Возникновение, сложение и развитие государственности на территории Казахстана

 

             Проблема типологизации средневекового общества

 В середине первого тысячелетия н.э. начался новый этап всемирной истории, традиционно характеризуемый как период средневековья. Кочевники, как и земледельческие народы, проходят в своём развитии стадию феодальных от­ношений.

Поскольку ведущим типом хозяйственной деятельности на территории Казахстана в течение длительного времени ос­тавалось кочевое и полукочевое скотоводство, феодальные от­ношения имели здесь свои характерные особенности.

В частности, феодализм развивался в различных ре­гионах Казахстана не одинаково: интенсивнее - в южных и юго-восточных, где сильнее были развиты земледелие и оседлость, слабее - в степных и полупустынных районах, где преобладало кочевничество. Соответственно, в этих районах своеобразно проявля­ет себя основной признак феодализма, связанный с формой собственности на средства производства. По данному во­просу нет единой точки зрения. Так, многие историки (Л. Потапов, Н. Аполлова, Г. Семенюк и др.) утверждали, что основу феодального строя у кочевников образует земельная собственность феодала, выражавшаяся в праве последнего распоряжаться пастбищами. Другие (В. Шахматов, С. Толыбеков) считали, что пастбищная земля находилась в об­щем владении пастбищно-кочевых общин, а основой феода­лизма служила собственность феодала на скот, как основное средство производства в кочевом обществе Третьи говорят о двуединой собственности феодала: как на скот, так и на пастбища. Специфика отношений собственности в кочевых рай­онах определяла и тот факт, что эксплуатация зависимого населения приобретала там менее жёсткие формы, чем в оседло-земледельческих областях.

Кроме того, долгое время традиционно сохранялось патриархальное (домашнее, семейное) рабство, рассчитан­ное на изготовление продуктов для собственного потребле­ния и не развившееся в особый способ производства.

Становление нового социального строя проходило в условиях почти беспрерывных войн, ускоряв­ших процессы перераспределения собственности и классооб-разования,

 военные столкновения могли ока­зывать тормозящее действие на формирование феодализма, т.к. сопровождались разрушением производительных сил, быстрой гибелью одних и возникновением других государ­ственных образований, изменениями этнического состава населения.

Во всемирно-историческом масштабе феодальное обще­ство прошло в своём развитии три стадии: генезис, расцвет, упадок. Им соответствует три периода средневековья: раннее, развитое (классическое) и позднее. В силу указанных обстоя­тельств данная периодизация может прилагаться к истории Казахстана с известными оговорками.

 

Государства раннего  и развитого средневековья.

К началу 6 века на территории Центральной Азии между Алтаем и Саянами окончательно сложился племенной союз тюрок-тюркутов, находившийся в зависимости от Жужаньского каганата. В 552 г. тюркуты восстали против жужаней (аваров) и разгромили их государство, а предводи­тель тюркутов Бумын (Тумынь) принял титул кагана. Сво­его расцвета новое государство - Тюркский каганат - дос­тигло при Мукан-кагане (553-572 гг.), довершившим разгром жужаней и подчинившем соседние племена. Приблизи­тельно в 554 г. он отправил на запад армию под командой младшего брата Тумына ябгу-кагана Истеми,  которому удалось покорить Семиречье, затем степ­ные районы Казахстана. Серьёзным противником тюркутов на юге, оставалось государство эфталитов, для борьбы с которыми был заключен союз с шахом Ирана. К 567 г. эфталиты были полностью разбиты, в результате че­го тюркуты завладели Мавераннахром (междуречьем Сырдарьи и Амударьи), включая богатые согдийские города, и по­лучили возможность контролировать значительный участок Шёлкового пути.

Целостность первого Тюркского государства оказа­лась не прочной. Отсутствие устойчивого экономического единства, вхождение в состав каганата различающихся по уровню социального и хозяйственного развития, а также эт­нической принадлежности племён и народов,  всё это способствовало, в конечном счёте, расколу каганата.  Около 603 г. каганат окончательно распался на 2-е части: восточную и западную.

