Организаторы победоносного завершения джунгарского нашествия

 

Аныракайская битва

Абулхаир хан

Аблай хан

Кабанбай Батыр

Богенбай Батыр

Наурызбай Кутпанбетулы

Райымбек Батыр

Использованная литература

 

Для казахов война с калмыками в ХVII-ХVIII веках была отечественной войной против джунгарских захватчиков. Казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Абылай все свои силы, талант и мужество отдали борьбе с джунгарами.

В годину великих народных бедствий из простого же народа вышли герои-полководцы, слава которых не увядает до сих пор. Среди них – Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Баян и другие. В отражении джунгарской агрессии первостепенную важность сыграло осознание родоплеменной знатью и верхами политического руководства необходимости единения во имя свободы нации и независимости государства. Не последнюю роль в этом нелегком процессе политической мобилизации сил сыграли такие общественные и политические деятели как Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

В 1726 г. в местности Ордабасы близ г. Туркестана состоялось собрание представителей казахских жузов, которые приняли решение об организации народного ополчения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхаир хан. После этого собрания ополчения трех жузов соединились и во главе с ханом Абулхаиром и батыром Богенбаем. Результаты мер, принятых ханом, можно было увидеть уже в 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус во главе с сыном хунтайджи.

Эта первая, за многие годы, крупная победа казахов над джунгарами имела моральное и стратегическое значение Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар. Одержанная победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы, в возможность победить завоевателей. Народ стал более организован в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.

Казахское ополчение перехватило инициативу и перешло в контрнаступление. Успешному для казахов ходу войны в известной мере способствовали вспыхнувшие в Джунгарии усобицы, вызванные борьбой за ханский престол между сыновьями Цэван-Рабдана, и начавшаяся вскоре после этого третья джунгаро-цинская война. По этой причине Джунгарское ханство, подвергшееся нападению со стороны Цинской империи, вынуждено было на своих западных границах перейти к обороне.

 

Аныракайская битва

В победоносном завершении 200-летней войны казахского народа с джунгарами важную роль сыграла Аныракайская битва. В 1730 (по некоторым данным – в 1729) году в 120 км к югу от оз.Балхаш в местности Аныракай (в переводе с казахского – плач, стенание) произошла последняя крупная битва, в которой была разгромлена джунгарская армия. А оз. Алаколь возле Аныракайских гор получило название "Ит-ишпес Алаколь" (в переводе с казахского – собаки не станут пить), настолько была соленой его вода. Анракайские горы и озеро Алаколь (Ит-Ишпес) были важными стратегическими пунктами во всей Отечественной войне 1723-1730 гг. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Семиречья, отсюда по реке Шу был выход к Сарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность для дальнейшего освобождения казахских земель от джунгарского нашествия.

 Казахские войска, а это была сила в 20-25 тысяч конников, морально и физически были готовы к проведению сражения. Среди них были воины, сражавшиеся с врагом у подножия Каратау, в предгорьях Мугоджар, при Буланты-Белеуты и Улытау. В рядах ополченцев находились Толе би, батыр Койгельды. Именно отсюда пошла притча: "Без Толе би нет удачи, без Койгельды не бывает сражений".

 Кроме сражений на Буланты-Белеуты и Анракае, было еще несколько военных столкновений в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или. В ходе военных действий в конце отечественной войны у захватчиков были отбиты большие территории казахских степей: районы Сыр-Дарьи и Арыси, Улытау и Сарысу, северное Прибалхашье, долины Таласа и Чу. Казахи продвинулись к границам реки Или.

Анракайская битва была единым звеном в наступлении казахских дружин в восточном и северном направлении и стала ключом к продвижению казахов в Семиречье, которое еще оставалось под властью джунгар. Джунгары потерпели поражение, однако, вследствие вспыхнувших между казахскими ханами Абулмамбетом, Самеке и Абулхаиром разногласий по вопросу о том, кому быть старшим ханом трех жузов, казахи не смогли воспользоваться военными и политическими результатами этой победы и развить успех. После ухода ополчения Младшего и Среднего жузов остальные войска также разошлись.

