Казахстан в эпоху бронзы
Периодизация
бронзового века
В эпоху бронзы
(2-1 тыс. до н.э.) у племён, населявших территорию Казахстана, произошла
перестройка всей первобытной экономики. Ведущими отраслями хозяйства становятся
пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие.
Палеоэкономика
этого периода включала в себя такие отрасли, как горнодобывающая,
металлургическая, литейная. Вспомогательными непроизводящими отраслями оставались
охота, рыболовство, домашние ремёсла.
Дальнейший
процесс развития древних людей способствовал появлению более
усовершенствованных орудий труда, предметов быта и т.п. Сравнительный анализ
техники изготовления изделий, архитектурных особенностей жилищ и надмогильных
сооружений, погребальных обрядов, керамических комплексов и т.п. позволил
учёным выделить несколько вариантов в так называемой андроновской
культурно-исторической общности
Андроновская культура - самая крупная культура эпохи бронзы,
распространенная от Енисея до Урала. Первые памятники андроновской культуры обнаружены
у села Андроново близ
города Ачинска в Южной Сибири.
Первые попытки
хронологии и периодизации памятников эпохи бронзы были сделаны М.П. Грязновым
в 1930г. Он выделил три этапа: ранний, средний и поздний. Учёный считал, что в
эпоху ранней бронзы Минусинские степи представляли собой окраины андроновской
культуры, в которую входили степной Казахстан, Западная и Восточная Сибирь. На
втором этапе встречаются характерные для Казахстана бронзовые изделия.
В 1948 г. К.В. Сальников предложил более конкретную,
трёхступенчатую периодизацию, разделив эпоху бронзы на этапы: федоровский
(18-16 вв. до н.э.); алакульский (15-12 вв. до н.э.); замараевский (12-8 вв. до
н.э.).'
Целенаправленное
и плановое археологическое
исследование Центрального Казахстана
связано с организацией археологической экспедиции в 1946 г. Её организатором и
руководителем был А. Маргулан.
В 1953 г. К.А.
Акишевым была разработана периодизация и хронология памятников эпохи бронзы
Центрального Казахстана. Ранний этап, соответствующий фёдоровскому, получил
название «нуринский»; период развитой бронзы (алакульский) - «атасуский». 3-й
этап бронзового века был выделен К. Акишевым в отдельную, бегазы-дандыбаевскую
культуру (названия даны в соответствии с географическими названиями местности,
где обнаружены памятники).
Новую
периодизацию и хронологию бронзового века предложил Г.Б. Зданович: развитый
период: петровский этап (16-15 вв. до н.э.); алакульский этап (14-13 вв. до
н.э.), амангельдинско-бишкульский этап (12-11 вв. до н.э.); поздний период:
замараевский этап (11-10 вв. до н.э.), ильинскии этап (9-7 вв. до н.э.).
Последние археологические открытия
предоставляют учёным дополнительные данные, позволяющие продолжить работу по
совершенствованию и уточнению вопросов хронологии и периодизации памятников
эпохи бронзы на территории Казахстана.
Главной отраслью хозяйства андроновцев
являлось скотоводство. В эпоху бронзы численно увеличивается и качественно
изменяется видовой состав домашнего стада: в нём преобладают лошади, овцы,
козы. Разведению коров и верблюдов древние скотоводы уделяли меньше внимания.
Археологические находки и петроглифы свидетельствуют об использовании лошади
не только в качестве тягловой силы, но и для верховой езды. Древнее
скотоводство было экстенсивным. Оно предполагало освоение новых пастбищ и
выведение пород скота, способных к тебенёвке (добыванию корма из-под снега).
Учёные считают, что андроновцы вели оседлый образ до начала. 1 тыс. до н.э. В
период поздней бронзы придомное пастушеское хозяйство переросло в яйлажное
(полукочевое), при котором в сезонных перекочёвках принимали участие лишь
мужчины и подростки, а женщины и дети оставались в стационарных посёлках.
Интенсивный рост поголовья скота приводит в отдельных регионах Казахстана к
переходу от отгонного к кочевому скотоводству.
