Кочевая цивилизация

 

 

                              Степень изученности проблемы

Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории челове­чества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевое общество прошло долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.

Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана и в тоже время сложной. Некоторые  ученые, которые рассматривали жизнь всех народов мира через призму их соответствия уровню развития европейских стран, полностью отрицали в мировой истории роль тюрко-монгольских кочевых народов. Такое направление в исторической науке, связанное с доминирующей ролью европейских народов и необъектив­ным занижением уровня развития кочевых цивилизаций Востока, носит название европоцентризм. О кочевниках писали народы, которые вели оседлый образ жизни, их описывал Геродот, китайские историки. Теория о кочевничестве и о кочевом государстве возникла позже.

Поскольку до XV-XVI вв. европейцы знали о кочевниках лишь по их периодическим нашествиям на Европу, они воспринимали кочевые народы не иначе как своих врагов.

В XVIIIXIX вв. европейские ученые высказывали свое мнение о кочевниках. Так, Монтескье рассматривал их как справедливых и вольных людей свободного общества,  Фергюсон, А. Смит доказывали, что у кочевников имущественное и социальное неравенство проявилось раньше всех. И. Кант сделал вывод, что само государство как таковое возникает в результате столкновения кочевников и оседлых людей. Ф. Гегель считал, что, несмотря на наличие у кочевников социальных противоречий, государственности у них не было.

И хотя взгляды ученых были разными, но больший акцент в них делался на негативные стороны жизни кочевого общества. Например, такие ученые, как Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не в силах создать цивилизованное общество и госу­дарство без помощи извне. По мнению большинства исследователей, кочевые сообщества без помощи оседлого населения не смогут развиваться.

С 1920-1940х годов кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований.

В 60—70-х годах XX в. отдельные ученые стали признавать объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. Это не являлось "отступлением от пути к цивилизации", а было своеобразным способом хозяйственно-экономического развития. Приспосабливаясь к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.

О способностях и своеобразной культуре кочевников в свое время говорили В. Радлов, Л. Н. Гумилев, Б. Я. Владимирцев,   А. Х. Маргулан,   и др. «Степную грамоту» кочевников высоко оценил Б. Я. Владимирцев. Он пишет, что «монголы часто отличаются превосходной памятью и могут, прослушав 2-3 раза какое-нибудь понравившееся  им поразившее их сказание, повторить его почти дословно».

 

                     Роль и место номадизма в истории Казахстана

В середине XX в. начали выходить в свет труды казахских истори­ков, посвященные кочевой проблематике. Среди них работы С. 3. Зиманова  "Общественный строй казахов в первой половине XIX века", В. Ф. Шахматова  "Казахская пастбищно-кочевая община", С. Е. Толыбекова "Кочевое общество казахов в XVIIIXX вв.", Д. Кшибекова "Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок", Н. Масанова "Кочевая цивилизация казахов" и др. По мнению этих ученых, кочевники самостоятельно достигают первых ступеней классового общества, а дальнейшее их развитие зависит от влияния оседлых народов, т. е. кочевой социум — это общественно-историческое объединение с ограниченными перспективами развития. Тем не менее, в последнее время все чаще звучат высказывания, подчеркивающие высокий уровень культуры и достоинства социального устройства древних и средневековых кочевых объединений. С мнением же о том, что кочевая цивилизация — закономерное явление в истории человечества, своеобразный вид хозяйственной деятельности, культуры и жизненного уклада, согласны большинство ученых.

По мнению крупнейшего археолога К. А. Акишева, на территории Казахстана система кочевого скотоводства сформировалась в конце бронзового — начале железного века, т.е. в IXVII вв. до н. э.  Термином «номады» историки называют людей, занимающихся кочевым скотоводством.

Сегодня мы называем «Великой степью», а иные авторы «евразийским континентом» огромную часть территории земного шара, которая простирается от сибирской тайги на севере до горных систем на юге, эта  территория веками служила житницей и трансэтнической территорией великих кочевий, которые шли с запада на восток и с востока на запад.

Пространство срединной Евразии не имеет внутренних географических границ, отделяющих разные регионы. Степь, рассекаемая реками, протяну­лась от Карпат и Северного Причерноморья по­чти до самого Тихого океана. Здесь выживание напрямую зависело от расширения жизненного пространства. Степные народы не были ограж­дены от соседей труднопроходимыми географи­ческими препятствиями, подобно европейским государствам. Возможности быстрого переме­щения в пространстве, обеспечивающиеся са­мим образом жизни, требовали постоянного рас­ширения территории. В разные эпохи в связи с изменением климата, а также из-за постоянно меняющейся этнической и социально-экономи­ческой обстановки в этих регионах преобладали то оседлые, то полу­оседлые, то полностью кочевые способы ведения хозяйства и организации быта.