 После этой битвы ойраты были выгнаны с занятых ими земель в Жетысу. После смерти джунгарского предводителя Галдан Церена среди джунгарской знати начались междоусобные стычки, результатом которых явилась потеря джунгарами единства и порядка.

Казахский народ ценой огромных потерь и чрезвычайного напряжения сил отстоял политическую независимость и территориальную целостность, однако так и не смог в ходе войны возвратить захваченные Батуром Хунтайджи и Галданом Жетысу и некоторые другие земли.

Отечественная война 1723-1730 годов казахского народа против джунгарской агрессии оказалась наиболее ярким героическим событием в истории казахского государства. Народу пришлось перенести всю горечь поражений, большие потери и глубоко осмыслить происходящее. Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов, стойкости духа, сплочения многочисленных родов. И правильная организация отпора противнику привела к победе. В первой половине ХVIII века на казахские степи обрушились полчища джунгарских хунтайджи. Войска джунгар сметали все на своем пути, не оставляя аулов, не щадя женщин, стариков и детей. Эти годы остались в памяти народной как годы великого бедствия.

В этих беспощадных войнах с джунгарами погибло много людей, оба государства были сильно ослаблены, подорвана экономика, разорены земли. И только ценой неисчислимых жертв казахскому народу удалось спасти свою землю, чему в большой степени способствовала гениальная и гибкая внешняя политика хана Абылая, его талантливое руководство войсками во время сражений и боев. Примечательная деталь: в 50-60-х годах ХVIII века казахские племена во главе с предводителями вернулись на свои земли и за короткий период восстановили контроль на землях от Алтая до Сибири. На освободившихся от ойратов территориях разместились роды и племена Старшего и Среднего жузов, и восточная граница Казахстана теперь вплотную подошла к границам Маньчжуро-Китайской империи.

Благодаря умелой политике хана Абылая казахам удалось сохранить свою территорию между Россией и Китаем, определить северо-западные границы, что весьма пригодилось позднее. Перенеся неисчислимые страдания, отдав миллионы жизней, многострадальный казахский народ сумел спасти свою страну, свободу и независимость. В противоположность ему несчастный народ таких же кочевников – ойраты, следуя то за Россией, то за Маньчжуро-Китаем, не смог различить своих истинных врагов и был вычеркнут из истории. Такова весьма поучительная судьба ойратов. Видимо, так было угодно исторической судьбе. И о таких уроках забывать не следует. Казахский народ ценой огромных потерь и чрезвычайного напряжения сил отстоял политическую независимость и территориальную целостность, однако так и не смог в ходе войны возвратить захваченные Батуром Хунтайджи и Галданом Жетысу и некоторые другие земли.

Война казахов с джунгарами длилась более двухсот лет, и борьба с ними была беспощадной и жестокой, принесла много несчастий обоим народам. Маньчжуро-китайский император, внимательно следивший за делами враждебного соседа, не замедлил воспользоваться отсутствием у джунгар единства и общего руководства. В 1755, 1756 и 1757 годах он совершил походы на джунгар, в результате чего погибло огромное количество ойратов. Как отмечает И. Я. Златкин, государство джунгаров было уничтожено. Таким образом, воинственный сосед казахского народа, с которым пришлось воевать в течение двух с лишним столетий, исчез с карты земли окончательно

 

Абулхаир-хан (1693-1748 гг.)

 

Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Бахадур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении. В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен известный батыр Богенбай.

 Абулхаир принимал активное участие в священной войне против джунгар. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки. После осады джунгарами указанных городов, вступивший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи.

В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с джунгарами. Абулхаир с молодых лет прославился личной отвагой, был талантливым полководцем и умным политиком. Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в вооруженных силах.

Хотя была одержана очень важная победа, враг еще оставался сильным, и знавший реальную ситуацию Абулхаир начал новое наступление. Весной 1730 г. в местности Итишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захватчиков. В столетней войне казахского народа против джунгар наступил переломный период, полная победа казалась очень близкой.

 

Аблай хан (1713-1781 гг.)

