ВВЕДЕНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ
Устав
1822 года
Осуществив полный
захват казахских земель Младшего и Среднего жузов военными силами, царское
правительство начало проводить в крае территориально-административное
переустройство и вводить вопреки желаниям местного населения новую систему
управления.
Так, в 1822 г. ханская
власть в Среднем жузе была упразднена и вводится новая система
управления, разработанная. видным государственным деятелем России XIX в., генерал-губернатором Сибири М. М. Сперанским реформа называлась «Устав о сибирских
киргизах». По нему Сибирь была разделена
на две части: Восточную часть— с главным
управлением в Иркутске, Западную — с
центром в Тобольске, а с 1839 г.— в Омске. В Западную Сибирь вошли области:
Тобольская, Томская и Омская, к которой
была присоединена территория казахской степи, занятая кочевьями Среднего и
частью Старшего жузов. Она получила название «Область сибирских киргизов».
По «Уставу» «область сибирских
киргизов» разделялась на внешние и внутренние
округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за Иртышом. Округа разделялись на волости и
аулы. В округ должно было входить от 15
до 20 волостей, в волость — от 10 до 12
аулов, в аул — от 50 до 70 кибиток.
Образование округов, тесно связанных с пограничными управлениями, должно было
содействовать военной колонизации Восточного Казахстана. Каждый
округ получал определенную территорию.
С 1822 по 1844 гг. были
образованы округа: Акмолинский, Кокчетавский, Каркаралинский, Баянаульский,
Атбасарский, Аягузский (Сергиопольский), Кокпектинский и Алатауский. В новые
территориальные образования входила, помимо
Среднего, также значительная часть Старшего жуза.
Каждый округ возглавлялся
окружным приказом, куда входили председатель — старший султан и заседатели —
два российских заседателя, назначаемых областным правлением, и два из числа
казахов по выбору.
В состав приказа
также входил командир казачьего отряда, расквартированного при ставке старшего
султана.
Округом формально управлял старший султан,
опираясь на казачьи отряды. Он имел чин майора российской службы и считался
чиновником. За десятилетнюю службу старший султан получал
дворянское звание.
Устав 1824
года
В 1824 г. был принят
«Устав об оренбургских киргизах» автор П. Эссен и в том же году было решено отменить
ханскую власть в Младшем жузе. Младший жуз был разделен на три части во главе с
султанами-правителями,
В Восточной части основное
ядро населения составили выходцы из поколения алимулы, шомекей, кыпчак. Средняя часть формировалась
из поколения жетыру и отчасти алимулы, в состав Западной части вошло поколение байулы. С усилением власти
султанов-правителей уменьшилось значение и роль султанов, не состоявших на
государственной службе колониальной администрации. При каждом султане-правителе
находилась военная команда в 100—200 человек. Ставки султанов-правителей
располагались в казачьих станицах и военных укреплениях. Султаны-правители
назначались оренбургским военным губернатором, все остальные чины — Пограничной
комиссией.
Основными
звеньями управления были административные участки — дистанции,
т. е. участки между двумя крепостями.
Внутри дистанции создавались более мелкие единицы управления — старшинства аула
или отдельного рода. В начале 40-х гг. 19в. было открыто 54
дистанции. Все должностные лица в Младшем жузе от аульного старшины до
султана-правителя назначались оренбургским генерал-губернатором. Выборная система здесь
отсутствовала. Царская администрация стремилась превратить органы местной власти,
в том числе и суды биев, в карательно-полицейские органы.
Реформы царской
администрации в 1822 и 1824 гг., перестройка системы управления окончательно
закрепили колониальный режим в крае. В итоге страна полностью лишилась своей
свободы и независимости.
«Положения»
1867-1868 годов
К середине 60-х
годов завершилась колонизация всех трех жузов Казахстана. Для освоения вновь
завоеванных земель необходимо было подчинить Казахстан полностью царской
администрации. Чтобы облегчить выполнение этой задачи, следовало ввести в
казахской степи единую систему управления. Так, 11 июля 1867 г. было утверждено
«Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях» и
21 октября 1868 г. — «Временное положение об управлении в степных областях
Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств». По этим реформам
территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское,
Оренбургское и Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти
сосредоточивалась в руках генерал-губернатора. Теперь над трудящимися
возвышалась крепкая военно-бюрократическая машина, главная цель которой —
держать народ в повиновении.