Центром Западно-Тюркского каганата являлось Семи­речье. В состав государства входила большая часть Казах­стана, Средней Азии, Восточный Туркестан. Столицей стал г. Суяб  летней резиденцией кагана - Мингабулак Ведущую роль в хозяйстве каганата продолжало иг­рать кочевое и полукочевое скотоводство. Часть населения занималась земледели­ем,  возрастает значение городов - центров ремесла и торговли, среди которых выделялись Отрар, Тараз, Испиджаб. Процесс отделения ремесла от сельского хозяйства ещё не завершён: городское население сохраняет связь с зем­леделием. Развивались различные виды ремёсел: керами­ческое, стекольное, кузнечное, ткацкое, ювелирное. Осуще­ствлялась чеканка собственной медной монеты Проблема общественного устройства тюркутов оста­ётся дискуссионной. Во всяком случае, в со­циальном строе каганата наблюдается ощутимый прогресс по сравнению с военно-демократическими и военно-иерар­хическими структурами, что стимулировалось не только факторами внутреннего развития, но и влиянием более про­двинутых в социальном отношении государств

В формирующийся господствующий класс входила родоплеменная знать. На вершине социально-политической пирамиды находился каган - наследственный правитель, выступавший не только как носитель верховной политической, судебной, военной власти и глава культа, но и, вероятно, как собственник земель. Высшие должности принадлежали чле­нам каганского рода, «принцам крови», именовавшимся часто титулом «тегин» (князь). Важную роль в государстве играли ябгу - глава западных областей каганата, улуг – «великий», осуществлял,  функции исполни­тельной власти и шады - предводители военно-администра­тивных подразделений. Главы некоторых крупных племен­ных объединений (например, карлуков) носили титул «эльтебер». Военные и гражданские функции, как правило, совмещались.

К числу местной знати, также передававшей должно­сти по наследству, относились тарханы – судьи, вожди отдельных племён, позднее составляющие двор кагана. Буюруки - «приказывающие», также испол­нявшие судебные функции, тудуны – наместники над вас­сальными племенами, контролировавшие сбор дани и её от­правку в каганскую ставку, беки – старейшины тюрк­ских родов и племён и др.

Все названные лица отличались не только знатностью происхождения, но и тем, что концентрировали в своих ру­ках значительные богатства, преимущественно в виде скота. Этим социальным категориям, называемым «именитыми», источники чётко противопоставляют рядовых общинников скотоводов тюркского происхождения, именуемых «кара будун», они имели в собственности определенное количество голов скота и пользовались пастбищны­ми угодьями. Развитая система эксплуатации основной массы тюркского населения в каганате ещё не сложилась.

В политической жизни каганата сохраняют большое значение родоплеменные традиции.В конце 7 в. активизируется одно из племён каганата - тюргеши, вождь которых Учэлик пере­нёс свою ставку в Суяб и объявил себя «каганом народа де­сяти стрел». Фактически в 704 г. на смену Западному каганату пришло новое государство - Тюргешский каганат, однако  хозяевами Се­миречья они оставались недолго.  В 766 г. предел их господ­ству положили карлуки, правитель которых в 840 г. принял каганский титул. Карлукам пришлось вести борьбу с араба­ми, захватившими часть Южного Казахстана. В процессе распада арабского халифата Аббасидов власть в Мавераннахре перешла к местной династии Саманидов (819 г.). Государственные объединения возникают и в других районах Ка­захстана: в 9-11 вв. существовали государства огузов в За­падном Казахстане, Приаралье, Северном Прикаспии с цен­тром в г. Янгикент (низовья Сырдарьи) и кимаков в Центральном, Восточном и Северном Казахстане.