 

Абылай, Абилмансур - хан Казахской орды - один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. До 1743 г. был султаном Среднего жуза. После смерти хана Абулмамбета Абылай становится ханом Среднего жуза. Предки Абылай хана происходят от знаменитого основателя Казахской орды Аз-Жанибека, который является потомком Джучи-хана, сына Чингисхана. Отец Абилмансура погиб в бою от рук врагов, и испытавший много горестей и трудностей маленький Аблай вырос с помощью раба Ораза.

Абилмансур с юношеских лет проявил свои лучшие качества воина, защитника Отечества. Он постоянно участвовал в различных сражениях, особенно ярко проявляя мужество на единоборствах.

 Одной из первых крупных побед, принесших ему всеобщую известность, была битва казахских воинов под командованием Абулмамбета против джунгар. В этом бою никому не известный двадцатилетний Абилмансур в единоборстве убивает Шарыша, близкого родственника главного батыра калмыков — хунтайджи Галдан Церена. Ставший ханом в двадцать лет, Абылай около полувека с честью правил ханством.

Он был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Его основной задачей было укрепление государства. Проанализировав военно-политическую ситуацию в соседних государствах, он приступает к осуществлению задачи по объединению всех трех жузов Казахского ханства во имя защиты от внешних врагов. В 1743 г. в городе Туркестане ханы, султаны, батыры трех жузов объединились под одним ханством и провозгласили Аблай хана ханом Казахского ханства.

Стратегической задачей Абылая, как государственного деятеля, главы государства, было укрепление и дальнейшее независимое развитие Казахского государства. Осознавая сложность положения, он стремился разрешить данную задачу. Его следующим, после объединения народа, шагом, стало строительство взаимовыгодной, безопасной дипломатии с соседними государствами. Для достижения поставленной цели Аблай проявил незаурядные дипломатические качества и мужество воина-полководца. Во время правления Абылай хана, впервые за долгое время между казахами и калмыками было достигнуто соглашение о мире, которого хан добился, находясь в плену у последних. Абылай хан для сохранения мира и независимого развития казахского народа заключил дипломатические соглашения о мире с Россией и Китаем.

Заключая договоры, эти сильные государства непосредственно считались с силой и мощью казахского хана. Великий стратег ясно представлял хитрую политику русских и китайских правителей, которые ждали гибели казахского ханства в войне с джунгарами. Поэтому после девятилетнего мира с Галдан Цереном, он ждал новых войн. Вероятность начала войны ускорилась из-за междоусобных распрей внутри Джунгарского государства. В 1752 г. правитель Джунгарии Лама-Доржы начинает войну против Абылая. Абылай достойно отбивает нападение. После очередного нападения хан поступает, как мудрый тактик, он отправляет калмыцкого претендента на трон вместе со своими лучшими пятистами воинами в орду Лама-Доржы. Не ожидавший войск противника, Лама-Доржы попал в плен и был казнен. Это произошло 12 января 1753 г.

 Одной из стратегических задач Аблай хана было достижение превосходства над джунгарами и удерживание их под влиянием казахов; как бы в противовес Китаю и России. С этой целью в 1753-1754 гг. батыры Аблай-хана: Жанатай, Кабанбай, Богенбай, Керей, Жанибек, Муйиз-ди, Утеген регулярно нападали на калмыцкие улусы.

Весной 1755 г. победоносные походы сарбазов продолжаются. В результате в истории двухсотлетней войны между ойратами и казахами наш народ добился полной победы.

 

Кабанбай Батыр

 

Кабанбай – (настоящее имя Ерасыл) предположительно родился в 1691 г., в семье батыра Кожакула, умер в 1781 г. — казахский батыр. Представитель Среднего Жуза. За храбрость и отвагу, проявленные в сражениях получал прозвища:

Избасар — преемник героических поступков отца,

Карбала — молодой силач (как одногорбый верблюд),

Дарабоз — особый среди равных,

Кабанбай — возмутитель спокойствия вражеских сил. Последнее прозвище перешло затем в общепризнанное имя в виде Кабанбай. Герой казахского национально-освободительного движения. Начинал карьеру с рядового бойца, постепенно поднимаясь по лестнице военной иерархии: командир отряда (жузбасы), полка (мынбасы), крупных соединений (туменбасы), В 1723 Кабанбай назначен начальником обороны священного города Туркестан, столицы Казахского ханства. Руководил казахской армией в целом ряде стратегически важных сражений:

Алакульское сражение (1725)

Шубартенизское сражение (1728)

Булатинское сражение (1729)

Анракайское сражение (1729)

Илийское сражение (1730)

Шаганское сражение (1735)

Шоргинское сражение (1740).

