ДЕКАБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ 1986 ГОДА
ВОССТАНИЕ 1989 ГОДА В ГОРОДЕ
ЖАНА УЗЕНЬ
Причины декабрьских событий в
Алма-Ате
Апрельский 1985 г. Пленум ЦК
КПСС взял курс на
ускорение темной социально-экономического развития. XXVII съезд КПСС, который состоялся
в феврале 1986 г., определил направления новой политики. Были рассмотрены вопросы ликвидации в короткий срок тормозящих
факторов в экономике, ускорении научно-технического прогресса, повышении
жизненного уровня населения, введение демократических принципов в политической
сфере, реформировании избирательной системы, повышении политической активности
масс. Курс на ускорение был взят без глубоко осмысленной научной концепции, без
четкой и ясной программы Источник торможения процесса обновления крылся в
существовании прежней командно-административной системы, в самой политической и
экономической системе, когда человеку было невыгодно хорошо трудиться. До
декабря 1986 г. в республике не произошло заметных перемен, отдельные попытки
реформ носили эпизодический характер. Старыми методами ЦК КПСС в один день
решило сменить руководство Казахстана. В десятилетие правления Д. Кунаева в
Казахстане были достигнуты определенные успехи в социально-экономической сфере.
Д. Кунаев считался
одним из верных соратников Л. Брежнева и его судьба решилась в Кремле. По
указанию ЦК КПСС 16 декабря 1986 г. состоялся Пленум ЦК КП Казахстана. На повестке
стоял один вопрос организационный. Пленум длился всего 18 минут. По предложению
представителя Центра на пост первого секретаря вместо Д. Кунаева был избран Г. В.
Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, в
республике человек неизвестный.
Непосредственной
причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением
населения и партийных масс республики со стороны центра, направившего первым
секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен
малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего
самосознания народа».
Глубокие
причины недовольства молодежи уходили своими корнями в
низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки
командно-административной системы.
Особое возмущение вызвало явное противоречие между
традиционно-командными действиями центра и провозглашаемыми демократическими
принципами перестройки. Накопившиеся десятки лет серьезные недостатки в
общественно-социальной и культурной сферах,
обострение национального вопроса породили гнев и возмущение молодёжи
республики.
Характер
и движущие силы движения
• 17
декабря 1986 г. на площади Республики начался митинг. Выступление казахской
молодежи 18 декабря не было националистическим, демонстрация была мирной и
носила политический характер, не призывала к свержению государственного строя. 18 декабря 1986 г. на площадь были введены
войска, против участников митинга применена сила. По приказу правительства был
создан оперативный план «Метель-86», события комментировались как проявление
казахского национализма. В июле 1987 г. такую же оценку событиям дал ЦК КПСС.
На самом деле, события носили
политический мирный характер и не были направлены против других народов, в
том числе русского, на свержение
существующего государственного строя. Действия части демонстрантов
нередко выходили за рамки законного
поведения, неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическим
последствиям гибели людей. Многочисленные нарушения законности были допущены
также в процессе судебно-следственного разбирательства. События в Алма-Ате
привлекли внимание всего мира и стали
началом демократических преобразований в Советском Союзе, стали первым
столкновением двух противоборствующих сил командно-административной системы и
неокрепшей демократии. Но мере укрепления гласности и демократии в республике
был объявлен своеобразный мораторий на декабрьские события. После разгона
мирной демонстрации к участникам были применены карательные меры. Были жертвы. Как символ борьбы за свободу выделялся
молодой демократ Кайрат Рыскулбеков - студент Алматинского
архитектурно-строительного института. Смертный
приговор, вынесенный К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества.
Против этого решения выступили общественные деятели Чехословакии, Польши,
Венгрии, США. В
В результате проведенных исследований
Комиссией установлено: на мирную
демонстрацию 17 декабря 1986 г. в г. Алма-Ате вышла рабочая и учащиеся
казахская молодежь с протестом на существующий государственный режим
дискриминации казахского народа. Демонстрация
была мирная и носила политический характер. Подавление демонстраций продолжалось с 17 по
25 декабря 1986 г. с применением 30 пожарных машин, 17 БТР. 18 декабря 1986 г. в поддержку восстающих в г.
