ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
И ДЕПОРТАЦИЯ
НАРОДОВ
Причины
осуществления
депортации
Депортация
во времена
Великой
Отечественой
Войны
Миграционные
процессы в
период
освоения
целинных и
залежных
земель
В
настоящее
время термин
депортация
является
синонимом
административного
выдворения и
означает вид
административного
наказания,
применяющегося
исключительно
в отношении
иностранных
граждан или лиц
без
гражданства
и
заключающегося
в их
контролируемом
добро-вольном
выезде или
принудительном
выдворении (в
том числе под
конвоем) за
пределы
страны
пребывания.
Причины
осуществления
депортации народов
в СССР в годы
массовых
политических
репрессий
можно
объяснить
политическими
мотивами и
необходимостью
укрепления
так назы-ваемой
лагерной
экономики.
Проводимые
депортации
"объяснялись"
целым
комплексом
причин:
"неблагонадежность",
превентивность
мер,
конфессиональный
фактор,
выступление
против
преобразовательных
мер, участие
в бандформированиях,
принадлежность
к институтам
отжившего
строя
(Прибалтика,
западные
районы Украины
и Белоруссии,
Молдавия и
т.д.). Казахстан
не по воле
его коренных
жителей
превратился
в сталинскую
тюрьму
народов. В 1937
году в Казахстан
были высланы 18526
корейских семей
(приблизительно
свыше 100 тысяч
человек).
Одновременно
с корейским
населением с
южных границ
началось
переселение курдов,
армян и
турок,
иранцев. В 1939-1941
годы
жителями
республики
стали депортированные
поляки
из Западной
Белоруссии и
Западной Украины,
а также из
республик
Прибалтики (102
тысяч
депортированных
поляков). В
довоенный период
в Казахстане
находилось 136947
человек (36350 семей)
депортированных,
которые были
расселены в 6
областях
(Джамбульской,
Южно-Казахстанской,
Кзыл-Ординской,
Восточно-Казахстанской,
Карагандинской
и Северо-Казахстанской),
хозорганизациях
и предприятиях
НКВД. В
республике
был 101
спецпоселок,
из них 2 по
кустпромартелям,
11-сельхозартелям
и 88-
хозорганизациям.
С
началом Великой
Отечественной
войны наступил
новый этап
депортации
народов. Это
были советские
немцы.
Началось их
выселение из
Поволжья,
Грузии,
Азербайджана,
Армении. В 1941
году советские
немцы, как и крымские
татары,
калмыки,
балкарцы,
чеченцы,
ингуши,
карачаевцы
месхетинцы лишались
своей
государственности
и по
подозрению в
наличии
«тысяч и десятков
диверсантов
и шпионов»
высылались на
чужбину,
причем
главной
виной, как
обосновывалось
в Указах
Верховного
Совета СССР, самим
народам
вменялось
недоносительство
о наличии
этих
мифических
шпионов и диверсантов.
Именно с
этого
периода и
начинаются
современные
сложности в
национальном
вопросе, с
которыми
сталкиваются
народы,
насильственно
лишенные
своей
автономии.
Немцы явились
самой
крупной
национальной
группой из
всех
перечисленных
наций, и их
судьба с этого
момента во
многом
разнится с
участью
других народов.
В республике
из
запланированных
к
переселению
472 174 немцев
прибыли в 1941
году в 105 эшелонах
и
переселились
243904 человек. По
данным НКВД,
на начало
Великой
Отечественной
войны всего
состояло на
учете 175831
человек (45620
семей)
спецпереселенцев,
которые были
расселены, за
исключением
Западно-Казахстанской
области, по 10
областям:
Алма-Атинской,
Джамбульской,
Южно-Казахстанской,
Кзыл-Ординской,
Семипалатинской,
Павлодарской,
Восточно-Казахстанской,
Северской,
Карагандинской
и
Акмолинской.
На 1 июля 1943
года в
республику
было
эвакуировано
532506 из западных
районов
страны. В 1943-1944
годы
проведено
насильственное
выселение в
Казахстан 507
тысяч
представителей
народов
Северного
Кавказа и
другие. В ноябре
1944 года
республики
Средней Азии
и Казахстан
приняли
свыше 110 тысяч
человек из 220
населенных
пунктов
Месхетии
(Грузинская
ССР). В 1944 году
началась депортация
турок. Также
был принят
ряд
постановлений
правительства
о депортации греков,
болгар и армян.
