Гунны

 

В 1 тысячелетии до н.э. обширные пространства Центральной Азии населяли различные кочевые полукочевые скотоводческие племена. В древних китайских летописях говорится о мощной конфедерации кочевников гуннов (по-китайски «сунну, хунну).

Легенда гласит: в III веке до н. э. хуннами правил шаньюй  Тумань. У него было два сына, но старый  шаньюй больше всего любил младшего. Старшего сына,  Модэ, он отдал в заложники соседним племенам – юэчжам. Однако Модэ оказался человеком сильным и волевым: он сбежал от пленителей на родину. Отец, увидев отвагу сына, принял его обратно и дал ему в подчинение конницу. Модэ же не простил отцу предательства,  в 209 г. до н. э. убив Тумана,   Модэ стал шаньюем всех хуннов. Завоевание земли стало для Модэ главной государственной задачей.

Для завоевания чужих земель Модэ в первую очередь было необходимо крепко держать в своих руках власть на собственной территории. Он сумел объединить 24 хуннских рода в сильную кочевую державу,  подчинил племена древних монголов: дунху, сяньби и других – на востоке, отогнал на запад юэчжей и к 205 – 204 гг. до н. э. стал властителем всех степных пространств Монголии. Кроме того, Модэ подчинил хуннам прибайкальские и забайкальские степи.

В хуннском обществе военное дело было обязанностью каждого мужчины, поэтому войско представляло собой народное ополчение. Каждый род по первому требованию шаньюя выставлял определённое количество воинов.

В хуннском обществе каждый взрослый здоровый мужчина был воином. Дети хуннов обучались сидеть в седле и управляться с луком сразу же после того, как вставали на ноги. Поэтому основу хуннского войска составляли конные лучники.  В эпоху Модэ войско хуннов подразделялось на четыре отряда по масти лошадей: вороные, рыжие, белые и серые. Высокопоставленные вельможи имели свои дружины по десять тысяч человек. Кроме того, по первому зову шаньюя каждый из 24 родов выставлял то количество воинов, на которое был способен.

Отогнать хуннов было легко, разбить – трудно, уничтожить – невозможно.

В 55 г. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части южную и северную. В северо-западной Монголии властелин северных гуннов Чжи-Чжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во  враждебных отношениях с Чжи-Чжи находился Китай, особенно после того, как тот приказал убить китайского чиновника и посла. Острое соперничество проис­ходило между ним и главой южных гуннов. В этих условиях для Чжи-Чжи оказалось своевременным предложение владетеля госу­дарства Кангюй, которое находилось на берегах Сырдарьи, о союзе и совместной борьбе с государством Усунь. Он пригласил Чжи-чжи в свои восточные владения в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал шаньюю в жены свою дочь, подарил несколько тысяч верблюдов, ослов, лошадей, Кангюйский владетель надеялся, что Чжи-Чжи вскоре разобьет армию усуней, захватит их владения в долине  Или и Чу. Однако Чжи-Чжи не смог разгромить усуней. Назревал конфликт между ним и обманувшимися в своих надеждах кангюйскими аристократами. Вскоре произошел разрыв. Чжи-чжи был изгнан из ставки кангюйского владетеля и ушел в верховья Таласа, где стал строить себе город.

Усиление Чжи-Чжи и его продолжающиеся набеги на усуней серьезно беспокоили Китайскую империю. Попытка нейтрализо­вать Чжи-Чжи дипломатическим путем не увенчалась успехом, и китайцы стали готовиться к войне.

Вскоре китайское войско выступило в поход. Войска соединились у стен города Чжичжи.

Несмотря на героическое сопротивление гуннов, китайцы сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, ворвались в город, захватили цитадель. Чжичжи с приближенными был пленен вместе с многочисленной родней, сыновьями, женами и именитыми князьями в количестве 1518 чел. Все они были убиты.

В начале 1века н.э. северные гунны смогли восстановить своё влияние в Восточном Туркестане, но начавшаяся война с Китаем вынудила их отступать. Началась вторая волна переселения хунну  в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралья, Центральный и Западный Казахстан. В IV в. н. э. они появились в Европе. Период с IV по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик.