Население степных, пустынных и полупустынных земель, предгорий занималось скотоводством, так как это наиболее удобный в данных природно-географических условиях способ удовлетворить жизненные потребности. Исконными скотоводами являлись и казахи, кочевавшие по огромным пустынным и полупустынным пространствам.

Первоначально скотоводство было придомным, когда скот пасся недалеко от поселения. Дальнейшее развитие этого вида деятельности вызывает среди ученых разногласия и споры. Так, одни считают, что в связи с увеличением поголовья скота придомное животноводство стало невыгодным, так как постепенно пастбища вытаптывались и скудели. Люди были вынуждены переносить поселение на новое место в поисках неиспользованных пастбищ.

Тысячелетняя практика выращивания скота привела к новой, более выгодной и удобной форме скотоводства — отгонной. Именно отгонное скотоводство стало промежуточным звеном в переходе к более продук­тивному способу освоения степных и пустынных пастбищ — кочевому хозяйству. Так зарождался кочевой образ жизни.

Кочевое скотоводство – один из самых своеобразных видов человеческой деятельности, который очень мало изменился с момента своего возникновения. Его неотъемлемые особенности:

1.Скотоводство – преобладающая деятельность. Земледелие и ремёсла не играют для кочевников серьёзной роли.

2. Скот круглый год содержится не в стойлах, а на природе – на подножном корму.

3.Периодическое перемещение людей и скота в пределах установленных пастбищных территорий.

4. Участие в перекочёвках всего или большей части населения.

5. Хозяйство направлено на удовлетворение собственных жизненных потребностей, а не для продажи.

В VVI вв. кочевая цивилизация достигает наивысшего расцвета и могущества. В течение 1000 лет политика кочевников была определя­ющей на мировой исторической арене. Активная караванная торговля Евразийского континента находилась под контролем кочевых племен. Кочевой образ жизни определил основы хозяйства казахского народа.

 

                                       Формы ведения хозяйства

Основным видом хозяйства казахов скотоводство. С древнейших времён и до 20 века сформировалось три вида скотоводческой деятельности: кочевое скотоводство  (Мангистау, Западном и Центральном Казахстане), полукочевое скотоводство (Восточный Казахстан), оседлое скотоводство (Южный Казахстан).

Скот находился в семейно-частной собственности. Казахи разводили четыре основных вида скота: овцы, лошади, верблюды и крупный рогатый скот. Главный вид скота - овцы. Казахская порода овец - курдючная. Они были очень крупными, весом до 4-5 пудов (курдюк - до 2 пудов). Лошади,  напротив, были низкорослые (вьючные, верховые), а скакуны (аргамаки) имела только знать. Верблюды были двугорбые. Караван (из 7-8 верблю­дов) олицетворял собой символ мира.

Пастбищное скотоводство (пастбища были в общинно родовом пользовании) предполагало существование четырёх видов пастбищ:

1) джайляу - летние;

2) коктеу - весенние;

3) кузеу - осенние;

4)  кыстау - зимние (зимой еще строили кора - укрытие для скота).

Кочевание - меридиональное - скот перегоняли летом на север, зимой - на юг, (как правило, с ранней весны до позд­ней осени).

Вертикальное кочевание - с зимних пастбищ в долинах - на летние высокогорные.

Пустынное кочевание - от колодца к колодцу.

Каждый сезон имел круг обязательных работ: весной - стрижка овец, коз; летом - скот набирал вес, время тоев; осе­нью - стрижка, барымта, народные собрания.

Кочевали аулами, широким фронтом - до 200 км, на расстояния от 300 до 1000 км.

Зимнее время кочевники проводили на зимовках. Был особый порядок выпаса скота зимой: раздельный выпас ско­та. Там, где снежный покров был небольшой, пасли овец, а где глубокий снег - лошадей и т. д.

Если выпас скота был совместный, то вначале пускали лошадей, потом - КРС и верблюдов, а следом - овец и коз (особенно во время гололеда, глубокого снега). Количество скота было различным у разных категорий лиц: у простых кочевников - не менее 30-50 лошадей, не менее 100 овец; у богатых - до 26 тыс. лошадей, несколько десятков тыс. овец (богатые составляли около 11% всего населения).

