История сложения казахской народности

Степень изученности проблемы

Проблема этногенеза казахского народа в  исторической науке является одной из важнейших и сложных. ( Этногенез – происхождение народа.) Современные достижения в решении этой проблемы опира­ются как на сведения, сохранившиеся в средневековых пись­менных источниках, так и на исследования ученых на про­тяжении ряда веков. Среди них можно назвать: «Джами-ат-таварих» Рашид ад-Дина,  а также «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара относящиеся к XIII-XV вв. С XVIII века  об этногенезе казахов писали В. Татищев, П. Рычков; в XIX в. А. Левшин истоки казахской народно­сти видел в древнетюркской эпохе;  во второй половине XIX в. Н. Аристов сформулировал концепцию, по которой на этногенез казахов повлияли не только тюркские племена алтайского происхождения, но и местные до тюркские пле­мена.

Исследователи также поднимали вопрос о времени сложения казахской народности. В XIX в. Ч. Валиханов определяет это время второй половиной XIV в.; В. Вельяминов-Зернов говорит о второй половине XV b. , А. Чулошников  в своей работе

« Очерки по истории Казак - Киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюрксих племён» считает, что политический союз  казахских жузов

в XVI веке по­ложил начало образованию казахской народности. С. Асфендияров  главными факторами формирования этнических признаков казахов считал территорию, кочевую экономику и внешнеполитические условия XVI века. 

В 90-е годы XX века особенно активно над проблемой этноге­неза работает Н. Масанов, который  считает главным фактором формирования казахской народ­ности кочевой образ жизни и то, что этапы этногенеза сов­падают с этапами эволюции кочевничества.

Таким образом, как обобщает,  Н. Масанов  по этноге­незу казахов существует две основные концепции:

1.      Автохтон­ная концепция,    сторонники которой, приоритеты отдают местным пле­менам (Автохтонный народ – коренное население страны).

2.      Миграционная  концепция,  - по которой, предки казахов пришли сравнительно поздно на территорию Казахстана и не имеют никакой связи с древним  населением региона. ( Миграция – перемещение населения в пределах одной страны или из одной страны в другую.)

При определении хронологии сложения казахской на­родности большинство ученых придерживается мнения, что это XV-XVI bb.

 

                этапы образования казахской народности

 

 Что такое на­родность? Народность - это - историческая общ­ность людей, которой присущи общности территории, язы­ка, хозяйственной жизни, культуры. Сегодня  можно говорить о множестве  других факто­ров и признаков, присущих этносу - и общность судьбы, и территории, и языка, и культуры, и самосознания, психоло­гии, и образа жизни, и т.д. Понимание механизма сложения народности неодно­значно, Н. Масанов предлагают такой вариант:

На первом этапе этногенеза идет процесс накопления культурных однотипных элементов, идёт адаптация к природным условиям;

На втором этапе  - формируется культурная общность, тип хозяйства, психология.

На третьем этапе,  - происходит осознание своей групповой принадлежности, т.е. свои - чужие;

На четвертом этапе  - возникает специфическое самоназвание этноса.

Теперь перейдем к историческим условиям и этапам сложения казахской народности. Корни этого процесса ухо­дят в глубокую древность (на территории Казахстана первые люди появились в эпоху палеолита). В период со II тысячелетия до н. э. по XV век можно выделить следующие этапы:

Первый   этап - II тысячелетие до н. э.. - конец I тыс. до н. э. - древнеиранский.  Главную роль играли андроновские пле­мена эпохи бронзы. Их считали индоиранцами, принадлежащими к евро­пеоидам. Андроновцы вели комплексное скотоводческо-земледельческое оседлое хозяйство, у них была развита металлур­гия;  племена андроновцев имели общность погребальных сооружений, обрядов и культов. Их наследниками считаются сакские племена, ко­торые вели преимущественно скотоводческое хозяйство и находились на стадии перехода к кочевому образу жизни (эпоха ранних кочевников). Физический облик саков - европеоидный с элементами монголоидности. По языку они относятся к восточно-иранской группе.

Второй этап - конец I тыс. до н. э. -  первая половина 1 тыс. н. э. -  расселение на территории  Казахстана ряда ко­чевых племен восточно-иранского происхождения и миграция хуннов. В число древних предков казахов   входили племенные объединения усуней в Семиречье и Южном Казахстане, кангюев в среднем течении р. Сырдарьи. На рубеже нашей эры кангюи распространили свое влияние на племена аланов, расселявшихся к северу и северо-востоку от Аральского моря. По расовому типу, как саки, так и усуни, кангюи   были  европеоидами.