Алма-Ате выступила молодежь во всех областных центрах и во многих крупных
населенных пунктах Казахстана. Численность участников восстания не
установлена. Общая численность сил
охраны порядка, участвовавших в подавлении восстания молодежи в Алма-Ате,
составила 24 тысячи, в том числе 10,5 тыс. дружинников, вооруженных обрезками
кабеля и арматурной стали. Количество
восставших не установлено. В результате подавления восстания силовыми
структурами были задержаны 8500 человек, получили тяжелые телесные повреждения
(в основном черепно-мозговая травма) более 1700 человек, подвергнуты допросам в
прокуратуре 5324, в КГБ - 850 человек,
осуждены приговором судов 99 человек, из них 2 - к высшей мере наказания, 900 человек подвергнуты к административным
мерам наказания (аресты, штрафы), предупреждены 1400 человек, уволены с работы
319 участников восстания, отчислены из учебных заведений 309 студентов ,12
ректоров вузов освобождены от занимаемой должности. Жертвами геноцида пали 174
человека, из них 168 убитых скрыто похоронены в 58 захоронениях на кладбище
"Западное" и других местах.
Восстание в декабре 1986 года объявлено "массовыми беспорядками,
организованными националистически настроенными алкоголиками и
наркоманами".
Однако после настойчивых просьб общественности содержавшиеся в
постановлении ЦК КПСС обвинения в казахском национализме признаны ошибочными.
На
1-м съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) народный депутат,
известный поэт Мухтар Шаханов, первым
потребовал справедливой оценки декабрьских событий и оправдания
несправедливо осужденных участников событий.
По
результатам работы Комиссии, в сентябре 1990 года было принято Постановление
Президиума Верховного Совета КазССР «О выводах и предложения Комиссии по окончательной
оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 декабря
1986 года». В нем отмечалось, что «выступление казахской молодежи в декабре
1986 г. в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило
противоправный характер.
Историческое
значение Декабрьских событий
Декабрьские события были первым выступлением против существующей политической системы на
территории бывшего СССР, открыли путь в стремлении казахского народа к
независимости и стали толчком к экономическим реформам и
социальным преобразованиям,
День 17 декабря
- объявлен Днем демократического обновления.
Восстание 1989
года в городе Жана Узень
В 80-е годы республика по-прежнему была
ориентирована на одностороннюю сырьевую специализацию. Руководством республики
поддерживалась гигантомания в промышленном строительстве. Но в развитии
культуры и социальной сферы сохранялся остаточный принцип распределения. Спад,
начавшийся в народном хозяйстве республики в 1987 году, не был прёодолён и в
последующие годы. Эффективность общественного производства была по-прежнему
низка.
В июне 1989 г. в г. Жана Узень
Мангистауской области произошли крупные народные волнения. …Чтобы понять, надо
знать, что такое Новый Узень (Жана Узень).
Он достаточно типичен для поселений, созданных добывающими ведомствами при
месторождениях. Городу всего двадцать лет. В нем проживает 56 тысяч человек.
Стоит этот город на перекрестье всех ветров в самом центре пустынного
полуострова Мангышлак. Из валютной реки нефтедолларов казахам Мангышлака не
досталось ни капли, ни цента. Все во благо народа вообще, государства в целом.
«…А Миннефтепром наладил в район Нового Узеня десанты
вахтовиков из Баку, Грозного, Махачкалы, российских городов – не надо строить
ни роддомов, ни кладбищ. Прилетят специалисты на крыльях длинного рубля на пару
недель, перебьются в вагончиках – и домой. На подобных принципах рождался
город. Квартиры доставались приезжим. Должности – им. Продукты,вещи, мебель, медицинское
обслуживание – все им. А местным – крохи от щедрот Миннефтепрома. …Крайняя
социальная ожесточенность – вот причина волнений в Новом Узене.
