НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА КАЗАХСКОГО НАРОДА ЗА
НЕЗАВИСИМОСТЬ В XVIII-XX
ВЕКАХ
Периодизация основных этапов
национально-освободительного движения
На
протяжении всего процесса присоединения Казахстана к России можно наблюдать
арену борьбы и противостояния со стороны как лидеров и элит казахского
общества, так и широких народных масс. В совокупности их можно отнести к
составным исторического пути к суверенитету и независимости Казахстана.
Согласно
современным исследованиям историков, основными и этапными событиями борьбы
казахов за независимость и самостоятельное развитие являются: антиколониальное
движение под руководством Сырыма Датова (1783-1797 гг.), крестьянское освободительное
восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838 гг.),
народно-освободительное восстание или народная война Кенесары Касымова
(1837-1847 гг.), восстание Жанхожи Нурмухамедова (1856-1857 гг.), восстание
Есета Котибарова (1847-1858 гг.), восстание крестьян на Мангышлаке (1869-1870
гг.). Традиции борьбы против втягивания казахского края в колониальную систему
Российской империи были продолжены, но уже другими методами и средствами
представителями реформаторского движения казахской интеллигенции второй
половины XIX-начала XX вв.
В связи с этим предлагается
следующая периодизация
основных этапов национально-освободительного движения:
I этап – 1731-1847 гг.;
II этап – 1847 г.- конец XIX в.;
III этап – начало XX в.-1940 гг.;
IV этап – 1950-1990-е гг. ХХ в.
Первый этап характеризуется присутствием
монархических иллюзий и завершается открытой войной с метрополией. Для второго этапа присущи «мирные»
формы борьбы, просветительство, реформаторство, идея национальной автономии. На
третьем этапе появляются
самостоятельные крестьянские выступления, направленные на борьбу с
модернизациями казарменного строя и тоталитарной системы. На четвертом этапе имеют место открытые
выступления против административно-командной системы управления, политической
бюрократии, советской идеологии, что завершается достижением Казахстаном
политической независимости и строительством основ суверенного государства.
Основной причиной народно-освободительного движения
является колонизационная политика царизма. Ныне
занимаемая Казахстаном территория претерпела три эпохи колонизационной политики
царизма: первая — вольная колонизация в конце XVI века, вторая —
военно-административная колонизация в начале XVIII века и третья —
переселенческая колонизация, с конца прошлого столетия и продолжавшаяся до 1917
года. Первая колонизация была учинена так называемыми вольными людьми,
бежавшими от преследования царизма, от гнета помещиков и т.п.. Затем начинается
военно-административная колонизация. Первые царские войска в Семипалатинскую губернию
прибыли по реке Иртышу при Петре Великом и доходили до нынешнего Черного
Иртыша. Семиреченская и Сыр-Дарьинская губерния были окончательно заняты в 60-х
годах XIX века. Царские войска продвигались по рекам: Уралу, Тоболу, Ишиму.
Цель этой колонизации — занять Среднюю Азию с ее богатыми сырьевыми источниками
в интересах торгово-промышленного капитала и с обширными плодородными землями —
в интересах помещиков. После окончательного закрепления по берегам рек,
правительство с начала XIX века начинает проникать в глубь степей, охватывает
кольцом казахское население. В целях усмирения возможных бунтов и волнений
«киргизцев» создает военные укрепления (Акмолинск, Атбасар, Каркаралы,
Кокпекты, Баян-аул, Актюбинск, Тургай, Перовск, Чимкент и проч.).
В свою очередь
причины, а точнее конфликты могут типологизироваться и по такому признаку, как
характер противоречий, лежащих в их основе. Последние в свою очередь могут быть
подразделены на антагонистические и неантагонистические, на внутренние и
внешние. Противоречия могут различаться также по сферам их проявления
(экономическая сфера, политическая, духовная, межэтнических отношений,
внешнеполитическая и т. д.).
Типы
противоречий и конфликтов позволяют на сегодняшний день обозначить следующие
типы освободительных движений в Казахстане в XVIII – начала XX вв.
