Взаимосвязь между кочевой и оседлой цивилизациями

Материальное и духовное наследие

       Материальная и духовная культура кочевых племён  имеет свои особенности и специфику развития, она соответствовала их жизненному укладу, особенностям кочевого образа жизни. Развитие материальной культуры нашло свое выражение, прежде всего в изготовлении орудий труда. Развитие древней    металлургии   явилось важным   стимулом для роста   кузнечного дела.  Профессиональный термин   «темирчи» – мастер-кузнец известен с VI в.   В городах кузнечное дело достигло высокого уровня. Производство орудий,  металлической утвари и украшений в  это время имело уже ремесленный характер. Для размельчения зерна, особенно проса, применялись   деревянные ступы, носившие у казахов название келы. В XI в. для размола зерна применялась не только ручная мельница с крупными жерновами, но и более производительная мельница (дирмен), приводимая в движение течением  воды. С земледелием и строительным   делом связано изготовление таких орудий,   как кетмени, кайла, лопаты.   Из железа изготовлялось оружие — мечи, сабли, кинжалы, латы, копья, сложные луки и разнообразные наконечники стрел.

     Развитие материальной культуры происходили в жилище и предметах домашнего обихода,   в VI—XII вв. летние жилища были двух типов: юрта, покрытая войлоком, и подвижное жилище на колесах. Они конструктивно отличались друг от друга.  Юрта имела круглую форму, состояла из основания — кереге и сферического свода. Подвижное жилище на колесах делалось обычно   богато,   обтягивалось   шелком узорчатым войлоком. Подвижные жилища принадлежали богатым людям. Зимние жилища из глины,   дерна, камыша, а в лесистых районах — из рубленого дерева. Пол зимнего жилища покрывался камышом, тростником (ши) и сверху был выстлан войлоком.

Предметами домашнего обихода племен древнего Казахстана считались: деревянная кровать (тосагаш), сундуки для хранения ценностей и одежды, стеганые    одеяла,    большой круглый стол, колыбель (бесик).

С употреблением мясной пищи связано производство металлических котлов (казан), занимавшее одно из первых мест в ремесле населения древнего Казахстана. В X—XII вв. котлы изготавливались уже из чугуна. В этот период на территории Казахстана развивалось ткачество, преимущественно в городских поселениях Южного Казахстана и Семиречья.

     Развитие феодальных отношений вело к постепенной ломке натурального хозяйства сельских общин. Увеличивался спрос на ремесленную продукцию гончаров, стеклодувов, ювелиров, оружейников, кузнецов, резчиков по дереву, кости, камню. Все шире стала распространяться поливная керамика, представленная чащами, пиалами, подносами, блюдами. Вся средневековая керамика обжигалась в гончарных печах. Подобные печи найдены при раскопках Отрара, Актобе, Тараза.

     В казахстанских городах развивалось производство стеклянных изделий, окрашенных в зеленый, синий, желтый и розовый  цвета. Высокого совершенства  достигло  ювелирное дело. При раскопках городищ собраны богатые коллекции бус из стекла, полудрагоценных камней, подвески, серьги, бляшки из бронзы, серебра и золота.

     Широко использовались для поделок кость и рог. Из кости изготавливали амулеты, рукоятки для ножей, игральные кости, заколки, булавки, пуговицы.      Высокохудожественная керамика,  художественные изделия из металла, драгоценных камней, бусы из перламутра, кораллов и лазурита, изделия из нефрита и зеркала являлись предметами транзитной торговли между странами.

 

                                     Религии на территории Казахстана

          Смешение культур на территории Казахстана и в Семиречье в средние века привело к концентрации в этих регионах различных религий и вероисповеданий.