Естественно, что мишенью кризиса оказалось социальное сословие, нажившееся на
бедах простых людей, – торгаши, кооператоры, распорядители дефицита. А среди
них оказалось немало выходцев с Кавказа…» Накопившиеся за многие годы
социальные проблемы заставили население этого города выступить с акцией
протеста. Здесь происходили нарушения при распределении жилья, медленно
продвигалась очередь в детские дошкольные учреждения, нарушения происходили и в
торговле, общественном питании. События,
вызванные социальными проблемами, приобрели характер межнационального
конфликта. Произошло противостояние
между представителями коренного населения и национальностями Кавказа,
проживающими в городе, выполняющими работу вахтовиков. Возникли беспорядки,
конфликт был погашен с помощью правоохранительных органов. Следом за событиями на Мангышлаке усилился сепаратизм
в Кавказском регионе, в Прибалтике, в Западной Украине.
Осенью того же года произошли «бархатные
революции» в странах социалистического содружества. Один за другим в странах
Восточной Европы пал коммунистический режим. Через некоторое время и великая
держава Советский Союз разлетелся на 15 осколков.
ДОКУМЕНТЫ
1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КАЗАХСКОЙ ССР О
ВЫВОДАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ КОМИССИИ ПО ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ,
СВЯЗАННЫХ С СОБЫТИЯМИ В ГОРОДЕ АЛМА-АТЕ 17-18 ДЕКАБРЯ 1986 ГОДА
Рассмотрев материалы комиссии,
заслушав и обсудив сообщение ееcопредседателя, народного депутата СССР тов.
Шаханова М. Ш., Президиум Верховного Совета Казахской ССР отмечает, что выступление казахской
молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в
начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной
протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением населения и
партийных масс республики со стороны центра, направившего первым секретарем ЦК
Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в
республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа.
Неумелые, политически неоправданные действия руководства республики,
паническая оценка демонстрации рабочей и учащейся молодежи против скоротечного
и по сути оскорбительного для достоинства республики решения пленума ЦК
Компартии Казахстана, предпринятые не адекватные ситуации меры по отношению к
демонстрантам, способствовали перерастанию событий в негативные формы. Вместо
того, чтобы с самого начала избрать тактику равноправного диалога, была сделана
ставка на подавление выступления молодежи столицы силой. Руководство этим
процессом взяли на себя представители центра и новый партийный руководитель
республики, отключив практически от принятия решений не только местных
руководителей, но и ее высшие законодательные и исполнительные органы. Узким
кругом лиц из центра решался вопрос о переброске в Алма-Ату спец.частей
внутренних войск из других регионов, о применении силы для подавления
демонстрации.
После упущенного момента для
контакта с демонстрантами, когда обстановка уже обострилась и мирное настроение
молодежи на площади стало сменяться нетерпением и агрессивностью, попытка
диалога переросла уже в прямые оскорбления и хулиганские выходки по отношению к
руководителям республики, вышедшим к микрофонам на трибуне. Стали звучать
противоправные призывы, начались стычки с силами охраны порядка, забрасывание
их камнями, поджоги машин и другие нарушения.
Вооружение рабочих дружинников по
указанию партийных органов палками, металлическими прутьями и обрезками кабеля
придало событиям характер противостояния сторон по национальному признаку. Это
стало одной из серьезных политических ошибок тех дней.
Подавление беспорядков
сопровождалось избиением людей, причем, нередко задержанных без разбора,
применением других жестоких методов, включая использование малых саперных
лопаток и служебных собак, что в последствие лицемерно отрицалось в официальных
версиях освещения декабрьских событий, вызывая недоумение и возмущение их
очевидцев.
Сегодня требуется взвешенный
подход к оценке этих событий с учетом конкретной обстановки тех дней,
неожиданности происшедшего, но это ни в коей мере не оправдывает допущенных
тогда грубых политических просчетов со стороны союзного руководства и
руководства республики, вследствие которых первоначально мирный протест
молодежи г. Алма-Аты привел к драматическим результатам, большому числу
пострадавших среди демонстрантов и сил охраны порядка.
Много нарушений допускалось в
процессе судебно-следственного разбирательства уголовных дел участников
событий, которое проводилось скоропалительно и с выраженным обвинительным
уклоном. Наряду с беспринципностью отдельных следователей и судей, здесь
немалую роль сыграло давление со стороны партийных органов.
