ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В
КАЗАХСТАНЕ
Колонизация России, изъятие
земель, изменения в
этническом составе народов.
Политика царского
правительства по переселению населения в отдаленные районы началась с принятия
в феврале 1861 г. "Манифеста об отмене крепостного права в России".
Оставшиеся без земли российские крестьяне, не ожидая разрешения властей, стали
стихийно переезжать на свободные земли в глубинке. Власти взяли ситуацию под
контроль и стали создавать "переселенческие управления".
При этом царское правительство рассчитывало, что переселенческая
политика будет способствовать русификации края и служить источником пополнения
колониальных войск. Инициативу по переселению крестьян взял на
себя военный губернатор Семиреченской области генерал Г. А. Колпаковский. Под
его руководством в 1868 г. были разработаны «Временные правила о крестьянских
переселениях в Семиречье», действовавшие до 1883 г.
Переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на
душу, освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет;
выдача ссуд нуждающимся семьям на обзаведение хозяйством. Аналогичные «Правила»
были приняты для переселенцев в Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской областях.
Отнимая у казахов
лучшие земли, царская администрация создавала из них, ценой разорения и
обнищания казахских шаруа, так
называемый «переселенческий фонд», который ежегодно расширялся по мере притока
переселенцев из центральных губерний России, Украины и Белоруссии. Для их
размещения были созданы 4 переселенческих управления: Урал-Тургайское, Акмолинское, Семипалатинское и Сырдарьинское.
Позднее переселенческие управления появились почти во всех уездах Казахстана,
которыми были изъяты самые плодородные земли у пойм рек и озер, пригодные для
орошения массивы. Только по Урал-Тургайскому переселенческому укреплению в период 1885–1889 гг. насильно было захвачено 4 378
046 десятин земли. По Акмолинской области
– 251 777 десятин и было образовано 24 переселенческих села с населением 10 940
душ мужского пола, а в Семипалатинской за этот период было изъято 33 064
десятин пахотной земли казахских шаруа.
В 1891–1892 гг.
Россию постигли сильнейшие неурожаи и голод. В связи с этим резко увеличилось
число крестьян, самовольно переселявшихся в Казахстан, что расширило масштабы
захвата лучших пастбищных и пахотных угодий.
В переселенческой
политике царизма главная ставка делалась
на всемерное укрепление кулацких
хозяйств на захваченных землях и создание
для них индивидуальных земельных участков. К началу XX в. царские власти
захватили у трудящихся казахов в общей сложности около 40 миллионов десятин лучших земель.
Разорившиеся казахские крестьяне в поисках средств существования вынуждены
были покинуть родные аулы, становились «отходниками», вместе со своими семьями уходили на заработки,
на рудники, промышленные предприятия, составили основную рабочую силу на строительстве железных дорог.
Переселенческая политика
царизма резко изменила демографическую ситуацию в крае. По данным переписи 1897 г. в
Акмолинской области русское
население составляло уже 33%. В результате переселения русских, украинских
крестьян и представителей других народностей
Казахстан по составу населения
постепенно становился многонациональной окраиной царской империи. По тем же данным
переписи, на территории Казахстана жило 4 млн. 471 тыс. 800 человек, из них
казахов –3 млн. 399 тыс. 500 (76%), русских и украинцев –532 тыс. 700 (11,8%),
остальную часть составляли татары, узбеки, уйгуры и представители других
народов.
Таким образом, к военно-политической колонизации края
прибавилась крестьянская колонизация.
Переселение
уйгур и дунган
В 1864 г. в восточном Туркестане произошло самое
обширное восстание дунган и уйгуров. В 1870 г. кокандский военачальник Якуб-бек
занял Урумчи и подчинил Дyнгaнскоe ханство. В 1871 г. на территорию Уйгурского
султаната были введены русские войска, чтобы закрыть Якуб-беку доступ в
Илийский край. После подавления восстания в Синьцзяне китайская сторона
требовала возвращения Илийского края Китаю. Петербургский договор 1881 г.
предусматривал жителям Илийского края выбор китайского или русского
подданства. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 г. и
продолжалось до 1884 г.. Более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган переселились в
Семиреченский край и Северный
Кыргызстан. Они
расселялись в Жаркентском уезде по берегам рек Осек и
Чарын, в Верненском уезде – в поселках Чилик, Талгар. Некоторые семьи переехали
в город Верный. Их потомки до сих пор проживают в названных населенных пунктах.
Из переселенцев были созданы пять волостей – Жаркентская, Кетменская,
Аксу-Чарынская (ныне Алматинская область, Уйгурский район), Малыбаевская и
Карасуская (ныне Енбекшиказахский район).
