ЭКОНОМИКА НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

 

Либерализация экономики

Налоговая и бюджетная сфера

Приватизация в Казахстане

Узловые направления трансформации транзитной экономики

Глоссарий

Хронология

 

Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости, необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.

Первый этап (1992-1997 годы)

Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики.

В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно. Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий.

Основные действия Правительства на этапе либерализации экономики заключались в оперативном принятии решений в области:

• отмены государственного регулирования уровня цен по большинству видов продукции и услуг;

• упразднения государственных органов, в функции которых входили планово-распределительные функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов;

• снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров;

• организации банковской системы и таможенной службы;

• привлечения иностранного капитала для наполнения рынка товарами и услугами.

Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики. В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ.

Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:

• сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;

• введение национальной валюты;

• наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;

• вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;

• окончательный отход от принципов административно-командной экономики.

Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР.

 В результате этого кризис перерос в производственно-финансовый. То есть, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году. В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. В период с 1995 по 1997 годы  главным направлением  реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.

Основными направлениями экономических реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали:

• принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан;

• начало реализации стабилизационных программ, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

• разрешение продажи права пользования земельными участками, находившимися в собственности предприятий;

• образование Казначейства Министерства финансов;

• либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, муку, пшеницу и другие крупы;

• образование Таможенного Союза Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана;

• принятие законов: о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.

• подписание соглашения о финансировании строительства нефтепровода Тенгиз-Новороссийск;

• подписание контрактов о передаче ряда крупных нефтегазовых и горно-металлургических предприятий иностранным инвесторам;

• подписание ряда соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для обеспечения стабилизационных и структурно-институциональных реформ;

• проведение пенсионной, жилищно-коммунальной и образовательной реформы.

Налоговая и бюджетная сфера реформировалась в условиях резкого сокращения доходов и необходимости обеспечения расходов, связанных со становлением Казахстана как независимого суверенного государства. Главным достижением периода макроэкономической стабилизации явилось прекращение темпов сокращения производства товаров и услуг, а также снижение инфляции до 117,5% в 1997 году.  Именно в этом периоде закладывалась основа будущих успехов Казахстана в области социально-экономического развития. В этом периоде в основном была начата и завершена работа по обустройству Тенгизского месторождения нефти и газа и строительство экспортного нефтепровода до Новороссийска. Одновременно с этим все крупные металлургические предприятия обрели реальных хозяев, которые вложили соответствующие инвестиции на восстановление добычи и переработки руды и производство черных и цветных металлов, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру.

Второй этап (1998-2005 годы)

В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии. Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета. Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали:

• завершение реализации стабилизационных программ, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

• погашение кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам;

• принятие программ: «борьбы с бедностью», «расцвет Астаны – расцвет Казахстана», «строительства и реконструкции автодорог»;

• принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.

За 1998-2000 годы была проведена большая работа по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом этого стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны. Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году – 9,8%.

Экономика Казахстана в течение 2001-2005 гг. имела стабильно высокие темпы экономического роста, которые в среднем составляли 10,2% в год. Отмечалась высокая инвестиционная активность. Среднегодовой рост добычи нефти и газового конденсата составлял в 2001-2005 гг. 12%. В результате этого, доходы государства стали поступать в полной мере, что создало предпосылки для начала работы по ликвидации задолженности перед населением по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций.

Приватизация в Казахстане

Первый этап (1991-1992 годы) – начало реструктуризации государственной собственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия. На этом этапе приватизация носила инициативный характер: государственные органы принимали решение о приватизации только после подачи коллективом предприятия заявки на приватизацию. Посредством аукционов и конкурсов в течение 1991-1992 годов было приватизировано 4770 объектов, в том числе 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. Объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства составили 60% от общего количества приватизированных предприятий.

Результаты первого этапа приватизации послужили толчком для развития предпринимательства в Казахстане, положили начало формированию в стране частной собственности.

Второй этап (1993-1995 годы) характеризуется созданием единой системы управления и приватизации государственной собственности, осуществлением массовой приватизации, а также приватизации по индивидуальным  проектам и объектов агропромышленного комплекса. Всего за эти два года в рамках малой приватизации, суть которой заключалась в аукционной и конкурсной продаже объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью до 200 человек, было реализовано более 6 000 объектов. Одновременно осуществлялась работа по акционированию государственных предприятий. Это явилось началом массовой приватизации (предприятия с численностью от 200 до 5000 работающих) и приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек). В рамках этих направлений приватизации было реализовано свыше 400 объектов. В рамках приватизации агропромышленного комплекса продано 1967 предприятий, что составило 93% всех объектов АПК.