Возникновение государства Караханидов тесно связа­но с внутриполитической борьбой в Карлукском каганате, в которую активно вмешивается племянник одного из претен­дентов на престол по имени Сатук Богра-хан Карахан.    Захватив города Тараз, Каш­гар, а в 942 г. – Баласагун,   он провозгласил себя каганом, учредив, таким образом, новое государство, название кото­рого связано с титулом его основателя, причём слово «кара» означает здесь «главный, великий, могущественный». Важ­ную роль в создании государства сыграли входившие в карлукское объединение племена ягма и чигили. Первой столи­цей стал Баласагун, крупным политическим и культурным центром - Кашгар. Ядром государства явилась территория Семиречья и Кашгарии.  Важной отраслью хозяйства в государстве оставалось скотоводство. С другой стороны, в это время наблюдается значительный рост ирригационного земледелия, садоводст­ва, бахчеводства. Увеличились масштабы оседания номадов. Качественные изменения происходят в ремесле. Расширяется торговля между городом и степью. В 10-12 вв. города пере­живают период максимального расцвета. Развивается де­нежное хозяйство: в Таразе, Испиджабе, Отраре чеканились собственные монеты - медные фельсы  и серебряные дирхемы. В 11-12 вв. страна переживает «серебряный кри­зис», вызванный истощением рудников, в связи, с чем воз­росла роль золотых монет - динаров. Также сохранялось значение прямого товарообмена. В целом преобладало на­туральное хозяйство.

Прогресс в развитии экономики обусловил поступа­тельное и более интенсивное, чем в других районах Казах­стана, развитие феодальных отношений, приближающихся к их классической форме. В государстве сложилась военно-ленная система землевладения: земли, формально считав­шиеся государственной собственностью, передавались род­ственникам и приближённым верховного правителя на усло­виях несения ими службы военной или гражданской с пра­вом взимать в свою пользу подати с населения, проживавшего на данной территории.

Часть земель в государстве составляла собственность Караханидов доходы, от которого шли в хан­скую казну. Эти земли могли служить также фондом для по­жалований феодалам. Ещё одной категорией феодального землевладения являлись вакф - земли, переданные государст­вом или земельными собственниками во владение мусуль­манским учреждениям и не облагаемые налогами. Развитию вакфного землевладения способствовало включение в состав государства исламизированной территории Мавераннахра, а также провозглашение мусульманства государственной ре­лигией  в 960 г. Изменяется в эту эпоху и положение крестьян. Хотя ещё сохраняется мелкая индивидуальная и общинная земельная собственность, нарастающая кон­центрация земли в руках феодалов ускорила процесс попа­дания значительной части крестьянства в зависимость от господствующего класса. Типичной формой эксплуатации в земледельческих районах стала издольщина: разорявшиеся крестьяне-издольщики арендовали землю у феодалов, отдавая последним значительную долю урожая в качестве натурального налога.

Политическое устройство государства характеризуется созданием более развитого, чем в других странах, админист­ративного и военного аппарата, сложившегося на основе феодальной иерархии. В степных областях властные функции осуществляли представители родоплеменной знати.  Центральная власть была слабой. Экономическая обособленность феодалов пре­допределяла существование удельной системы правления.

        Нарастание феодального сепаратизма, привела в 1040 г. к окончательному распаду государства на два само­стоятельных каганата - западный Мавераннахр и восточ­ный Семиречье, Восточный Туркестан с границей по Сырдарье. Окончательно уничтожена караханидская государственность в 1210 - 1212 гг.

В развитое средневековье (до начала 13 в.) большую часть территории Казахстана занимало государство кыпчаков. Первоначально кыпчаки входили в кимакское государ­ство, после падения, которого вначале 11в.  создали собст­венное политическое объединение. Вскоре им удалось захва­тить земли огузов в западном и южном Казахстане, Приаралье и Прикаспии. С середины 11в. кыпчаки постепенно за­нимают земли к западу от Волги. Впоследствии степная тер­ритория от Иртыша до Дуная стала именоваться в источни­ках «Дешт-и-Кыпчак»-  степь кыпчаков. Ведущим типом хозяйства кыпчаков являлось экстен­сивное кочевое скотоводство. Чётко определялись маршру­ты кочевания. В видовом составе стад преобладали овцы илошади. В районах зимовок возникали оседло-земледельческие поселения. Наибольшее развитие земледе­лие получило в долинах рек Сырдарьи, Сарысу, Ишима. Подсобную роль в хозяйстве играли охота и рыболовство. Развивались домашние промыслы и ремёсла. В кочевых рай­онах процесс отделения ремесла от сельского хозяйства ещё не завершился. Определённую роль играли города Дженд, Сауран, Янгикент. Функционировало денежное обращение.