Третий   этап - с середины I тыс. н. э. - до начала XIII века - тюркская эпоха. Тюркский этноним впервые появляется в китайских летописях в 542г. Вначале слово «тюрк» употреблялось только по отношению к аристократам, представителям руководящей верхушки тюркоязычных племён. Позже оно приобрело политическое значение, и постепенно тюрками стали называться и другие племена, которые находились под их властью. Своё происхождение  тюрки связывают с родом ашина. По легенде, прародитель тюрков бал рождён волчицей. Тюрки установили свое господство над большей частью терри­тории Казахстана.  Во второй половине  VIII века   на земли Юга - Восточного и Восточного Казахстана пришли племена карлуков. Карлуки делились на три крупных племени: булат, шигиль, ташлык. В этот период  карлукам, совместно с арабами удалось освободить из-под влияния Китая часть Семиречья и Средней Азии. В  IX-XI в.  на казахстанские земли приходят тюркские племена огузов. За два века пребывания огузов на территории Казахстана они находились в тесном контакте и взаимодействии с тюркскими племенами, обогащая друг друга в культурной и общественно-хозяйственной деятельности. После падения Западно-Тюркского каганата на территории Северного, Центрального и  Восточного Казахстана образовался  Кимакский каганат. В VIII по IX вв. в союз кимаков входят множество тюркских племён, среди которых самым многочисленным были кыпчаки. В 1055г кыпчаки завоевали юг России, в летописях их называли  половцами. Конфедерация кыпчаков позже разделилась на восточных и западных. Восточное объединение располагалось на территории нынешнего Казахстана. В него вошли восемь племён, самым влиятельным было племя бори (елбори). Бори – волк, и древние тюрки считали себя его потомками, поклонялись ему, а изображение волчицы символизировало власть.  Персидский поэт  и путешественник  Насир Хосроу, территорию от Алтая до Волги  занимаемую кыпчаками  называет Дешт-и-Кыпчак, вместо бытовавшего до этого в арабских письменных источниках Степь огузов. Кыпчаки были близки к образованию народности, но монгольское нашествие пре­рвало эти процессы.

Четвёртый этап - XIII век - начало XV века - монгольская эпо­ха. Монгольское нашествие внесло изменения в расстановку различных этнических общностей и в антропологический тип населения Казахстана. Происходили значительная пере­движка  и  смешение различных  кочевых  племен.  Монгольское нашествие нарушило и сложившиеся  хозяйственно - экономические, культурно-этнические связи. С одной стороны, на территории Казахстана обосновались прибывшие сюда монголы и тюркские племена, с другой стороны – дееспособная часть местного населения была мобилизована для пополнения войск завоевателей и покинула родовые очаги. В связи с этим местные тюркские роды, племена оказались разобщёнными, лишились прежней сплочённости, ослабели. Нашествие монголов на много веков отбросило готовность племён превратиться в союзы племён, а союзам – сплотиться в народ.

В первой половине XIV в. возникли  новые  государственные объединения на местной  этнической  основе.  Территория Южного, Центрального и Северо-Восточного  Казахстана  вошла   в Ак Орду,   Семиречье — в Могулистан.   Значительную часть населения Ак Орды  составили кыпчаки, а господствую­щим племенем в Могулистане были дулаты. Следствием междоусобной борьбы и династических    распрей    явился распад  Ак Орды в начале XV века  на Узбекское   ханство и Ногайскую  Орду.

В этнический состав Узбекского ханства входили аргыны, бараки,  жалаиры, канлы, карлуки, кыпчаки,  найманы, уйсуни и другие племена. В Ногайскую Орду входили мангыты, канглы, алчины, аргыны, карлуки, алаша, тама и др. В итоге все эти племе­на составили этнический компонент    казахской    народности.

Пятый  этап - XV-XVI вв. - послемонгольский период. Время образования казахской государственности и завершение эт­ногенеза казахов. Образование Кереем и Жаныбеком Казахского ханства ставит точку в этом вопросе. Жителей вновь организованного ханства стали называть казахами.

Какие основные предпосылки образования казахской народности, складывавшиеся на протяжении этих веков, можно выделить?

1.  Природно-климатические - именно они определяют систему материального производства и духовных ценностей, т. е. культуру. Этнос и среда его обитания - это определенная целостность.

2. Цивилизационные, т. е. именно кочевой образ жизни является одним из главных факторов этногенеза казахов. Принадлежность к определенному культурному типу в гла­зах кочевников была важнее, чем признак национальности или языка. Стремление кочевников противопоставить свою культуру культуре оседло-земледельческих народов известно издревле «только дерево стоит на месте и питается тем, что находит рядом, а вольная птица летит туда, где лучше».

3. Хозяйственно-экономические факторы (особенности ведения хозяйства и культуры) ведут к накоплению особых признаков и черт, присущих определенному этносу.

4.  Внутриполитические,  внеш­неполитические и социально-политические факторы.

Таким образом,  сложение народности - процесс длительный, однако совокупность  исторических, археологических, этнографических, антропологических источников позволяет утверждать, что процесс образования казахской народности в XIVXVвв. в основном завершился.