Материальная культура казахов.

 

         Казахское жилище. Юрта.  Жилище казахского народа юрта (кииз уй)  является  замечательным памятником материальной культуры народа.  Юрта  это - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она была очень удобна для кочевого передвижения. В юрте казахи жили круглый год: и летом, и зимой. Зимой она покрывалась дополни­тельным слоем войлока, и в ней было  тепло, удобно и уютно. Летом в юрте было прохладно  и просторно, что помогало быстро отдохнуть уставшему со знойной дороги человеку. Размер юрты зависел от ко­личества крыльев – қанат. Cуществовали  4-канатные, 6-канатные, 8-канатные, 12-канатные жилища. Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв. м. По степени богатства и убранства юрты назывались: ак орда, хан орда, караша уй, лашык, абылайша, уранкай, жолым уй. Юрты богатых людей издалека привлекали  внимание своими размерами и красотой убранства, они украшались белым войлоком, различными узорами. Юрты бедняков в большинстве своем располага­лись  на отдельном расстоянии от жилища бая.

         Юрта состоит из "кереге" (деревянная решетка) - остова, сферического купола - "шанырақ" и  радиально расположенных жердей - "уық". Кереге называют круговую решетчатую стену юрты.  Уыки соединяли кереге и шанырак.

Шанырак - самая верхняя часть юрты; он, как обруч, скрепляет всю кон­струкцию. Это самая высокая часть служила навершием юрты. У казахов шанырак считался священным. С этим связано много поверий. Например, когда молодые создавали семью, то частым пожеланием им  были слова: «Пусть будет прочным ваш шанырак!», «Пусть ваш шанырак будет на высоте!» (в смысле: семья).

         Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имел форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Внешняя часть юрты - это различные войлоки, которыми её покрывали - туырлык, узик, тундик. Они были нужны для того, чтобы не пропускать слишком много света в жилище, предохраняли от  дождевых и снеговых осад­ков, сохраняли внутри юрты  особый микроклимат.

           Центр юрты - "ошақ" служил местом приготовления  пищи и обогрева в холодное время.  Вокруг очага юрты собиралась семья и гости. Напротив входа находилось почетное место юрты для гостей и заслуженных людей - она называется - "төр".    Пространство у двери (по­рог юрты) на­зывается,  босага. Это место также было почитаемым, считалось священным. Казахи часто говорили своим детям: «Не топчи порог, а то придет несчастье».    Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от порога юрты - босага, стояла кровать хозяев дома. Эта часть юрты  отделяется  занавеской - "шымылдық". Благоустройство юрты, ее сборка и разборка тре­бовали умения и большой сноровки.

     Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, необходимых в хозяйстве,  изделий из войлока, циновок и ковров. Коврами из войлока хозяйки украшали внутреннее помещение юрты.  Казахские женщины умели изготавливать различные  виды ковров, из которых можно выделить две большие группы – безворсовые ковры - "тақыр кілем" и вор­совые - "тұкті кілем". Богатые войлочные настенные ковры, орнамен­тированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались "тускіиз". Текемет - напольный войлочный ковер с вваленным расплывчатым узором голубого, золотисто-желтого, красного, а также натуральных цветов шерсти.  Сырмак- напольный узорчатый казахский ковер, изготовленный в так называемой технике мозаики из отдельных кусков войлока разных цветов (обычно чёрного белого).

         Утварь и посуда хранились в подвесных сумках - "аяқ, қап" или войлочных коробках - "шабадан". Использовали так же  ковровые сумки - "қоржын», которые состояли  из двух равных карманов и соединялись переметной частью.

         Домашнюю мебель состав­ляли кебеже, абдыра, жастык агащ, тосек агаш (ле­жанки). Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки - "сандык,". Все деревянные предметы в юрте : подставки - "жук аяк,", коробы для продуктов - "кебеже", вешалки украшались художественной резьбой и были очень красивы и удобны в применении.  Из кожи и дерева умельцы изготовляли саба, торсык, кели, куби и другие предметы домашнего обихода.

          Казахская национальная одежда различалась  в зависимости от возраста человека.  Если молодежь носила богато орнаментированную одежду красного или зеленого цветов, то взрослые и пожилые люди носили   более скромную, с малым количеством узоров, черного или синего цветов. Для торжеств шились празднич­ные одежды из дорогого материала с красивым ор­наментом. Одежда изготовлялась из сукна, шерс­тяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая.

К казахской национальной одежде относятся: такия, саукеле, орамал, кимешек и др.  Саукеле - свадебный головной убор невесты. Де­вушка шила его перед отъездом в дом жениха. Это очень дорогой предмет, который украшался полудрагоценными камнями, золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, различными подвесками. После рождения первого ребенка молодая жен­щина надевала головной убор из белой ткани - "кимешек"'. Женщины носили  также летние легкие шапочки из бархата или парчи, которые  назывались  'тақия" и украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

         Тон – так называлась верхняя одежда, которую шили из овчи­ны, по сути это очень теплая и удобная зимняя шуба. Тон бывает двух видов: каптама и камзолша. Каптама, длинную до пят шубу, носили в самые лютые морозы, а камзолша одевали в более теплые дни, т.к. она имела короткий подол. Шекпен - тулуп с подкладкой из верблюжьего или овечьего меха, или шерстяной плащ (шедем шекпен). Верблюжий шекпен одевали богатые, знатные казахи. Разновидностей шапана было много: сырмалы шапан, каптал шапан, кималы шапан и т.д. Казахи дорогому гостю всегда дарили шапан. Этот обычай сохранился до наших дней.

         Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - "белдік".  Пояса из кожи украшались тис­нением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудра­гоценными камнями, резными костяными пластинами и были очень красивы. Такие наборные пояса назывались "Kice", они являлись настоящим произведением искусства. Женские пояса были более широкими и нарядными,  шились они  в основном из шелка и бархата.

     Казахские ремесленные изделия.    Издавна каза­хские ремесленники изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения.  Ма­стера делали для девушек такие украшения, как сырга (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (коль­ца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье), каптырма (застежки), шашбау (заколки для волос). При изготовлении женских украшений казахские мастера применяли различные ювелирные  техники. Они использовали  литье и гравировку, чеканку и штамповку, филигрань, чернение, зернь, технику эмали. Все это говорит нам о высоком искусстве казахских мастеров-ювелиров.

     Для мужчин делали седла и принадлежности для верхо­вой езды, а также различные виды оружия: айбалта (секира), кылыш (сабля), канжар (кинжал), дулыга (шлем), семсер (меч). Обычно казахи при рождении детей делали специальные седла, которые дарили  по достижении возраста, в котором ребенок мог осед­лать коня. Это означало вступление мальчика в со­вершеннолетие. Изделия, вышедшие из рук знаме­нитых мастеров, высоко ценились в степи и пользовались ог­ромным спросом.