ВВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ

 

 

                                           Устав  1822   года

Осуществив полный захват казахских земель Младшего и Среднего жузов военными силами, царское правительство начало проводить в крае территориально-административное переустройство и вводить вопреки желаниям местного населе­ния новую систему управления. 

Так, в 1822 г. ханская    власть в Среднем жузе была упразднена и вводится новая система управления, раз­работанная. видным государственным деятелем Рос­сии XIX в., генерал-губернатором  Сибири М. М. Сперанским  реформа называлась «Устав о сибирских киргизах».  По нему Сибирь была разделена на две части: Восточную  часть— с глав­ным управлением в Иркутске,  Западную — с центром в То­больске, а с 1839 г.— в Омске. В Западную Сибирь вошли об­ласти: Тобольская,  Томская и Омская, к которой была при­соединена  территория  казахской степи, занятая кочевьями Среднего и частью Старшего жузов. Она получила название «Область сибирских киргизов».

По «Уставу» «область сибирских   киргизов»   разделялась на  внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за   Иртышом. Округа разделялись на во­лости и аулы. В округ должно было входить   от 15 до 20 волостей, в волость — от 10 до  12 аулов,  в аул — от 50 до 70 кибиток. Образование округов, тесно связанных с погранич­ными управлениями, должно было содействовать военной ко­лонизации Восточного Казахстана.   Каждый   округ получал определенную территорию.

С 1822 по 1844 гг. были образова­ны округа: Акмолинский, Кокчетавский,      Каркаралинский, Баянаульский, Атбасарский, Аягузский (Сергиопольский), Кокпектинский и Алатауский. В новые территориальные обра­зования входила, помимо     Среднего,   также   значительная часть Старшего жуза.

Каждый округ возглавлялся окружным приказом, куда входили председатель — старший султан и заседатели — два российских заседателя, назначаемых областным правле­нием, и два из числа казахов по выбору.

В состав приказа также входил командир казачьего отряда, расквартированно­го при ставке старшего султана.

 Округом формально управ­лял старший султан, опираясь на казачьи отряды. Он имел чин майора российской службы и считался чиновником. За десятилетнюю службу старший султан   получал  дворянское звание.

 

                                     Устав 1824 года

      В 1824 г. был принят «Устав об оренбургских киргизах»   автор  П. Эссен и в том же году было решено отменить ханскую власть в Младшем жузе. Младший жуз был разделен на три части во главе с султанами-правителями,

 В Восточной части основное ядро населения составили выход­цы из поколения алимулы,  шомекей, кыпчак. Средняя часть формировалась из поколения жетыру и отчасти алимулы, в состав  Западной части  вошло поколение байулы. С усилением вла­сти султанов-правителей уменьшилось значение и роль султа­нов, не состоявших на государственной службе колониальной администрации. При каждом султане-правителе находилась военная команда в 100—200 человек. Ставки султанов-прави­телей располагались в казачьих станицах и военных укреп­лениях. Султаны-правители назначались оренбургским военным губернатором, все остальные чины — Пограничной комиссией.

Основными звеньями управления были административ­ные участки — дистанции,

т. е. участки между двумя крепо­стями. Внутри дистанции создавались более мелкие единицы управления — старшинства аула или отдельного рода.  В  начале 40-х гг. 19в. было открыто 54 дистанции. Все должностные лица в Младшем жузе от аульного старшины до султана-правителя назначались оренбургским генерал-губернатором. Выборная система здесь отсутствовала. Царская администрация стре­милась превратить органы местной власти, в том числе и су­ды биев, в карательно-полицейские органы.

Реформы царской администрации в 1822 и 1824 гг., пере­стройка системы управления окончательно закрепили коло­ниальный режим в крае. В итоге страна полностью лишилась своей свободы  и независимости.

 

 

                                  «Положения» 1867-1868 годов

К середине 60-х годов завершилась колонизация всех трех жузов Казахстана. Для освоения вновь завоеванных земель необходимо было подчинить Казахстан полностью царской администрации. Чтобы облегчить выпол­нение этой задачи, следовало ввести в казахской степи еди­ную систему управления. Так, 11 июля 1867 г. было утверж­дено «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях» и 21 октября 1868 г. — «Времен­ное положение об управлении в степных областях Оренбург­ского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств». По этим реформам территория Казахстана делилась на три ге­нерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и За­падно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора. Теперь над трудящимися возвышалась крепкая военно-бюрократическая машина, главная цель которой — держать народ в повинове­нии.

Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. В Оренбургское входили Уральская и Тургайская области; в Западно-Сибирское — Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское — Семиреченская и Сырдарьинская области. Территория  бывшего Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии;  Мангышлакское  приставство  отошло в ведение Кавказского военного округа, а несколько позже вошло в Закаспийскую область. Таким образом, была нарушена территориальная целостность Казахстана, положе­но начало его расчленения.

Во главе области стоял военный губернатор, наделенные военной и гражданской властью. Генерал-губернатор являлся в то же время командующим войсками округа, наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. Области делились на уезды, во главе которых стояли уездные начальники из офицеров, назначаемых генерал-губернатором. Уездный начальник являлся главой полицейских властей. Ему подчинялись расположенные в уезде воинские части, учреждения и укрепления.

Уезды делились на волости, которые создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В волость долж­но было входить от 1000 до 2000 кибиток (хозяйств).

Волости, в свою очередь, делились на аулы, как админи­стративные единицы, во главе   которых ставились выборные  аульные старшины.  Волостной       управитель     сосредоточивал     в своих руках распорядительную и полицейскую власть. Он на­блюдал за сохранением «спокойствия и порядка», за сбором податей, имел право подвергать   аресту   сроком на три дня и денежному штрафу.   В пределах   своего    административного аула старшины имели такие же   права, какими пользовались волостные управители.

 «Положения» 1867—1868 гг. были введены временно в ви­де опыта на два года. Однако этот «опыт» из-за опасения крайне  отрицательной реакции местного населения длился около двух десятков лет. Для безраздельного политического господства царизма в Казахстане, обеспечения условий для широкого экономического освоения края потребовались новые реформы, углубляющие прежние.

2 июня 1886 г. было принято «Положение об управлении Туркестанским краем»,   25 марта    1891 г. — «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской,   Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». По «Положению» 1886 г. территория Туркестанского края включала в свой со­став Ферганскую, Самаркандскую и Сырдарьинскую области. Последняя состояла из Амударьинского отдела и пяти уездов: Казалинского, Перовского, Шымкентского, Аулие-Атинского и Ташкентского. По «Положению» 1891 г. вместо Оренбург­ского и Западно-сибирского генерал-губернаторств   было со­здано   одно   Степное   генерал-губернаторство   с   центром   в Омске.   В его состав вошли Акмолинская,  Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Семиреченская области. Последняя в 1897 г. была вновь передана в ведение   Туркестанского генерал-губернаторства.

 

                                        Судебное устройство

Реформы царской колониальной    администрации   1867— 1868 гг.  и 1886—1891гг. содержали не только меры по адми­нистративному устройству обширного   края, но и устанавли­вали судебно-правовую систему в казахской степи, нормы судоустройства и судопроизводства.

"Положениям" 1867—1868 гг. судебное устройство имело несколько уровней: уездный суд, военно-судебная комиссия, областное управ­ление и правительствующий сенат. Эти судебные учреждения работали на основе законов Российской империи. Военно-судебные комиссии работали по уголовным делам, а областное правление рассматривало гражданские дела. Сохранились суды биев (казы). Биев так же, как и волостных правителей, избирали на три года. Для решения судебных дел среди казахов в каждой волости избирали от четырех до восьми биев. Избранных биев утверждал губернатор, однако жалованье им не платили. Бии имели право от каждого разрешенного дела брать 1/10 часть той суммы, которую платил по решению суда осужденный.

В соответствии с "Положением об управлении Туркестанским краем" 1886 г. в казахских степях были созданы суды имперского типа: 1) мировые судьи; 2) областные суды; 3) инстанция высшего суда — правительствующий сенат. В "Положении" 1886 г. были упразднены военные суды, созданы областные суды, а в уездах и крупных городах действовали назначенные Министерством юстиции мировые судьи.

В целом, все эти реформы    были   направлены   на расширение и усиление колониального гнета, имперской позиции, не только на ограничение, но и на лишение элементарных прав и свобод целого народа, на экономическое закабаление  Казахстана.