Казахстан в железном веке 

                                                        Древняя металлургия

Орудие из бронзы для своего времени являлись большим прогрессом, однако они не могли удовлетворить все более возраставшие потребности общества.  Развитие хозяйства, прогресс общества, требовали совершенствования производства, прежде всего – орудий труда. Одним из таких новшеств в жизни человека был переход к изготовлению орудий труда из железа. Эпоха железа делится на 2 периода: эпоху раннего железа 8-3 век до  н.э. и эпоху позднего железа 3 век до н.э.-4 век н.э. Железо распространено на земле более широко. Орудия из железа прочнее и острее, лезвия можно делать гораздо тоньше и длиннее - они не сломаются. Трудность только в том, что железо в природе зачастую существует в окисленном состоянии - в виде ржавой рыхлой массы. Для того, чтобы получить чистое железо, из него надо удалить кислород - то есть переплавить. Но у железа очень высокая температура плавления - не менее 1530°С. такой температуры не достигнешь на открытом огне. Для того, чтобы выплавить железо, древние металлурги стали применять способ сырого дутья. Процесс плавки выглядел так: вначале из камня складывали печь, в которую попеременно слоями загружали древесный уголь и железную руду. Потом печь наглухо закупоривали и замазывали глиной, а затем при помощи мехов нагнетали в печь горячий воздух. Температура в печи поднималась примерно до 1200° С, железо не расплавлялось целиком, но очищалось от части кислорода. Затем печь ломали и доставали из неё крицу - пористый железный продукт, из которого можно было в дальнейшем выковывать любые изделия. Железо, получаемое таким образом, было низкого качества, но оно, верно, служило людям на протяжении всего железного века - вплоть до IV века н.э. Мастера владели тонкостями операций литейной технологии, при помощи разнообразных технических приёмов придавали изделиям любую форму. Все металлические изделия из курганных могильников, исследованных на территории Казахстана, представлены тремя категориями: вооружение, конское снаряжение и украшения.

В этот же период  возникают могущественные союзы племен. В руках отдельных семей сосредоточиваются большие стада скота. Владельцы их вынуждены постоянно менять места выпасов. Постепенно осваиваются не только долины рек, но также зона степей и полупустынь, высокогорья Тянь-Шаня. Люди изобретают удила, и конь становится важнейшим средством передвижения на дальние расстояния. Под постоянное жильё приспосабливается юрта — жилище легкое и удобное для перевозок. Дальнобойный лук, стрелы с трехгранными наконечниками, меч-акинак стали грозными орудиями зашиты и нападения. Войны за пастбища и скот обогащают верхушку племени. Племена объединяются в союзы племен, во главе которых стоят вожди. Их власть становится все прочнее.

 

                                                      Саки

В середине 1 тыс. до н. э. в древних рукописях появляются сведения о могущественном союзе сакских племен, обитавших на территории Средней Азии и Казахстана. 

В VI в. до н. э. сюда вторглись персы. Саки мужественно сражались  с персидскими  войсками  Кира. Сам царь Кир был убит в битве. Древние историки сообщают, что сакская царица Томирис приказала наполнить кожаный мешок кровью и бросить туда голову Кира, сказав: «Ты меня, живую и победившую тебя в битве, погубил, отнял у меня коварством сына, я же тебя, как поклялась, насытила кровью». В  518 г. до и. э.   на саков напал персидский царь Дарий I. Он тоже пытался завоевать богатые земли саков, но безуспешно. Полководцы Дария надолго запомнили бесстрашную конницу саков, которая внезапными налетами изматывала персидское войско и обращала его в паническое бегство. В результате длительной войны с персами часть саков была покорена ими, платила подати и поставляла воинов в персидское войско. Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. 

По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата но попытка Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Сырдарьей закончилась неудачей.

 

                                          Хозяйство саков

С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства  в сочетании с земледелием. Существовало три вида скотоводства:

1. Кочевое скотоводство (Западный и Центральный Казахстан).

2. Полукочевое скотоводство (Восточный Казах­стан, Семиречье, районы Центрального и Западного Казахстана, подножие Тянь-Шаня и Алтайских гор).

3. Оседлое  (юг Казахстана, долины Сырдарьи, Чу).