Третий этап (1996-1998 годы) стал переходом к секторным программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Для каждой из этих отраслей была разработана специальная программа пообъектной приватизации, преимущественно по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти Казахстана и привлечением квалифицированных консультантов. В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участие иностранного капитала в приватизационных процессах, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями подтвердили правильность выбора стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций .

Четвертый этап (1999-2000 годы) характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную. Предоставление Акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности реально способствовало укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов. В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности.

Всего за период 1991-2005 годов осуществлена приватизация 39853 объектов государственной собственности, из них: 3 709 государственных пакетов акций акционерных обществ и 36050 имущественных комплексов, объектов недвижимости, незавершенного строительства и иных объектов. Доходы от приватизации за все эти годы составили 334 млрд. 216 млн. тенге, в том числе 68 млрд. 54 млн. тенге перечислено в Национальный Фонд Республики Казахстан.

Глава государства в Послании народу Казахстана поставил весьма конкретные задачи по реализации антикризисной программы, определил основные принципы и направления по сохранению макроэкономической стабильности, обеспечению социального благополучия граждан и модернизации производства. Предлагаемые в Послании мероприятия позволяют решать вопросы комплексно. Реализация экономических планов, безусловно, в значительной степени будет способствовать решению социальных проблем. Выделение дополнительных финансовых ресурсов на обеспечение занятости, завершение начатых проектов и создание новых. 

 

 


Узловые направления трансформации транзитной экономики Республики Казахстан в 1991-2000 гг.

 

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996-2000

1

2

3

4

5

6

7

Собственность

Завершение про-цессов разделения собственности между постсоветскими странами.

Разделение собствен-

ности на муниципальную и республеканскую. Малая приватизация.

Объявление государственной собственности.

 

Управление государственным правом и разделение права на имущество.

Завершение процессов приватизации и четкое определение контуров государственной собственности, приватизация земельных ресурсов, вторичная приватизация и др.

Управление

Завершение про-цессов разделения органов государственного управления между постсоветскими странами.

Преобразование отраслевых министерств в холдинги.

Оптимизация структуры государственного управления на республиканском и региональном уровнях.

Введение индикатив-

ного планирования валютного регулирования, переход к жесткой финансово-кредитной политике.

Введение среднесрочного прогнозирования и планирования. Конституционное закрепление принципа разделения власти.

Региональная политика. Оптимизация всей системы государственного управления. Усиление контролирующих, координирующих функций государства. Санация и банкротство предприятий, формирование рынка ценных бумаг и др.

Международный

контекст

Разрыв и установление новых экономических связей в рамках СНГ.

Установление двухсторонних отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Вхождение в состав ЕС. Разворачивание процесса привлечения внешней – технической и финансовой помощи.

Вхождение в Центрально-Азиатский союз.

Вступление в Таможенный союз.

Углубление интеграционных процессов в рамках «договора четырех» и СНГ, Центрально-Азиатского региона со странами дальнего зарубежья и др.

Национальные и

институциональ-ные инструменты

Эволюционное расширение экономического суверенитета. Либерализация цен во внешней торговле.

Вступления в международно-финансовые и эконо-

мические союзы. Антимонопольное регулирование. Формирование новой законодательной базы развития экономики.

Введение национальной денежной единицы.

Формирование устойчивого золотовалютного резерва. Формирование фондового рынка. Укрепление основ валютного обмена.

Налоговая реформа, таможенный режим, коллективная промышленная политика, введение института права на управление предприятием.

Завершение процессов институционального регулирования экономики, сбалансированности прямых и косвенных рычагов управления экономикой, активизация стимулирующих факторов инвестиционного роста и др.

(Кажымурат К. Транзитная экономика: теория и практика. Алматы: Саясат, 2001.)

 

Глоссарий

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества, которая дает владельцу право на присвоение части прибыли в форме дивидента.

Инвестиция - долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.

Либерализация экономики – расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы.

Приватизация – полная или частичная передача государством своих прав и функций собственника частным лицам.

Рыночная экономика – наличие в экономике страны различных видов собственности, приоритет частной собственности, свобода индивидуума и предпринимательства.

Предпринимательство – управленческие и организационные навыки, необходимые большинству фирм для того, чтобы производство товаров и услуг приносило им прибыль.

Конкуренция – это соперничество между продавцами и между покупателями при покупке – продаже ресурсов и продукции.

