Государство
кангюев
Впервые Кангюй, в
китайском произношении Канцзюй, упоминается в письменных источниках II в. до н. э. В 138 г. китайский император
Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13
лет, претерпев много трудностей, Чжан Цянь вернулся. В составленной им записке
впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государства. Среди них
был назван Кангюй, в ставке правителя, которого Чжан Цяну удалось побывать
лично.
Согласно сведениям
китайского посла, «Кангюй лежит почти в 200 ли от Давани (Ферганы) на северо-запад. Это
кочевое владение в обыкновениях совершенно сходствует с юэчжи. В «Повествовании о Западном крае» в «Истории
старшего дома Хань» о кангюе говорится подробнее. Так, сообщается о том, что
«кангюйский владетель пребывание имеет в
стране Люени в городе Битянь. От Лоюени семь
дней пути до летнего местопребывания. Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600000 душ; строевого войска 120000
человек».
Таким образом, опираясь
на вышеуказанные сведения, можно утверждать, что территория государства
кангюев располагалась в долинах
Таласа в среднем течении реки Сырдарьи,
и центральном Казахстане. Столица – г. Битянь, находился в среднем течении
Сырдарьи, образование государства относится приблизительно к 150 г.до н.э.
Сложным является вопрос об этническом характере
населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили
кангюйцы. По мнению А.М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие
исследователи считают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских
скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н.э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских
племена стали менять свой этнический
облик и язык. Б.А. Литвинский считает, что кангюйцы были потомками
ирано-язычных саков. Название кангюй, по его мнению, можно истолковать как
название одного из сакских племен “люди в кожаных одеждах” (или доспехах).
Археологические исследования позволяют установить
внешний облик кангюйцев по рисункам их современников. Они дошли до нас в виде
гравированных изображений на костяных пластинках, некогда нашивавшихся на
кожаную основу. Пластины были обнаружены при первых раскопках кангюйских
курганов рубежа первых веков в Самаркандской области. На одной из них
изображена сцена сражения конных и спешенных витязей, на другой — конная охота. Все участники баталии и охоты
принадлежат к единому этническому типу. У всех вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом.
Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы
крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки, свисающие до подбородка
усы и бородка.
На воинах, на кафтанах одеты защитные доспехи, из
нашитых пластинчатых, полуовальных либо чешуйчатых пластин, на головах округлые
шлемы, шеи покрыты бронированными воротниками, облегающие штаны.
Оружие представлены длинными копьями с
ланцетовидными наконечниками; длинные мечи,
ножны которых крепятся к поясу двумя ремешками, сложносоставной лук, стрелы с
трехгранными наконечниками; длинный трех
частный колчан с широким отделением для лука и двумя узкими – для стрел.
Овальный щит обит пластинами. Бронированные всадники сидят на незащищенных
доспехами конях. Гривы коней подстрижены, между ушами — челка, собранная в пучок.
Во главе этого государства стоял род Ун, происходивший
из восточно-сакского народа соэтжай.
По косвенным данным, управлял ими царь, носивший титул
“великий хан” или “ябгу”. Кроме того, в государственный
аппарат входили заместитель хана и три советника.
Кангюйская держава была очень
могущественной в конце I тысячелетия до н. э. и занимала третье место после хуннов
и усуней. Кангюйскому царю, кроме сармато-аланских племён Западного Казахстана,
подчинялись ещё пять владений по Сырдарье и в Приаралья. Кочевому народу
необходимо взаимодействовать с осёдлыми, обмениваясь недостающими продуктами
хозяйства. Кангюи торговали, грабили земледельцев долины Сырдарьи и Приаралья
или брали с них дань. В любой кочевой цивилизации осёдлое население было
ущемлено в правах. Кочевники считались привилегированным слоем общества:
земледельцы – это обедневшие скотоводы. Однако они играли важную роль в
экономике кочевников, создавая широкий рынок сбыта продуктов скотоводческого
хозяйства.
Общей тенденцией политики
Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить
под своим контролем участок Шелкового
пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось. В
пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье, вверх на северо-запад,
на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток, в Индию свидетельствуют находки, сделанные при
раскопках городищ и некрополей кангюйцев: китайские монеты и зеркала, коралловые
бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни из Ирана.