Наряду со скотоводством значительное
развитие у андроновских племён получило мотыжное земледелие. Появление новых
видов орудий труда (бронзовых ножей, серпов, кос) способствовало расширению
посевной площади, на которой выращивали, в основном, пшеницу, просо и рожь.
Отделение скотоводов от земледельцев явилось первым общественным разделением
труда.
Развитие древней металлургии
Важную роль в развитии производительных
сил в андроновском обществе играла древняя металлургия. История горного дела
корнями уходит ещё в 3 тыс. до н.э., когда на горных выработках Жезказгана,
Зыряновска, Акжала люди добывали медь, олово, золото. Восточный Казахстан
считается одним из крупных металлургических центров Северной Азии и Восточной
Европы.
Древние рудокопы разрабатывали
окисленные руды с богатым содержанием меди и олова. Разрабатывали рудоносные
жилы, рыхлые руды добывали «кайлованием», при помощи отбойников и молотков из
камня. В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором на
поверхности жилы или в забое, разводили костер, а когда порода нагревалась,
поливали ее водой, заставляя трескаться, после чего работали молотками и
кайлами. Содержащую металл породу вытаскивали на поверхность в кожаных мешках.
Рядом с шахтой у воды добытую руду дробили и промывали, отделяя ее от пустой
породы, мелкодробленую руду относили на поселения, где плавили в специальных
плавильных печах.
Обнаруженные в Центральном Казахстане
медеплавильные комплексы делились на 2 типа: открытые (без постройки) и
закрытые, когда под медеплавильной площадкой имелось прямоугольное помещение. К
концу эпохи финальной бронзы конструкции плавильных печей совершенствуются,
появляются двухсекционные мелкие восьмиобразные печи-плавильни.
Многочисленные
находки орудий труда, предметов быта, украшений и
т.п. свидетельствуют о высоком мастерстве древних мастеров:
оружейников, литейщиков, ювелиров.
Дальнейшее
развитие получили домашние ремёсла, ткачество (изобрели
примитивный ткацкий станок), прядение, вязание,
изготовление одежды и обуви, домашней утвари, гончарство. Для
каждого из периодов бронзы были характерны свои
керамические изделия, которые делились на три типа. На раннем
этапе изготавливались горшки с круглым плечиком,
одного размера, украшенные при помощи гребенчатого штампа лишь в верхней части
сосуда. На
следующем этапе появляются горшки с уступчатым плечиком и сосуды баночной
формы. Для позднего периода характерны горшки с прямым венчиком, шаровидным
туловом, налепным валиком.
В большинстве случаев посуда
изготавливалась ленточным способом, вручную. Гончары не только украшали
изделия, но и придавали орнаменту магический смысл. Так, налепной валик
символизировал наполненность сосуда, геометрический рисунок должен был
оберегать содержимое от «сглаза» и «порчи», узоры в виде свастики
символизировали солнце.
Древние рудокопы, скотоводы и
земледельцы жили в посёлках, состоящих из 10-20 землянок и полуземлянок прямоугольной
формы, предназначенных для жилья и хозяйственных нужд. Строительным материалом
в степных районах чаще всего служил камень, в лесостепных - дерево. Назначение
жилища определяло планировку помещений, расположения очагов и хозяйственных
ям. Для раннего периода бронзы характерны многокомнатные дома площадью до
400-500 м2, в которых проживало 4-5 поколений родственников по мужской линии.
Андроновская
культура
В эпоху финальной бронзы преобладали
жилища наземного типа, которые специальными перегородками делились на
помещения, предназначенные для проживания, отдельных семей.
Одно из наиболее известных поселений
эпохи бронзы – Аркаим, которое учёные считают одним из древнейших городов в
степях Евразии. Оно имело два ряда круговых оборонительных сооружений и
делилось на несколько зон (жилую, производственную, общественную), связанных
улицами, сходящимися на центральной площади.
Прогресс в первобытной экономике,
достигнутый в эпоху бронзы, коренным образом повлиял на развитие общественных
и семейно-брачных отношений. В социальной и военно-политической структурах
появляются родоплеменные подразделения. В связи с повышением роли мужчины в
хозяйственной и общественной жизни матриархальная родо-семейная община
заменяется на патриархальную. Её основу составляла парная семья, сохранялась
коллективная собственность на средства производства и продукты производства,
равенство всех взрослых членов в решении общих вопросов хозяйственной и
общественной жизни, добровольность подчинения вождю. В период поздней бронзы, в
связи с укреплением семейной собственности, начинается процесс разложения
первобытного строя.