 

 

 


Хронология

10 декабря 1991 г. – Казахская Советская Социалистическая Республика переименована в Республику Казахстан.

16 декабря 1991 г. – принят конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

21 декабря 1991 г. – по инициативе Нурсултана Назарбаева руководители 11 бывших советских республик подписали совместную декларацию, ставшую основополагающим документом нового объединения - Содружества Независимых Государств.

20 июня 19920 г. – открыто первое международное железнодорожное сообщение. Из Алматы в Урумчи (Китай) отправился первый пассажирский поезд.

28 января 1993 г. – принятие первой Конституции суверенного Казахстана.

10 марта 1993 г. – обнародована Национальная программа разгосударствления и приватизации на 1993-1995 гг.

16 июня 1993 г. – создан Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК.

15-20 октября 1993 г. – обмен советских рублей и введение национальной валюты РК - тенге.

25 января 1994 г. – Указ Президента страны «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», в соответствии с которым каждый гражданин или юридическое лицо Казахстана имеет возможность получить земельный участок во временное пользования на срок от 5 до 90 лет.

1 января - началось документирование населения удостоверениями личности и паспортами Республики Казахстан.

Январь 1995 г. –Республика Казахстан, Россия и Белоруссия создают Таможенный союз.

30 августа 1995 г. – путем всенародного голосования принята новая Конституция Республики Казахстан, в которую было внесено 1100 поправок и дополнений.

29 марта 1996 г. – подписание договора между Казахстаном, Россией, Кыргызстаном и Беларусью об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях по формуле «4+N».

10 января 1997 г. – подписано трехстороннее Соглашение о вечной дружбе между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.

19 июня 1997 г. – принят Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства”.

10 октября 1997 г. – Президент Республики Казахстан выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана “Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев”.

10 декабря - создан Общенациональный фонд по поддержке малообеспеченных граждан.

15 января 1998 г. – подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и странами Европейского союза.

28 апреля 1998 г. – Межгосударственный совет Таможенного союза по инициативе Президента РК Н. А. Назарбаева принял заявление «О десяти простых шагах навстречу простым людям».

4 июня 19981 г. – в Алматы прошел «Казахстанский инвестиционный саммит».

6 июля 1998 г. – подписана Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие.

26 февраля 1999 г. – главы государств СНГ подписали договор о Таможенном союзе и Едином Экономическом Пространстве.

26 апреля 2000 г. – в Алматы открылся Евразийский экономический саммит.

6 октября 2000 г. – в Астане в рамках встречи глав правительств стран Таможенного союза создана новая международная организация - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

5 января 2001 г. –  в Алматы состоялся первый саммит глав государств Центрально-Азиатского экономического сообщества (ЦАЭС).

27 марта 2001 г. – началось заполнение нефтепровода КТК, что позволило стране в дальнейшем значительно увеличить экспорт «черного золота».

26 марта 2002 г. –  в Вашингтоне объявлено о присвоении Казахстану статуса страны с рыночной экономикой.

4 июня 2002 г. –  в Алматы состоялось открытие первого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

3 сентября 2002 г. –  Президент РК Н. Назарбаев принял участие в работе саммита ООН по устойчивому развитию, состоявшегося в ЮАР.

5 июля 2003 г. –в Алматы состоялся саммит Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС).

16-19 мая 2007 г. –  государственный визит Президента РК в Китайскую Народную Республику, в рамках которого было подписано Соглашение о строительстве нефтепровода Атасу-Алашанькоу.

17 июня 2006 г. –  в Алматы состоялся Второй саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

17 июля 2006 г. –  Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев принял участие во встрече Глав государств и правительств «Группы восьми» в Санкт-Петербурге. К участию в данном форуме Н. А. Назарбаев был приглашен в качестве председателя Cовета глав СНГ.

1 января 2007 г. –  Год председательствования Казахстана в Шанхайской Организации Сотрудничества.

20 апреля 2007 г. –  глава государства подписал Указ «О мерах по созданию и обеспечению деятельности социально-предпринимательских корпораций «Ертіс», «Оңтүстік» и «Жетісу».

2 февраля 2009 г. –  в «Российской газете» от 2 февраля 2009 года опубликована статья Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Ключи от кризиса», в ней изложены предложения Главы государства по вопросам преодоления мирового экономического кризиса.

1 января 2010 г. –  начался Год председательствования Казахстана в ОБСЕ.

1-2 декабря 2010 г. – в Астане прошел саммит ОБСЕ, ставший триумфом деятельности Президента Казахстана, Лидера нации Нурсултана Назарбаева.