Продолжалось
выселение
отдельных
групп населения
от
освобожденной
территории. Помимо
немцев в
конце войны
из
территории Западной
Украины
подверглись
переселению
ОУНовцы
(Организация
украинских
националистов)
и члены их
семей,
«указники»
(по Указу от 2 июня
1948 года об
ответственности
за уклонение
от
общественно-полезного
труда и аналогичному
указу от 23
июня 1951 года).
Таким
образом,
переселение
народов
продолжалось
вплоть до
конца 40-х
годов. В
таком хронологическом
порядке шел
процесс
насильственного
переселения
народов в
Казахстан в
предвоенный
период и в
годы Великой
Отечественной
войны.
Депортация
народов в
Казахстан
проходила в
условиях
карательной
политики
сталинизма.
Выжить
репрессированным
народам в те
тяжелые,
критические
годы помогли
сострадание
и гуманизм
простого
казахского
народа.
Ареалом
наибольшего
сосредоточения
спецпереселенцев
явились
северные и
южные
области
Казахстана.
Численность
спецпереселенцев
на
территории
Казахстана
изменялась,
так как в
связи с
разъединенными
семьями
происходил
миграционный
процесс как
внутри республики,
так и между
республиками.
Наиболее интенсивно
шел обмен с
Узбекистаном
и Киргизией.
Прибывшие
спецпереселенцы
были размещены
в колхозах,
совхозах и на
промышленных
предприятиях.
Жилищно-бытовые
условия
спецпереселенцев
были
тяжелыми.
Если
установленная
норма
жилплощади
предусматривала
3 кв.м. на
человека и
размещение
семей
спецпереселенцев
в отдельных
комнатах,
большинству
были
предоставлены
земли под
индивидуальное
строительство,
а некоторые
из них имели
дома,
построенные
при помощи
хозорганизации,
то в
отдельных
пунктах
расселения
спецпереселенцы
жили по 2-3
семьи в одной
квартире. Что
касается
обеспечения
продовольствием
и
промтоварами,
то оно было
намного хуже,
чем для
других
категорий
населения. В
плачевном
состоянии
находилось и
санитарно-медицинское
обслуживание
спецпереселенцев.
В отдельных
пунктах
расселения
больницы и медпункты
были не
укомплектованы
медперсоналом.
Институт
депортации
народов в том
виде, в каком
он сложился в
бывшем СССР,
с самого начала
был сопряжен с
массовым
нарушением
прав людей. Во-первых,
человек
независимо
от того,
совершил он
или не
совершил
вменяемое
ему деяние,
подвергался
наказанию.
Тем самым
государство
изначально
ставило всех
представителей
депортированных
народов в
юридически
ущербное
положение. Во-вторых,
правовая
ущербность,
незащищенность,
уязвимость
всех
выселенных
сопровождались
новыми
нарушениями
их прав и
свобод. 8
января 1945 года
вышло
Постановление
СНК СССР «О
правовом
положении
спецпереселенцев»,
где спецпереселенцы
формально
определялись
как полноправные
граждане.
Однако,
спецпереселенцы
не имели
права без
разрешения
коменданта
спецкомендатуры
НКВД
отлучаться
за пределы
района
расселения,
обслуживаемого
данной
спецкомендатурой.
Таким
образом,
депортация
целых народов
в годы
Великой
Отечественной
войны способствовала
нагнетанию
социальной и
политической
напряженности
в республике и
создавала
новые
проблемы -
экономические,
хозяйственные,
идеологические,
политические,
межнациональные.
Территория
Казахстана
была определена
сталинским
режимом в
качестве места
«кулацкой
ссылки» для
многих и
многих сотен
тысяч
крестьян из
других
районов страны.
Насильственная
депортация
народов в 30 – 40 –
годы была
фатальной
неизбежностью,
роковой
акцией,
запрограммированной
самой природной
сущностью
новой
общественно
– социальной
формы,
возникшей
еще до
массового переселения
национальных
групп. По
состоянию на
1 января 1950 годы в
ГУЛАГе
содержался 2 561
351 человек (1 416 300 - в
лагерях и 1 145 051 - в
колониях), из
них 578 912 - за контрреволюционные
преступления
(статья 58). В
тюрьмах СССР,
по данным на
декабрь 1948 года
содержался 230 641
подследственный
и осужденный.
