Ораторское искусство казахского народа

 

Искусство красноречия и его роль в культуре казахского народа.

В народной памяти сохранилось множество рассказов, легенд и ораторских высказываний. Казахи издавна придавали особое значение ораторскому искусству. Наши предки умели краси­во и ясно излагать свои мысли, от них до нас дошло много крылатых слов и выражений.

 Занятие ораторским искусством тре­бует от человека владения разговорным мастерством. Автором ораторского искусства считают Жиренше - шешена. Они пополнили сокровищ­ницу народного творчества XV - XVI вв.

Искусство шешенов. Жиренше шешен, Аяз би, Алдар Косе. Луч­ших из ораторов-шешенов глубоко уважали в народе, на празд­никах и тоях всегда сажали на почетное место. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. Традиционно на крупных мероприятиях (той, асы) степные ораторы-шешены знакомили слушателей с ис­торическими преданиями, сопровождавшимися мудрыми изречениями, сказаниями, стихотворениями, которые передавались из поколения в поколение из уст в уста. До наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбек би, Толе би и Айтеке би.

Ораторы, особо выделявшиеся незаурядным умом и выразитель­ностью языка, были из­вестны всей Степи. Среди них Жиренше шешен, Аяз би, Тазша бала, легендарный Алдар Косе.

Жиренше-шешен – зна­менитый оратор, который жил в период становления Казах­ского ханства (XV - XVI вв.). Он занимает особое место в устном народ­ном творчестве как человек тонкого ума и чрезвычайной сообразитель­ности. Согласно легенде, Жиренше-шешен был чело­веком небогатым. Он помо­гал советами Жанибек-хану, выражал чаяния простого народа. В народной памяти сохра­нилось множество рассказов, легенд, выска­зываний, автором которых считают Жиренше-шешена. В произведениях устного народного творчества многих тюркоязычных народов встречаются сказки, легенды и рассказы о Жиренше-ше­шене. В них его изображают то мудрым визирем, советником и верным другом Жанибек-хана, то правдолюбцем, умею­щим высказать недостатки и проблемы хану в лицо.

Красноречие было отличительной чертой ка­захского народа. Об этом свидетельствуют слова видного ученого-тюрколога В.В. Радлова: «По срав­нению с другими тюркскими народами казахи от­личаются особым красноречием». Их красноречие имело широкое воспита­тельное значение. К примеру, назидания Майкы би, Асана Кайгы, Досбола шешена передавались из поколения в поколение, имели большое значение в воспитании молодежи.

Ораторское искусство Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Большое развитие ораторское искусство по­лучило в XVIII веке. В ораторском искусстве особое место занима­ют легендарные бии - Толе би, Айтеке бий и Казыбек би.

Казыбек би. Благодаря семейной традиции воспитания, Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, с годами он стал прославленным бием Среднего жуза. Широкую из­вестность получила его речь, произнесенная перед правителем Джунгарии. После словестного поединка с Казыбеком джунгарский правитель, признав свое поражение, окрестил Казы­бека прозвищем «Каздауысты» Гусиноголосый») и велел вернуть казахам всё награбленное и всех пленных.

Айтеке би.. В народной памяти сохранилось множе­ство назиданий, крылатых выражений, сказаний, бата - благословений Айтеке бия. В народе он был прозван "Вилоязычным Айтеке".

Толе би. Толе с детства слыл ис­кусным оратором и уже в юности был приближен к правителю, получив при­знание за справедливость и ораторское мастерство. В старину казахи называли образцы такого ора­торского красноречия искусством «суырып салма» ( искусством импровизаций).

Ораторство и поэтическое искусство тесно переплетены между собой как родные братья. Можно сказать, что эти два вида искусства неразрывно связаны друг с другом. В казахском об­ществе поэты были ораторами, ораторы — поэтами. Например Бухар Калкаманулы, Махамбет Утемисов, Абай Кунанбаев были и поэтами, и ораторами. Бухар Калкаманулы в своих произведениях призвал народ к единству, сохранению мира с другими государствами. Первыми учителями таких людей были их отцы и матери, деды и бабушки. Именно они знакомили своих детей произведениями известных шешенов, пересказывали сказания, легенды и сказки. Начинающие поэты-ораторы всегда находили поддержку у членов своего рода, получали благословение от известных в казахской степи мастеров слова, учились у них, перенимали их опыт. Например, знамени­тый оратор Жанибек Кошкарулы учился у Толе би, а батыр Сырым получил бата - благословение от ба­тыра и бия Малайсары.