Особенности формирования казахской народности

 

                                       Возникновение 3-х жузов

Происходившие во второй половине XV в.в Казахстане процессы сложения казахской народности, возникновения затем казахских ханств и образования                        жузов каждый по себе имеет самостоятельное историческое значение. Но они — различные стороны одного общего исторического процесса и надо рассматривать их во взаимосвязи, в  общем    русле раз­вития казахского общества.

В определении самого термина «жуз» большинство ис­ториков считают его объединением казахских родов и пле­мен. Само слово «жуз» переводят как «ветвь», «часть», «сотня». Сложным является вопрос о причинах и времени образования жузов.

Деление этноса на части типа жузов имели место в ис­тории ряда народов (древнеримские трибы-племя, у северо­американских племен - тройственные союзы), но до настоящего времени оно сохранилось только у казахов.

Причины образования жузов:

1.  Естественно-географические условия, кочевой об­раз жизни  Деле­ние территории Казахстана для кочевого скотоводства на три естественно-географические области

2. Экономические  (кочевой и полукочевой образ жизни)

3.Социально-политические факторы (родоплеменная организация, внутренние противоречия защита территории.).

Жузы имеют названия: Старший (Великий), Средний и Младший. Значение такой иерархии тоже объясняют по-разному. В частности, Великим считается жуз по его древне­му происхождению, он - прародина всех племен; Младшим - потому, что он оформился позднее всех.

У казахских  жузах имелись следующие особенности:

- внутреннее региональное единство.

- этническое единство.

- культурно-хозяйственная общность.

- общность политического руководства.

Территории и основные роды, и племена, составляю­щие жузы:

Старший жуз (Улу-жуз)- это Семиречье и Южный Казахстан – уйсыны, дулаты, жалаиры, канглы и др. В конце X1X века общее число казахов составляло около 700 тыс.

Средний жуз (Орта-жуз) – Восточный, Северный и Центральный Казахстан -  Входило шесть племён (алты арыс) аргыны, кыпчаки, найманы, кереи, коныраты, уаки - число казахов составляло около 1млн.350 тыс.

Младший жуз (Киши-жуз)- Западный Казахстан - алимулы, байулы, жетыру, общая численность 1млн. 200 тыс. 

Когда образовались жузы? По разному трактуют вре­мя образования жузов, которое относят к периоду с X в. по XVI в. (распад Западно-Тюркского каганата или три само­стоятельных улуса в XV-XVI вв. положили начало казах­скому ханству и др). Большинство

 учёных  считает,  что казахские жузы появились во второй половине  XVI века. Таким образом, образова­нию Казахского ханства предшествовало по времени обра­зование жузов.

Жузы в истории казахского народа играли важную роль в регулировании общественных административно-территориальных, хозяйственно-экономических, политиче­ских  отношений.

                                        Этноним  «казах»

На завершающем этапе сложения народностей важней­шим является появление того или иного названия народа.

Почему и когда слово «казах» стало этнонимом (названием этноса)?

Самые ранние упоминания слова «казах» встречается в древних источниках: в «Истории Танской империи» (VII-VIII вв.) есть «каса», «хаса»; в «Худ-уд-аль-галам» (982 г.) персидско­го автора, в частности говорится, что в стране аланов был улус «касак»; арабский путешественник и писатель М. аль-Аудги в 1228 г. издал «Сборник избранных рассказов и ле­генд», в котором пишет: «Карлуки населяли Алтай, делились на 9 улусов, среди которых были 3 племени Чигилей, 3 улуса казахов...»

В «Повести временных лет» (X в.) упоминается о по­ходах князя Святослава против касаков.

В китайских источниках II в. племена, обитавшие меж­ду Аральским и Каспийским морями называются «каса» (хаса) и т. д.   В «Шахнаме»  Фирдоуси (940-1020 гг.) упомяну­то о казахах, которые населяли территорию севернее Синего (Аральского) моря; о «Казакии» говорит византийский им­ператор Константин Парфиродный (X в.). Византийский пи­сатель Евстафий называет «зигов очень древними племена­ми», (зигов в русских и арабских источниках называют «косоги» или «кашак»). Таких примеров множество, но оче­видно, что к данному периоду слово «казах» еще не является этнонимом, а означает название отдельного рода или союза племен (в частности, в Младшем жузе в составе улуса алшын племя жетыру по-другому называют «карт казак»).

Что означает слово «казах»? Однозначного ответа нет.

В анонимном тюрко-арабском словаре 1245 г. (издан в 1894 г. в Лейпциге) слово «казах» переводится как «изгнанник», «бездомный», т. е. оно характеризовало социальное положение человека. Казахом мог оказаться и перс, и тюрк  и др.

