Источники о племенных союзах  древности

    

 

Источники о племенных союзах

Исследование любого исторического вопроса начинается со сбора источников, которые позволяют досто­верно изучить данный период времени. Письменные источники по истории древнего Казахстана дошли до нас на древнеперсидском, древнегреческом, латинском и китайском языках. По своему содержа­нию и характеру эти источники разнообразны.

Один из главных источников — собрание священных книг зороастрийской религии "Авеста" — свод религиозных и юридических предписаний. Автором религиозных текстов, является Заратуштра,   выходец из рода спитама, племени арийцев — жителей северо-восточной части Каспийского побережья. Проповеди Заратуштры имеют большое значение для изучения истории, культуры жителей сакской эпохи древнего Казахстана. Здесь кочевые скотоводческие племена упоминаются под общим названием туры. Кроме того, в "Авесте" говорится о племенах сайрим и дахи.

События, описываемые в "Авесте", происходят на берегах Амударьи и Сырдарьи, Каспия и Арала, Волги и Камы. Герои этих "гимнов" ездят на колесницах, вооружены луками и стрелами, пиками и секирами. Они занимаются скотоводством, разводят крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов, питаются мясом и молоком, приносят в жертву богам лошадей, коров, баранов. В целом в "Авесте" приводятся ценные сведения о жизни скотоводческих и земледельческих племен Средней Азии и примыкающих к ней северных регионов Казахстана.

В степях Казахстана, по сведениям древних источников, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в  персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов, которое широ­ко вошло в обиход, как синоним кочевников.

В персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга (саки, изго­тавливающие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие остроко­нечные шапки). Где располагались эти племена, сказать сейчас трудно, поскольку точных научных географических привязок древ­ние авторы не оставили. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Аму-дарьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга в долине Мургаба.

 По мнению К. А. Акишева, сакам-тиграхауда   иранских письменных источников соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово значат «саки в остроконечных шапках». Кроме того, саки, изображенные на барельефах из дворца Ксеркса в Персеполе, имеют монголоидные черты и носят высокие остроконечные шапки, скорее всего, полагает ученый, это саки-тиграхауда. А поскольку одним из центров распространения монголоидов мог быть район Семиречья, он делает вывод о том, что саки-тиграхауда жили в Семиречье. Это предположение подтвер­ждается и тем, что похороненный в кургане Иссык сакский царь носил на голове высокую остроконечную шапку. По мнению исследователя, в племенной союз этих саков входили также аксатаги, аристеи и, возможно, аргиппеи.

М. К. Кадырбаев считал, что аорсы одно из савроматских племен, обитавшее в Южном Приуралье. Севернее жили будины, земля которых «покрыта густым лесом разной породы», а еще севернее фиссагеты занимавшиеся охотой. Аргиппеи, жившие «у подножья высоких гор», скорее всего, размещались в юго-восточном Приуралье. Сакские племена аримаспов и «стерегу­щих золото грифов», располагались, возможно, на Алтае, где находились золотые рудники.

Исседонов М. К. Кадырбаев помещает на просторах Централь­ного Казахстана. Окончательное решение вопроса о том, где жили разные племена саков, зависит от исследований археологов, ибо только на археологических памятниках можно выявить отличия в материальной культуре.

Древнеримский ученый I в. н. э. Плиний Старший писал: «По ту сторону Яксарта (древнее название Сырдарьи) живут скифские племена.  Персы  вообще называют их саками... Количество скифских народов бесконечно... Знаменитейшие из них саки, массагеты, дай, исседоны... аримаспы».

Саки, судя по дошедшим до нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука.

Другие авторы упоминают о том, что «за Согдом, по течению Яксарта (Сырдарьи) обитали саки».

 

Отец истории Геродот о племенах, поселявшие территории Казахстан. Место сакского Анахархиса в мировой философской мысли

Ценными источниками по истории древних племен, населявших территорию Казахстана, являются труды античных греческих авторов. Среди них можно выделить труды уроженца города Галикарнас в Малой Азии, древне­греческого историка Геродота (между 490 и 480—425 до н.э.), которого называли "отцом истории". Сведения о народах, проживавших на территории Казахстана, сосредоточены в основном в четвертой книге его девятитомного труда "История". В ней повествуется о географии расселения кочевых скифских племен, их истории, духовной культуре, обычаях и нравах. Геродот считает скифов выходцами из степных кочевых племен. Как и большинство греческих авторов, Геродот назы­вает саков "азиатскими скифами", живших между Дунаем и Доном. Они были кочевниками-скотоводами и жили в повозках, покрытых войлоком и перевозившихся быками. К востоку от них до Каспийского моря жили сарматы, в стране которых находилась Ольвия, еще далее на восток - массагеты (на север от Аральского моря) и саки (на юго-восток от Аральского моря). Самым многочисленным из них был союз массагетов,  о которых Геродот писал: «Народ этот считается многочисленным и воинственным, живет на востоке по ту сторону реки Араке (видимо, Сырдарья) напротив исседонов... По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие. Знают оба способа войны; сражаются луками и копьями; вооружены обычно и секирами. Все предметы у них из золота и меди... Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изоби­лии доставляет им река Араке. Они пьют молоко».