Председатель Верховного Совета Казахской ССР Е. АСАНБАЕВ Алма-Ата,
24 сентября 1990 г.
2. Н. А. Назарбаев,
"На пороге XXI века"
...К сожалению, несмотря на все
заявления, платформы, программы, ни в один из периодов советской истории не
было сделано серьезного анализа межнациональных отношений и путей их
разрешения. Когда межнациональные противоречия переросли в конфликты, а конфликты
— в кровавые столкновения, высшее руководство страны, не имея теоретической
базы и практически не понимая ситуацию, в конце 80-х годов избрало силовой путь
решения национальных проблем и окончательно завело страну в тупик. Тогда были
введены войска в Баку, произошли трагические события в Вильнюсе, Тбилиси.
Напомню, что элементы такого силового подхода проявились в Алматы еще в декабре
1986 года, когда было жестко подавлено демократическое волеизъявление молодежи
против диктата Центра. Тогда вся страна понимала лживость заявлений высшего
руководства страны о том, что оно не знает обстановки, а силовые решения
принимаются без его участия. В этих условиях национальный вопрос стал одним из
главных факторов развала СССР.
В суете насыщенного событиями
времени мы еще не оценили в полной мере исторической важности событий декабря
1986 года. Это было первое выступление людей, искренне поверивших в
демократические перемены, поверивших слову М.С. Горбачева. На устах у них был
один простой вопрос: «Почему, даже не поинтересовавшись мнением людей, привезли
руководить республикой человека, который не знал ни Казахстана, ни населяющего
его народа, ни его традиций и культуры?» И ответом на этот простой и
правомерный вопрос было жестокое подавление митинга с беспощадным избиением и
кровью девушек и юношей...
Это было началом агонии
системы. Вильнюс, Тбилиси, Баку — все это было потом.
Декабрьские события 1986 года показали,
насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх
перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в
казарменном режиме. Молодежь от имени своего народа открыто заявила, что больше
не допустит попрания чувства национальной гордости, присущего любой нации.
В казахской истории было немало
драматических и высоких минут, часов и дней. Одна из таких драматически высоких
минут в новейшей национальной истории — три декабрьских дня 1986 года.
И этот первый росток нового
демократического сознания был выдан системой за проявление махрового
национализма. Впоследствии мне неоднократно пришлось убеждать многих, в том
числе и М.С. Горбачева, о снятии обвинения в национализме со всего казахского
народа. Политбюро ЦК КПСС вынуждено было отменить свое собственное решение.
Вне такого, нормального, без
всяких идеологизированных и политизированных наслоений, национального чувства
не может быть уважения и к иной национальной культуре.
Именно по этому поводу один
остроумный мыслитель еще в XIX веке сказал: «Прежде чем стать интернационалистом, нужно иметь
национальное чувство».
Я глубоко убежден, что лишь
при достойном отношении к другой национальной культуре возможен настоящий
гражданский мир. Казахи глубоко освоили русскую культуру, но и богатейшая
казахская культура не должна оставаться тайной за семью печатями для всех
национальностей, проживающих в Казахстане. Казахская литература, язык,
фольклор, музыка — все это неизмеримо обогащает потенциал каждого. Приобщение к одной из наиболее
своеобразных и богатых культур Евразии — казахской культуре - это и знак
уважения к народу, давшему на своей земле приют другим в самые тяжелые годы.
Именно такое уважительное, эволюционное движение навстречу друг другу есть путь
к гармонии в межнациональных отношениях. Альтернатива — это хаос и взаимная
ненависть...
Использованная
литература
1.
Жолдасбаев
С. История Казахстана. Учебник для 10 класса естественно-математического
направления. – Алматы, 2006.
2.
Козыбаев
М. К. История Казахстана. Учебник для 10 класса. – Алматы, 1993.
3.
Койгелдиев
М. К. История Казахстана. Учебник для 11 класса общественно-гуманитарного
направления. – Алматы, 2007.
4.
Краткий
словарик. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://
sky dreamer.ucoz.kz.
5.
Нурпеисов
К. История Казахстана. Учебник для 11 класса. – Алматы, 2001.
6.
Асылбеков
М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней:
в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 5