Одной из самых древних религий считается зороастризм. Основы религии заложил жрец Заратуштра. Долгое время зороастризм считался официальной религией иранцев и афганцев. Последователи учения поклонялись огню. Культ огня породил многие ритуально-культовые обряды, среди которых особое место занимали погребальные обычаи. Отголоски огнепоклонства прослеживаются в казахской традиции очищения огнем. До сих пор казахи, освящая свое жилище, выливают масло в огонь домашнего очага. Другая важнейшая особенность зороастризма – дуалистическая направленность этого учения, основанная на постоянной борьбе двух начал – добра и зла. На территории Казахстана обнаружены наскальные изображения, символизирующие древние представления человека о мире.

         В тюркскую эпоху появляется религия  тенгрианство.  В Тенгри заключена космическая сила, законам которой подчиняется всё живое. Она управляет всем  сущим, покровительствуя праведникам и карая грешников. Ежегодно в начале лета по призыву кагана устраивалось общественное жертвоприношение тюрков Богу Тенгри.

Каган считался сыном Тенгри на земле.  Вместе с Тенгри поклонялись земле и воде, Умай - богине плодородия, покровительнице детей и матерей. Синий Волк считался  у тюрков тотемом. Проповедниками религии тенгрианства  являлись шаманы. С шаманизмом тесно связаны древние виды ритуально-культового поклонения это тотемизм – вера в сверхъестественную родовую связь между людьми и животными, а также поклонение им. Магия – суеверные действия с целью оказать влияние сверхъестественным образом на человека, предмет или явление.  Анимизм –  это вера в духов и души умерших.

Фетишизм – наделение  реальных предметов сверхъестественными качествами, а также поклонение им.

     В среде тюркской аристократии рано стал пользоваться популярностью буддизм. В первой половине VIII века  некоторые правители западных тюрков приняли буддийское вероисповедание и способствовали его распространению.

 В этой религии правители Тюркского каганата усматривали универсальную религию, которая могла бы помочь созданию духовно – идеологической общности в разнородной по своему составу державе. Находки буддийских сооружений храмов и монастырей найдены на городищах Чуйской долины. Великий Шелковый путь был маршрутом, по которому шло распространение религий и религиозных идей.  В  V в.  на земли Казахстана стала проникать христианская религия  несторианского  направления. Основана религия  в Византии  Несторием, константинопольским патриархом в Восточной Римской империи. Первыми христианскую религию приняли карлуки  в 1007г. Останки церквей найдены в Таразе, Мерке и других городах. Путешественник Вильгельм Рубрук в своих путевых записях сообщает о христианах в Илийской долине.

     Другой религией получившей свое распространение в тюркской среде было манихейство. Религия возникла в III в  в  Иране, через осёдлое население Мавераннахра она проникла в Западно – Тюркский каганат.

      Главными постулатами религии является аскетизм, отречение от радостей жизни, безбрачие, вегетарианское питание. Все свои принципы манихейство заимствовало из зороастризма, буддизма и христианства.

 Начиная с VIIIX вв. широко стал распространяться ислам.

Однако местное население новую религию признало не сразу, а прошло длительное время, пока ислам получил относительно широкое распространение. Если исламизация населения Средней Азии в основном завершилась к концу VIII в.. то в Казахстане этот процесс затянулся надолго, причем в северных районах он распространялся гораздо медленнее, чем в южных. В конце X в. ислам распространился в городах Семиречья, во многих из них появились мечети.

     В X в. ислам приняли часть огузов на нижней Сырдарье, но среди кочевого населения мусульманская религия не получила массового распространения.

Основатель исламской религии Мухаммед (570—632 гг.) в 630—631 гг. — глава первого мусульманского, государства в Аравии, почитаемый пророком во всем мусульманском мире, имел своих почитателей-идеологов в Средней Азии и Казахстане. Одним из таких видных проповедников ислама на Юге Казахстана был Арслан-Баба, а также его ученик Ахмет Иассауи. Они оказали большое влияние  на распространение   ислама среди тюркского населения Южного Казахстана.

