Политические
партии и
течения в
Казахстане в
начале XX
века
Туркестанская
(Кокандская)
автономия
Начало XX
века в
Казахстане
ознаменовалось
ростом
классового
самосознания
казахского
народа.
Национальное
движение в
казахском
обществе
было
неоднородным,
существовали
его различные
течения,
ядром
которых
стала национальная
интеллигенция. Национальная
идея начала
ХХ века
созревала
под влиянием
трех
факторов. Во-первых,
кризиса всей
системы
жизнеобеспечения
традиционного
общества, что
поставило
под сомнение
дальнейшую
судьбу и
исторические
перспективы
казахского народа.
Во-вторых,
роста
потенциала
либерализма
в России. В-третьих,
расширения
географии и
масштабов
национально-освободительного
движения и
рост классового
самосознания
казахского
народа.
Цель и задачи
казахской
национальной
идеи
приобрели
конкретные
очертания в
годы первой
русской
революции.
Схватки
между
партиями и
общественно-политическими
течениями
метрополии
по вопросам
государственного
строя и
демократии,
стачки и
восстания
против
самодержавия
и социально-экономического
неравенства
заставили
задуматься
как
национальную
интеллигенцию,
так и народные
массы,
служили
призывом к
действию,
стали школой
возмужания.
Значение
тех лет
А.Букейханов
раскрыл следующим
образом: «Вся
степь была
вовлечена в
сферу
политики и
захвачена
потоком
освободительного
движения.
Началась
оживленная
переписка о
нуждах
киргизского
народа. Указ 17
апреля о
веротерпимости
еще более
приподнял
настроение.
Весной 1905 года
с
наступлением
привольной жизни
в степи на
летних
стоянках
начались съезды,
на которых
обсуждались
местные
нужды и нужды
всей
киргизской
народности.
Все больше
степные
ярмарки
этого года
стали ареной киргизских
политических
съездов, где
киргизы
обсуждали и
подписывали
поданные потом
на
Высочайшее
имя петиции.
На этих же съездах
были избраны
делегаты,
уполномоченные
лично подать
эти петиции.
Религиозные
и земельные
вопросы
стояли у
киргиз
впереди вопросов
политической
свободы».
А.Н.Букейханов
вынашивал
планы
создания
национально-демократической
партии,
важную роль в
общественно-политической
жизни он
отводил
печати. Так решено
было
организовать
общенациональную
газету,
которая
стала бы
рупором общенациональной
связи,
возрождения
народа,
осознания
своей роли.
Местом
издания газеты
был выбран
Оренбург.
Газета была
названа
"Казах" (1913-1918
годы), к
работе в
редакции
были
привлечены
выдающиеся
представители
национальной
интеллигенции.
Это поэт,
прозаик
М.Дулатов (1885-1935
годы), его
первое
собрание
стихов "Оян, қазақ"
("Пробудись,
казах") вышел
в 1909 году.
Заголовок
книги стал
манифестом к
национально-угнетенному
народу начала
XX века,
неслучайно
весь ее тираж
был конфискован
царскими
властями.
М.Дулатову принадлежит
роман "Бақытсыз
Жамал"
("Несчастная
Жамал"),
вышедший в 1910
году,
посвященный
тяжкой
судьбе
угнетенной
казахской
женщины. Он
также автор
сборников
стихов
"Азамат" (1913
год), "Терме" (1915
год).
Редактором
газеты "Казах"
стал поэт,
переводчик,
лингвист,
педагог
А.Байтурсынов.
Вместе с
А.Н.Букейхановым
инициатором
созыва
Казахского
съезда в Уральске
и создания
национального
филиала
кадетской
партии был
потомок Абулхаира
Б.Каратаев (1860-1934
годы).
Выразителем
различных
идейно-политических
мнений и течений
среди
национальной
интеллигенции
была уже
названная
газета
"Казах" и
журнал "Айкап"
(1911-1915 годы).
