НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ
В
начале XX в.
основная
территория
Казахстана
состояла из
шести
областей: Сыр-Дарьинская
и Семиреченская
области
входили в
состав
Туркестанского
генерал-губернаторства
(центр г.
Ташкент), Акмолинская,
Семипалатинская,
Уральская,
Тургайская — в
состав
Степного
(центр г. Омск).
Территория
Внутренней (Букеевской)
Орды входила
в
Астраханскую
губернию, а
Мангышлакская
— в
Закаспийскую
область.
По
данным
Всероссийской
переписи
населения 1897 г.
на
территории
края в
пределах
нынешних границ
проживало 4147,8
тыс. человек,
из них 3392,7 тыс.
или 81,7% казахов.
К 1914
г. общая
численность
населения
края составила
5910,0 тыс. чел., из
них казахов —
3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%.
В
начале XX в.
население
края
становится
еще более многонациональным.
Основное
население
Казахстана
жило в
сельской
местности и
занималось
полукочевым
скотоводством,
для которого
характерна
пастбищно-полустойловая
система
содержания
скота,
занятие
земледелием,
сенокошение
и др. Казахи
разводили
лошадей,
овец, крупный
рогатый скот,
верблюдов и
коз. В конце XIX —
начале XX в.
в
Казахстане
все большее
распространение
получает
земледелие.
По данным 1897 г.,
удельный вес
казахов
среди
населения,
занятого земледелием,
составлял 55,4%.
Земледелие
преобладало
в Шымкентском
и Аулие-Атинском
уездах
Сырдарьинской
области, где
на каждое
сеющее
хозяйство
приходилось
до 10,7 дес.
посева.
Реальное
место в
национально-освободительном
движении
заняла
петиционная
кампания, т. е.
подача жалоб
и прошений в
вышестоящие
правительственные
инстанции
вплоть до
царя — «акпадши».
Эти петиции,
многочисленные
и разнообразные
как по
содержанию,
так и по
происхождению,
не только
характеризовали
еще сохранившуюся
у казахских
крестьян
веру в справедливость
царя, но
являлись
своеобразной
формой протеста
против
произвола,
выразившегося
в изъятии у
коренного
населения
плодородных
земель,
пастбищ и
лугов, против
непосильных
налогов,
повинностей
и других
злоупотреблений.
Особо следует отметить обращение казахских крестьян к русскому народу «От киргиз — русским», которое было опубликовано в феврале 1907 г. в газетах «Оренбургский край», «Уральский дневник» (в г. Оренбурге на татарском языке). В нем подчеркивалась гибельность колонизаторской политики царизма не только для казахского населения, но и для всей трудовой России. Это обращение показывает политическое пробуждение казахских шаруа, их стремление к совместной с русскими рабочими и крестьянами борьбе против угнетения.
В развитии рабочего и аграрного движения в Казахстане, освободительной борьбы в крае в целом определенную роль сыграла узкая интеллигентская прослойка, зародившаяся на рубеже XIX—XX вв. По своему составу и направлениям, характеру общественно-политической деятельности она объединяла различные группы, но основную ее часть составляли представители колониальной администрации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян, разночинной среды и низших слоев общества. Большинство из них занимало проправительственные, имперские позиции, но политические ссыльные, среди которых было немало социал-революционеров, социал-демократов и других революционных элементов, принимали особенно активное участие в выступлениях городских трудящихся края. Во многих городах возникли организации как революционных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т. д.), так и черносотенных партий.
Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов — телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, выходец из Каркаралинска, поддерживавший тесный контакт со своими земляками, в особенности накануне и в период всероссийской политической стачки в октябре 1905 г., занимался пропагандой революционных идей в Северном Казахстане.
Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из средних и низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.). В декабре 1905 г. они провели в Уральске съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию—филиал конституционно-демократической партии России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов.
В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытия школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане.
Национально-освободительное движение казахов в эти годы приняло и формы религиозной борьбы, в ходе которой выдвигались требования организации особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных школ, преподавания ислама в школах на казахском языке, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т. д.
