Уйсунское государство
Место расселения,
этническая история
В конце I тыс. до н. э. На территории Жетысу,
Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство известное из китайских
источников как “ Cтрана Усуни“.
Усуни обитали вначале в районе реки Данхэ, но в III в.
до н.э., под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а
после ряда поражений от хуннов – в Семиречье и Джунгарию. Основная территория
усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по
рекам, Чу и Таласу, где усуни граничили
с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения
соприкасались с Ферганой (Даванью).
Усуньское государство всегда играло особую роль в
истории Центральной Азии в силу своего выгодного географического положения:
держава была своеобразными воротами в Среднюю Азию, а значит доступом к
Великому Шёлковому пути.
Точно
не выяснено происхождение и значение названия племён – усуни. Некоторые учёные
считают, что китайское «усун» является этнонимом слова «аспан». Другие
связывают название, состоящее из двух иероглифов «у-сун», что в китайском языке
означает «асман» или «аспан»- «небо».
Этническая
принадлежность усуней так же ещё до конца невыяснена. Одни исследователи
считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни
были предками тюрок и говорили по-тюркски. По мнению некоторых учёных,
существует прямая связь между племенами усуней и позже сформировавшимся
казахским этносом, о чём свидетельствуют общие черты жизненного уклада.
Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит одно
из крупных казахских племен.
Политическая история усуней, в источниках прослеживается
до III в. н. э.
Известный
китайский историк Сыма Цянь передаёт
интересную легенду. «Правитель усуней именуется Гуньмо. Его отец был
правителем маленького царства на западных границах сюнну (хунны). Сюнну напали
на его отца, а когда родился Гуньмо, его бросили в поле. Ворон с мясом в клюве
летал над ним, и волчица кормила его грудью. Шаньюй подивился этому и счёл его
существом сверхъестественным, принял и взрастил его».
Отчасти
этой легенде можно верить. Усуни были потомками племени жунов, относившегося к
племенам скифо-сакского круга. В конце III в. до н.э. усуни покинули свои
земли из-за вторжения враждебных племён кочевников. Беглецы направились в
западную часть Монголии, в земли хуннов. Усуни вступили в бой с Модэ-шаньюем и
проиграли, потеряв своего государя. Хунны отнеслись к бывшим врагам
милосердно. Модэ взял на воспитание сына
погибшего вождя усуней и воспитал. Когда юный усунь подрос, приёмный отец дал
ему титул гуньмо и направил вместе с народом усуней охранять западные границы
хуннской державы. Так в юго-восточном Казахстане, в Семиречье образовалось
государство Усунь со столицей в городе Чигу, что в районе сверенных отрогов
Тянь-Шаня.
Таким образом, признав зависимость от хунну,
уйсуны основали в 177 г. до.н.э.
собственное государство, объединившее потомков сакских племён Семиречья,
Восточного Китая и Джунгарии.
Усуни всегда лавировали между Китаем и
Хунну.
Китайский император искал союза с усунами против
гуннов, в древности договор между странами заключали не на бумаге, а узами
между царевичами и царевнами.
.
Хитрые китайцы выдавали китайских царевен замуж за усуньского куньби. Гунны
тоже отдавали своих девушек в жёны
куньби., в борьбе между Китаем и гуннами усуни превратились в государство,
имеющее большое значение.
Вскоре ханьская империя стала вмешиваться во
внутренние дела усуней, вплоть до наследования трона.
В 53 г. до н.э. Усуньское государство распалась на две
части, одни поддерживали Китай, другие были за союз с гуннами.
Социальная организация общества
Во главе государства стоял правитель, носивший титул
гуньмо (куньби) – “великий правитель”, передававший престол по наследству.
Кроме верховного правителя существовали ещё 8
категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой
исполнительской власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя
уделов, именовавшихся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту.
Также были чиновники, ведавшие делами ставки куньби, сборов налогов,
исполнением законов и т.п. О развитии частной собственности у усуней
свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках
усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские военачальники и крупные
чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные источники. Частная
собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники
свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества.
Основную
массу населения составляли простые общинники, скотоводы или земледельцы. Они
платили налоги, занимались хозяйством, воевали. В составе усуньского общества
было большее количество земледельцев. Это объяснялось сравнительно небольшой
территорией, а, следовательно, недалёкими дистанциями перекочёвок.
Усуни
использовали рабов в земледелии,
но невольничьих рынков в Усуньской державе не появилось.
Источники сообщают, что владение усуней насчитывали
630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Кроме того, у усуней была
30 тыс. конница, отборная дружина усуньских правителей и 10 тыс. подчинявшихся
им лучников.
Хозяйство
Скотоводство
сыграло в жизни усуней определяющую роль. Природные условия в Семиречье
позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, к альпийским лугам,
расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал
сил на зиму. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое — от 30
до 100 км. Поэтому усуни могли долгое
время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на
весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом
поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат
усуньские поселения с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой
глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.
По археологическому
материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего периода
истории усуней к позднему.
Таким образом, хозяйство
усуней было комплексным — скотоводческо-земледельческим.
Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде
преобладали овцы и лошади. Из источников известно, что богатые усуни содержали
до 500 голов лошадей. Лошади были разных
пород, в том числе и высокопородные скакуны. На золотых бляшках из усуньского
кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.
Питались усуни мясной
и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, на огородах и в садах выращивали
овощи и фрукты.
Усуни, как и другие
кочевники, жили в юртах и кибитках. Свои жилища они выстилали кошмами и
коврами, которые мастерски выделывали сами
Одежда знатных была из
шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубо
шерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на коней, или получая в качестве подарков и
дани.
Посуду изготавливали в
большом количестве, ее лепили из глины, видимо женщины, а мужчины вырезали из
березы столики-блюда, кубки, черпаки для кумыса.
Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца,
олова, золота. Умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи,
кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали
бусы, серьги, украшения на одежду.
Среди усуней были распространены различные верования:
культ предков, культ солнца, тотемизм. Своих усопших они хоронили в курганах
возле постоянных стоянок, окружая их выкладками из камней. Усуни практиковали
новый способ погребения: рылась яма, сбоку делалось углубление, куда и клался
труп головой на запад. В могилу усуни
складывали предметы утвари и оружие.
В искусстве усуни использовали полихромный стиль.
Одним из самых интересных произведений усуньского ювелирного искусства является
Каргалинская диадема.
Диадема
- головное украшение, найденное в Каргалинском ущелье под г. Алматы -
представляет собой пластинку из золота длиной 35 см. Неизвестный мастер украсил
её изображениями зверей и птиц в окружении растительного орнамента. В центре
диадемы изображён дракон. К нему направляются животные справа и слева: крылатые
лошади, тигры, человеко-птица. Это существа-символы: животные символизировали
землю, птицы - небо, крылатые кони - солнце.
Традиции культуры усуней не были потеряны. Они
перенимались последующими народами Центральной Азии, в том числе и казахами.
Таким образом, общественное устройство
усуней, равно как и их хозяйство, имело некоторые отличительные особенности,
которые выделяли их из среды древних кочевников,