Газета
"Казах" выражала
идеи
либерально-демократического
направления,
вокруг нее
консолидировались
А.Букейханов,
А.Байтурсынов,
М.Дулатов и
другие.
Издателем и
редактором
"Айкап" был
М.Сералин, в
журнале
сотрудничали
Ж.Сейдалин,
Б.Каратаев,
С.М.Торайгыров,
С.Сейфуллин, Б.Майлин.
Объединяло
эти издания
то, что они выражали
общенациональные
идеи,
интересы казахского
народа в
условиях его
колониального
положения.
После
революции 1905-1907
годов в
Казахстане
значительно
активизировалась
переселенческая
политика, что
привело к резкому
обострению
аграрного
вопроса, усилению
колониализма
и уже начало
второго десятилетия
XX века вновь
ознаменовалось
выступлениями
трудящихся
против
национального
и
социального
гнета. В мае 1911
года прошла
забастовка
рабочих акционерного
общества
"Атбасарские
медные
рудники". 1912
год стал
периодом
нового
подъема
демократического
движения:
состоялась
стачка
угольщиков
Байконура,
забастовки и
митинги
прошли в
Семипалатинске,
в Тургайском
уезде, в
Омске,
Оренбурге,
Петропавловске,
Усть-Каменогорске,
на промыслах
Доссора,
Эмбы.
В
годы первой
мировой
войны национально-освободительное
движение казахов
оформляется
в три
течения,
сформировавших
политические
партии. Вокруг
газеты
«Казах»
группируется
наиболее
значительная
часть
патриотически-настроенной
интеллигенции,
выступающей
за автономию
Казахстана и
проведении в
крае
прогрессивных
реформ. Эта
группа позже
оформилась в
партию «Алаш».
Духовенство
и
клерикально-настроенная
интеллигенция
южных
областей
Казахстана, входившие
в состав
туркестанского
генерал-губернаторства,
образовали партии
«Шуро-и-ислами»
и
«Шуро-и-улеми».
Следующее
течение было
порождено
революционными
группировками.
Это течение в
1917 году
оформилось в
партию «Уш жуз -
Казахская
социалистическая
партия»,
которая была
провозглашена
в январе 1918
года
С.Айтпеновым
и К.
Тогусовым.
Весной
1917 года во всех
казахских
областях стали
проходить
съезды, на
которых
обсуждалась
дальнейшая
судьба
Казахстана.
После длительной
подготовки в
июле на
Первом общеказахском
съезде (21-28 июля
1917 года) в
Оренбурге
было принято
решение об
организации
партии,
выработке
программы и
выдвижении
кандидатов в
Учредительное
собрание.
5 октября
1917 года партия
получила
название «Алаш»,
а 21 ноября
того же года
в газете
«Казах» был
опубликован
проект
программы
партии, написанный
А.Букейхановым
и другими
лидерами
национальной
демократической
интелегенции.
Партию
«Алаш»
возглавили –
А.Букейханов,
А.Байтурсынов,
М.Дулатов,
Халел и
Дж.Досмухамедовы,
М.Тынышпаев,
Елдос Омир,
Абдулхамит Жуждыбай,
Магжан
Жумабаев.
Программа
партии,
принятая на
Втором
общеказахском
съезде в
декабре 1917
года ввключала
в себя
требования
национально-территориальной
автономии
Казахстана в
составе
демократической
России,
всеобщего
избирательного
права,
свободы
слова, печати,
союзов,
неприкосновенности
личности,
изменения
аграрной
политики в пользу
казахов. В
этот период
казахская
молодежь
учебных
заведений
Омска,
Оренбурга, Ташкента,
Семипалатинска
образовала
молодежные
организации,
которые
первое время
занимались
культурно-просветительской
деятельностью.