На социально-политический строй кыпчаков оказыва­ли сильное влияние элементы родоплеменной организации. В хан­ской ставке - орде сосредоточился высший административ­но-военный аппарат. Формиро­вался господствующий класс, в который входили ханы, тар­ханы  бе­ки баскаки, баи.

Основную массу населения составляли скотоводы общинники, сохранявшие в своём большинстве личную сво­боду, но эксплуатировавшиеся с помощью традиционных родовых институтов, закреплённых в обычном праве. Воз­растает роль коммендации как формы личной зависимости. Приоритетным направлением внешней политики ка­захстанских кыпчаков служили взаимоотношения с южными соседями, После 1065г. часть кыпча­ков оказалась в зависимости от сельджуков. Позже все государства  пали под ударами  Монгольской империи.

 

              Средневековые государства в XIV-XV вв.

В послемонгольское время на местной этнической ос­нове образовалось несколько государств: Ак-Орда, Могулистан, ханство Абулхайра, Ногай­ская Орда.  Ак-Орда (Белая Орда) со столицей в г. Сыгнак сфор­мировалась постепенно, по мере  ослабления зависимости от Золотой Орды, и занимала территорию Восточного Дешт-и-Кыпчака. Наибольший подъем государства был во 2-й по­ловине 14-го века. С конца 14-го века земли Ак-Орды назы­вались узбекским улусом. Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в условиях постепенного возрождения хозяйства и усиления позиций местной тюрк­ской знати. В Ак-Орде жили кыпчаки, найманы, уйсуни, аргыны, карлуки, кереиты, конграты и многие другие племена. Основными формами хозяйствования были кочевое ското­водство и земледелие. В источниках встречаются сведения о наличии в Ак-Орде таких форм землевладения знати, как инджу, мильк, сойургал, были и тарханные пожалования также сообщается и о формах эксплуатации рядовых кочев­ников и земледельцев: трудовое население платило в пользу ханов и знати налоги. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Еджена, которому подчинялись удельные владетели. В последней трети 14-го - начале 15-го века Ак-Орда подвергалась многочисленным вторжениям со стороны войск эмира Тимура. Хан Ак-Орды Урус постоянно защи­щал своё государство от агрессии Тимура. Стремясь поме­шать укреплению хозяйственной и политической независи­мости Ак-Орды и Могулистана, Тимур в 70-80-е годы 14-го века совершил около десятка набегов на территорию этих государств. И в итоге оба эти государства были ослаблены, погибло много населения, разграблены материальные цен­ности. Самостоятельности этих двух государств был нанесён ощутимый удар. В 1370 г. Тимур захватил власть и правил в Средней Азии единолично в течение 35 лет. Эти годы были заполнены  захватническими,  грабительскими  походами  в соседние области страны. Завоевательные войны велись им жестокими и варварскими методами.

Таким образом, в результате захватнических войн Ти­мура и внутренних усобиц в конце 14-го - начале 15-го веков Ак-Орда пришла в упадок, и правление на большей части Ак-Орды  перешло к Шайбаниду  Абулхайру.

Могулистан. В результате распада государства Чагатаидов Юго-Восточный Казахстан в середине 14-го - начале 16-го веков входил в состав государства Могулистан. Гра­ницы этого государства постоянно менялись. Историко-географический термин «Могулистан» образован от этно­нима «могул», как произносился в Средней Азии и Казах­стане и писался в тюркоязычных сочинени­ях этноним «монгол». Так назывался обширный регион Юго-Восточного Казахстана, Киргизстана и северной части Восточного Туркестана. Население Могулистана составляли дулаты, канглы, кереиты, уйсуни, и другие племена; значительная их часть вошла впослед­ствии в состав казахской народности. В Могулистане главой государства и собственником земли был хан. Как и в Ак-Орде, распространены были та­кие формы землевладения знати, как икта, инджу, сойургал. Скот был в руках крупной знати,  некоторые её представители владели даже сотнями тысяч голов. Источники называют несколько видов налогов, которые взимались с городского и сельского, зем­ледельческого и кочевого населения в пользу хана и кочевой знати: калан, купчур, зякет, тагар, бадж, харадж и др.

