Казахстан в эпоху бронзы

 

Периодизация бронзового века

В эпоху бронзы (2-1 тыс. до н.э.) у племён, населявших территорию Казахстана, произошла перестройка всей пер­вобытной экономики. Ведущими отраслями хозяйства ста­новятся пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие.

Палеоэкономика этого периода включала в себя такие отрасли, как горнодобывающая, металлургическая, литей­ная. Вспомогательными непроизводящими отраслями оста­вались охота, рыболовство, домашние ремёсла.

Дальнейший процесс развития древних людей способ­ствовал появлению более усовершенствованных орудий тру­да, предметов быта и т.п. Сравнительный анализ техники из­готовления изделий, архитектурных особенностей жилищ и надмогильных сооружений, погребальных обрядов, керами­ческих комплексов и т.п. позволил учёным выделить не­сколько вариантов в так называемой андроновской культурно-исторической общности

Андроновская культура - самая крупная культура эпохи бронзы, распространенная от Енисея до Урала. Первые памятники андроновской культуры обнаружены у села Андроново близ города Ачинска в Южной Сибири.

Первые попытки хронологии и периодизации памят­ников эпохи бронзы были сделаны М.П. Грязновым в 1930г. Он выделил три этапа: ранний, средний и поздний. Учёный считал, что в эпоху ранней бронзы Минусинские степи пред­ставляли собой окраины андроновской культуры, в которую входили степной Казахстан, Западная и Восточная Сибирь. На втором этапе встречаются характерные для Казахстана бронзовые изделия.

В 1948 г. К.В. Сальников предложил более конкретную, трёхступенчатую периодизацию, разделив эпоху брон­зы на этапы: федоровский (18-16 вв. до н.э.); алакульский (15-12 вв. до н.э.); замараевский (12-8 вв. до н.э.).'

Целенаправленное и плановое  археологическое исследование  Центрального Казахстана связано с организацией археологической экспедиции в 1946 г. Её организатором и руководителем  был  А. Маргулан.

В 1953 г. К.А. Акишевым была разработана периоди­зация и хронология памятников эпохи бронзы Центрально­го Казахстана. Ранний этап, соответствующий фёдоровско­му, получил название «нуринский»; период развитой бронзы (алакульский) - «атасуский». 3-й этап бронзового века был выделен К. Акишевым в отдельную, бегазы-дандыбаевскую культуру (названия даны в соответствии с географическими названиями местности, где обнаружены памятники).

Новую периодизацию и хронологию бронзового века предложил Г.Б. Зданович: развитый период: петровский этап (16-15 вв. до н.э.); алакульский этап (14-13 вв. до н.э.), амангельдинско-бишкульский этап (12-11 вв. до н.э.); позд­ний период: замараевский этап (11-10 вв. до н.э.), ильинскии этап (9-7 вв. до н.э.).

Последние археологические открытия предоставляют учёным дополнительные данные, позволяющие продолжить работу по совершенствованию и уточнению вопросов хро­нологии и периодизации памятников эпохи бронзы на тер­ритории Казахстана.

Главной отраслью хозяйства андроновцев являлось скотоводство. В эпоху бронзы численно увеличива­ется и качественно изменяется видовой состав домашнего стада: в нём преобладают лошади, овцы, козы. Разведению коров и верблюдов древние скотоводы уделяли меньше вни­мания. Археологические находки и петроглифы свидетель­ствуют об использовании лошади не только в качестве тяг­ловой силы, но и для верховой езды. Древнее скотоводство было экстенсивным. Оно пред­полагало освоение новых пастбищ и выведение пород скота, способных к тебенёвке (добыванию корма из-под снега). Учёные считают, что андроновцы вели оседлый образ до начала. 1 тыс. до н.э. В период поздней бронзы придомное пастушеское хозяйство переросло в яйлажное (полукочевое), при котором в сезонных перекочёвках принимали участие лишь мужчины и подростки, а женщины и дети оставались в ста­ционарных посёлках. Интенсивный рост поголовья скота приводит в отдельных регионах Казахстана к переходу от отгонного к кочевому скотоводству.

