История
сложения казахской народности
Степень
изученности проблемы
Проблема этногенеза
казахского народа в исторической науке является одной из
важнейших и сложных. ( Этногенез – происхождение народа.) Современные
достижения в решении этой проблемы опираются как на сведения, сохранившиеся в средневековых письменных источниках,
так и на исследования ученых на протяжении ряда веков. Среди них можно
назвать: «Джами-ат-таварих» Рашид ад-Дина, а также «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара
относящиеся к XIII-XV вв. С XVIII века об этногенезе казахов писали В. Татищев, П.
Рычков; в XIX в. А. Левшин истоки казахской народности видел в
древнетюркской эпохе; во второй половине
XIX в. Н. Аристов сформулировал концепцию, по которой
на этногенез казахов повлияли не только тюркские племена алтайского
происхождения, но и местные до тюркские племена.
Исследователи
также поднимали вопрос о времени сложения казахской народности. В XIX в. Ч. Валиханов определяет это время второй
половиной XIV в.; В. Вельяминов-Зернов говорит о второй половине XV b. , А.
Чулошников в своей работе
« Очерки по истории Казак - Киргизского народа в связи с общими
историческими судьбами других тюрксих племён» считает, что политический
союз казахских жузов
в XVI веке положил начало образованию
казахской народности. С. Асфендияров
главными факторами формирования этнических признаков казахов считал
территорию, кочевую экономику и внешнеполитические условия XVI века.
В 90-е годы XX века особенно активно над проблемой
этногенеза работает Н. Масанов, который
считает главным фактором формирования казахской народности кочевой
образ жизни и то, что этапы этногенеза совпадают с этапами эволюции
кочевничества.
Таким образом,
как обобщает, Н. Масанов по этногенезу казахов существует две
основные концепции:
1.
Автохтонная
концепция, сторонники которой, приоритеты отдают местным
племенам (Автохтонный народ – коренное население страны).
2.
Миграционная концепция, - по которой, предки казахов пришли
сравнительно поздно на территорию Казахстана и не имеют никакой связи с
древним населением региона. ( Миграция –
перемещение населения в пределах одной страны или из одной страны в другую.)
При определении
хронологии сложения казахской народности большинство ученых придерживается
мнения, что это XV-XVI bb.
этапы
образования казахской народности
Что такое народность? Народность - это -
историческая общность людей, которой присущи общности территории, языка,
хозяйственной жизни, культуры. Сегодня
можно говорить о множестве других
факторов и признаков, присущих этносу - и общность судьбы, и территории, и
языка, и культуры, и самосознания, психологии, и образа жизни, и т.д. Понимание
механизма сложения народности неоднозначно, Н. Масанов предлагают такой
вариант:
На первом этапе
этногенеза идет процесс накопления культурных однотипных элементов, идёт адаптация
к природным условиям;
На втором этапе - формируется культурная общность, тип хозяйства,
психология.
На третьем
этапе, - происходит осознание своей
групповой принадлежности, т.е. свои - чужие;
На четвертом
этапе - возникает специфическое
самоназвание этноса.
Теперь перейдем
к историческим условиям и этапам сложения казахской народности. Корни этого
процесса уходят в глубокую древность (на территории Казахстана первые люди
появились в эпоху палеолита). В период со II
тысячелетия до н. э. по XV век можно
выделить следующие этапы:
Первый этап - II
тысячелетие до н. э.. - конец I тыс. до н. э. -
древнеиранский. Главную роль играли
андроновские племена эпохи бронзы. Их считали индоиранцами, принадлежащими к
европеоидам. Андроновцы вели комплексное скотоводческо-земледельческое оседлое
хозяйство, у них была развита металлургия; племена андроновцев имели общность
погребальных сооружений, обрядов и культов. Их наследниками считаются сакские
племена, которые вели преимущественно скотоводческое хозяйство и находились на
стадии перехода к кочевому образу жизни (эпоха ранних кочевников). Физический
облик саков - европеоидный с элементами монголоидности. По языку они относятся
к восточно-иранской группе.
Второй этап -
конец I тыс. до н. э. - первая половина 1 тыс. н. э. - расселение на территории Казахстана ряда кочевых племен восточно-иранского
происхождения и миграция хуннов. В число древних предков казахов входили племенные объединения усуней в
Семиречье и Южном Казахстане, кангюев в среднем течении р. Сырдарьи. На рубеже
нашей эры кангюи распространили свое влияние на племена аланов, расселявшихся к
северу и северо-востоку от Аральского моря. По расовому типу, как саки, так и
усуни, кангюи были европеоидами.