По преданиям, Ахмет Иассауи родом из Саурана (Испиджаб), родился в 1094 г., умер в 1166 г. Его перу принадлежит    сборник стихов    «Диван    и Хикмет»    («Книга    премудрости»). Это один из древнейших литературных памятников тюркоязычных народов, в нем проповедуется аскетизм и смирение, вместе с тем в сборнике можно встретить информацию культурно-исторического и социально-бытового порядка.   После смерти Ходжа Ахмет Иассауи был возведен своими  последователями в ранг святого, имя его было окружено легендами, в которых отмечается связь ислама с языческой мифологией тюрков.   Так, в казахский регион входила мощная, одна из «мировых», религия — ислам.

     Благодаря исламу произошло сближение культуры тюркоязычных народов с достижениями и ценностями общемусульманской духовно-культурной сокровищницы Востока.

 

Города – связующее звено между кочевым и оседлым миром

     В X—XII вв. в Казахстане шел процесс быстрого роста городов, значительное оживление городской жизни. На карте Казахстана появился ряд новых городов — Карачур, Корнак, Каялык, Еки-Огуз, Ашнас, Барчынлыгкент. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего времени, как показали археологические исследования, в X—XII вв. возникло еще 70 городов.  Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской  долинах.

С развитием феодальных отношений средневековые города изменяли свою планировочную структуру. Вместо древних городов-крепостей появились укрепленные замки-цитадели, окруженные   кольцом оборонительных   стен. Цитадели в Средней Азии    назывались шахристаном,    где  находились главные обрядовые культовые здания, базары, жилые дома знати, чиновников, крупных ремесленников и торговцев. При дальнейшем   росте экономического   значения    города в нем возникали    предместья — рабады,   заселенные мелкими    ремесленниками, торговцами, беднотой.

Крупнейшим из казахстанских городов X—XII вв. был Отрар. По сравнению с VII—IX вв. площадь Отрара увеличилась в несколько раз. Вместе с рабадами — предместьями он занимал 200 гектаров. Стены окружали не только центральную часть, где находились цитадель и шахристан, но и рабад, В городе функционировал водопровод, имелись  общественные бани, водоемы, имелась библиотека, а на территории рабада — каналы, сад и пашни. При раскопках древнего города  Отрар  в двух местах были найдены остатки мечетей, в трех местах — бань, в пяти местах — гончарных мастерских. В строении домов еще одна деталь подчеркивает принадлежность их к тюркским племенам. Это наличие в центре жилища очага. В письменной литературе есть  факты о том, будто при строительстве домов тюркам оказывали помощь согдийцы. Тюркские вельможи в городах возводили для себя дворцы. Для украшения их стен они приглашали среднеазиатских мастеров.

      В одном дневном переходе южнее Отрара находился округ Шавгар. Это территория современного Туркестана. В XI веке Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в г. Яссы, где в конце XII в. был построен небольшой однокамерный мавзолей над могилой популярного религиозного проповедника  Ахмета Иассауи. С тех пор город стал религиозным центром. Позднее, в 1389—1399 гг. по указанию эмира Тимура на месте прежнего мавзолея воздвигнут  выдающийся  памятник, архитектуры XIV в, мавзолей-мечеть   Ахмета Иассауи.

В числе крупных городов юга Казахстана были Испиджаб, Сыгнак. Развалины Испиджаба  находятся сейчас в центре пос. Сайрам, в 12 км восточнее Чимкента. В X—XII вв. Испиджаб был известен как центр транзитной торговли, здесь производились многие товары и отсюда вывозились ткани, оружие, железо.  Сыгнак  в XII в. являлся  центром Кыпчакского объединения. На месте Сыгнака сейчас городище Сунак-Ата.

Крупнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Семиречья был Тараз. В округе Тараз, вдоль рек Талас, Асса и других тянулись цепи городов и поселений — Кулан (Луговое), Мерке, Аспара, Баласагун и др.

     Своими сохранившимися до наших дней архитектурными памятниками богат Тараз.   Здесь имеются    мавзолеи Айша-Биби (XI – XIIвв.),  Бабаджа-хатун   (X—XI  вв.),  Карахана (ХI в.). За истекшие почти тысячу лет эти памятники средневекового зодчества   сильно разрушены.    Но сохранившиеся  колонны,    купола, облицованные,    декоративными терракотовыми плитками стены свидетельствуют   о высоком уровне архитектуры, строительства и технологии стройматериалов. Так, например, найденные в раскопках облицовочные кирпичи насчитывают до 30 разновидностей составов.