В 1917 году были
созданы
молодежные
организации
«Еркін дала»
(«Свободная
стеть») в Оренбурге,
«Бірлік»
(«Единство»)
в Омске, «Жас қазақ»
(«Молодой
казах») в
Уральске, «Ұміт»
(«Надежда») в
Троицке и
других
городах -
около 20
кружков и
организаций,
которые
распространяли
листовки,
стихи на
злободневные
темы,
устраивали
вечера,
дискуссии и
т.д. Среди
этих
группировок
и кружков с революционной
программой
действий
выступил
организованным
в
Аулие–Атинском
уезде
Тураром
Рыскуловым
«Революционный
союз казахской
молодежи». В
его состав
входила
передовая
казахская интеллигенция,
вышедшая из
средних и
малоимущих
слоев
казахского
населения.
Основная
задача революционного
союза была
борьба с
Временным
правительством,
засилием
кулачества
на местах,
борьба против
волостных,
старшин и
баев,
сторонников
Временного
правительства
и в усилении
агитации и просвещения
среди масс
казахского
населения.
«Шуро-и-ислами»-
это
организация
исламизма и
тюркизма. Причем
исламисты
стояли на
позициях
«чистого
ислама», что
привело к
тому, что
«Шуро-и-ислами»
первоначально
объединяла
эти два
направления.
Но через три
месяца после
своего
образования
в июне 1917 года
от нее
отделилась
организация
«чистого
ислама
«Шуро-и-
улеми».
Улемисты во
главе со
своим
лидером
адвокатом С.Лапиным
стояли на
позициях
«осуществления
законных
прав
мусульман на
самоопределение,
построенных
на чисто
мусульманских
принципах и
началах
шариата».
Партия
«Уш жуз»
Партия «Уш жуз» -
сумела
распространить
свое влияние
главным
образом в
северо-восточных
областях
Казахстана.
ЦК находился
в Омске. Основателем
ее был Мукан
Айтпенов. В
газете
«Революционная
мысль» (Омск) 17
ноября 1917 года
сообщалось:
«Группа
киргиз, не
удовлетворенных
программой
национальной
киргизской
партии
«Алаш»,
организованной
известным
кадетом
Букейхановым,
организовала
особую
социалистическую
партию «Уш
жуз», цель
партии — объединение
тюрко-татарского
племени в России
и требование
федеративного
устройства
Российской
Республики».
Печатным органом
была газета
«Уш жуз». Партия
«Уш жуз» была
политическим
объединением
мелкобуржуазных
демократов.
По мере
поляризации
политических
сил в
Казахстане
«Уш жуз» все более
и более стала
смыкаться с
большевиками
и
противопоставляла
себя партии
«Алаш»,
выступила
против
создания
«Алаш-Орды». Но
деятельность
«Уш жуз»
связана,
прежде всего,
с именем
Колбая
Тогусова.
Этот
политический
деятель
выдвинулся
на арену
общественной
жизни и стал
широко
известен на
исходе 1917 года, хотя
в политику
вошел еще в
период
первой российской
революции 1905-1907
года. В марте 1919
года Кольбай
Тогусов был
расстрелян как
советский
деятель.
Лишившись
лидера, партия
«Уш жуз»
прекратила
свое
существование.
21-28 июля 1917 г. в
Оренбурге
состоялся
Первый
Всеказахский
съезд. На нем
было
рассмотрено
14 вопросов:
·
форма
государственного
управления;
·
автономия
в казахских
областях;
·
земельный
вопрос;
·
народная
милиция;
·
земство;
·
просвещение;
·
суд;
·
религия;
·
женский
вопрос;
· подготовка
в
учредительное
собрание депутатов
из казахских
областей.
На
Всероссийском
мусульманском съезде «Шуро-и-ислами»
было решено
создать
Казахскую
национальную
партию
«Алаш».
Программа
«Алаш» была
составлена
А.Букейхановым,
А. Байтурсыновым,
М. Дулатовым,
И.Гумаровым,
Т.Жаждибаевым.