Своего могущества гунны достигли при Аттиле, который покорил часть  Римской  империи.

По мнению большинства исследователей, хунну были протюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой половины I тыс. н. э. меняется антропологический тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.

Хуннское  общество было стратифицировано, народ состоял из 24 родов, поэтому хунны были не союзом племён, а единым племенем. Каждый род возглавлял старейшина, который вначале избирался народом, но позже стал передавать власть по наследству. Старейшины имели всю полноту власти в роде.

Всей хуннской державой управлял шаньюй, что в переводе с китайского означает «величайший». Он всегда избирался из одного рода – Си Люань-ди. Правда, к концу I тыс. до н.э., как и старейшины, шаньюй стал  передавать титул своим детям. Территория хуннов была разделена на три части: Западную, Восточную и Центральную. В управлении    ею принимали участие родственники шаньюя. Запад возглавлял лули-князь, восток – чжуки-князь, а центр – сам шаньюй. Впоследствии титул шаньюя всегда наследовал чжуки-князь. Кроме того, все знатные вельможи (родственники шаньюя) имели помощников – гудухэу. Эти люди не относились к какому-то определённому роду, они представляли общегосударственную систему управления.

Остальной народ составляли простые общинники, в чьи обязанности входило заниматься хозяйством. В этом им помогали рабы. Хунны добывали невольников в военных походах, потому что у них самих не было развитого долгового рабства и работорговли. Невольники помогали женщинам в поселения.  Источники сообщают о существовании среди хунну частно-семейной и личной собственности на скот и землю.

Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности, знаменовали собой их переход к новому этапу классовому обществу и государству.

Главную роль в жизни хунну играло скотовод­ство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадников, но и снабжали пищей. Система хозяйства хунну может быть названа первобытным, или экстенсивным скотоводством с сезонным перемещением населения и стад скота. Скотоводство обеспечивало мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды и жилищ. Экстенсивное скотоводство- скотоводство  в котором рост продукции достигается за счет увеличения поголовья, расширения территорий выпаса .

У них существовала оседлость и земледелие. В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли».

О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита. Хунны были создателями нового художественного стиля в степи. На смену скифскому «звериному» стилю в III-V вв. н.э. пришёл полихромный стиль. Ювелиры, создавшие этот стиль, изобрели новые способы изготовления украшений из золота. Один из таких способов – инкрустация: в золотое изделие делают вставки из драгоценных камней. Зернь – способ изготовления украшений из мельчайших золотых шариков, которые напаивались на проволочную основу. Плетение из тончайших золотых проволочек– тоже применялись древними ювелирами.

Религия хуннов сложна и многогранна.

Хунны поклонялись Луне и Солнцу. Например, титул хуннского шаньюя звучал так: «рождённый небом и землёю, поставленный солнцем и луною». Шаньюй утром возносил молитвы солнцу, а вечером – луне. Кроме того, он два раза в год приносил жертвы обоим светилам.

Однако вера хуннов в космическое божество сочеталась с верой  в духов. Хунны чётко  отграничивали духов предков от духов природы. У хуннов также был распространен тотемизм – очеловечивание животных, признание их своими предками. Разные роды признавали своими тотемами разных животных. В наскальных изображениях хуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык, по мнению хуннов, олицетворяет собой силу и власть, олень приносит счастье и благополучие, указывает дорогу путешественникам, лебедь же охраняет семейный очаг. Хунны верили в загробную жизнь, они считали смерть продолжением жизни в другом мире. Такое отношение отражалось на всех погребальных обрядах.

Родовые кладбища хуннов располагались по берегам рек. Они сооружались на местах постоянных кочевий и состояли из небольших курганов, окружённых кольцевыми оградками. Своих усопших хунны хоронили в двойных каменных гробах. В могилу воина клали оружие, снаряжение, боевого коня, в могилу женщины – украшения, бытовые предметы. Поскольку хунны по своим верованиям продолжали жить после смерти в другом мире, кочевники практиковали обычай соумирания жены в случае смерти мужа. Кроме того, вокруг могилы воина укладывали его рабов и пленников.

Таким образом, государственное устройство гуннов определяется как централизованная империя, организованная на военно-административных принципах