По правилам
поземельного устройства, установленным в 1882 г. Семиреченским областным
правлением, на каждого переселенца мужского пола выделялось по 10 десятин
земли. Однако вследствие того, что в районе все лучшие земли были отданы
казакам, уйгурам и дунганам досталось всего по 4–5 десятин земли. К тому же эти
земли были мало пригодны для хлебопашества. А налоги должны были платить, начиная с 1892 г.
Уйгуры и дунгане,
проживавшие на зимовках и в городах, организовали общины со своей
администрацией, мечетью. Хотя земля была распределена по отдельным хозяйствам,
формально она была в общем пользовании.
Уйгуры и дунгане
издавна занимались земледелием на орошаемых землях.
Главным
источником жизни для уйгуров было зерновое хозяйство.
Из зерновых преобладала пшеница, затем следовали ячмень, просо,
овес, рис. Выращивали культуры для получения растительных масел: горчицу, мак,
лен. Дунгане начиная с 1888 г. на правом берегу реки Чу брали в аренду земли и
выращивали рис. Уйгуры занимались выращиванием плодовых культур. Большинство
дунган также выращивали новые сорта яблок, груш, чернослива, винограда и др.
Уйгуры и дунгане выращивали овощи, огурцы, картофель, горох, лук,
чеснок, морковь, красный перец и различную зелень.
Кроме того, они выращивали скот и развивали скотопромыслы.
Они использовали
скот в основном как тягловую силу в их хозяйственной деятельности. Разводили
лошадей, коров, частично – овец и коз.
Таким образом, исторические судьбы переселенцев переплелись с
судьбой казахского народа.
Русификаторская политика в Казахстане
Политика переселения царского правительства лишила
казахов не только земель и богатств природных
недр, она посягала на духовную культуру. Проводился целый комплекс мероприятий:
внедрение оседлости, русификация, крещение. Статьи 252–260 "Правил по
руководству духовными делами киргизов" 1867–1868 гг. в законодательном
виде ограничивали распространение ислама в казахских степях. Были поставлены
жесткие условия тем, кто хотел совершить паломничество в Мекку. Мусульманская
религия подвергалась различным политическим гонениям. В Казахстане были
ограничены строительство мечетей, приглашение из Средней Азии и других
мусульманских государств мулл, религиозных деятелей. Книги на восточных языках
подвергались цензуре. Русификации подвергалась область просвещения. Всем
работникам данной отрасли давались строгие предписания, запрещавшие им
пропагандировать национальные особенности местных жителей; особое внимание
уделялось русификации подрастающего поколения. Для этого на местах открывались
смешанные казахско-русские школы. Одним из направлений русификации была замена
арабской графики в школах русской кириллицей. В казахских школах вводились
новшества, которые противоречили казахским обычаям и традициям. Особое внимание
в крае уделялось проведению миссионерских мероприятий. Это можно было отметить
по увеличившемуся числу церковно-приходских школ. Не только в русских, но и в
казахских школах и медресе в обязательном порядке отмечались православные
праздники. В документах оренбургской администрации отмечалось, что в школах
казахских детей необходимо просто научить грамоте, а не развивать у них
самосознание и талант, повышать их образование.
Представители русской
демократической интеллигенции в Казахстане
На казахские земли переселялись не только безземельные русские
крестьяне. Сюда ссылали людей, поднявшихся
на борьбу с царским самодержавием. На земле Младшего жуза отбывал ссылку
революционер-демократ, поэт и художник Т. Г. Шевченко. Он в своих стихах,
художественных полотнах "Казахская семья», «Байгуши», «Казах на коне» отобразил тяжелую жизнь казахов. Видные
ученые С. М. Семенов, Г. С. Карелин, польский революционер А. Янушкевич и др.
составили карту казахской земли, написали научные труды о культуре казахов. Эти
труды и сегодня имеют большое значение для изучения истории народа. На
формирование Ч. Валиханова как ученого-просветителя огромное влияние оказали
писатель Ф. М. Достоевский, А. А. Майков, С. Ф. Дуров, востоковед И. А. Березин
и др. В становлении научных взглядов первого казахского педагога И. Алтынсарина
большую роль оказал К. Д .Ушинский. Дружба Абая с Е. П. Михаэлисом помогла ему
познакомиться с передовыми русскими писателями.
Таким образом, находившиеся на казахской земле в ссылке
представители передового демократического движения сыграли огромную роль в
изучении истории казахского народа, в становлении мировоззрения
ученых-просветителей Казахстана.