Третий этап - с середины I
тыс. н. э. - до начала XIII
века
- тюркская эпоха. Тюркский этноним впервые появляется в китайских летописях в
542г. Вначале слово «тюрк» употреблялось только по отношению к аристократам,
представителям руководящей верхушки тюркоязычных племён. Позже оно приобрело
политическое значение, и постепенно тюрками стали называться и другие племена,
которые находились под их властью. Своё происхождение тюрки связывают с родом ашина. По легенде,
прародитель тюрков бал рождён волчицей. Тюрки установили свое господство над
большей частью территории Казахстана.
Во второй половине VIII века на
земли Юга - Восточного и Восточного Казахстана пришли племена карлуков. Карлуки
делились на три крупных племени: булат, шигиль, ташлык. В этот период карлукам, совместно с арабами удалось
освободить из-под влияния Китая часть Семиречья и Средней Азии. В IX-XI
в.
на казахстанские земли приходят тюркские
племена огузов. За два века пребывания огузов на территории Казахстана они
находились в тесном контакте и взаимодействии с тюркскими племенами, обогащая
друг друга в культурной и общественно-хозяйственной деятельности. После падения
Западно-Тюркского каганата на территории Северного, Центрального и Восточного Казахстана образовался Кимакский каганат. В VIII
по IX вв. в союз кимаков входят множество тюркских
племён, среди которых самым многочисленным были кыпчаки. В 1055г кыпчаки завоевали юг России, в летописях их называли половцами. Конфедерация кыпчаков позже разделилась на восточных и западных.
Восточное объединение располагалось на территории нынешнего Казахстана. В него
вошли восемь племён, самым влиятельным было племя бори (елбори). Бори –
волк, и древние тюрки считали себя его потомками, поклонялись ему, а
изображение волчицы символизировало власть. Персидский поэт и путешественник Насир Хосроу, территорию от Алтая до Волги занимаемую кыпчаками называет Дешт-и-Кыпчак, вместо бытовавшего до
этого в арабских письменных источниках Степь огузов. Кыпчаки были близки к
образованию народности, но монгольское нашествие прервало эти процессы.
Четвёртый этап -
XIII век - начало XV века - монгольская эпоха. Монгольское нашествие
внесло изменения в расстановку различных этнических общностей и в
антропологический тип населения Казахстана. Происходили значительная передвижка и
смешение различных кочевых племен.
Монгольское нашествие нарушило и сложившиеся хозяйственно - экономические,
культурно-этнические связи. С одной стороны, на территории Казахстана
обосновались прибывшие сюда монголы и тюркские племена, с другой стороны –
дееспособная часть местного населения была мобилизована для пополнения войск
завоевателей и покинула родовые очаги. В связи с этим местные тюркские роды, племена
оказались разобщёнными, лишились прежней сплочённости, ослабели. Нашествие
монголов на много веков отбросило готовность племён превратиться в союзы
племён, а союзам – сплотиться в народ.
В первой
половине XIV в. возникли новые
государственные объединения на местной
этнической основе. Территория Южного, Центрального и
Северо-Восточного Казахстана вошла
в Ак Орду, Семиречье — в
Могулистан. Значительную часть
населения Ак Орды составили кыпчаки, а
господствующим племенем в Могулистане были дулаты. Следствием междоусобной
борьбы и династических распрей явился распад Ак Орды в начале XV
века на Узбекское ханство и Ногайскую Орду.
В этнический
состав Узбекского ханства входили аргыны, бараки, жалаиры, канлы, карлуки, кыпчаки, найманы, уйсуни и другие племена. В Ногайскую
Орду входили мангыты, канглы, алчины, аргыны, карлуки, алаша, тама и др. В
итоге все эти племена составили этнический компонент казахской
народности.
Пятый этап - XV-XVI вв. - послемонгольский период. Время образования
казахской государственности и завершение этногенеза казахов. Образование
Кереем и Жаныбеком Казахского ханства ставит точку в этом вопросе. Жителей
вновь организованного ханства стали называть казахами.
Какие основные
предпосылки образования казахской народности, складывавшиеся на протяжении этих
веков, можно выделить?
1. Природно-климатические - именно они определяют
систему материального производства и духовных ценностей, т. е. культуру. Этнос
и среда его обитания - это определенная целостность.
2.
Цивилизационные, т. е. именно кочевой образ жизни является одним из главных
факторов этногенеза казахов. Принадлежность к определенному культурному типу в
глазах кочевников была важнее, чем признак национальности или языка.
Стремление кочевников противопоставить свою культуру культуре
оседло-земледельческих народов известно издревле «только дерево стоит на месте
и питается тем, что находит рядом, а вольная птица летит туда, где лучше».
3.
Хозяйственно-экономические факторы (особенности ведения хозяйства и культуры)
ведут к накоплению особых признаков и черт, присущих определенному этносу.
4. Внутриполитические, внешнеполитические и социально-политические
факторы.
Таким образом, сложение народности - процесс длительный,
однако совокупность исторических,
археологических, этнографических, антропологических источников позволяет
утверждать, что процесс образования казахской народности в XIV—XVвв. в основном
завершился.