Каждое
генерал-губернаторство состояло из областей. В Оренбургское входили Уральская и
Тургайская области; в Западно-Сибирское — Акмолинская и Семипалатинская; в
Туркестанское — Семиреченская и Сырдарьинская области. Территория бывшего Букеевского ханства была включена в
состав Астраханской губернии;
Мангышлакское приставство отошло в ведение Кавказского военного округа,
а несколько позже вошло в Закаспийскую область. Таким образом, была нарушена
территориальная целостность Казахстана, положено начало его расчленения.
Во главе области
стоял военный губернатор, наделенные военной и гражданской властью.
Генерал-губернатор являлся в то же время командующим войсками округа, наказным
атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. Области делились
на уезды, во главе которых стояли уездные начальники из офицеров, назначаемых
генерал-губернатором. Уездный начальник являлся главой полицейских властей. Ему
подчинялись расположенные в уезде воинские части, учреждения и укрепления.
Уезды делились на
волости, которые создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В
волость должно было входить от 1000 до 2000 кибиток (хозяйств).
Волости, в свою
очередь, делились на аулы, как административные единицы, во главе которых ставились выборные аульные старшины. Волостной управитель сосредоточивал в своих руках распорядительную и
полицейскую власть. Он наблюдал за сохранением «спокойствия и порядка», за
сбором податей, имел право подвергать
аресту сроком на три дня и
денежному штрафу. В пределах своего
административного аула старшины имели такие же права, какими пользовались волостные
управители.
«Положения» 1867—1868 гг. были введены
временно в виде опыта на два года. Однако этот «опыт» из-за опасения
крайне отрицательной реакции местного
населения длился около двух десятков лет. Для безраздельного политического
господства царизма в Казахстане, обеспечения условий для широкого
экономического освоения края потребовались новые реформы, углубляющие прежние.
2 июня 1886 г.
было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», 25
марта 1891 г. — «Положение об
управлении Акмолинской, Семипалатинской,
Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». По «Положению» 1886 г.
территория Туркестанского края включала в свой состав Ферганскую,
Самаркандскую и Сырдарьинскую области. Последняя состояла из Амударьинского
отдела и пяти уездов: Казалинского, Перовского, Шымкентского, Аулие-Атинского и
Ташкентского. По «Положению» 1891 г. вместо Оренбургского и Западно-сибирского
генерал-губернаторств было создано одно
Степное генерал-губернаторство с
центром в Омске. В его состав вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская и
Семиреченская области. Последняя в 1897 г. была вновь передана в ведение Туркестанского генерал-губернаторства.
Судебное
устройство
Реформы царской
колониальной администрации 1867— 1868 гг. и 1886—1891гг. содержали не только меры по
административному устройству обширного
края, но и устанавливали судебно-правовую систему в казахской степи,
нормы судоустройства и судопроизводства.
"Положениям"
1867—1868 гг. судебное устройство имело несколько уровней: уездный суд,
военно-судебная комиссия, областное управление и правительствующий сенат. Эти
судебные учреждения работали на основе законов Российской империи.
Военно-судебные комиссии работали по уголовным делам, а областное правление
рассматривало гражданские дела. Сохранились суды биев (казы). Биев так же, как
и волостных правителей, избирали на три года. Для решения судебных дел среди казахов
в каждой волости избирали от четырех до восьми биев. Избранных биев утверждал
губернатор, однако жалованье им не платили. Бии имели право от каждого
разрешенного дела брать 1/10 часть той суммы, которую платил по решению суда
осужденный.
В соответствии с
"Положением об управлении Туркестанским краем" 1886 г. в казахских
степях были созданы суды имперского типа: 1) мировые судьи; 2) областные суды;
3) инстанция высшего суда — правительствующий сенат. В "Положении"
1886 г. были упразднены военные суды, созданы областные суды, а в уездах и
крупных городах действовали назначенные Министерством юстиции мировые судьи.
В целом, все эти реформы были направлены на расширение и усиление колониального гнета, имперской позиции, не только на ограничение, но и на лишение элементарных прав и свобод целого народа, на экономическое закабаление Казахстана.