По
состоянию на
1 января 1950г. на
спецпоселении,
в ссылке и
высылке
находилось 2 660
040 человек, из
них 988 373 в
Казахской
ССР.
После XX
съезда
партии вышло
несколько
правовых
документов. Процесс
снятия
ограничений
в правах с
представителей
депортированных
народов осуществлялся
не сразу и
полностью, а
постепенно,
с оглядкой,
непоследовательно.
Первоначально
наметились
ее смягчение
и
либерализация,
а затем и
отказ от
отдельных
наиболее
компрометирующих,
антиправовых
ее
проявлений.
Первым в ряду
снимающих
ограничения
в правовом
положении
спецпереселенцев
законодательных
актов было
постановление
Совета
Министров СССР
от 5 июля 1954 года
№ 1439-649 «О снятии
некоторых ограничений
в правовом
положении
спецпереселенцев».
Всего по
вопросу
снятия с
учета спецпоселения
спецпереселенцев
правительством
было принято
более 10
нормативных
документов, и
сам процесс
снятия проходил
в несколько
этапов.
Основополагающую
причину
депортации
народов и
всех
последующих
спецпереселений
следует
искать в
самой
сущности
тоталитарного
режима,
сложившегося
в СССР к концу
20-х гг. и
проявившегося
в полной мере
в 30-40-х годов
Советская
власть,
провозглашенная
новой формой
самого справедливого
и
демократического
государства,
в
действительности
выродилась в
орудие
обеспечения
господства
нового, иерархически
строго
структурированного
чиновно-бюрократического
правящего
класса, увенчиваемого
высшими
партийными
бонзами во
главе с
генеральным
секретарем,
персонифицирующим
тоталитарный
режим
партийной
диктатуры,
режим диктатуры
Сталина. Всего
наказанных
было около 5,5
миллион человек.
После
смерти
Сталина
акции по
депортации народов
были
осуждены как незаконные.
На 1
января 1990 года
было
реабилитировано
807 288 человек,
репрессированных
по решениям
«троек» и особых
совещаний, а
также 31 342
человек,
привлеченных
к
ответственности
решениями
судебных и
прокурорских
органов. В
Казахстане
на 1 мая 1997 года
из ста тысяч
осужденных
судебными
органами
республики в
те годы
реабилитировано
91 868 человек.
Сняты
обвинения с
более чем 60
тысяч так называемых
спецпоселенцев,
которых
система огульно
занесла в
списки
неблагонадежных.
Миграционные
процессы в
период
освоения
целинных и
залежных
земель. В
Казахстане
осваивались
главным
образом
земли в
Кустанайской,
Целиноградской,
Северо-Казахстанской,
Павлодарской
и Кокчетавской
областях.
Посевные
площади в
республике
возросли с 9,7
млн. га в 1953 г. до 34,2
млн. га в 1973 г., а
посевы под
зерновыми
культурами —
соответственно
с 7,02 млн. до 24,7 млн.
га. С 1940 по 1950 г. все
население
республики
увеличилось
на 7,7 %, или в 1,1
раза.
Городское
население
увеличилось на
35,7 % (в 1,4 раза), а
сельское
сократилось
на 4,9 %. В 1954
г. по
сравнению с
предшествующим
1953 г. сельское
население
увеличилось
на 5 %, в 1955 г. по
сравнению с 1954
г. — на 9,1 %. Это
было время
наивысшего
притока
новоселов.
Всего на
первом этапе
массового
освоения
целины (1954—1956 гг.)
в Казахстан
прибыло
более 640 тыс.
человек, что
составило 45,3 %
всего
сельского
населения,
проживающего
в целинном
крае. И если
за 1954—1958 гг.
население
Казахстана
увеличилось
на 24 %, то
в тех
областях, где
осваивались
целинные
земли, — на 40—50 %.
За
десятилетие
с 1954 по 1964 г. в
республику
приехало 578
тыс. только
одних
механизаторов.