Она состояла
из десяти
параграфов и
была
опубликована
в газете
«Казах» 21 ноября
1917 года.
В
программе
партии
говорилось о
том, что Россия
должна стать
демократической,
федеративной
республикой.
Субъекты
федерации «автономны
и
управляются
сами собой на
одинаковых
правах и
интересах».
Государственное
устройство
России
должно включать
Учредительное
собрание,
Государственную
думу.
Президента,
Совет
министров. Выборы
органов
государственной
власти должны
быть прямыми,
равными,
тайными.
Автономия
казахов на
принципах
равенства с
другими
народами
федерации.
Провозглашались
демократические
ценности:
равноправие,
неприкосновенность
личности,
свобода
слова, печати
и союзов.
Религия должна
быть
отделена от
государства.
Все народы
равны перед
судом, суд
каждого
народа
должен быть
сообразен
обычаям.
Партия
«Алаш»
ставила
задачи
создания войск
для защиты
народа;
социального
партнерства,
поддержки
неимущих
слоев
населения;
развития
народного
образования;
решения
аграрного
вопроса. Все
это
предполагалось
сделать на
основе
демократических,
гуманных
принципов.
Печатным
органом
партии стала
газета
«Казах»,
выходившая в
Оренбурге до
января 1918 года,
затем ее
сменила
газета
«Сары-Арка»,
также
издавался
журнал
«Абай».
Туркестанская
(Кокандская)
автономия -
Мухториат
26-29
ноября 1917 г. в
Коканде
состоялся IV
Чрезвычайный
Всетуркестанский
съезд. Открыл
съезд
Мустафа
Чокай. Съезд
объявил Туркестан
автономией
(Туркестон
мухториати. –
узб.) в
Федеративной
демократической
Российской
республике.
Установление
форм автономии
Туркестана
было
предоставлено
Учредительному
собранию.
Было
провозглашено
создание
Туркестанской
народной
власти -
Временного
Совета.
Председателем
и министром
внутренних
дел был
избран
М.Тынышпаев.
Позже его
заменил
М.Чокай.
Новое
государственное
образование
называлось
«Туркестони
мухтариат»
(«Туркестанская
автономия»).
Ислам в
автономии
был признан
государственной
религией.
Одновременно
в Ташкенте
съезд
Советов солдатских,
рабочих и
крестьянских
депутатов
объявил
властью в
Туркестанском
крае Совет
народных
комиссаров.
Так в
Туркестане
сложилось
два
руководящих
центра - революционный
и
национально-освободительный.
В январе 1918 г. Ташкентский
Совет решил
ликвидировать
параллельное
мусульманское
правительство.
В феврале
1918 года
Кокандская
автономия
была разгромлена.
Автономия
Алаш
Состоявшийся
5-13 декабря 1917 г. в
Оренбурге
Второй Общеказахский
съезд,
заслушав
доклад
М.Чокая,
оценил
события в Коканде
как
отрицание
демократического
содержания в
национально-освободительном
движении,
расправу с
инакомыслящими,
идеологическую
нетерпимость,
увлечение ультрареволюционными
лозунгами
диктатуры
пролетариата. Съезд
постановил
образовать
территориально-национальную
Казахскую
(Алашскую) автономию;
организовать
правительство
Казахской
автономии в
лице
Временного
Народного
Совета под
названием
«Алаш-Орда».
Оно должно
было сосоять
из 25 членов.
Местом
пребывания
Алаш-Орды
временно
избрать
Семипалатинск.
Председателем
Всеказахкого
Совета Алаш-Орда
был избран
А.Букейханов.
Накануне съезда
на страницах
газеты
«Казах» был
опубликован
проект
программы
партии Алаш.
Партия Алаш
предложила
альтернативный
путь
развития
казахского
народа с
учетом реалий
того времени.
