Материальная культура казахов.
Казахское жилище. Юрта. Жилище казахского народа юрта (кииз
уй) является замечательным памятником материальной культуры
народа. Юрта это - разборное
жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она
была очень удобна для кочевого передвижения. В юрте казахи жили круглый год: и
летом, и зимой. Зимой она покрывалась дополнительным слоем войлока, и в ней
было тепло, удобно и уютно. Летом в юрте
было прохладно и просторно, что помогало
быстро отдохнуть уставшему со знойной дороги человеку. Размер
юрты зависел от количества крыльев – қанат. Cуществовали 4-канатные, 6-канатные, 8-канатные, 12-канатные
жилища. Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-
Юрта состоит из "кереге"
(деревянная решетка) - остова, сферического купола - "шанырақ" и радиально расположенных жердей - "уық".
Кереге называют круговую решетчатую
стену юрты. Уыки соединяли кереге и шанырак.
Шанырак -
самая верхняя часть юрты; он, как обруч, скрепляет всю конструкцию. Это самая
высокая часть служила навершием юрты. У казахов шанырак считался священным. С этим связано много поверий. Например,
когда молодые создавали семью, то частым пожеланием им были слова: «Пусть будет прочным ваш шанырак!», «Пусть ваш шанырак
будет на высоте!» (в смысле: семья).
Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имел
форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Внешняя часть юрты - это различные войлоки, которыми
её покрывали - туырлык, узик, тундик. Они были нужны для того, чтобы не пропускать
слишком много света в жилище, предохраняли от дождевых и снеговых осадков, сохраняли внутри
юрты особый микроклимат.
Центр юрты -
"ошақ" служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Вокруг очага юрты собиралась семья и гости. Напротив
входа находилось почетное место юрты для гостей и заслуженных людей - она
называется - "төр".
Пространство у двери (порог юрты) называется, босага. Это место также было почитаемым, считалось
священным. Казахи часто говорили своим детям: «Не топчи порог, а то придет несчастье». Направо
от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от порога
юрты - босага, стояла кровать хозяев дома. Эта часть
юрты отделяется занавеской - "шымылдық". Благоустройство юрты, ее сборка и разборка требовали
умения и большой сноровки.
Убранство
юрты. Убранство юрты
состояло из различных деревянных и кожаных предметов, необходимых в хозяйстве, изделий из войлока, циновок и ковров. Коврами
из войлока хозяйки украшали внутреннее помещение юрты. Казахские женщины умели изготавливать
различные виды ковров, из которых можно
выделить две большие группы – безворсовые ковры -
"тақыр
кілем" и
ворсовые - "тұкті
кілем".
Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями,
инкрустацией и вышивкой, назывались "тускіиз". Текемет - напольный войлочный
ковер с вваленным расплывчатым узором голубого, золотисто-желтого, красного, а
также натуральных цветов шерсти. Сырмак- напольный
узорчатый казахский ковер, изготовленный в так называемой технике мозаики из
отдельных кусков войлока разных цветов (обычно чёрного белого).
Утварь и посуда хранились в подвесных
сумках - "аяқ,
қап"
или войлочных коробках - "шабадан".
Использовали так же ковровые сумки -
"қоржын»,
которые состояли из двух равных карманов
и соединялись переметной частью.
Домашнюю мебель составляли кебеже,
абдыра, жастык агащ, тосек агаш
(лежанки). Непременным атрибутом каждой юрты были
сундуки - "сандык,". Все деревянные
предметы в юрте : подставки - "жук аяк,",
коробы для продуктов - "кебеже", вешалки украшались
художественной резьбой и были очень красивы и удобны в применении. Из кожи и дерева умельцы изготовляли саба, торсык, кели,
куби и другие предметы домашнего обихода.
Казахская
национальная одежда различалась в зависимости от возраста человека. Если молодежь носила богато орнаментированную
одежду красного или зеленого цветов, то взрослые и пожилые люди носили более скромную, с малым количеством узоров,
черного или синего цветов. Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого
материала с красивым орнаментом. Одежда
изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой
ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота,
соболя, куницы, горностая.
К казахской национальной одежде относятся: такия, саукеле, орамал, кимешек и др. Саукеле -
свадебный головной убор невесты. Девушка шила его перед отъездом в дом жениха.
Это очень дорогой предмет, который украшался полудрагоценными камнями, золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом,
различными подвесками. После рождения первого ребенка молодая женщина надевала
головной убор из белой ткани - "кимешек"'. Женщины
носили также летние легкие шапочки из
бархата или парчи, которые назывались 'тақия" и
украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Тон – так называлась верхняя одежда, которую шили из овчины, по сути это очень теплая и
удобная зимняя шуба. Тон бывает двух видов: каптама и
камзолша. Каптама, длинную
до пят шубу, носили в самые лютые морозы, а камзолша одевали в более теплые дни, т.к. она
имела короткий подол. Шекпен - тулуп с подкладкой из верблюжьего
или овечьего меха, или шерстяной плащ (шедем шекпен). Верблюжий шекпен одевали
богатые, знатные казахи. Разновидностей шапана было много: сырмалы шапан, каптал шапан, кималы шапан и т.д. Казахи
дорогому гостю всегда дарили шапан. Этот обычай сохранился
до наших дней.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи,
бархата, шерсти и шелка - "белдік". Пояса из
кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией
полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами и были очень красивы.
Такие наборные пояса назывались "Kice", они являлись настоящим
произведением искусства. Женские пояса были более широкими и нарядными, шились они в основном из шелка и бархата.
Казахские ремесленные изделия. Издавна
казахские ремесленники изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней,
кости различные ювелирные украшения. Мастера
делали для девушек такие украшения, как сырга
(серьги), блезик (браслеты), жузик,
сакина (кольца, перстни), шолпы
(подвески), алка (ожерелье), каптырма
(застежки), шашбау (заколки для волос). При изготовлении женских украшений казахские мастера
применяли различные ювелирные техники.
Они использовали литье и гравировку,
чеканку и штамповку, филигрань, чернение, зернь, технику эмали. Все это
говорит нам о высоком искусстве казахских мастеров-ювелиров.
Для мужчин делали седла и принадлежности
для верховой езды, а также различные виды оружия: айбалта
(секира), кылыш (сабля), канжар
(кинжал), дулыга (шлем), семсер
(меч). Обычно казахи при рождении детей делали специальные седла, которые
дарили по достижении возраста, в котором
ребенок мог оседлать коня. Это означало вступление мальчика в совершеннолетие.
Изделия, вышедшие из рук знаменитых мастеров, высоко ценились в степи и
пользовались огромным спросом.