В 101 г. до н. э. Ханьские войска попытались овладеть
Ферганской долиной. Кангюй поддержал ферганцев.
В 78 г. н. э. китайцы завоевывали города Южного Казахстана. Кангюй оказал
врагам Поднебесной помощь. Кангюи всеми силами старались не дать Китаю
установить контроль над Средней Азией и участком Великого Шёлкового пути в этом
регионе.
Кангюй всегда теснили хунны. Лишь в
середине I в. до н. э., когда произошёл первый раскол хуннов,
южно-казахстанские кочевники сумели стать полностью независимыми. Они помогли хуннам Чжи-чжи, с
ними разгромили усуней, а затем предали былых союзников и уничтожили их, напав
одновременно с Китаем. Так умелыми политическими ходами в I в. до н. э. Кангюй
стал господствующим государством Южного Казахстана, Междуречья и севера Средней
Азии.
Важной отраслью хозяйства
кангюй являлось скотоводство. Китайцы называют Кангюй «кочевным владением». Большое
количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного
рогатого скота на древнеземледельческих поселениях – достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотоводства.
На развитие земледелия
указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, солома в обмазке пола и
сырцовом кирпиче. Обработка почвы производилась каменными мотыгами, находки которых
обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие орудия.
Ирригация в первые века
н. э. имела ограниченные размеры. Как правило, она сводилась к использованию воды
при помощи простейших приемов для орошения, использовались протоки рек, из которых выводились каналы,
подводившие воду к полям и огородам.
В жизни
кангюйцев большую роль играла охота.
Найдены кости косули, архара, сайгака. Охотились
на водоплавающую птицу – уток, гусей, пеликанов. Было развито рыболовство. Рыбу
били гарпунами, ловили рыбными снастями.
Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов
дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки.
Кангюйцы умели выплавлять железо, делали
из него предметы обихода. Важной частью культуры кангюев была городская
культура. Именно в городах развивалась кангюйская письменность. Там были найдены глиняные таблички с надписями. Городские
жители занимались гончарным делом, ювелирным, текстильным и другими ремёслами.
Ювелирные изделия и
украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги
с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из
граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.
Предметы вооружения
представлены железными трехлопастными наконечниками стрел, сложными луками с
костяными накладками, короткими железными мечами и однолезвийными кинжалами.
Много пряжек из железа и бронзы, оставшихся от кожаных поясов. Среди украшений - каменные, металлические, стеклянные бусы,
серьги и подвески со вставками из цветных камней, с гроздьями бронзовых или
золотых шариков, гривны, сплетенные из проволочных дротов, шпильки.
В районах, где
когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников
и отнесли их к археологическим культурам —
каунчинской и отрарско-каратауской. Первая была распространена в Ташкентском
оазисе, вторая — в районах среднего
течения Сырдарьи и предгорьях Каратау до Таласа.
Наиболее хорошо изученным
памятником каунчинской культуры является поселение Актобе неподалеку от
Чардары, расположенное на правом берегу Сырдарьи. Один из раскопов полностью
вскрыл дворцовое здание, прямоугольное в плане. Дворец состоял из пяти
крестообразно расположенных помещений, входного комплекса и двух коридоров,
огибающих постройку с запада и востока. В центре находился квадратный зал, который
сообщался со всеми остальными помещениями арочными проходами. Он был когда-то
перекрыт плоской кровлей.
Одним из самых значительных археологических памятников,
оставленных Кангюями является
Мардан-куик в Отрарском оазисе. Он представляет собой группу курганов-платформ
размерами 35х45 м, которые использовались как места коллективных захоронений.
Некоторые из них содержал более 50 могил. Хоронили вплотную друг к другу в
прямоугольных ямах, иногда изнутри выложенных сырцовым кирпичом. Дно могилы
застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине.
Вместе с умершими, в захоронения, помещали сосуды с едой, одежду, оружие, украшения.
Таким образом, на
рубеже н. э. и в первой половине I тыс.
н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное могущественное
государственное объединение — Кангюй,
которое играло важную роль в истории Востока. Население его занималось земледелием
и скотоводством, ремеслами, торговлей. Кангюй был связан политическими, экономическими и
культурными связями с Китаем, Парфисй, Римом и Кушанской империей.