Большевики,
ставшие партией
власти, не
посчитали
возможным
идти на
диалог с
партией Алаш. Перед
правительством
стояли
задачи
формирования
народной
милиции и
народной
казны.
Народная
милиция
необходима
была
для
обеспечения
порядка внутри
Алашской
автономии,
однако она
была
малочисленной
и слабо
вооруженной.
Поэтому и сама военная
политика
нового
государства
носила
оборонительный
характер и
преследовала
главную цель
- защиту от
внешних
посягательств.
Как показали
дальнейшие
события,
милиция оказалась
не способной
выполнить
свою задачу и
правительству
Алаш-Орды
пришлось спешно
организовывать
военные
полки, обратившись
для этого к
российским
офицерами –
инструкторам.
Однако
недолгой была
жизнь этой автономии,
не
признавшей
легитимности
власти
большевиков.
Интеллигенция
России, в том
числе и
казахская, в
большинстве
своем враждебно
встретила
революционный
переворот в
октябре 1917 г.
Установление
Советской власти
в Казахстане
растянулось
на несколько
месяцев - с
конца
октября 1917 г. до
марта 1918 г.
Причем она
устанавливалась
в городах и
населенных
пунктах с
преобладанием
европейского
населения,
как правило,
насильственным
путем.
Подобная
ситуация
сложилась и в
центре Алашской
автономии –
Семипалатинске.
Отказываясь
признать
советскую
власть Алаш-Орда
вынуждена
была
опираться на
реальную
военную силу
в крае -
казачью
армию генерала
А.Н.Дутова.
Официальное
объявление,
сделанное 4
ноября 1918 г.
"Сибирским
правительством"
о своей неспособности
поддерживать
казахскую
автономию,
полностью
изменило ситуацию.
Адмирал
Колчак еще
более
ужесточил
свое отношение
к требованию
националов,
что заставило
их
обратиться к
Советской
власти. Несмотря
на амнистию
алашординцам
в 1919 г., постепенно
начались на
них гонения:
они
изолировались
от
общественной,
политической
жизни,
подвергались
нападкам,
репрессиям
со стороны
Советской
власти. В
конце 1928 г. по
ложному
обвинению
были
арестованы 44
так
называемых
«буржуазных
националиста»,
а в сентябре
– октябре 1930 г. –
еще около 40
человек, 15 из
них вскоре
были сосланы
в Центрально-Черноземную
область. В 1937-1938 гг.
НКВД
фабриковал
новое дело,
объединившее
практически
все группы
казахской
интеллигенции
– имевшей
отношение к политической
жизни
региона до 1917 г.
и в годы революции,
Гражданской
войны, а
также в 20-30-е
годы,
научной,
художественной,
педагогической,
инженерно-технической
и т.д.
Масштабность
репрессий
должна была
подтверждаться
«неопровержимыми
доказательствами»
широты,
активности и
не
подлежащей
сомнению серьезной
опасности их
действий. 28
февраля 1958 г.
М.Тынышпаев,
Д.Досмухамедов
и
Х.Досмухамедов
и некоторые
другие
алашординцы
были реабилитированы
определением
Специальной
комиссии по
уголовным
делам
Верховного
суда
Казахской
ССР, которая
отменила
также и первый
приговор,
вынесенный
им 20 апреля 1932 г.
тройкой при
Полномочном
Представительстве
ОГПУ в
Казахстане.
Таким
образом,
анализ
общественно-политической
деятельности
казахской
интеллигенции
накануне
революции и в
годы гражданской
войны
показал ее
ярко выраженный
антиколониальный
характер,
направленный
на
национальное
освобождение
и всестороннее
развитие
казахского
народа в
новых
общественно-политических
условиях.
Звездный
час
национальной
идеи
«Казахская
автономия»
пробил 16
декабря 1991
года. «В начале
ХХ века
задачу
выработки
казахской
национальной
идеи взяла на
себя
духовно-интеллектуальная
элита, —
подчеркивается
в книге Н. Назарбаева
«В потоке
истории». —
Трагической
оказалась и
личная
судьба
великих казахов-государственников
начала
столетия. Но
уроки национального
мужества и
интеллектуальной
зрелости не
забыты».
