Казахстан в САКСКО-САРМАТСКОМ периоде  

 

                                    Территория расселения

Одним из племён, живших  в степях Казахстана, по сведениям древних источников,  были «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов, которое широко вошло в обиход, как синоним кочевников. Саки, судя по дошедшим  до нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука .В  персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков:

Парадарайя (заморские саки, или заречные саки)

Саках-хаомаварга (саки, изготавливающие напиток хаому)

Саках-тиграхауда ( носящие остроконечные шапки)

По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях- Сырдарьи и Амударьи или с Северном Причерноморье;  саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба.  

 

Археологические памятники Семиречья, Восточного и Центрального Казахстана

Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволи­ли открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана.

На территории Центрального Казах­стана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, в VII—III вв. до н. э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследован­ных могильников урочища Тасмола. Особенностью устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют «усов». Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс из каменных сооружений нескольких вариантов. Обычно к основному кургану (большому) примыкает или находится на расстоянии с восточной стороны малый курган, от которого на восток отходят две дугообразные гряды.   В большом кургане под насыпью находится погребение человека в грунтовой яме, в малом кургане под насыпью захоронена лошадь с деревянной посудой.

По мнению археолога М.К. Кадырбаева, в тасмолинской культуре выделяются три этапа. Первый этап охватывает VIIVI вв. до н. э. На этом этапе покойников хоронили вместе с лошадью. На втором этапе, VIII вв. до н. э., традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе, IIII вв. до н. э., сохраняются прежнее устройство и форма курганов, однако тела покойников располагались головой на юг. Найдены набор керамической посуды шаровидной формы с уплощенным дном, образцы алебастровых курильниц — все это близко к обряду погребения сарматских племен. Такое явление некоторые исследователи связывают с возможным передвижением сарматских племен Южного Приуралья и Западного Казахстана не только в Среднюю Азию, но и на территорию Центрального Казахстана. Исследованные памятники эпохи железа — преимущественно могильники и курганы.

Значительная часть памятников сакского периода сосредоточена в горных районах Южного Алтая, на берегах рек Бухтармы и Нарыма. Из них исследованы Берель, Катон, Курты, Майенир, Кулажорга, Баты, Чиликты. Памятники материальной культуры, найденные на этих могильниках, ученые относят к трем этапам культуры эпохи железа: майемирскому (VIIVI вв. до н.э.), берелъскому (VIV вв. до н.э.), кулажоргинскому (IIII вв. до н.э.)

Такое деление на этапы объясняется различиями в конструкциях погребальных сооружений и некоторыми особенностями традиций и обрядов различных родов и племен. Например, на майемирском этапе у отдельных племен существовал обряд захоронения покойника вместе с его конем, поэтому и конструкции погребальных сооружений были

сложными.

У древних жителей побережий Иртыша и Зайсана существовал другой обряд погребения. Курганные насыпи возводились из земли с примесью гальки, в погребальных ямах редко встречаются захоронения лошадей и деревянные срубы. Бронзовых орудий, оружия и вещей становится меньше, а железных — больше. Украшений очень много, кроме того, они очень изящны и красивы, изготовлены из дерева, кости, кожи, войлока, бронзы и золота.

В степях между Тарбагатаем и верховьями Иртыша распространены погребальные сооружения, так называемого кулажоргинского типа. Каменные ящики составлялись из четырех или более массивных неотесанных плит, вкопанных на ребро и сверху покрытых плитами. Захоронения усопших производились на спине, вытянуто, головой на запад или восток. Лишь в нескольких случаях встречены скорченные трупоположение на правом боку.

Берельский курган (раскопан в 1997-99 гг. международной археологической экспедицией).

         Чтобы душа царя блаженствовала в загробном мире, соплеменники старались сохранить нетленной её оболочку. Для этого в кургане была искусственно создана "вечная мерзлота". Именно поэтому там хорошо сохранились не только тела и одежда людей, но даже шкуры коней и содержимое их желудков.

       В кургане был похоронен мужчина 35-40 лет, который при жизни носил бороду и усы. На темени мужчины был пролом от удара палицей. Судя по всему, кто-то пытался извлечь из раны сгустки крови и обломки костей, но лекари оказались бессильны. На теле мужчины было много следов от старых ран, полученных в разные периоды жизни.

Рядом с мужчиной лежала женщина, которую, видимо, похоронили несколько позже.

Тринадцать "солнечных коней" рыжей масти были убиты чеканом в лоб и похоронены вместе вождём. На головах четырёх из них были маски грифонов - мифических существ, - именно они должны были доставить погибшего в загробный мир.

     Семиречье и Южный Казахстан- это крупнейший регион заселения сакскими племенами тиграхауда.

           Именно здесь находились некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский.

 Наиболее полные представления о царских памятниках позднего этапа дает Бесшатырский могильник, относящийся к середине I тыс. до н. э., и курган Иссык. Могильник Бесшатыр находится на правом берегу р. Или,  и состоит из 33 кургана. Курганы 'могильника разграблены, но грабители не смогли забрать все. Найдены короткие железные кинжалы-акинаки, ос­татки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел. Датируются могильники V в. до н. э.

