НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В МЛАДШЕМ ЖУЗЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ СРЫМА ДАТОВА (1783 - 1797 гг.)

 

Использованная литература

 

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности этап народно-освободительного движения в Казахстане уникален, он объективно несет в себе некоторые черты и обладает определенными параметрами, позволяющими типологизировать весь процесс освободительной борьбы. В основу подобной типологизации в первую очередь положить определенное сходство причин, которыми были вызваны народные движения и социальные конфликты.

Типы противоречий и конфликтов позволяют на сегодняшний день обозначить следующие типы освободительных движений в Казахстане:

Крестьянская война – форма политической борьбы в условиях феодального общества, которая сопровождается открытыми военными действиями между противоположными сторонами;

Крестьянское восстание – стихийная форма протеста против существующей власти, которая может приобретать форму крестьянской войны; этап народно-освободительной борьбы;

Протестное движение – форма человеческой деятельности, условия возникновения которой характеризуются нестабильными социально-экономическими условиями, что делает выступления массовыми.

Народно-освободительное движение – форма борьбы народа против колониализма, характерная для аграрных и традиционных обществ, конечной целью которой является достижение государственного суверенитета и национальной независимости. Вместе с тем, это цельный исторический процесс, который включает в себя этапы освободительной борьбы в виде народной войны, крестьянского восстания, движений протеста и политической борьбы.

Национально-освободительная борьба – социально-политический термин, применяемый к характеристике явлений протеста и форм борьбы в обществе, оценка которых зависит от императивов идеологии данного исторического типа государства и нации.

Усиление колониального гнета царизма в Казахстане вызывало резкое недовольство народных масс. Крупное волнение народа зачастую перерастало в национально-освободительные восстания.

 

Прежде всего, следует назвать народно-освободительное движение в Младшем жузе под руководством Срыма Датова (1783 - 1797 гг.). По утверждению академика А.Маргулана, «Среди восстаний, направленных против потомков хана Абулхайыра и царя, данное восстание самое значительное и известное».

В 1775 году императрица Екатерина II даровала казахам некоторые права. Коллегия иностранных дел указом 7 ноября 1775 г. разрешила казахам использовать в зимнее время пастбища в междуречье Урала и Волги, на берегу Каспийского моря, на правом берегу рек Иртыш, Урал, в районе рек Эмба, Сагыз. Но уступки царского правительства были вынужденными, и по мере укрепления позиций в регионе оно стремилось ликвидировать их или ограничить.

  Против расширения земельных и водных прав казахов активно выступило Уральское казачье войско. 27 декабря 1782 г. последовал указ правительства о разрешении земельного перегона скота казахов на правобережье Урала только при условии найма земли. Издание указа обострило земельный вопрос и ухудшило отношения казахов с уральским казачеством. Уральское казачество использовало этот указ в свою пользу, запретив сдачу казачьих земель в наем казахам. Была усилена кордонная стража на Уральской линии укреплений, к тому же кроме платы казахи должны были оставлять аманатов ― заложников. Положение также усугубилось суровой зимой: начался джут и массовый падеж скота – пало более 10 тысяч лошадей и коров.

 Основными причинами восстания казахов явились обострение земельного вопроса, запрещение царским правительством перехода скотоводов на «внутреннюю сторону» за Урал, ущемление прав родовых старшин, открытый грабеж и насилие над народом со стороны хана, султанов, Уральского казачьего войска и царской администрации.

Главной движущей силой восстания были шаруа, стремившиеся избавиться от феодального и колониального гнета, произвола ханов, султанов и царской администрации. Они стремились вернуть себе отнятые у них в междуречье Урала и Волги земли. К восстанию примкнули бии и старшины, преследуя свои классовые интересы ― укрепить положение в жузе, заставить хана и султанов поделить с ними власть. С. Датов поддерживал борьбу народных масс за земли, стремился создать новые формы казахской государственности, ликвидировав ханскую власть и заменив ее народными съездами, а в промежутках передать власть в руки главных старшин.

О безудержном насилии хана Срым Датов открыто заявил в своих посланиях, направленных на имя царя. В одном из писем он требовал от императора «сместить хана», а власть «отдать в руки народа». Он также открыто писал о грабежах, зверствах царских чиновников-колонизаторов. В 1783 году восставшие грабили царских чиновников, ханов, султанов. Под знаменем Срыма в ноябре 1784 года в районе р.Сагыз сражались 1000 человек.

Срыму Датову пришлось отсидеть в Оренбургской тюрьме год и, по требованию народа, он был освобожден. После его освобождения движение вновь активизируется. Были разгромлены крепости Лебяжный, Рубежный, Сахарный. Восставшие вели долгие изнурительные бои против двух корпусов, вышедших из Оренбурга и Уральска. Был убит сын хана Нуралы Есимхан.

Зимой 1786-1787 гг. начался массовый переход казахов в междуречье Урала и Волги. Осенью 1786 г. старшины поставили также вопрос о возвращении в жуз бежавших рабов. Это требование родовых старшин свидетельствовало о сужении подлинно общенародных целей ― укрепления казахской государственности и решения земельного вопроса. О. А. Игельстром частично выполнил требования старшин, но поставил условие прекратить пограничные набеги. В этом случае казахские старшины требовали прекращения насилия над казахами со стороны прилинейной администрации и Уральского казачества. Генерал-губернатор Игельстром сознавал, что новую систему управления не удается распространить на весь жуз. В части родов и после создания расправ сохранялась ханская власть в лице не признанного царским правительством хана Каипа. Создание расправ сыграло свою роль в отстранении султанов от управления жузом. Но реальная власть перешла не к расправам, а к главным старшинам, поэтому О. А. Игельстром сделал существенное добавление к своей реформе, определив полномочия главных старшин. Это отличало управление Младшим жузом от Уложения 1775 г.

