Музыкальное искусство казахского народа.

Устное народное творчество

 

Кюй – казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая под аккомпанемент домбры и других народных музыкальных инструментов.

Кюй как инструментальное произведение длительностью 1,5-4 минуты является основным жанром народной музыки в культуре почти всех тюркских кыпчакских племен, в том числе у казахов и киргизов. Кюи исполняются в сопровождении разных народных инструментов (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов.

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется XIII веком. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX–XX века. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра жырау (XIV в.), Казтугана жырау (XV в.), Асана Кайгы (XIVXV вв.), Байжигита (XVXVV вв.). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину XIX века. В те времена жили, создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Курмангазы Сагырбаев (1823–1889 гг.), Махамбет Отемисулы (1803–1846 гг.), Даулеткерей Шигайулы (1821–1875 гг.), Таттимбет Казангапулы (1817–1862 гг.), Абыл Таракулы (1820–1892 гг.), Есбай (1810–1901 гг.), Казангап (1854–1921 гг.), Тока Шонманулы (1830–1904 гг.) и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нурпеисова (1861–1955 гг.) и музыкант Сугур Алиев (1882–1961 гг.).

Виды кюев.

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи относятся к раннему фольклору. Бытует мнение, что эти кюи могли были традиционной составной частью неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.

Содержание кюев по замыслу самое разнообразное. Одни из них передают философские раздумья кюйши о смысле жизни. Другие кюи представляют тонкие психологические портреты людей, третьи кюи воспевают красоту степных просторов, родного края. Особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам. К народным кюям относятся, например, следующие кюи: «Бозинген» (верблюдица), «Телконыр» (кличка коня), «Коныр каз» (коричневый гусь), «Акку» (белый лебедь). Кюи передают все сложную и многогранную картину жизни кочевников.

Устное народное творчество.

Песни.

B XV–XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся тойбастар, жар-жар, беташар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.

Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было '"терме" – короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.

Сказки и эпос.

Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересной информации для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказки: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как "Ер Тостик", "Едил-Жайык", "Кула мерген", "Алтын сака", "Кара-мерген", "Аламан и Жоламан'' и "Асан Кайгы" рассказывается о благородных подвигах и мужественности охотников, метких стрелков, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.

Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдаре Косе, Кожа Насыре и Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Казахский эпос – один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечивали ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как "Карабек", "Ер Кокше", "Кобыланды", "Камбар" относятся к ХШ–XIV векам. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события.

Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в но наряду с темой любви большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными из них являются "Козы Корпеш–Баян Сулу", "Кыз Жибек", "Кулше кыз", "Назымбек", "Сулушаш", "Макпал кыз".

Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества – все это находило отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры. Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра – щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз – смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя – затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.

Прочно входила в быт в XVI–XV веках игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюи) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы.

Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди: акыны, жырау, певцы, импровизаторы.

Понятия "акын", "жырау", "жыршы", "оленши" – во многом различны.

Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV–XVI веках. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Многие из них были профессионалами.