Коневодство было одним из важнейших направлений скотовод­ства саков,  разводили овец  дававших  мясо, шерсть, молоко и шкуры.

Наряду с овцеводством  было развито верблюдоводство, в первую очередь, в степных и полупустынных районах. Верблюд использовался как верховое, так и вьючное животное, он давал шерсть, мясо и молоко.

 Посевы на зимовках давали сакам растительную пищу. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-молла, Баланды посевы орошались с помощью каналов.  Развалины городища Чирик-Рабат находятся к юго-западу от Кызыл-Орды  в пустыне Кызыл-Кум.  На холме высотой в 15 метров саки выстроили несколько рядов стен, обнеся ими 42 гектара площади. Посреди овального городища возвышалась укреплённая цитадель - крепость, приспособленная к самостоятельной обороне. Стена, ограждавшая город, была широкой (4,5 м), и наверху её строители, заботившиеся о безопасности воинов, сделали стрелковую галерею. В прямоугольных башнях тоже были бойницы для стрелков. За стеной был выкопан ров глубиной 4,5 м и шириной 40 м. городище  служили укреплением осёдлому населению и ставкой для вождя.

 

                                        Общественные отношения  саков

В VII- III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы  Во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют царями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Вождь избирался всеми членами племени. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, следил, чтобы не было столкновений между родами и племенами, руководил объединенными войсками во время военных походов.

Сакские женщины пользовались большими правами. Они участво­вали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верхов­ными вождями. Массагетами в VI в. до н.э. управляла царица Томирис.

Высокого уровня развития у сак­ских  племен  достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла и его обработкой. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, нако­нечники стрел и копий, предметы конской упряжи, укра­шения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются произведениями искусства. С VII в. до н.э. возник  «звериный стиль» в искусстве. Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзо­вые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя. Вещи с изо­бражением зверей считались священными, играли роль та­лисманов и амулетов.

 

                                                   Усуни

Усуни – одно из самых крупных раннеклассовых объединений на территории Центральной Азии.  Говорили усуни на древнетюркском языке. Усуни занимали территорию от реки Чу на западе до Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до Иссык-Куля на юге. Столица усуней город Чугучен (го­род Красной долины) находилась на бе­регу Иссык-Куля. Усуни вели упорные войны с кангюями и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родст­венные связи с Китаем.

Скотоводство играло в жизни усуней определяющую роль. Хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо­-земледельческим. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов.  Оседлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые - в юртах.

В усуньском обществе существовало имущественное неравенство, имелись богатые, племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы. Общество усуней достигло уровня государственности. Глава государства носил титул гуньмо. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Объем и размер кургана, возведенного над могилой че­ловека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Ювелирные изделия, оружие, украшения усуней отражали их религиозные представле­ния и взгляды на мир.

 

                                                   Кангюи

В III в. до н.э. на юге Казахстана сфор­мировалось объединение Кангюй. Оно находилось в бассейне Сырдарьи и предгорьях Каратау. Это было ко­чевое государство, в состав которого входили оседлые и кочевые племена. Говорили они на иранских и древнетюр­кских языках. Ставка называлась Би­тянь.

Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закав­казьем, вел войны с гуннами, усунями и подчинило Бухару, Хорезм и другие области Средней Азии. Через территорию государства проходил Великий Шел­ковый путь, который оно стремилось сохранить под контролем.

Население занималось скотоводством и по­ливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодст­во и овцеводство, также разводили коров, верблюдов, яков. Строили множество водохра­нилищ и прудов.  Из гли­ны делали посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Использовали хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна. Материалом для изготовле­ния ювелирных изделий были хрусталь, сердолик, агат, янтарь, коралл.

У кангюев существовало имущественное неравенство. Власть у племен кангюй стала переходить по на­следству - от отца к сыну. Войны превратились в средство обогащения  имущих. Пленных обращали в рабов. Среди кангюев были распространены культ природы и культ предков, обожествля­ли они также солнце, луну, звезды. Небесные светила слу­жили основой летоисчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.

Таким образом, объединение племён в союзы приводило к развитию общей культуры, слиянию племенных языков, сглаживанию племенных и родовых различий.