«БЕГАЗЫ-ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА» эпохи  поздней бронзы

     Археологии Казахстана существует неразгаданный феномен Бегазы-Дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории.

     Бегазы-Дандыбаевская культура названа так по погребениям,  найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай, которые расположены в Центральном Казахстане. Её хронологические рамки 12-8 вв.  до нашей эры. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан - это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается  разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э. (Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют Бегазы-Дандыбаевскую культуру.

 

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры 

1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.

2) Строительство особого типа надгробных сооружений.

3) Своеобразный погребальный обряд.

4) Появление новых форм глиняной посуды.

     5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

     Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченных на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная посуда  без орнамента. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие  верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

     Исследования 30-40-х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры.

     Своеобразными "визитными карточками" Бегазы-Дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатым декором и красным лощением.

Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.

       Не укладывались в стандартные представления о степной бронзе и грандиозные "скальные мавзолеи" (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором. Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие. Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью. Вокруг могилы сооружалась "обходная галерея", на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I,II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 - 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских "скальных мавзолеев" немногочисленны на территории Центрального Казахстана.

      Появление в начале первого тысячелетия до н.э. в степях Казахстана столь грандиозных сооружений объясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, как яркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроются истоки новых для Степи явлений в виде процессов социо-и политогенеза, охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.

        В последние десятилетия банк центрально-казахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился и пополнился новыми коллекциями. По данным В.В. Варфоломеева открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

   В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В поселении Тагибай-Булак обнаружено шесть прямоугольных наземных жилищ. Стены домов сделаны из рядов параллельно вкопанных в землю плит, пространство между которыми забито мелкими камнями вперемешку с землей. В горных районах Центрального Казахстана в строительстве жилищ широко использовался лес. Стены землянок обшивались деревян­ными плахами, а перекрытие опиралось на систему деревянных столбов.

 В эпоху поздней бронзы, на первом этапе племена северного Казахстана испытывали сильное влияние срубной культуры Приаралья, Западного Казахстана срубной культуры Поволжья. На поселениях эпохи поздней бронзы преобладают полуземлянкипрямоугольной, овальной и восьмеркообразной в плане формы. Распространяются огромные землянки площадью до 300—400 кв. м, в которых зимой держали скот. В хозяйстве увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства.

Мавзолеи Тагискена

  В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыты уникальные памят­ники эпохи бронзы мавзолеи Тагискена. Наиболее ранние мавзолеи Тагискена выстроены из сырцового кирпича, основой планировки является круг, вписанный в квадрат внешних стен. Внутрь от него, по кругу стоят 8 или 12 прямоугольных кирпичных колонн, сохранившихся на высоте двух метров. Далее внутрьопять 8 или 12 таких же колонн, но стоящих по прямоугольнику. Наряду с кирпичными колоннами, как бы дублируя их, стояли деревянные столбы, от которых сохранились ямы в полу. Таким образом, внутри мавзолея образовывалась система обходных кори­доров. В расположенной в центре комнате и в коридорах стояла керамика, лежало оружие из бронзы, золотые украшения. Покой­ника, положенного в центральном помещении, сжигали вместе с мавзолеем. Определить культурную принадлежность Тагискенских могильников сложно. С одной стороны, здесь прослеживается традиция андроновской культуры (планировка мавзолеев, близкая центрально-казахстанским мавзолеям Бегазы и Дандыбая, андроновские формы и украшения лепной посуды), с другой сильное влияние южных культур.   Мавзолеи Тагискена свидетельствуют о начальном взаимодействии и взаимовлиянии степных и оседлых культур.

Изучение бегазы-дандыбаевской культуры - это история складывания современной этнической карты Центрально-Азиатского региона. Это вопросы взаимоотношений носителей индоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевого скотоводства. Бегазы-Дандыбаевская культура,  является  по мнению К. Акишева  результатом исторического развития культуры предыдущего этапа и отличается от андроновской культуры большим совершенством и уни­версальностью бронзовых изделий, своеобразным обрядом захоронения, осо­бым типом надмогильных сооружений, новыми формами керамических сосудов Традиции   Бегазы-Дандыбаевской   культуры    учёные прослеживают в хозяйственном и бытовом инвентаре племён, проживавших на территории Казахстана в эпоху ранне­го железа.