«Миграционная
политика Советской власти»
Миграционная
политика в годы индустриализации
Освоение целинных
земель в Казахстане
Под
миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную
подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по
территории страны (или между государствами), обусловленную,
как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических,
военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями
исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран. По
временному признаку выделяются 1)временная, или возвратная (маятниковая,
сезонная), и 2)постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению
миграционных потоков их делят на внешние
(межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные,
внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны
проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация
(возвращение выехавших на родину).
Миграционные процессы всегда занимали большое место в истории
нашей страны и существенно влияли на ее развитие. С учетом этого очевидно, что
миграция населения - одна из проблем, составляющих предмет исследований многих
наук: истории, этнографии, социологии, демографии, исторической географии,
политической экономии, географии населения и др. Первая
мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения в
значительной мере свели на нет наладившийся было в масштабах страны процесс
организованного переселения, однако переселенческие органы продолжали успешно
работать во время войны и революции, занимаясь устройством беженцев,
распределением на работы военнопленных, поддерживали жизне-способность
заселенных местностей.
«Переселенческое
управление было единственным учреждением в составе бывшего
министерства земледелия, не прервавшим ни на один день своей работы в октябрьско - декабрьские дни 1917 г.» - отмечалось в отчете
о деятельности Пересе-ленческого управления за первый
год Советской власти. Усиление переселенческого движения за Урал с весны 1918
г. обусловливалось еще и тем, что переселенцы стремились прибыть на новое место
жительство к началу весенних полевых работ. Одной из первоочередных задач
Советской власти в области аграрной политики было землеустройство, главным
образом, безземельных крестьян, что в свою очередь осложнялось аграрным
перенаселением в Европейской России.
Кроме того,
в результате мировой, а затем гражданской войны и иностранной интервенции,
многие ранее обрабатываемые поля запустели, большие площади пашни перешли в
перелоги и залежи. Посевная площадь резко сократилась. Организация переселения крестьян на пустующие угодья
была направлена на удовлетворение нужд и запросов той части крестьянства,
которая длительное время не имела возможности улучшить свое положение, стремилась так или иначе овладеть свободными землями. С
учетом этого была развернута работа, способствовавшая быстрейшему завершению
выработки и законодательному закреплению принципов переселенческой политики,
приданию переселению планового характера.
С середины
1920-х гг. переселение проводилось в соответствии с планами развития народного
хозяйства и в свою очередь планировалось по годам, направлениям вселения и
выхода, а также по отраслям хозяйства.
Переселение проводилось на добровольных
началах, при его осуществлении учитывались интересы общества и отдельных
граждан.
В 1920-1930-е
годы Советской властью посредством
переселений решались вопросы малоземелья крестьян, изучались и осваивались
новые районы, планомерно и рационально велось их заселение. Миграции населения
в советский период носили четко выраженный трудовой характер. Ввиду трудового и
организованного характера миграции обустройством мигрантов занимались те
государственные органы и структуры, которые были заинтересованы в притоке
рабочей силы, при непосредственной поддержке государства.
В советский период проводилась довольно четкая миграционная политика, в основе
которой лежали внеэкономические методы регулирования, предусматривавшие
ограничения прописки в крупнейших городах, прикрепление населения к месту
жительства и работы, контроль
за перемещением (за счет жесткой паспортной системы),
насильственное переселение в экстремальных случаях, привлечение населения в
районы нового освоения.
Вся национально-демографическая
политика Советской власти в Казахстане была направлена на все более тесное
привязывание республики к России и по сути дела являлась продолжением
колониальной политики царских времен. Сразу же после окончания гражданской
войны было возобновлено переселенческое движение, узаконенное в 1924 г. Только
в 1925 г. было зарегистрированно более 17,4 тыс.
переселенцев. Плановое переселение крестьян из западных регионов началось в
1929 г., совпав с коллективизацией и притоком в республику сотен тысяч
раскулаченных.