Продукты скотоводства составляли основную пищу для казахов: в среднем на 1 чел. в год приходилось до 4 пу­дов мяса, 350 литров молока и кумыса. Вторым видом хо­зяйства, особенно в южных и юго-восточных районах, было земледелие. Сеяли пшеницу, овес, просо. Развито было по­ливное (арыки, каналы) земледелие.

Центрами торговли были присырдарьинские города Сауран, Созак, Отрар, Туркестан, Ташкент и др. Казахи по­купали хлеб (зерно), ткани, ремесленные изделия, а продава­ли животноводческую продукцию. В Туркестане и Отраре в ходу были серебряные и медные деньги (на них изобража­ли родовые знаки, различных животных и птиц). Деньги также проникали из среднеазиатских городов. Но главным средством обмена среди казахов оставался скот.

Была развита индивидуальная и коллективная охота на сайгаков, диких зверей. Охотились с ловчими птицами, с борзыми собаками, при помощи загона. Охота была под­спорьем скотоводству; имела воспитательное значение.

Развиты были у казахов различные виды ремесел и до­машние промыслы (обработка продуктов скотоводства, по­шив одежды, изготовление различных предметов домашнего обихода; изготовление оружия; ювелирные изделия и т.д.)

Таким образом, хозяйство казахов в основном было натуральным.

 

                                                  Военное искусство

Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки. По сведениям Геродота скифское войско никто не мог покорить, они внезапно появлялись, наносили удар и также быстро исчезали. По обычаю перед  походом  скифы садились на шкуры жертвенных животных. Считалось, что придает воину мужественность и силу.

У кочевников существовала своя структура войска,  которое состояло из разведчиков, конного войска, пешего войска и тяжеловооруженного войска. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Конные и пешие войска действовали сообща. До сближения с врагом пешие воины находились за спинами конников. Сначала они стреляли отравленными стрелами, а затем использовали топоры, пики и кинжалы. Воин должен был иметь пять видов оружия . Кочевое общество постоянно совершенствовало руководство армией, ее структуру, военное  оружие, улучшало снабжение , продовольствие, проверяло готовность военных к стрельбе из лука, обучало военной  тактике и стратегии  боя.  Особое внимание уделялось тактике ведения боя: двумя фалангами и центральной частью. Такое деление войска особенно успешно применялось в тюркскую эпоху. Войско состояло из пяти племен. По ходу военных действий, при необходимости, построение войска менялось. У кочевников были свои знамена.

 

                               Общественные отношения

В традиционном казахском обществе существовало следующая система деления:

-ел – страна проживания, куда входит весь казахский народ.

- жуз- объединение по принципу однокровных родственных отношений.

-племя- это объединение нескольких родов.

-род-коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, начинаются от седьмого предка и охватывают 15-20 поколений.

У каждого рода был свой регион кочевий, родовая тамга (знак собственности). Казахские роды и племена тесно сотрудничали между собой. При войнах, джутах, стихийных бедствиях всем родом менялось место жительства. Казахский народ представлял собой традиционное общество, разделенное на разные социальные слои. В нем были богатые, средние и бедные слои населения. Самое тяжелое положение было у кулов (слуг), но они не являлись значительной социальной группой и не играли никакой роли в производственных отношениях. Высшая власть принадлежала хану. Избранного хана обмывали  молоком белой кобылы и поднимали на белой кошме. Ханами могли быть только потомки чингизидов. У казахского хана были помощники, советники , бии, своя гвардия, делопроизводители-администраторы, государственные служащие. Хан руководил страной с помощью своих представителей в каждом жузе. Вопросы общегосударственной важности  обсуждались на курултае с участием представителей всех трех жузов. Большая роль принадлежала советам биев. На местах власть сосредоточена в руках авторитетных аксакалов рода. Они разрешали споры за землю, за имущество вдов, следили за исполнением род, его обычаев и заповедей предков. В обществе кочевых казахов особое место отводилось батырам. Они защищали от врагов родную землю, страну, воспитывали у молодежи чувство патриотизма, обучали юношей военному искусству. Создателями духовной культуры, и идеологии кочевников были сказители и жырау. Большую роль играли шаманы, лекари, предсказатели. Лекари прекрасно владели методами лечения травами, оберегали кочевников от инфекционных заболеваний. В кочевом обществе имелись всевозможные мастера по всем отраслям хозяйственной деятельности. Высоко ценили кузнецов, а их инструменты считались священны. Юртовщики делали деревянные детали для юрт. Коневоды готовили к байге скакунов. С принятием исламской религии возросла роль ходжи и мулл.

Таким образом, казахское общество с сильными традициями кочевой жизни являлось многоступенчатой структурой, обеспечивавшей все необходимые условия для существования этноса.