Многие предводители крестьянских восстаний в России верили в возможность справедливой монархии. Веры в "хорошего хана" не избежал и Срым Датов. Он старался привлечь биев на свою сторону, шел на уступки, соглашаясь на восстановление ханской власти. Став главным старшиной в Младшем жузе С. Датов фактически сохранил традиционную систему вассального подчинения, ее формы и методы. Особое значение он придавал съездам старшин, созванных им в 1785-1786, 1787 гг.

С. Датов хорошо сознавал, что устойчивость и независимость государственной власти в жузах зависит не только от внутренней организации, но и от внешнеполитического окружения. Он был за укрепление политических и экономических связей с Россией, но одновременно не доверял царскому правительству. Так, возглавив движение народных масс, он отказывался от встреч с генерал-губернатором. Вступив в переписку и переговоры с царской администрацией, пытался нейтрализовать ее, облегчить тем самым борьбу родовых старшин с султаном и ханом. Сорвав реформы Игельстрома, Датов понимал, что это означает разрыв с царскими властями и продолжение восстания.

Понимал он и то, что успех восстания возможен лишь при объединении сил народов Казахстана и Средней Азии, а также родовых старшин. С. Датов вел переговоры с Хивой об оказании помощи казахам оружием, конницей, продовольствием, а в случае поражения ― предоставить кочевья в пределах Хивинского ханства, при этом он ссылался на исторические права казахов на эти земли, требовал, чтобы каракалпаки вернули казахам захваченные ранее скот и имущество. Такая тактика руководителя восстания существенно тормозила его развитие, хотя антиколониальный и антиханский характер сохранялся до последнего этапа движения.

Весной 1797 г. царское правительство направило против повстанцев карательные отряды. В марте был убит хан Есим. В Младшем жузе обострилась борьба за избрание нового хана. Генерал-губернатор Игельстром предложил экспедиции пограничных дел поручить управление жузом Ханскому совету, местопребыванием которого была определена долина р. Малая Хобда. Ханский совет начал действовать в августе 1797 г. Его председателем стал султан Айшуак, членами ― Сары Шоннай-бий, Султанбек-бий, Шакшай-бий и Кошукбай-бий, Битик-мурза. Представителей из семьи покойного хана Нуралы в ханском совете не было. Включением в совет муфтия М. Хусаинова предполагали укрепить к совету благожелательное отношение старшин.

Но генерал-губернатор Игельстром ошибся. Султаны избрали ханом султана Каратая, не созывая народного съезда. Это означало выступление султанов против ханского совета, в котором влияние оставалось на стороне родовых старшин. С. Датов не был избран в ханский совет и откочевал на р. Сырдарью. Здесь он нашел поддержку у старшин поколения алимулы и выдвинул перед ханским советом требования по умиротворению обстановки в Младшем жузе, прекращению межродовой барымты, столкновений с уральскими казаками, об обмене пленными. Решено было восстановить в Младшем жузе старшинное управление, но в октябре 1797 г. генерал-губернатор добился избрания ханом Айшуака. Эта кандидатура удовлетворяла и султанов, и родовых старшин. Хан был глубоким стариком и не мог играть решающую роль в жизни жуза.

Примирение султанов и родовых старшин в Младшем жузе ликвидировало почву, на которой С. Датов удавалось сплачивать вокруг себя родовых старшин и вести борьбу как с султанской группировкой, так и с царской администрацией. Понимая это, он откочевал в пределы Хивинского ханства. По народным преданиям, С. Датов был отравлен в 1802 г. ставленниками казахских султанов.

В 1947 году российский историк Михаил Вяткин опубликовал книгу "Батыр Сырым", за которую получил Сталинскую премию. Но времена быстро изменились и через несколько лет имя Срыма Датова оказалось в СССР под запретом.

В независимом Казахстане имя предводителя первого освободительного движения против национального угнетения подняли из забытья. Многолетние поиски могилы батыра недавно успешно завершились. В 60 км от Ургенча находилось захоронение, известное под именем "Гаип-ата", резко отличающееся от местных узбекских. "Гаип" означает "пришлый", "неизвестный". Западно-казахстанская экспедиция ученых и краеведов по ряду факторов установила, что это мавзолей Сырыма Датова. В 2007 году в поселке Гурлен Хорезмской области рядом с мавзолеем было открыто памятное надгробие из черного мрамора с надписью "Гаип-ата-Срым Датулы".

 

Имея истинно народный освободительный характер, восстание Срыма Датова было образцом последовательности и целенаправленности в достижении цели вплоть до самого конца 1797 года. Это движение имело антифеодальный и антиколониальный характер, было продолжением крестьянской войны 1773-1775гг., после которой казахам удалось решить, хотя и частично, земельную и водную проблему.

 

Использованная литература

 

  1. Акишев А. К. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 1993.
  2. Жолдасбаев С. История Казахстана. Учебник для 10 класса естественно-математического направления. – Алматы, 2006.
  3. Кабульдинов З. Е. История Казахстана XVIII в.- 1914г. Учебник для 8 класса. – Алматы, 2008.
  4. Касымбаев Ж. К. История Казахстана. Учебник для 9 классов. – Алматы, 2006.
  5. Койгелдиев М. К. История Казахстана. Учебник для 11 класса общественно-гуманитарного направления. – Алматы, 2007.
  6. Краткий словарик. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http:// sky dreamer.ucoz.kz.
  7. Нурхаева А. Е. История Казахстана: учебник-тест для подготовки к ЕНТ.– Алматы: ШЫН-КIТАП.– 2010.