В повышении политического сознания населения Казахстана определенную роль сыграли выборы в Государственную думу, во время которых развернулась борьба политических партий за голоса избирателей. Они показали, что в наиболее крупных областях края со значительным числом русского населения большим влиянием пользовались социал-демократы и трудовики, а среди казахского населения — представители либерально-демократической национальной интеллигенции. В I Государственную думу от Казахстана было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения и пять — от русского населения.
Во II Государственной думе от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от казахского населения — пять. Во II Государственной думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию, совместно с другими «националами» России добивались прекращения переселения крестьян на окраины.
За период первой русской революции произошли митинги в Усть-Каменогорске, Павлодаре, Семипалатинске. Таким образом, события в Казахстане в годы первой российской революции 1905-1907 гг., в особенности выступления рабочих, крестьян и интеллигенции, национально-освободительное движение и т. д., несмотря на их слабость и разрозненность, стали политической школой для местных трудящихся, опыт, которой ими был использован в дальнейшей борьбе за национальное и социальное освобождение.
Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих против иностранных капиталистов явилась забастовка на Успенском руднике в Центральном Казахстане.
Причины
поражения
первой
русской
революции в
Казахстане:
малочисленность
рабочих,
отдаленность
Казахстана
от крупных
политических
и экономических
центров,
недостаток
опыта в организации
агитационно-пропагандистской
работе.
После поражения первой российской революции в стране наступил период реакции. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатинская, Верненская, Перовская и другие социал-демократические организации и профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выборов, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избирательных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочими и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовска, Акмолинска, Уральска, промыслов «Эмба», «Доссор» и др. увольняли с работы «неблагонадежных рабочих, вносили в «черные списки» активистов, организаторов выступлений, волнений масс». На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжительность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах получили штрафы. Черносотенные организации «Союза русского народа», «Союза Михаила Архангела» и др. устраивали погромы, разжигали национальную вражду. Для подавления выступлений крестьян-переселенцев, казахских шаруа из гарнизонов направлялись казаки, отряды карателей. Так, в апреле 1909 г. по телеграфному запросу из Перми в Кустанай была направлена сотня казаков для подавления недовольства казахов, выступавших против переселенческой политики царизма. Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социально-экономическую жизнь края привели к росту национального самосознания казахского народа.
В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские рабочие получали значительно меньше, чем русские. Все это: низкая зарплата, многочисленные штрафы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей и хозяев, тяжелые жилищно-бытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за улучшение своего экономического и политического положения.
Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная интеллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах».
Журнал «Айкап», выходивший в 1911-1915 гг. (издатель и редактор — Мухамеджан Сералин (1871-1929 гг.), выражал аграрно-демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале «Айкап» был аграрный вопрос, т. е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и др.
Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней работали лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном, вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. В области развития общественно-политической жизни края либерально-демократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества.
В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социально-экономической и общественно-политической жизни края, журнал «Айкап» и газета «Казах» на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.
1.
Акишев
А. К. История
Казахстана.
Очерк. –
Алматы, 1993.
2.
Жолдасбаев С.
История
Казахстана.
Учебник для 10
класса естественно-математического
направления.
– Алматы, 2006.
3.
Козыбаев М.
К. История
Казахстана.
Учебник для 10
класса. –
Алматы, 1993.
4.
Койгелдиев
М. К. История
Казахстана.
Учебник для 11
класса
общественно-гуманитарного
направления.
– Алматы, 2007.
1.
Краткий
словарик. –
[Электрон.
ресурс]. –
Режим
доступа: http://
sky dreamer.ucoz.kz.
2.
Нурпеисов
К. История
Казахстана.
Учебник для 11
класса. –
Алматы, 2001.
3.
Нурхаева А. Е.
История
Казахстана:
учебник-тест
для подготовки
к ЕНТ.–
Алматы: ШЫН-КIТАП.– 2010.