Следующей
исторической вехой, породившей масштабные миграционные потоки, стало создание системы ГУЛАГА (Приказ ОГПУ от 24 апреля
Принудительные миграции (депортации) практиковались в СССР с 1919–1920 по 1952–1953 гг.,
то есть на протяжении трети века или почти половины всей исторической жизни
Советского Союза, навечно закрепив за ним сомнительные лавры мирового лидера в
области депортационных технологий и полученных с их
помощью результатов. Пики интенсивности внутренних депортаций в СССР приходятся
на 1930–1931 и 1941–1942 гг. — периоды, когда СССР фактически находился в
состоянии войны: в первом случае— необъявленной
гражданской войны с собственным крестьянством, во втором — с внешним
агрессором. Всего за рассмотренный период было депортировано около 15 млн.
чел., из них 6 млн. пришлось на внутренние и 9 млн. на внешние
(международные) депортации (из них 5,8млн. на депортации в СССР и 3,2
млн. — депортацию советских граждан за пределы СССР). Впервые в истории
насильственных миграций в СССР они привели к столь ощутимому количественному
сокращению населения оставленных территорий, а порою — к их частичному
(точнее, временному) обезлюдению.
Миграционная
политика в годы индустриализации. Рост темпов промышленного строительства привел к
возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в
то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали
т.н. оргнаборы в охваченных
безработицей западных регионах страны, по которым в республику в 1931 -1940гг.
было привезено 559 тыс. человек. Значительное число рабочих, особенно
малоквалифицированных, составили крестьяне из разоренных коллективизацией
деревень и аулов. Как следствие,
резко упала производительность труда, дисциплина, процветали разгильдяйство,
пьянство, возникали трения между квалифицированными - рабочими-европейцами и
неквалифицированными - казахами. На строительстве Турксиба
в декабре 1928 г. это вылилось в погром казахского населения Сергиополя. На Карсакпайском
заводе процветало хулиганство, пьянство, межнациональные столкновения. На Риддерском заводе рабочих-казахов не пускали жить в одно
общежитие с русскими, при одинаковой квалификации платили меньшую зарплату, не
оказывали им медицинской помощи и т.п. Большой была текучка кадров.
Существовало
и идеологическое подкрепление миграционной политики. В качестве самых общих
ставились цели более равномерного размещения производительных сил, ограничения
роста крупнейших городов, более равномерного развития сети опорных центров
расселения. Усилился приток населения в Казахстан во время индустриализации.
Прирост численности рабочих шел в 1931-1940 гг. в основном за счет трудовых
ресурсов других республик, вербуемых на предприятия Казахстана по т.н.
"оргнабору". Всего за этот период прибыло 504 тыс. человек. В 1940 г.
в Казахстан прибыли еще 24 241 колхозников из Украины и России.
Активная индустриализация экономики Казахстана в 50 -
70-е годы привела к развитию городов и
увеличению доли городского населения (до 52%). Уже к 1970 году имелось 16
городов с населением свыше 100 тыс. чел., в том числе два города – Алма-Ата и
Караганда свыше 500 тыс. жителей (776 и 541 тыс. жителей). Крупные
центры индустрии возникли в районах Центрального Казахстана – Караганда,
Темиртау (179 тыс. жит.), Балхаш (78 тыс.), Джезказган (68 тыс.), на Мангышлаке
– Шевченко (75 тыс.), в Северном Казахстане – Рудный (101 тыс.), Ермак,
Аркалык, Экибастуз; в Южном Казахстане – Каратау, Кентау, Текели. Увеличилось численность населения и в старых
городах: Алма-Ате, Чимкенте (265 тыс. жит.), Семипалатинске
(251 тыс.), Усть-Каменогорске (241 тыс.), Павлодаре (208 тыс.), Джамбуле (205
тыс.), Актюбинске (159 тыс. жит.).
К 1939 г.
казахи в республике превратились в меньшинство. Так, если в 1926 г. они составляли 57,6% населения,
то в 1939г. - 38%. Причиной этому было целенаправленное "размывание"
этнической однородности республики и сближение ее в
этнокультурном отношений с Россией. Эти
тенденции сохранились и в послевоенное время.
