Политические партии и течения в Казахстане в XX веке

Февральская революция

Туркестанская социалистическая партия «Ерк»

На основе пробуждения национального самосознания происходила консолидация тюркских народов. На рубеже веков рост национального сознания во многом был обусловлен влиянием двух идей - просветительства и религии, получившие свое окончательное оформление в джадидизме.  Единство целей и методов ее достижения способствовали объединению настроенных "по-западному" казахских националов и мусульманского движения в рассматриваемый период времени. Активизация политической жизни в казахской степи в рассматриваемый период выявила в ней три главных направления: одна - религиозная, проводимая татарскими или туркестанскими муллами, другая - западная, возглавляемая коренной интеллигенцией, и, наконец, третья - самая слабая, пытавшаяся направить молодых в русло движения русских социалистов. Первая попытка создать филиал партии "Народная свобода" была предпринята в 1905 г. в г. Уральске на съезде представителей пяти областей Степного края. Его организаторами были А. Букейханов, Б. Каратаев, Т. Бердиев, М. Бахытгиреев, Х. Досмухамедов, Н. Айтмухамедов и другие. В июле 1906 г. такое же совещание состоялось в Семипалатинске, на котором выступил А. Букейханов. Он познакомил участников с программой партии "Народная свобода". Об этой партии на совещании выступили Ш. Кудайбердиев и другие. Однако, по признанию А. Букейханова, даже в 1910 г. в массе киргизского населения политические партии находились "еще в зачаточном состоянии". Не имевшая социальной опоры Казахская конституционно-демократическая партия тогда была обречена на неудачу, но публикация ее программы в газете "Фикер", с изложением общенациональных, общедемократических требований имела важное  значение для развития национально-освободительного движения и выявила существенные отличия взглядов национальных кадетов от официальной программы всероссийской партии. Будучи одним из сторонников организации филиала кадетской партии в Казахстане, являясь членом ЦК партии, А. Букейханов, по всей вероятности, осознавал ее политическую сущность, что и сказалось в его последующих действиях.

 В 1914 г. семипалатинские казахи избрали А. Букейханова своим представителем на "мусульманский съезд", проходивший в том же году в Москве и собравший 35 депутатов от мусульманских народов России.

Февральская революция, по мнению А. Байтурсынова, была правильно понята и с радостью встречена "киргизами потому, что, во-первых, освободила их от гнета и насилия царской администрации, и, во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту - управляться самостоятельно". Надежду на реализацию главной цели - политического самоопределения в рамках Российской федерации - они связывали с провозглашенной Временным правительством программой, с идеей Учредительного собрания. Временное правительство считало самоуправление в рамках культурно-национального развития основой буржуазной государственности. Лидеры же национальной интеллигенции отстаивали идею национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики. Свидетельством тому могут служить решения областных и всеказахских съездов в 1917 г. В этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска и других образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная спеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас қазақ» («Молодой казах») в Уральске, «Ұміт» («Надежда») в Троицке и других городах - около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т.д.  Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие – Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахского населения. Основная задача революционного союза была борьба с Временным правительством, засилием кулачества на местах, борьба против волостных, старшин и баев, сторонников Временного правительства и в усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения. Март 1917 года был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников. Городских рабочих и других слоев трудящихся. Работой местных социал-демократов руководили большевики Ташкента, Оренбурга и Омска. Организации РСДРП в Перовске, Казалинске, Актюбинске, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте и других городах и железнодорожных станциях Казахстана были объедененными: в них состояли как большевики, так и меньшевики. Омск той поры был столицей Казахстана, центром бурных политических событий. Сакен Сейфулин становится одним из активных членов студенческой организации казахской революционной молодежи «Бирлик» («Единство»). В 1917 году после Февральской революции С.Сейфулин переехал в Акмолинск, написал стихи "Мы спешно собирались в поход", "Смелее джигиты", которые звали народ на борьбу, вместе с единомышленниками создавал организацию "Жас Казак" (Молодой казах).  «Жас казах» организовал выпуск своего журнала «Айна» («Зеркало») и газету «Тиршилик» («Жизнь»), которые защищали интересы беднейших слоев населения. Авторами публикаций были С.Сейфуллин, А.Асылбеков и другие. В декабре 1917 года Сакен был избран членом Акмолинского Совдепа назначен комиссаром просвещения. Его пьеса "Путь к счастью" сыграла важную роль в революционной агитации среди казахов. Он руководил молодежной организацией «Жас казах» и по просьбе его членов написал первую революционную казахскую песню – «Марсельезу казахской молодежи».

В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат и казахов-тыловиков объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию», в Петропавловске организовали Союз молодых извозчиков.

Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии. Отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Некоторые сведения о судьбе тюркских народов и их государственности можно получить, изучая историю и программные документы «Тюркской партии федералистов», известной в истории как партия муссаватистов Азербайджана. «Тюркская партия федералистов, — написано в ее программе, — как партия демократическая и опирающаяся на трудовую массу, стремится защищать экономические классовые интересы тюркской трудовой массы и национально-культурные интересы всех тюркских и других народностей, исповедующих ислам в России». Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама  «Шуро – и – Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

Теперь о партии «Үш жұз». Осенью 1917 года в Казахстане возникла еще одна национально-политическая организация - партия "Уш-Жуз", Казахская социалистическая партия. В газете "Революционная мысль" (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: "Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии "Алаш", организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию "Уш-Жуз", цель партии - объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики". Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем и  председателем ЦК партии был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. Печатным органом была газета "Уш-Жуз". Партия "Уш-Жуз" была политическим объединением мелкобуржуазных демократов. Казахская социалистическая партия «Уш-жуз» ориентировалась на эсеров. Она поддерживала идею союза мусульманских народов Поволжья, Казахстана, Урала, Кавказа и Средней Азии, требовала перераспределения земли среди казахов, выступала против земств и призывала сохранить «справедливые законы» шариата. Среди казахов единственным политическим оппонентом Алаш орды была партия Уш Жуз, цели которой, мало чем отличались от целей партии Алаш, но Уш Жуз быстро вошла в число союзников русских (и русскоязычных) большевиков, и выдвинула своих кандидатов в Учредительное Собрание в декабре 1917 года. Одним из этих кандидатов был Сакен Сейфуллин. Газета Сары-Арка опубликовала результаты этих выборов. В Петропавловском уезде за Алаш проголосовало 26 814 голосов, за Уш Жуз только 36. В Семипалатинском уезде Алаш получила 58 300, а Уш Жуз - только 1. В Омском уезде результаты были похожими - 16200 за Алаш, и 300 - за Уш Жуз. ...После провала на выборах партия Уш Жуз провозгласила, что она принимает большевистскую программу. Она призвала казахов отвергнуть требование Алаш об автономии, не давать молодых людей в создаваемую Алаш милицию, не давать ни им копейки денег.

 Во время гражданской войны в марте 1919 года был казнен, как советский деятель К. Тогусов, также были арестованы и казнены другие лидеры "Уш-Жуз". Партия прекратила свое существование.

Туркестанская социалистическая партия «Ерк». Образована весной 1919 г. Инициатором ее создания были казах Жанузаков, башкир Валидов, узбек Арипов. Окончательное оформление и становление партии продолжалось вплоть до 1926 года. Особенность данной партии заключается в том , что в ее программе поднимаются проблемы не одного, а нескольких народов и национальностей. То есть ее руководители вышли за рамки узко национальных интересов и сумели поднять, поставить, согласовывать межнациональные, общенародные интересы.

Проходивший 21-28 июня 1917 г. в Оренбурге I-й Всеказахский съезд, высказался за автономию Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а так же признал необходимость создания отдельной политической партии. Название партии "Алаш" было предложено делегатом этого съезда от Уральской области юристом Жаханшой Досмухамедовым, которое было всеми поддержано. Газета "Казах" стала печатным органом партии. Как отмечалось выше, на съезде А. Букейханов объявил о своем решении выйти из партии кадетов, оказавшейся неспособной выразить и защитить интересы "инородцев". 21 ноября 1917 г. газета "Казах" напечатала проект программы партии, составленной А. Букейхановым, А. Байтур-сыновым, М. Дулатовым и др.  Проект программы представляет собой попытку, исходя из социально-политических и экономических  реалий казахского общества определить оптимальный вариант его эволюции в сложившихся обстоятельствах. В проекте нашли свое выражение вековые чаяния казахского народа, то, что обеспечило достаточно широкую социальную базу движения на данном этапе. Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в крае большей частью принадлежало единственно организованной партии Алаш, социально-политический статус которой можно определить как национально-демократический. Придя к власти, партия большевиков провозгласила принцип равноправия и самоопределения наций. На практике же она отказывала бывшим колониальным народам империи в праве самим определять свою судьбу, объясняя это отсутствием в крае национального пролетариата. Красноречивым свидетельством этой политики служит отношение большевиков к Кокандской республике, а также правительству Алаш-Орды.

Однако 8 января 1918 г. большевики разогнали Учредительное собрание, в то же самое время Ташкентский совет направил в Коканд карательную экспедицию, в составе которой были красногвардейские части, пробольшевистски настроенные солдаты городского гарнизона. Отказываясь признать советскую власть Алаш-Орда  вынуждена была опираться на реальную военную силу в крае - казачью армию генерала А.Н. Дутова. Официальное объявление, сделанное 4 ноября 1918 г. "Сибирским правительством" о своей неспособности поддерживать казахскую автономию, полностью изменило ситуацию. Адмирал Колчак еще более ужесточил свое отношение к требованию националов, что заставило их обратиться к Советской власти. Несмотря на амнистию алашординцам в 1919 г., постепенно начались на них гонения: они изолировались от общественной, политической жизни, подвергались нападкам, репрессиям со стороны Советской власти.