В 2005 г. в Семипалатинске открыт музей Кабанбая. Череп коня Кубаса, на котором сражался Кабанбай, хранится на вершине горы Барлык Маканчинского района Восточно-Казахстанской области.

В 1991 году его именем названа одна из улиц города Алматы

 

Богенбай Батыр (1690 - I778)

 

Богенбай батыр — один из крупных военачальников XYIII века. Он выходец из народа, населявшего местность между Ермен-таускими сопками и рекой Семты. Вместе с батырами Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими он боролся за независимость своего народа, не paз показывая безмерную храбрость в битвах с джунгарами, а затем в освобождении своей земли от китайских завоевателей.

Все эти достоинства получил в наследство Богенбай. Своим красноречием он мог организовать людей, учил аульчан обращаться с оружием. В юности Богенбай воспитывался вместе с детьми хана Аз-Тауке, что оказало благотворное влияние в период становления его личности. При участии Богенбая хан составил первое казахское правовое уложение «Жетi жаргы» - «Семь истин» Став джигитом, Богенбай часто ездил по степным аулам улаживать межродовые споры, участвовал в курултаях - собраниях биев.

Богенбай, вместе с Абылай ханом, возглавил битву за освобождение столицы казахов Туркестан и города Сауран от джунгаров и изгнал их за Джунгарский Алатау.

Так, в начале XYIII века молодой Богенбай проявил себя как искусный воин в нескольких битвах с башкирами, калмыками и хивинцами. Успехи юного батыра имели под собой надежную почву. Собственное окружение Богенбай - батыра состояло из ближайших родственников, таких как Атан, Жантай, Досай, Томаша, Урпек, Умбетей акын, а также родных братьев - Колбая, Маймасара, Таймасара. Эти молодые люди составили ядро отряда, который впоследствии в народе нарекли «канжыгалынын кырик батыры» - сорок батыров из рода Канжыгалы. Первое боевое крещение Богенбая, в котором он одержал победу в единоборстве со свирепым нояном, состоялось в 1712 году в местности Сарайлы, на берегу реки Гары - Кенгир, перед Мавзолеем Джучи - хана, что находится в современном Улутауском районе Жезказганской области. После этого поединка пошла слава по степи о батыре Богенбае из рода Канжыгалы. Возглавляемые им сарбазы помогали отражать нападения калмыков у берегов рек Сары-су, Нура, Есиль, Чу. Иногда и сами ходили походами за Иртыш.

На берегу реки Чу Богенбай знакомится с главным бием Старшего жуза Толе - бием Алибекулы, а на берегу Тургай братается с Ханыбеком Коикарулы. Батыры вынесли решение о ежегодном «курултае», на котором знатные люди всех трех жузов могли бы решать неотложные вопросы обороны, межродовые споры, земельно-пастбищные проблемы. Объединение разрозненных сил казахских жузов для отпора врагу легло на плечи народных батыров, одним из которых был Богенбай.

Победа в местности Анракай, что на границе современных Алматинской и Жамбылской областей, положила начало крупным успехам в сражениях с джунгарами. Сарбазы Богенбая хорошо изучили невысокие скалистые горы. Первая битва состоялась у холма Тымлая, где внезапная атака сарбазов Богенбая застала джунгар врасплох. А победа в единоборстве Атан-Батыра с джунгарским нояном ещё более обескуражила джунгар.

 

Наурызбай Кутпанбетулы (1706-1781гг.)

