Система управления государством

 

Социальная структура общества

       Формирование системы казахской государственности началось во

второй половине 15века и к 17в Казахстан превращается в одно из сильнейших централизованных государств.

       Рассмотрим политическую систему казахского общества. Не имея постоянных органов государственного ап­парата, тем не менее, в казахском ханстве властные функции были распределены в вертикально-горизонтальном плане.

       Одной из главных форм организации общества был улус. Улус имел свою территорию, которую называют юрт. Он представлял собой основную форму административно-политической организации казахов XV-XVI вв.  Каждый улус насчитывал в среднем около 10 тыс. семей - «кибиток» (не менее 60 тыс. человек). Административное деление было следующим.

     Аул (семья) во главе аулбасы

     Ата-аймак (несколько семей) во главе аксакал

     Род  – глава рубасы.

     Арыс – глава бий

     Улус  – глава султан

     Ханство –       хан

Такая структура обеспечивала целостность казахского общества, регулировались хозяйственно-экономические, по­литико-правовые связи. Казахское общество не было соци­ально - однородным.

Деление шло по двум признакам.

I. По социальному происхождению общество делилось на «ак-суйек» (белая кость) и «кара-суйек» (черная). К «белой кости» относились:

1. Потомки Чингисхана - султаны (по-казахски - торе), из которых выбирали хана.

2.  Кожа (ходжа) - потомки пророка Мухаммеда или его сподвижников.

3. огланы - царевичи не имеющие улусов.

Политическая по своему содержанию и характеру власть Чингизидов, основанная лишь на генеалогическом праве, не имела национального значения.

Султаны обладали рядом привилегий. Только из чин­гизидов выбирали ханов. Самозванцев карали (20-30 удара­ми нагайкой), нецарствующий чингизид имел право на улус (юрт) - определенная территория с подвластными родами и племенами. Они возглавляли улусное войско; имели свой уран - «Архар» (благородный), право на сбор налогов, осво­бождались от всех налогов, кроме воинской повинности, освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан.

Согласно обычаю, преимущественное право на ханское достоинство имел старший в роде, и например, дядя, брат хана, считался старше всех своих племянников, сыновей хана. Иногда даже верховная власть в ханстве переходила от старшей ветви правящей династии к представителям младшей ветви.

В выборе хана участвовало все население (взрослое), но решающую роль играла родоплеменная верхушка (ханский совет). Оценив достоинства и заслуги претендента, ханский совет предлагал кандидатуру. На всенародном курултае проводили своеоб­разный церемониал. Представители всех трех жузов, как простые люди, так и родоначальники, могли высказать и плохое, и похвальное в адрес кандидата (из прошлого его предков и его лично) - это была степная демократия. Завер­шается церемония благословением муллы, поднятием нового хана на белом войлоке и 40-дневным тоем. Скот и имущест­во хана разбирали и увозили домой (той саркыты - подарок от хана), т. к. cчиталось, что богатством хана, хозяина страны, является богатство народа. Через неделю, однако, поголовье скота в 10-кратном размере возвращали, но оно считалось уже собственностью государства.

У хана было пять основных  прав:

 - распоряжаться всей территорией;

 ( обеспечивать безопасность всей страны);

 - объявлять войну, заключать мир;

 - вести переговоры с другими государствами;

 - быть верховным судьей, миловать и казнить;

 - издавать законы.

- Убить или оставить в живых своего подчинённого ( функция

верховного судьи)

Если хан не оправдывал надежд народа, то существо­вали различные формы протеста - откочевки, или так назы­ваемая «ханская расправа»: весь его скот разбирали и уво­дили, а хан должен был покинуть родные места (в истории Казахстана такой случай был с ханом Тахиром). Такую же расправу чинили и над султанами,  биями. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII веков местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.

      К черной кости относилось собственно казахское населе­ние - от низов до родоначальников (биев), но они имели разное имущественное и социально-политическое положение. Бии, в противоположность Чингизидам  «наднациональному»  сословию, составляли  «национальную»  аристократию, элиту социальной группы кара-суйек.

      Бии (би) - это предводители  родов и  племен. В пре­делах их родов им принадлежала вся власть, вместе с султанами они решали общественные вопросы. Они были судьями, обладали ораторским искусством, были зна­токами обычного и мусульманского права, своей родослов­ной. За их труд полагался так называемый бийлык (1/10 от иска).

      Батыры - это военное сословие, могли быть как из бе­лой, так и черной кости. Люди, отличившиеся воинскими подвигами. Роль батыров в истории казахов велика. В особо тяжелые периоды внешней опасности они брали на себя функции предводителей вместо султанов даже улусных войск (например в XVIII в.).

      Аксакалы – главы аулов и других родоплеменных соединений, выдвигались на руководящие позиции благодаря личным качествам.

      Старшины –  предводители родов.

Основную массу населения составляли кочевники-скотоводы и земледельцы (на юге и в Семиречье). Иначе их называли шаруа,  бухара. Лично свободный кочевник обла­дал рядом прав (имущественных), был ответственен, зависим от рода, но  в то же время родовая принадлежность гаранти­ровала ему защиту и помощь («асар», «журтшылык»)

В казахском обществе было и рабство (домашнее): кул - раб, кун - рабыня. Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления. Туленгуты - «привилегированные» рабы  составляли личную охрану ханов, султанов, были гонцами, сборщиками нало­гов и т. д.

«Кара-суйек» имели также свой уран (или родовой,

или общий - «Алаш!»).

II. По имущественному положению казахи делились по

следующим принципам:

1. Баи (богатые) - составляли многочисленную про­слойку общества, но не были особым сословием (баями бы­ли и бии, и султаны, и рядовые кочевники). Имущественное положение не обеспечивало особые политические права.

2. Кедей (бедняки): жалшы - наемники, пастухи овец и лошадей, жатаки - обедневшие скотоводы и т. д.

 Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.

Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами был лично свободный кочевник. Защита свободы личности и его прав обеспечивалось исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.

Иерархия казахского общества имела место и среди родов (племен), между жузами ( Старший, Средний, Младший).

Постоянной армии не было. В периоды военной опас­ности собирали народное ополчение с каждого рода, улуса (во главе с султаном). Общенародное ополчение возглавлял хан. Каждое подразделение имело свое знамя, клич (уран). Сабля и лук - основное оружие (еще кистень, булава, секи­ра). Огнестрельного оружия было мало (покупали в средне­азиатских городах), но умели делать порох. Каждый воин выходил в поход с 2-мя лошадьми, со своим снаряжением. Перед боем поднимали знамена, устраивали состязания ба­тыров. Знамя - святыня, охранялось специальным отрядом. Падение, потеря знамени - знак поражения.

Постоянных судебных органов не было. Судебные функции выполняли ханы, султаны, бии. За исполнением су­дебных решений отвечала выигравшая сторона (например, барымта - насильственный угон скота, был актом исполнения су­дебного решения). В казахском обществе не было тюрем, полиции. Виды наказания: смертная казнь или избиение плетьми (камнями), штрафы, выкуп (кун). Происходит укрепление централизованной ханской власти, что позитивно отражается на состоянии государства в целом.

Таким образом, ханская власть – это первый вид руководства государством в странах кочевой цивилизации. Казахское общество ханского периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях.