Законы хана Тауке   

 

       Нормы законов, традиций и  этические положения казахского народа  были написаны не сразу. Они  накапливались в течение эпох, из  сложившихся правил постепенно превратившись в закон.

      Обряды и законы древнего казахского народа считались простыми и удобными для общества, и все, независимо от положения и возраста, преклонялись перед ними. За их выполнением следили ханы и старейшины родов.

      Бии все споры решали справедливо. Народ уважал биев,  которые непредвзято решали самые запутанные дела. По дошедшим до нас сведениям, еще не приняв ислам, казахские племена придерживались законов "жаргы".

      "Жаргы" на казахском языке означает "справедливость, решение". Корень означал разрубить, разделить точно и справедливо.

      Обычное (тора, адат) и мусульманское право (шариат) регулировали правовые взаимоотношения в обществе. По­пытки выработать единые правовые основы были предпри­няты Касымом и Есимом.

      Но наибольшего успеха в этой об­ласти достиг хан Тауке, считающийся авто­ром и инициатором составления и принятия «Жеты-Жаргы».

      Почему возникла необходимость принятия этих зако­нов?

      1. С целью укрепления внутриполитического единства казахов, создания казахского централизованного государст­ва, (как известно, единство было необходимо перед лицом усиливающейся  джунгарской опасности).

      2. Для выработки единых правовых основ казахского об­щества, отвечающих требованиям времени.

      Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском регионе.

      По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казыбе бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера, они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.

       Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности:

      1. Принятие важных государственных и политических решений;

      2. Исполнение судебных функций;

      3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции.   Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе.

     Правовая  система   «Жеты Жаргы»  включала  семь основных разделов:

     1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

     2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

     3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности,  формирование подразделений и выборов военачальников.

     4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.

     5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.

     6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.

     7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших.

     В « Жеты Жаргы» закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества.

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновнего долга, воровство, прелюбодеяния.

      Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.

Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукоприкладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.

За увечья устанавливался кун скотом: за большой палец - 100 баранов, за мизинец - 20. За воровство - стоимость украденного возмещалась в размере «трижды девять раз». За украденного верблюда возвращался верблюд, плюс один пленный, к лошади плюс верблюд, к овце - лошадь, так как 1 верблюд равнялся 3 лошадям или 10 овцам.

Применялись и др. наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскорбление родителей.

Существовал принцип коллективной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде.

         В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей.  В  «Жеты Жаргы" хана Тауке был предусмотрен и институт аменгерства. Аменгерство - это положение, согласно которому овдовевшая женщина должна была выйти замуж или за брата своего покойного мужа или за кого-нибудь из его родственников. Это положение отражено в поговорках: "Умер старший брат - жена наследство брата", "Умер младший брат - невестка наследство старшего брата", "Вдова хотя и уйдет от мужчины, но не уходит от рода". В таких поговорках отразился закон, применявшийся в те давние годы. Аменгерство подробно обсуждалось аксакалами рода, кровными родичами. У покойного оставалась семья, дети, имущество, хозяйство. Во-первых, если вдова уходила с детьми в чужой род, то ее дети, попадая к отчиму, вряд ли могли рассчитывать на счастливое детство. Кроме того, род покойного не мог допустить передачу детей в чужой род, так как дети считались продолжателями рода отца и, следовательно, наследниками и продолжателями его дела и состояния. Во-вторых, не было смысла отдавать в чужие руки нажитое имущество и хозяйство, остававшиеся у вдовы после смерти мужа. В-третьих, казахи свято чтили право ребенка на материнскую заботу, а дети в любом случае оставались в отчем доме. Таким образом, институт сиротства был исключен в казахской степи. Учитывая эти факторы, мыслители, составлявшие "Жеты Жаргы", в нормах брачных отношений установили обязательным для вдовы вторичное замужество за младшим или старшим братом покойного мужа. Но в любом случае последнее решение оставалось за женщиной.

 

 Если у покойного не было братьев, то по решению совета аксакалов вдову сватали за кого-нибудь из дальних родственников. Таким образом, родственники покойного мужа становились для вдовы ее покровителями. При кочевом образе жизни, уклонившиеся от аменгерства женщины, были редкостью. В случае, если вдова уклонялась от аменгерства, то ее дети, имущество и хозяйство оставались у родичей покойного мужа, уходила одна вдова. При сочетании новым браком приглашалась родня жены для благословения.

Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга.  

 

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

    В 16-17 веках в казахском обществе существовали различные формы собственности. В степных районах господствовала общинная форма землепользования, при которой пастбищами пользовались все члены рода. На скот распространялась частная и семейная собственность.

В формах собственности ярко проявлялось растущее имущественное неравенство. Правящая аристократия присваивала себе право  распоряжения землёй.

В казахском обществе сложились устойчивые формы феодального землевладения.    

       Мильк – частнособственнические земли.

      Сойыргал – « земля, отданная в подарок » (с передачей земли по наследству).

      Икта « отрезанная земля» – земля, отданная во временное пользование за особые заслуги в военной или гражданской службе (со сбором налогов).

      Вакф – земли, предоставляемые мусульманскому духовенству.

                                                   Существовали такие виды налогов:

Закят  платежи хану с поголовья скота.

Харадж – государственный поземельный налог.

Тагар – воинский налог.

Бадж – дорожный налог с торговцев.

Ясак – натуральный налог с кочевников.

 

                                      ПОВИННОСТИ

Сыбага, согым – продуктовая доля ханов и султанов.

Мардикар – строительство арычной и оросительной системы, ее очищение,

сооружение мостов, дорог.

Куналгы – встреча войск, их обеспечение приютом и питанием.

      Жамылгы – организация мероприятий по случаю приезда представителей администрации.

      Налоги, подати и обязательства ложились тяжёлым грузом на плечи простого народа, ставя его в полную зависимость от господствующей знати.

      Таким образом, свод законов «Жеты-Жаргы», отражая свою эпоху, сыграл значительную роль в  становлении казахского единства, эти правовые нормы действовали в казахском обществе до принятия « Российских Временных положений», введённых в 1867-1868 гг.