 Еще один довод в пользу этого суждения — рост и развитие города Баласагун в районе  реки  Чу. Этот город был столицей тюрков династии Караханидов. Вокруг него находится более 40 курганов. Все они появились в тюркскую эпоху, а это значит, что тюркоязычные  города и есть результат развития оседлости, а также показатель развития городской культуры в регионах Таласа  и Чу.

     К  XI—XII вв. относится также мавзолей Сырлытам в низовьях Сырдарьи. В 10 км восточнее г. Казалинска  находится    архитектурный памятник XI в. Бегим Ана. В Жезказганской   области расположен Алаша хана Кумбез, являющийся ценным памятником архитектуры   X—XI вв.

     Таким образом, как письменные, так и археологические материалы, а также памятники   архитектуры свидетельствуют о развитии городской культуры и средневекового зодчества в Казахстане.

     Развитие городской  культуры напрямую  было  связано с  усилением взаимоотношений с полукочевниками, в процессе которых те становились горожанами. Влияние, которое они оказали друг на друга, привело к дальнейшему развитию общества.

Кочевники не только сами пользовались достижениями  материальной и духовной культуры, но и имели связи с другими цивилизованными странами. Письменные источники и археологические исследования VII—V вв. до н.э. доказывают, что  племена, проживавшие на территории Средней Азии и Казахстана, находились в постоянной связи с такими цивилизованными странами, как Китай, Ассирия, Мидия, Персия. Во время археологических исследований сакских памятников в районе Аральского моря в Уйгаракском захоронении возле умершего были найдены сосуды, явно изготовленные в других странах, а также бусы из бирюзы и сердолика, бусы с садовым орнаментом индийского происхождения. Это говорит о связи саков Приаралья со странами Средней и Передней Азии. Такие связи особенно быстро развивались с расширением торговли и продвижением караванов по Великому Шелковому пути. Шелковые изделия найдены также в Берельском могильнике в Восточном Казахстане, Иссыкском кургане в Семиречье. Ткани из шелка и шерсти были найдены в захоронениях на территории Южной и Западной Европы в культурных слоях VI—V вв. до н.э. Отсюда можно сделать вывод, что саки были связующим звеном между Востоком и Западом.

     То, что между китайцами и усунями шла торговля шелками, известно не только из летописей, но и из археологических раскопок на территории Казахстана. Вместе с тем между китайцами и усунями существовали и более близкие отношения. Для того чтобы создать союз с усунями против гуннов, китайцы выдавали своих дочерей замуж за усуньских кочевников 

     В период развитого средневековья связь между цивилизациями крепнет еще больше, ибо в результатах труда друг друга нуждались обе стороны. Взаимные связи между кочевниками и оседлыми земледельцами еще более укрепились во времена государства Караханидов. Было несколько причин для этого. Во-первых, потому что правители государства и их приближенные были представителями тюркских племен. Во-вторых, в это время все регионы Средней Азии и Казахстана были уже заселены тюркскими народами. Почти половина из них уже вели оседлый образ жизни. Поэтому во времена правления этой династии развивается городская оседлая культура.

     У обеих цивилизаций была развита и культура. Исторически  жители перенимали друг у друга лучшее и использовали в своей жизни. Так, лучшие образцы оружия, сбруя и седла, украшения, выполненные в "зверином стиле" кочевниками, пользовались большим спросом у горожан. А кочевники пытались перенять для себя лучшие образцы жилищного строительства, секреты изготовления ювелирных украшений.

     Таким образом, казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно – политической и культурно-бытовой этнической жизни. Вместе с тем, начиная со средних веков на территории Казахстана, стала формироваться и полукочевая, осёдлая культура.  Её образцы особенно ярко развивались на юге Казахстана и Семиречья.