Следующий
этап переселенческой политики Москвы был связан с освоением
целинных земель в Казахстане.
Советом Министров СССР и ЦК КПСС был разработан проект переселения в республику
50 тыс. семей, однако эти планы в короткий срок были перевыполнены. Только из
Москвы и Подмосковья в Казахстан прибыло 54 тыс. человек, с Украины - 93 тыс.,
из Белоруссии - более 100 тыс. человек. С 1954 по 1962 года из западных
республик прибыло более 119,5 тыс. семей. Большая часть переселенцев прибывала
в северные области, механический прирост населения в которых составил с 1939 по
1959 год 83%. Население Целино-градской области с 1953
по 1955 год увеличилось в 96 раз, Кустанайской - 26 раз. Всего в 1954-62 годы на целину прибыло около 2 млн. человек.
Одновременно продолжался оргнабор рабочей силы для
промышленных предприятий Казахстана. За 1954-1960 гг. из-за пределов республики
прибыло свыше 300 тыс. человек, а в 1961-1965 гг. "оргнабор" вырос до
500 тыс. человек, большую часть которых составляли выходцы из Украины,
Белоруссии, Литвы. В 1965-1975 гг. в Казахстан прибыло на промышленные объекты
еще 115 тыс. человек.
В 1959-1963
гг. в Казахстан вернулось около 200 тыс. человек из Китая. Это были люди, покинувшие родину в годы гражданской
войны и коллективизации. Большую часть из них составляли казахи, уйгуры и
дунгане, хотя среди репатриантов были и русские, татары, узбеки и киргизы.
Осложнение отношений с КНР в начале 60-х годов прекратило этот процесс и более
1 млн. казахов осталось жить на территории соседнего государства. Только в
середине 70-х годов приток населения в Казахстан начинает ослабевать. Это было
связано с общей демографической ситуацией в СССР, где резко начала падать доля
трудоспособного населения, снизилась рождаемость и увеличилась смертность, что
в первую очередь сказалось на западных и центральных регионах страны. В то же
время высокая рождаемость у казахов привела к постепенному росту их удельного
веса в республике. Так, в 1959г. они составляли 30% населения, в 1970 г. -
32,6%, а в 1979 г. -36%. В то же время начал снижаться удельный вес других
национальностей. Так, русские в 1959 г. составляли 42,7% населения республики,
в 1970 г. - 42,5%, а в 1979 - 40,8%, украинцы - 8,2%, 7,3% и 6,1%
соответственно. Одновременно с притоком населения в Казахстан в 70-х годах
начинает набирать темпы и обратная миграция в РСФСР и западные республики, что
также сказалось на уменьшении доли европейского населения в Казахстане. Так, в
1970 г. республику покинуло 35 тыс. человек, притом численность уезжающих
постоянно росла, достигнув в
1988 г. 95 тыс. человек.
В двадцатые годы ХХ в. миграционная политика носит в основном императивный, и даже
карательный характер, обеспечивая высылку за пределы страны идеологически
чуждых новой власти элементов, регулируя, наряду с этим, общие процессы
иммиграции и эмиграции. В конце 20-х – 30-е годы миграционная политика
выступает инструментом реализации программ обеспечения догоняющих темпов
народного хозяйства (индустриализация и коллективизация) с применением таких
специфических механизмов как принудительная высылка (кулаков, иных социальных
групп, объявленных враждебными), использование труда заключенных в народном
хозяйстве и т.д. Миграционная политика Советского государства представляет
собой синтез нового социально-экономического строя и остро стоящих проблем, обусловленных последствиями
Гражданской войны, Великой Отечественной войны, целины на территории
Казахстана. В условиях необходимости
разрешения сложившейся миграционной ситуации, Советская власть оказалась
неготовой к формированию и реализации адекватных ситуации нормативных правовых
актов. Следствием политики Советского государства и важными факторами эмиграции
в 1930-е гг. (в Средней Азии и Казахстане) стала коллективизация и вызванный ею
голод. Другим направлением репрессий 30-х годов стало незаконное массовое
переселение групп населения выделенных по социальному или этническому признаку.