Политическая история Могулистана заполнена фео­дальными войнами, усобицами, отражением нападений со стороны соседних государств, главным образом вторжений Тимура. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тиму­ра Могулистан распался на уделы. Ослабление и распад Могулистана вызваны были и дру­гими политическими и социально-экономическими причинами: раздробленностью страны на уделы (улусы), династическими распрями Чагатаидов, войнами племенной знати, недовольст­вом народных масс поборами и массовыми откочёвками.

Ханство Абулхайра. В 20-х годах 15-го века на степных просторах Казахстана обособилось в результате распада Ак-Орды и усобиц Джучидов ханство Шайбанида Абулхайр хана. В исторической литературе это государство имеет и другие названия: Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство.

Территория ханства Абулхайра простиралось от р. Урал до Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Ир­тыша на севере.                                                       

Историческая роль хана Абулхайра (1428-1468 гг.),  определяется тем, что он был «основателем могущества» кочевых узбеков Дешт-и-Кыпчака и именно при его царствовании среди населения Узбекского улуса произошёл тот раскол, в результате кото­рого собственно обитатели степей, с тех пор названные ка­захами, отделились от остальной части народа. В возрасте 17-ти лет Абулхайр был провозглашён ха­ном. В числе участвовавших в избрании Абулхайра ханом, согласно источникам, были не только султаны, предводите­ли племён и родов,  бахадуры, но и представители мусуль­манского духовенства. Обязанный своим избранием и ханским троном влия­тельным кругам кочевого общества, Абулхайр должен был проводить политику, отвечающую их интересам, совершать военные походы на соседние земледельческие страны, поко­рять новые земли.

Сорок лет правил Абулхайр. Но, несмотря на этот срок, внутриполитическое положение государства было не­прочным. Абулхайру пришлось вести упорную и ожесточён­ную борьбу с многочисленными  претендентами на верховную власть в Узбекском Улусе. Уже в 1430г., вскоре после провозглашения ханом, Абулхайр вынужден был выступить в поход для «приведения в повиновение» Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана. Противники встретились на берегу реки Тобол, где после жаркого боя Махмуд-Ходжа-хан был разбит, а его жену по имени Аганак-бике, которая по красоте своей «спорила с луной», Абулхайр по мусульманскому обычаю взял в жёны.

Молодой и честолюбивый Абулхайр в начале своей политической карьеры едва ли мечтал о том, что ему удастся одержать верх над большинством своих соперников, объе­динить Восточный Дешт-и-Кыпчак в единое «кочевое госу­дарство» и в течение сорока лет править этим государством самодержавно.

Поддержка со стороны наиболее влиятельных кругов кочевого общества и большинства племен Узбекского Улу­са, первые победы над Джучидами значительно упрочили власть и расширили сферу влияния Абулхайра в степи. Од­нако степь не обрела покоя. В 1446 г. против него выступил Мустафа-хан, его улус находился на реках Ишим и Атбасар. Однако его ополчение было разбито, всё имущество, скот, сокровища стали дос­тоянием воинов Абулхаира.

В том же году был захвачен ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау - Сыгнак, который стал столицей, Но ни победа над Мустафа-ханом, ни значительное расширение владений завоеваниями присырдарьинских го­родов-крепостей не предотвратили жестокого и унизитель­ного поражения Абулхайра в войне с калмыками .

После этого поражения  часть кочевого населения ханства Абул­хаира отделилась с султанами Киреем и Джаныбеком и отко­чевала в Могулистан, обосновавшись в долинах рек  Чу и Козы-Баши.  Таким образом, некогда сильное ханство Абулхайра

 ослабло и пришло в упадок. Причинами этого послужили: отсутствие прочных свя­зей между отдельными частями государства; постоянные династийные распри и усобицы за раздел территории; сопро­тивление рядовых кочевников эксплуатации и гнёту, выра­жавшееся в их откочёвках на другие территории.

Этот распад привёл к процессу консолидации племён в обособленные этнополитические структуры. С образовани­ем Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекра­тилась. Оставшиеся на территории Казахстана пле­мена отошли под власть казахских ханов.  Началась история казахского ханства.