·
Крестьянская
война – форма политической борьбы в условиях феодального
общества, которая сопровождается открытыми военными действиями между
противоположными сторонами;
·
Крестьянское
восстание – стихийная форма протеста против существующей
власти, которая может приобретать форму крестьянской войны; этап
народно-освободительной борьбы;
·
Протестное
движение – форма человеческой деятельности, условия
возникновения которой характеризуются
нестабильными социально-экономическими условиями, что делает выступления
массовыми.
·
Народно-освободительное
движение – форма борьбы народа против колониализма,
характерная для аграрных и традиционных обществ, конечной целью, которой
является достижение государственного суверенитета и национальной независимости.
Вместе с тем, это цельный исторический процесс, который включает в себя этапы
освободительной борьбы в виде народной войны, крестьянского восстания, движений
протеста и политической борьбы.
·
Национально-освободительная
борьба - социально-политический термин, применяемый к
характеристике явлений протеста и форм борьбы в обществе, оценка которых
зависит от императивов идеологии данного исторического типа государства и
нации.
Общественные
движения на всех этапах истории человеческого общества были проявлением
противоречий разного рода классовых, национальных, этнических, религиозных.
Особую группу противоречий представляли движения, направленные против
колониальной экспансии и политики России, европейских держав на Востоке.
В целом, в Казахстане национальные движения
выступали за сохранение традиционных институтов казахской государственности,
стабильности казахского общества и целостности территории. В этом сходились
интересы различных слоев, групп и классов. Исходя из этого, их следует
оценивать как прогрессивный процесс. На протяжении всей истории
освободительного движения казахским народом владело стремление идентифицировать
свою борьбу с национальными интересами. Поэтому можно утверждать, что
освободительное движение составляет в определенной мере основу и содержание
национальной идеи в Казахстане в XVIII–XX вв. Народно-освободительное движение казахского
народа за суверенитет и независимость есть цельный исторический процесс, за
которым стоят судьбы и жизни тех, кто верил в светлое будущее своего народа и
Отечества.
1773-1775
гг. ― участие казахов в крестьянской войне под предводительством
Е.Пугачёва.
1783-1797
гг. – восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы.
1836-1838
гг. – восстание шаруа в Букеевской Орде под предводительством Исатая Тайманулы
и Махамбета Отемисулы.
1833 –
1836 гг. – формирование главных предпосылок восстания.
1833 год
– повод к восстанию – назначение зятя хана Жангира Караул-кожи Бабажан-улы
правителем казахских родов.
12 июля
1838 года – в местности Акбулак повстанцы разбиты, Исатай погиб.
1842 год
– движение в Букеевской Орде под руководством Аббаса Кошайулы и Лаубая
Мантайулы.
1837-
1847 гг. – восстание под предводительством Кенесары Касымулы.
1847 –
1858 гг – восстание эмбенских казахов под предводительством Есета Котибарова.
1856-1857
гг. – восстание сырдарьинских казахов под
предводительством
Жанхожи Нурмухамедова.
1858 год
– восстание казахов против кокандцев подготовило условия для свержения власти
кокандцев в крае;
1868-1869
гг. – восстание казахов в Уральской и Тургайской областях против проведения
реформы управления казахским краем (1867-1868 гг.) под руководством Сейл
Туркебайулы и Беркин Оспанулы.
1870 год
– восстание казахов племени адай, направленное против реформы, под руководством
Исы Тленбайулы и Досана Тажиулы; на адаевцев наложена контрибуция 90 тысяч
баранов.
1. Акишев
А. К. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 1993.
2. Кабульдинов
З. Е. История Казахстана XVIII в.-
1914г. Учебник для 8 класса. – Алматы, 2008.
3. Касымбаев
Ж. К. История Казахстана. Учебник для 9 классов. – Алматы, 2006.
4. Койгелдиев
М. К. История Казахстана. Учебник для 11 класса общественно-гуманитарного
направления. – Алматы, 2007.
5. Краткий
словарик. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http:// sky dreamer.ucoz.kz.
6. Нурхаева
А. Е. История Казахстана: учебник-тест для подготовки к ЕНТ.– Алматы: ШЫН-КIТАП.– 2010.