1905 – 1907 гг. –
Первая
Русская
революция в
Казахстане.
9 января 1905
года –
«кровавое
воскресенье»
в России
стало поводом
к началу
революционного
брожения в
Казахстане;
октябрь 1905
года –
казахская
интеллигенция
выступила с
разоблачением
Манифеста
царя 17
октября 1905 года;
ноябрь 1905
года –
солдаты
Жаркента
поддержали
народные выступления;
декабрь
1905 года –
забастовка
на Успенском
руднике,
создан «Русско-Киргизский
союз рабочих»
под
руководством
Топорнина и
Байчигирова;
весна 1906
года –
подъём
крестьянского
движения;
1912 год –
период
нового
революционного
подъёма.
Первая
мировая
война и
революционное
движение в
Казахстане
I
мировая
война – 1
августа 1914
года – 11 ноября
1918 года;
25 июня 1916
года – царь
издаёт указ о
реквизиции
инородцев Средней
Азии и
Казахстана,
набору
подлежало 500
тысяч
джигитов в
возрасте от 19
до 43 лет, который
стал поводом
к началу
национально-освободительного
движения 1916
года;
23 августа
1916 года -
секретный
приказ
генерал-губернатора
Куропаткина
освобождал
от набора в
армию: должностных
лиц,
мусульманское
духовенство,
полицейские
чины из
туземцев,
счетоводов и
бухгалтеров;
1-3
декабря 1916
года – на
заседании IV
Государственной
Думы Керенский
А.Ф. выступил
с осуждением
карательных
действий
царизма;
27 февраля
1917 года – в
России
свершилась
февральская
буржуазно-демократическая
революция;
сложилось
двоевластие;
март-апрель
1917 года – в
Казахстане
создаются
Советы
рабочих депутатов
и органы
Временного
правительства;
7 марта 1917
года – на
совместном
заседании
Петроградского
Совета
депутатов и
членов
Государственной
Думы
выступил
А.Джангильдин
о действиях
карателей в
Тургайской области;
в
апреле-мае
1917года –
Временное
правительство
возвращает
на родину 150
тысяч
«реквизированных»;
в июле
1917года – в
Верном
«реквизированные»
создали «Союз
чернорабочих»
под
руководством
Бабаева;
21-26 июля 1917
года –
Общеказахский
съезд
образовал
партию «Алаш»;
17-20
сентября 1917
года –
создана
партия
«Иттифок-и-муслимин»,
которая выдвинула
идею
территориальной
автономии в
составе
России;
1917 г. Февральская
и
Октябрьская
революции в
России;
1917 г., 21-28 июля
Всеказахский
курултай,
положивший
начало
созданию
национально-демократической
партии
“Алаш”;
1917 г., 21
ноября В
киргизской
газете
“Казах”
опубликована
программа
партии
“Алаш”;
1917 г., 5-13
декабря Всеказахский
курултай:
образование
Центрального
комитета
партии
“Алаш” и
формирование
правительства
“Алаш-Орды”;
1918 г., 30
апреля Образование
Туркестанской
Советской
Федеративной
Республики;
1919 г., 10 июля Образование
Революционного
комитета по управлению
Киргизским
краем
(Кирревком);
В 1917 году - в
Мерке
Т.Рыскулов
образовал
«Революционный
союз
Казахской
молодёжи»; В
Акмолинске С.Сейфуллин
создал
организацию
«Жас казах»;
октябрь
1917 года – в
России
победила
социалистическая
революция;
октябрь
1917 – март 1918 гг. –
установление
советской
власти в
Казахстане;
1 ноября 1917
года -
Советская
власть
установлена
в ходе
вооружённой
борьбы в
Ташкенте;
2 декабря
1917 года -
Советская
власть
установлена
в Букеевской
Орде;
18 января 1918
года -
Советская
власть
установлена
в Оренбурге;
в марте 1918
года
-
Советская
власть
установлена
в
Семиреченской
области;
весной 1918
года
- Лениным
изданы
декреты о
национализации
крупной
промышленности.
