулируя, наряду с этим, общие процессы иммиграции и эмиграции. В конце 20-х – 30-е годы миграционная политика выступает инструментом реализации программ обеспечения догоняющих темпов народного хозяйства (индустриализация и коллективизация) с применением таких специфических механизмов как принудительная высылка (кулаков, иных социальных групп, объявленных враждебными), использование труда заключенных в народном хозяйстве и т.д. Миграционная политика Советского государства представляет собой синтез нового социально-экономического строя и остро стоящих  проблем, обусловленных последствиями Гражданской войны, Великой Отечественной войны, целины на территории Казахстана. В условиях необходимости разрешения сложившейся миграционной ситуации, Советская власть оказалась неготовой к формированию и реализации адекватных ситуации нормативных правовых актов. Следствием политики Советского государства и важными факторами эмиграции в 1930-е гг. (в Средней Азии и Казахстане) стала коллективизация и вызванный ею голод. Другим направлением репрессий 30-х годов стало незаконное массовое переселение групп населения выделенных по социальному или этническому признаку.