Ораторское
искусство казахского народа
Искусство красноречия и его роль в
культуре казахского народа.
В
народной памяти сохранилось множество рассказов, легенд и ораторских
высказываний. Казахи издавна придавали особое значение ораторскому искусству.
Наши предки умели красиво и ясно излагать свои мысли, от них до нас дошло
много крылатых слов и выражений.
Занятие ораторским искусством требует от человека владения разговорным
мастерством. Автором ораторского искусства считают Жиренше
- шешена. Они пополнили сокровищницу народного
творчества XV - XVI вв.
Искусство шешенов.
Жиренше шешен, Аяз би, Алдар
Косе. Лучших из ораторов-шешенов
глубоко уважали в народе, на праздниках и тоях всегда сажали на почетное
место. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. Традиционно
на крупных мероприятиях (той,
асы) степные ораторы-шешены знакомили
слушателей с историческими преданиями, сопровождавшимися мудрыми изречениями, сказаниями, стихотворениями,
которые передавались из поколения в поколение из уст в уста. До наших дней
сохранились известные рассказы и изречения Казыбек би, Толе би и Айтеке
би.
Ораторы,
особо выделявшиеся незаурядным умом и выразительностью языка, были известны
всей Степи. Среди них Жиренше шешен, Аяз би, Тазша
бала, легендарный Алдар Косе.
Жиренше-шешен – знаменитый оратор, который жил в период становления Казахского
ханства (XV -
XVI вв.). Он занимает
особое место в устном народном творчестве как человек тонкого ума и чрезвычайной
сообразительности. Согласно легенде, Жиренше-шешен
был человеком небогатым. Он помогал советами Жанибек-хану,
выражал чаяния простого народа. В народной памяти сохранилось множество
рассказов, легенд, высказываний, автором которых считают Жиренше-шешена.
В произведениях устного народного творчества многих тюркоязычных
народов встречаются сказки, легенды и рассказы о Жиренше-шешене.
В них его изображают то мудрым визирем, советником и верным другом Жанибек-хана, то правдолюбцем, умеющим высказать недостатки
и проблемы хану в лицо.
Красноречие
было отличительной чертой казахского народа. Об этом свидетельствуют слова
видного ученого-тюрколога В.В. Радлова: «По сравнению с другими тюркскими
народами казахи отличаются особым красноречием». Их красноречие имело широкое
воспитательное значение. К примеру, назидания Майкы би, Асана Кайгы, Досбола шешена передавались из поколения в поколение, имели
большое значение в воспитании молодежи.
Ораторское искусство Толе би, Казыбек би,
Айтеке би. Большое развитие
ораторское искусство получило в XVIII веке. В
ораторском искусстве особое место занимают легендарные бии
- Толе би, Айтеке бий и Казыбек би.
Казыбек би. Благодаря семейной традиции воспитания, Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум,
с годами он стал прославленным бием Среднего жуза. Широкую известность получила его речь, произнесенная
перед правителем Джунгарии. После словестного
поединка с Казыбеком джунгарский
правитель, признав свое поражение, окрестил Казыбека
прозвищем «Каздауысты»
(«Гусиноголосый») и велел вернуть казахам всё
награбленное и всех пленных.
Айтеке би.. В народной памяти сохранилось множество
назиданий, крылатых выражений, сказаний, бата - благословений Айтеке бия. В народе он был прозван "Вилоязычным Айтеке".
Толе би. Толе с детства слыл искусным оратором и
уже в юности был приближен к правителю, получив признание за справедливость и
ораторское мастерство. В старину казахи
называли образцы такого ораторского красноречия искусством «суырып салма» (
искусством импровизаций).
Ораторство и поэтическое искусство тесно переплетены
между собой как родные братья. Можно сказать, что эти два вида искусства
неразрывно связаны друг с другом. В казахском обществе поэты были ораторами,
ораторы — поэтами. Например Бухар Калкаманулы,
Махамбет Утемисов, Абай Кунанбаев были и поэтами, и
ораторами. Бухар Калкаманулы
в своих произведениях призвал народ к единству, сохранению мира с другими
государствами. Первыми учителями таких людей были их отцы и матери, деды и бабушки.
Именно они знакомили своих детей произведениями
известных шешенов, пересказывали сказания, легенды и
сказки. Начинающие поэты-ораторы всегда находили поддержку у членов своего рода,
получали благословение от известных в казахской степи мастеров слова, учились у
них, перенимали их опыт. Например, знаменитый оратор Жанибек Кошкарулы учился
у Толе би, а батыр Сырым получил бата - благословение
от батыра и бия Малайсары.