Одним из замечательных сакских памятников Семиречья явля­ется курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находя­щегося в 50 км восточнее г. Алма-Аты. Под земляной насыпью два захоронения центральное и боковое. Центральное  разграб­лено, боковое осталось не потревоженным.  Как удалось установить, часть пола, на котором лежал покойник, была застлана матерчатой подстилкой, украшенной мелкими золотыми бляшками. На ней когда-то лежал труп на спине, головой на запад, в полном парадном облачении, с оружием. По определению антропологов, умершему было 17—18 лет, рост 165 см.

У южной стены стояла деревянная посуда: четыре прямоуголь­ных блюда, черпак и миска.  Тут же лежали серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой сделан в виде головы цапли, серебряная чаша (фиал) с восьмилепестковой розеткой на дне, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков. У левой руки погребенного лежала стрела с позолоченным древком и золотым наконечником. Рядом нагайка, ручка которой обернута золотой лентой, а в обшитой золотом туалетной кожаной сумочке лежало бронзовое зеркало и кусочек охры.

Покойник был одет в замшевую красную куртку, от которой сохранились маленькие кусочки, сплошь обшитую золотыми треу­гольными бляшками, имитирующими пластинчатый доспех. Кожа­ные, заправленные в сапоги, штаны украшены кантом, из золотых бляшек, голенища кожаных сапог обшиты треугольными бляшка­ми, борта куртки рядом блях в виде оскаленной морды барса, а талия была стянута кожаным поясом с нашитыми массивными золотыми бляхами. Всего их тринадцать - три в виде фантастичес­кого существа с коне - оленегрифоном и 10 блях в виде головы лося.

Голову погребенного украшал высокий кожаный колпак с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами, изобража­ющими горы, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного баранаархара.

На шее умершего гривна, концы которой украшены головка­ми барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками.

На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножнах. Меч железный, на клинке посередине из золота выполнено изображение извива­ющихся змей. Ножны кинжала украшены накладными пластинка­ми, одна с изображением коня, другая оленя. Датируется курган Иссык IV в. до н. э.

 

                                        Скифская триада

В степях Евразии, складывается культура ранних кочевников, имеющая общие признаки материальной и духовной культуры. В начале 20 века исследователи выделили их в скифскую триаду. Это – узда, вооружение и звериный стиль.

Высокого уровня  развития  в условиях кочевого скотоводства достигло коневодство. Конь играл в жизни кочевников огромную роль.

 Одной из самых характерных черт погребального обряда кочевников являлось погребение конской сбруи. Остатки конской узды, удил, разнообразных блях, уздечного набора найдены во многих погребениях раннего железа. Все они, как правило, были орнаментированы изображениями животных и птиц. Конская узда претерпела значительную эволюцию. В ранний период были распространены четыре типа бронзовых удил: стремечковидные, с дополнительным отверстием и без него, с прямоугольными окончаниями и кольчатые.

Кочевое скотоводство освобождало от производительного труда многих мужчин. Это явилось основой для становления специфических форм военной организации. Вооружение саков составляли – лук и стрелы, кинжалы, мечи. При раскопках большое количество составили наконечники стрел. Изменение размеров наконечников явилось изобретение сложного лука с большой силой натяжения тетивы. Военная организация кочевников доказала свое преимущество перед военной организацией оседлых земледельцев. Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание, и считали, что фигуры служили амулетами, придававшими особую силу оружию или коню.

В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифоло­гии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

 

                                Общественная организация саков

Вопрос о том, как было организовано сакское общество, до сих пор вызывает споры ученых. Только римский историк  пересказывает легенду о том, что у саков есть волшебные небесные дары: плуг и ярмо (хомут) для земледельцев, копье и стрела для воинов, чаша для жрецов. Исходя из этого, в сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов,  жрецов, атри­бутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и сословие саков-общинников. Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам белый, общинни­кам желтый и синий. Особо следует остановиться на фигурах вождей и царей. Скорее всего, вожди сакских племен были представителями воинского сословия. Греки называли их   царями. Атрибутами воинов и царей были лук со стрелами.  В то же время царь проводил первую борозду на весенней пахоте, он же был по традиции и воспитанником пастуха, что демонстрировало его связь с народом. Царь принадлежал к сосло­вию воинов, он же был и избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Он был воплощением всех слоев народа. Археологические материалы подтверждают деление сакского общества на сословия, или группы. У саков существовала антропоцентрическая модель пространства и социума, связанная с культом военного и религиозного предводителя, который ассоциировался с солнечным божеством.

 

           Антропологический тип саков и его изменения

 Антропологи­ческие исследования доказали, что первоначально саки имели европеоидный тип внешности. Однако в черепах из сакских погребений позднего времени наблюдаются некоторые морфологические изменения: более высокие скулы и широкое лицо, менее выступающая переносица и ряд других особенностей, присущих представителям монголоидной расы.

Морфологическая форма черепов, обнаруженных в сакских могильниках на территории Центрального, Северного и Восточного Казахстана, тоже имела отдельные монголоидные признаки. По мнению антрополога О.И. Исмагулова, это было результатом смешения с представителями другого расового типа. В целом процесс монголоизации начался среди саков, населявших приграничные с монголоидными племенами районы Восточного Казахстана и Горного Алтая. Этот процесс усилился в результате насильственного проникновения на территорию Казахстана средне­азиатских гуннских племен.