О зарождении имущественного и
социального неравенства у племён эпохи бронзы свидетельствуют материалы
раскопок многочисленных могильников. Богатые захоронения отличались от бедных
мощными надмогильными сооружениями, сложным погребальным устройством (мавзолеи
Бегазы, Тагискена, Дандыбай и др.), разнообразным и богатым сопровождающим
инвентарём. Учёные предполагают, что привилегированную группу общества
составляли вожди (погребения с булавой - символом власти), воины-колесничие
(захоронения с остатками колесниц), жрецы (а погребальный инвентарь входили
деревянная чашка и особая шапка).
Сложные погребальные обряды подтверждают
существование у андроновцев веры в загробную жизнь, культа предков и культа
огня. Для раннего этапа бронзы наиболее распространённым был обряд кремации с
последующим захоронением в цистах, земляная насыпь и ограды из плотно
уложенных плит. В период развитой бронзы преобладал обряд инагумации
(трупоположение) с преимущественной ориентацией головы покойного на запад.
Ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним
миром. Труп в могилу клали в скорченном виде - это поза младенца в утробе
матери. Покойника связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и
изображали держащим веревку.
Сопровождающий инвентарь включал бронзовые
и медные изделия, керамические сосуды, амулеты –«обереги» из просверленных
клыков мелких хищников, раковины, пищу, иногда куски древесного угля и охры.
Некрополи эпохи финальной бронзы
(мавзолеи Тагискена, Бегазы) свидетельствуют об усложнении религиозных
представлений племён, создавших монументальные культовые сооружения.
Религия во многом определила и развитие
искусства. Казахстан — один из наиболее
богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Андроновцы
поклонялись и совершали ритуал жертвоприношения
солнцу, луне, звёздам, огню, духам-покровителям. Жертвенное место
(капище) располагалось недалеко от поселений и было отделено от них
естественной преградой (рекой, каменной грядой и т.д.). Оно представляло круг
или овал из каменных плит, положенных плашмя.
Люди бронзового века находились на
мифологической стадии мышления. Один из наиболее часто встречаемых образов в
наскальном искусстве андроновцев — дикий бык тур. Кроме тура встречается
изображение домашнего быка. На ряде святилищ древние изобразили сцены
поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый
человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и
парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод
— это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светила на небе.
Излюбленный сюжет в наскальном искусстве — двугорбый верблюд бактриан. Среди
петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц.
О высокой культуре андроновских племён
свидетельствуют находки изящных украшений из бронзы, меди, золота: Из бронзы,
обернутой золотой фольгой, изготавливали височные кольца, подвески, браслеты со
спиралевидными выступами. Прекрасным образцом ювелирного искусства служит
золотая височная подвеска с изображением внутри двух коней. Таким образом в
эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения:
развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производства металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и
украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту
населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к миграции племен в поисках
новых земель для заселения.
Урочище
Тамгалы-Тас (это отмеченные особым родовым знаком камни) расположено в 170км от
Алматы. Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки, которые можно без
преувеличения сделать настоящим достоянием художественной галереи древности.
Они являются воплощением нескольких периодов истории и содержат массу полезных
для археологов материалов. Здесь было найдено более 4 тысяч рисунков, которые
относятся еще к эпохе бронзы.
На
обеих вертикальных плоскостях ущелья и сланцевых выходах можно разглядеть
изображения различных божеств, выполненных металлическим чеканом. Это домашние
животные, верблюды, быки, олени, архары и др. Здесь также можно расшифровать
сцены различных обрядов, охоты, фигуры мужчин и женщин и многое другое, что
представляет собой ценную информацию о верованиях и занятиях наших предков.
Недалеко
от ущелья можно найти захоронения, датированные эпохой бронзы и тесно связанные
с появлением первых кочевников. Петроглифы Тамгалы-Тас являются ценным
историческим сокровищем и находятся под защитой ЮНЕСКО.