Первые
автономии
22 ноября 1917
года – в
Коканде на IV
Чрезвычайном
Всетуркестанском
съезде была
создана
Туркестанская
Автономия, её
первым
президентом
был избран
М.Шокай;
5-13 декабря
1917 года – в
Оренбурге
Общеказахский
съезд постановил
образовать
Автономию
Киргиз-Казахских
областей
Алаш,
образовано
правительство
«Алаш-Орда»,
Председателем
автономии избран
А.Букейханов,
столицей
стал г. Семипалатинск.
Реформа –
преобразование;
В
ходе
восстания 1916
года в
казахской
степи были
восстановлены
должности:
Елбегi –
глава
администрации;
Жасакшы –
судейская
коллегия;
Казнашы –
казначейство;
Сардарбек –
командующий
повстанческой
армией;
Кенес –
Военный
совет;
Стратегия
царизма «выжженной
земли» -
«очищение»
наиболее
благоприятных
районов
Казахстана
и Киргизии
для дальнейшей
колонизации
края;
Национализация –
огосударствление
собственности.
Казахстан
в годы
иностранной
интервенции
и
гражданской войны
(1918 – 1920 гг.)
май 1918
года –
мятеж
чехословацкого
корпуса;
январь 1919
года –
освобождение
Оренбурга и
Уральска от
белоказаков;
июнь
1918-октябрь 1919 гг. –
партизанская
Черкасская
оборона в
Северном
Семиречье;
январь 1919
года –
введена
продразвёрстка;
осень 1919
года –
освобождены
Петропавловск,
Акмолинск;
5 января 1920
года – взят
Гурьев,
ликвидирован
Туркестанский
фронт;
март 1920
года –
ликвидирован
Семиреческий
фронт;
июнь 1920
года –
антисоветский
мятеж в
Верном;
10 июля 1919
года –
создан
Революционный
комитет по
управлению
Киргизским
(Казахским)
краем
(Казревком),
во главе с
С.Пестковским
.
Образование
Казахской
АССР
26 августа
1920 года –
Советское
правительство
издало
декрет «Об
образовании
Автономной
Киргизской
(Казахской)
Советской
социалистической
республики»
в составе
РСФСР;
4 октября
1920 года -
в Оренбурге
состоялся
Учредительный
съезд
Советов
КазАССР,
председателем
ЦИК был
избран
Мендешев,
председателем
СНК был
избран
В.Радус-Зенькович,
«Декларация
прав
трудящихся
КАССР»
закрепила
образование
автономии,
права и
обязанности
граждан,
земельную
политику,
избирательную
систему;
апрель 1925
года -
V
Всекахстанский
съезд
Советов принял
решение
именовать
народ –
«киргиз-казахами»
9 февраля
1936 года -
постановлением
ЦИК КАССР
принято решение
называть:
«казахи»,
«Казахстан»;
в
декабре 1936
года -
Казахская
АССР
преобразована
в Казахскую
ССР
в марте 1937
года -
принята
Конституция
Казахской
ССР.
Города -
столицы
Казахстана
19
сентября 1919
года –
принято
решение о
присоединении
Оренбурга к
Казахстану;
1920 – 1924 гг. -
столица - город
Оренбург;
1924 – 1929 гг. -
столица - город
Кызыл-Орда;
1929 – 1995 гг. -
столица -
город
Алма-Ата;
осень 1995
года -
перенос
столицы из
Алма-Аты в
Акмолу;
июнь 1998
год
-
торжественная
презентация
Астаны.