Наряду со скотоводством значительное развитие у андроновских племён получило мотыжное земледелие. Появ­ление новых видов орудий труда (бронзовых ножей, серпов, кос) способствовало расширению посевной площади, на ко­торой выращивали, в основном, пшеницу, просо и рожь. Отделение скотоводов от земледельцев явилось первым об­щественным разделением труда.

 

                                     Развитие древней металлургии

Важную роль в развитии производительных сил в андроновском обществе играла древняя металлургия. История горного дела корнями уходит ещё в 3 тыс. до н.э., когда на горных выработках Жезказгана, Зыряновска, Акжала люди добывали медь, олово, золото. Восточный Казахстан считается одним из крупных металлургических центров Се­верной Азии и Восточной Европы.

Древние рудокопы разрабатывали окисленные руды с богатым содержанием меди и олова. Разраба­тывали рудоносные жилы, рыхлые руды добывали «кайлованием», при помощи отбойников и молотков из камня. В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором на повер­хности жилы или в забое, разводили костер, а когда порода нагревалась, поливали ее водой, заставляя трескаться, после чего работали молотками и кайлами. Содержащую металл породу вытаскивали на поверхность в кожаных мешках. Рядом с шахтой у воды добытую руду дробили и промывали, отделяя ее от пустой породы, мелкодробленую руду относили на поселения, где плави­ли в специальных плавильных печах.

Обнаруженные в Центральном Казахстане медепла­вильные комплексы делились на 2 типа: открытые (без по­стройки) и закрытые, когда под медеплавильной площадкой имелось прямоугольное помещение. К концу эпохи финаль­ной бронзы конструкции плавильных печей совершенству­ются, появляются двухсекционные мелкие восьмиобразные печи-плавильни.

Многочисленные находки орудий труда, предметов бы­та, украшений и т.п. свидетельствуют о высоком мастерстве древних мастеров: оружейников, литейщиков, ювелиров.

Дальнейшее развитие получили домашние ремёсла, ткачество (изобрели примитивный ткацкий станок), пряде­ние, вязание, изготовление одежды и обуви, домашней утва­ри, гончарство. Для каждого из периодов бронзы были ха­рактерны свои керамические изделия, которые делились на три типа. На раннем этапе изготавливались горшки с круг­лым плечиком, одного размера, украшенные при помощи гребенчатого штампа лишь в верхней части сосуда. На сле­дующем этапе появляются горшки с уступчатым плечиком и сосуды баночной формы. Для позднего периода характерны горшки с прямым венчиком, шаровидным туловом, налепным валиком.

В большинстве случаев посуда изготавливалась лен­точным способом, вручную. Гончары не только украшали изделия, но и придавали орнаменту магический смысл. Так, налепной валик символизировал наполненность сосуда, гео­метрический рисунок должен был оберегать содержимое от «сглаза» и «порчи», узоры в виде свастики символизировали солнце.

Древние рудокопы, скотоводы и земледельцы жили в посёлках, состоящих из 10-20 землянок и полуземлянок пря­моугольной формы, предназначенных для жилья и хозяйст­венных нужд. Строительным материалом в степных районах чаще всего служил камень, в лесостепных - дерево. Назначе­ние жилища определяло планировку помещений, располо­жения очагов и хозяйственных ям. Для раннего периода бронзы характерны многокомнатные дома площадью до 400-500 м2, в которых проживало 4-5 поколений родственни­ков по мужской линии.

 

                                          Андроновская культура

В эпоху финальной бронзы преобладали жилища на­земного типа, которые специальными перегородками дели­лись на помещения, предназначенные для проживания, от­дельных семей.

Одно из наиболее известных поселений эпохи бронзы – Аркаим, которое учёные считают одним из древнейших го­родов в степях Евразии. Оно имело два ряда круговых оборони­тельных сооружений и делилось на несколько зон (жилую, производственную, общественную), связанных улицами, сходящимися на центральной площади.