В статье А. Кайдарова изложены следующие переводы: «казак» - «чисто­кровный сак», «воин», «всадник», «белая лебедь» и т. д.   III. Валиханов  писал, что слово  «казах» - означает « сильный, крепкий, вдохновенный».  В. Радлов  переводил как - «свободный», «независимый».  А. Бернштам   счи­тает, что слово «казак» образовалось от объединения племен «каспи» и «сак».

Таким образом, большинство придерживаются пере­вода слова «казак» как «свободный, независимый».

 

         Антропологический тип казахского народа

В домонгольский период самым крупным объединени­ем племен на территории Казахстана были кыпчаки. Это на­звание сохранялось и в начальный период монгольского нашествия (XI-XIV вв.). В дальнейшем появляются термины «узбек» (до середины XV в. ), «казак», «могул», «узбек-казахи», Решающую роль в выделении части населения как «казахов» сыграла откочевка Жаныбека и Керея от хана Абулхаира, основание ими Казахского ханства. С этого мо­мента середины XV в. слово «казах» становится этнони­мом, т. е. именем целого народа.

Каждый народ, как правило, имеет два имени: первое дают другие, второе - самоназвание.

Казахи часто называют себя народом «Алаш». Есть пословица: «Предок наш Алаш, имя наше Казах, дети мы трех жузов», т. е., термины «казах», «алаш», «три жуза» употребляются в различных легендах и в обиходе как сино­нимы. 

В казахской родословной хан Алаш представлен не как представитель «белой кости» (чингизид), а как предок и предводитель более древних шести племен (шести алашей). Таким образом, сложение казахской народности имеет свою длительную и сложную историю. Очевидно, что в этом про­цессе определенную роль сыграли автохтонные племена, но значителен вклад и пришлых племен.

При изучении вопросов и проблем, связанных с этногенезом и развитием народа, огромна роль антропологии.

Территорию Казахстана в бронзовом веке населяли племена, относившиеся к андроновскому историко-культурному объединению. Внешне андроновцы напоминают древних предков европейцев:

 В раннежелезном веке на территории нынешнего Казахстана жили племена саков, гуннов, сарматов и т.д. Во внешнем виде саков просматри­ваются черты, сходные с андроновским обликом. Однако уже стано­вится заметным, что европейский тип постепенно уступает место новому облику, монголоидная внешность больше проявляется у саков, населявших Северный, Центральный и Восточный Казахстан, чем у саков Южного Казахстана.

Хотя в облике саков стали проявляться признаки монголоидности, но черты европейской расы пока оставались подавляющими. В связи с ассимиляцией гуннов с местным населением сако-усуньские этнические группы стали принимать черты монголоидной расы. Гунны не только изменили облик древних племен Казахстана, придав им монголоидный тип, но и оказали огромное влияние на принятие ими тюркоязычия.

Изучение антропологических материалов тюркского периода на казахстанской земле показало, что в облике людей этого времени смешаны расовые признаки — и европейцев, и монголов, за этот период внешний вид местных жителей, племен, издавна населявших Казахстан, омонголился на 20%.

Следующим этапом антропологической  монголизации местного населения стал период монгольских завоеваний. В это время процесс изменения внешнего облика отличался особенной интенсивностью.   

 

                                                        Язык

Формирование языка также было длительным процессом. Наиболее ранние древнетюркские надписи были обнаружены на памятниках Кюль-Тегину и Бильге кагану. Образцы древнетюркской рунической письменности найдены и на различных археологических находках: деревянных ложках, серебряных блюдах, керамической посуде, на которые они наносились путем выжигания, вырезания или чисто декоративного украшательства.

 Надписи на каменных печатях (берега Таласа), на серебряном блюде (Иссыкское захоронение), наскальные письма (Алматинская область, в горах Кокпека) относятся к древнетюркскому руническому письму.

Древние корни тюркского языка соотносятся с языком шумеров. В шумеро-тюркском лексиконе было много общих понятий, а их звучание  и значение некоторых слов и выражений соответствовали друг другу. Казахский язык сформировался в эпоху кыпчакской  конфедерации, относится к группе кыпчакских языков, а внутри ее входит в  кыпчак - ногайскую ветвь. Таким образом, формирование казахского народа и языка  – это длительный процесс. В условиях бурных этномиграционных процессов предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. В  XIV-XV вв   завершился  процесс  сложения казахской народности из различных тюркоязычных  и монголоязычных этнических групп, а формирование казахского языка и казахской письменности явилось закономерным явлением и стало очередным этапом в процессе этноязыкового развития народов евроазиатского региона.