 

Батыр, один из крупных военачальников во время казахско-джунгарской войны, один из трех (Қаракерей Қабанбай, Қанжығалы Бөгенбай, Шапырашты Наурызбай) знаменосцев Абылай хана.

Родился он в местности Жалпактас-Сериктас (нынешняя территория Жамбылского района Атматинской области).

Наурызбай был рослым и крупным мальчиком. Его богатырьская стать выгодно подчеркивалась высоким ростом. Отец, состоятельный человек, заметив, что сын с детства отличается могучим телосложением, специально растил двух пегих жеребят, вместо воды поил их коровьим молоком. Эти два пегих коня служили Наурызбаю восемнадцать лет. На одном из них он отправился на первый бой с джунгарами, умножая славу своего народа.

В 1729 году в ходе Аныракайской битвы возглавил войско шапыраштинцев. На войне погибли его родные братья Кудайберген, Шолпан и Дуйсен.

Наурызбай сразился в поединке и победил именитых джунгарских батыров Шамалгана и Каскелена.

 

Райымбек Батыр (1705-неизвестно)

 

Райымбек – великий казахский батыр XVIII века, сын Туке, внук прославленного Хангельды батыра из рода албан Старшего жуза. Легендарный борец за свободу казахов от джунгарских захватчиков, освободивший Семиречье.

В юные годы Раимбек проявил свой военный талант и уже в 17-летнем возрасте отличился в одной из битв с джунгарами. Подобно своему деду Хангельды, который сразил в сражениях немало джунгарских воинов, Раимбек бился с заклятыми врагами геройски и удостоился чести стать батыром. Имя прославленного деда Раимбек батыра вошло в анналы истории казахского государства: в 1733 году Хангельды вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром и Болек-батыром отправил послов к российской императрице Анне Иоанновне с согласием о вхождении Старшего жуза под покровительство России.

Собравший вокруг себя всех народных батыров Абылай хан сделал Раимбек батыра одним из своих полководцев.

Будучи полководцем, Раимбек не только руководил тактическими действиями казахского войска, но и сам лично участвовал в сражениях, уничтожая врагов в многочисленных поединках. В Семиречье между хребтами Торайгыр и Согет есть место, которое называют Ойран-тобе («ойран» означает «гибель джунгаров»), где сражался Раимбек батыр со своими воинами и одержал победу над джунгарами в жесточайшей битве. О славном герое народ сложил еще одну трогательную легенду.

Как-то раз после одного из ожесточенных сражений Раимбек батыр зашел в ущелье на перевале Айырлы в Торайгырских горах, чтобы утолить жажду. Не обнаружив воды, батыр вознес руки к небесам и в отчаянии воскликнул: «О, Аллах Всевышний! Если ты дал мне правду жизни, то дай мне и воды!». После этого он вонзил свою саблю в землю, которая, словно услышав его, ударила фонтаном холодной и чистой воды. В народе этот источник носит имя Раимбека. Сюда приезжают люди с разных концов казахской земли, так как источник считается святым. Сказывают, что перед смертью Раимбек батыр обратился к людям с просьбой похоронить его там, где остановится верблюд, на которого было водружено его тело. Дата кончины батыра неизвестна. Имя Раимбек батыра после его смерти превратилось в символ и честь рода албан.

В честь Раимбека названы один из проспектов Алматы, на котором находится его мавзолей, посёлок в пригороде Алматы, одна из станций строящегося в Алматы метрополитена.

 

Использованная литература

  1. Акишев А. К. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 1993.
  2. Кабульдинов З. Е. История Казахстана XVIII в.- 1914г. Учебник для 8 класса. – Алматы, 2008.
  3. Касымбаев Ж. К. История Казахстана. Учебник для 9 классов. – Алматы, 2006.
  4. Койгелдиев М. К. История Казахстана. Учебник для 11 класса общественно-гуманитарного направления. – Алматы, 2007.
  5. Краткий словарик. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http:// sky dreamer.ucoz.kz.
  6. Нурхаева А. Е. История Казахстана: учебник-тест для подготовки к ЕНТ.– Алматы: ШЫН-КIТАП.– 2010.