Прогресс в первобытной экономике, достигнутый в эпоху бронзы, коренным образом повлиял на развитие об­щественных и семейно-брачных отношений. В социальной и военно-политической структурах появляются родоплеменные подразделения. В связи с повышением роли мужчины в хозяйственной и общественной жизни матриархальная родо-семейная община заменяется на патриархальную. Её основу составляла парная семья, сохранялась коллективная собст­венность на средства производства и продукты производст­ва, равенство всех взрослых членов в решении общих вопро­сов хозяйственной и общественной жизни, добровольность подчинения вождю. В период поздней бронзы, в связи с ук­реплением семейной собственности, начинается процесс раз­ложения первобытного строя.

О зарождении имущественного и социального нера­венства у племён эпохи бронзы свидетельствуют материалы раскопок многочисленных могильников. Богатые захороне­ния отличались от бедных мощными надмогильными со­оружениями, сложным погребальным устройством (мав­золеи Бегазы, Тагискена, Дандыбай и др.), разнообразным и богатым сопровождающим инвентарём. Учёные предпо­лагают, что привилегированную группу общества составля­ли вожди (погребения с булавой - символом власти), воины-колесничие (захоронения с остатками колесниц), жрецы (а погребальный инвентарь входили деревянная чашка и осо­бая шапка).

Сложные погребальные обряды подтверждают суще­ствование у андроновцев веры в загробную жизнь, культа предков и культа огня. Для раннего этапа бронзы наиболее распространённым был обряд кремации с последующим за­хоронением в цистах, земляная насыпь и ограды из плотно уложенных плит. В период развитой бронзы преобладал об­ряд инагумации (трупоположение) с преимущественной ориентацией головы покойного на запад. Ориентация на за­пад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром. Труп в могилу клали в скорченном виде - это поза младенца в утробе матери. Покойника связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Сопровождающий инвентарь включал бронзо­вые и медные изделия, керамические сосуды, амулеты –«обереги» из просверленных клыков мелких хищников, ра­ковины, пищу, иногда куски древесного угля и охры.

Некрополи эпохи финальной бронзы (мавзолеи Тагискена, Бегазы) свидетельствуют об усложнении религиозных представлений племён, создавших монументальные культо­вые сооружения.

Религия во многом определила и развитие искусства. Казахстан один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков петроглифов. Андроновцы поклонялись и совершали ритуал жерт­воприношения солнцу, луне, звёздам, огню, духам-пок­ровителям. Жертвенное место (капище) располагалось неда­леко от поселений и было отделено от них естественной пре­градой (рекой, каменной грядой и т.д.). Оно представляло круг или овал из каменных плит, положенных плашмя.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев — дикий бык тур. Кроме тура встречается изображение домашнего быка. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод — это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светила на небе. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве — двугорбый верблюд бактриан. Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц.

О высокой культуре андроновских племён свидетель­ствуют находки изящных украшений из бронзы, меди, золо­та: Из бронзы, обернутой золотой фольгой, изготавливали височные кольца, подвески, браслеты со спиралевидными выступами. Пре­красным образцом ювелирного искусства служит золотая височная подвеска с изображением внутри двух коней. Таким образом в эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производства металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и укра­шений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родопле­менных союзов, к миграции племен в поисках новых зе­мель для заселения.

Урочище Тамгалы-Тас (это отмеченные особым родовым знаком камни) расположено в 170км от Алматы. Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки, которые можно без преувеличения сделать настоящим достоянием художественной галереи древности. Они являются воплощением нескольких периодов истории и содержат массу полезных для археологов материалов. Здесь было найдено более 4 тысяч рисунков, которые относятся еще к эпохе бронзы.

На обеих вертикальных плоскостях ущелья и сланцевых выходах можно разглядеть изображения различных божеств, выполненных металлическим чеканом. Это домашние животные, верблюды, быки, олени, архары и др. Здесь также можно расшифровать сцены различных обрядов, охоты, фигуры мужчин и женщин и многое другое, что представляет собой ценную информацию о верованиях и занятиях наших предков.

Недалеко от ущелья можно найти захоронения, датированные эпохой бронзы и тесно связанные с появлением первых кочевников. Петроглифы Тамгалы-Тас являются ценным историческим сокровищем и находятся под защитой ЮНЕСКО.