В 1954—1955 гг. в
Казахстан
прибыло
более 6 тыс.
агрономов,
зоотехников,
инженеров и
других
специалистов
сельского
хозяйства, а
также около 3
тыс. медицинских
работников и
около 1,5 тыс.
учителей. В
результате
мощных миграционных
процессов
значительно
возрастает
численность
сельского
населения
Казахстана с
немногим
более 4 млн.
человек в начале
50-х гг. до 5,2 млн.
человек по
переписи 1959 г. Всего в
1954-62 годы на
целину прибыло
около 2 млн.
человек.
Только в
середине 70-х
годов приток
населения в
Казахстан
начинает
ослабевать.
Это было
связано с
общей
демографической
ситуацией в
СССР, где
резко начала
падать доля
трудоспособного
населения,
снизилась
рождаемость
и
увеличилась смертность,
что в первую
очередь
сказалось на
западных и
центральных
регионах
страны. В то
же время
высокая
рождаемость
у казахов
привела к
постепенному
росту их
удельного
веса в
республике.
Так, в 1959г. они
составляли 30%
населения, в 1970
г. - 32,6%, а в 1979 г. -36%.
В 1959-1963 гг. в
Казахстан
вернулось
около 200 тыс.
человек из
Китая. Это
были люди,
покинувшие
родину в годы
гражданской
войны и
коллективизации.
Большую
часть из них
составляли
казахи,
уйгуры и дунгане.
Негативные
последствия
освоения целины:
закрытие
газет и
журналов на
казахском языке,
значительно
сократилось
количество казахских
школ,
уменьшился
тираж книг на
казахском
языке,
сократился
объем теле и
радиопередач
на казахском
языке. С
1954 по 1986 год - в
республике
закрыто более
600 школ с
казахским
языком
обучения.
В
принятом 22
сентября 1989
года Законе о
языках в
Казахской
ССР было
введено
понятие «государственный
язык», а
казахскому
языку был
придан
статус
государственного,
за русским
языком был
закреплен
де-юре статус
как «языка
межнационального
общения».
Позднее, поправками
в
Конституции
Республики
Казахстан
определено,
что «наравне
с государственным
официально
применяется
русский язык».
Государственная
языковая
политика страны
реализуется
в
соответствии
с Конституцией
Республики
Казахстан,
Законом «О
языках в
Республике
Казахстан»,
Государственной
программой
функционирования
и развития
языков на 2001-2010
годы,
утвержденной
Указом
Президента
Республики
Казахстан № 550
от 7 февраля 2001
года.
Сущность
языковой
политики
независимого
состоит
следующих
направлений:
развитие
государственного
языка;
сохранение русского
языка, как
языка
межнационального
общения;
поддержка
культуры и
традиций всех
этнических
групп
многонационального
народа
Казахстана. 1
марта 1995 года
была образована
Ассамблея
народа
Казахстана.
Ассамблея стала
центром
организации
работы с 33
диаспорами
народа
Казахстана.
Использованная
литература
1.
Абылхожин
Ж.Б. Очерки
социально-экономической
истории
Казахстана XX
века. –
Алматы, 1997.
2.
Жолдасбаев
С. История
Казахстана.
Учебник для 10
класса
естественно-математического
направления.
– Алматы, 2006.
3.
Койгелдиев
М. К. История
Казахстана.
Учебник для 11
класса
общественно-гуманитарного
направления.
– Алматы, 2007.
4.
Краткий
словарик. –
[Электрон.
ресурс]. – Режим
доступа: http:// sky
dreamer.ucoz.kz.
5.
Нурпеисов
К. История
Казахстана.
Учебник для 11
класса. –
Алматы, 2001.
6.
Нурхаева
А. Е. История
Казахстана:
учебник-тест
для
подготовки к
ЕНТ.– Алматы:
ШЫН-КIТАП.–
2010.
8.
Полян
П.М. Не по своей
воле…
История и
география
принудительных
миграций в
СССР. –
М.: ОГИ:
Мемориал, 2001.
9.
Садыков
М.К.
Депортированные
в Казахстан
народы: время
и судьбы. –
Алматы, 2005.
10.
Татимов
М. Мир
казахов.–
Алматы, 1993.