Скифы, делятся Геродотом по образу жизни на восточных-кочевников  и западных-оседлых     Восточный скиф постоянно на коне (семьи в повозках). Конь, меч и лук – его единственные друзья, он полон смелости и отваги, он царит над степью, ее обитателями и, в частности, над своими собратьями земледельцами. По Геродоту, среди восточных скифов были скифы – царские, кочевали они к востоку до Дона.

Скиф-кочевник богат после набегов, но не жалеет богатства, когда его теряет. Часто он проявляет жестокость, свойственную человеку, жизнь которого нередко в опасности. Слава и честь скифа добываются доблестью в битвах, и позор грозит малодушному  скифу. Геродот говорит о религиозном культе следующее, весьма характерное для скифов. Они почитают богов, принятых от греков, приносят им жертвы, но, замечает историк, весьма любопытно и то, что "скифы не имеют обыкновения ставить кумирам, алтари и  храмы ни одному божеству, кроме Арея; сооружения же в честь последнего у них в обычае", и далее описывает сами сооружения: в областях скифских сооружались громадные курганы из хвороста, наверху которых водружался "старинный железный меч, и он-то служил кумиром Арея. Этому  мечу они ежегодно приносят в жертву рогатый скот и лошадей".

 У Геродота можно почерпнуть подробнейшие сведения о племени сарматов, проживавших севернее саков: "За рекой Танаисом (совр. Дон) — уже не скифские края,  но первые земельные владения там,  принадлежат савроматам."

Повествуя о походе Дария в Скифию, Геродот пишет, что сарматы активно сражались на стороне скифов.

"Сарматские женщины стреляют из лука, метают дротики, ездят верхом. Пока не убьют трех врагов, девушки не выходят замуж", — отмечает историк. По сведениям античных авторов, в IVIII вв. до н.э. сарматские племена объединились в новый союз, куда вошли аорсы, сираки, роксаланы, аланы, языги. Найденные за последние годы на территории Западного Казахстана археологические памятники, "Золотой человек", сабля с изогнутым клинком и другие подтверж­дают записи Геродота о высоком уровне военного искусства сарматов.

Сведения об этих племенах встречаются также в трудах Страбона. По словам Страбона, древнегреческого географа и историка, автора труда "География" (64 г. до н. э. — 23 г. до н. э.), к востоку от Каспий­ского моря жили массагеты и саки. Остальных Страбон называет скифы. "Однако каждое племя имеет свое название, наиболее известные среди них асии, пассиаки, тохары, сакаравиды. Массагеты поклоняются только Солнцу и приносят ему в жертву коня. Пешие и конные — отличные воины. В сражении выступают в золотых поясах. На коней надевают золотые узды. У них нет серебра, железа мало, очень много золота и бронзы. Земледелием не занимаются, как номады (кочевники), скифы разводят скот, промышляют рыболовством", — писал Страбон.

Как видно из изложенного, исторические материалы Страбона во многом совпадают со сведениями Геродота.

О свирепости и жестокости сарматов говорит поэт Овидий. Сарматы не прошли бесследно для юга России. От них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек нашим предкам славянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр – сарматское Danastr или Danaistr; Днепр – ДънепрDanaper; Дон (вода) и пр.; названия многих других речек являются переводом с сарматского.

Знаменитый филолог В. Миллер, на основании филологических данных и анализа надписей, собранных проф. В.В.Латышевым, и некоторых этнографических данных, пришел к тому положению, что современные осетины являются потомками многочисленных в древности сарматов.

В "Истории" Геродота имеются ценные сведения о мудреце Анахарсисе, уроженце Скифии. Приезд Анахарсиса в страну эллинов отмечается 594 г. до н.э. Анахарсис отлично владел греческим языком, был сведущ в греческой философии, литературе. . С его именем связывали поэму из 800 строк, в которой мудрец будто бы сопоставлял нравы скифов и эллинов как в мирной жизни, так и на войне.

Благодаря Солону он глубже знакомится с обычаями и традициями, государственным устройством и законодательством Афин. Скифский мудрец не только изучал греческую культуру, труды мыслителей, философов, но критически их осмысливал. Его выводы напоминают традиционное миропонимание степняков. По сути и форме мудрые высказывания Анахарсиса перекликаются с высказываниями известных казахских биев, ораторов.

Из рассказа Плутарха "Пир семи мудрецов" видно, как Анахарсис благодаря своему уму, высоким человеческим качествам и глубоким знаниям, завоевал уважение и авторитет в стране эллинов. Часть из 800-строчного стихотворения учёного вошла в сборник « Латинская антология».

 

Китайские  источники

Стремление китайцев к покоре­нию западных территорий началось со сбора материалов о народах этого региона. Китайские письменные источники отличаются объемом и системностью.

Первые достоверные сведения о народах Казахстана были получены от Чжан Цяня, руководителя первого китайского посольства в запад­ной области, посланного императором У-ди. В китайских письменных источниках название "Западные земли" приме­няется в отношении современного Синьцзяна (Восточного Туркестана), части территории Казахстана и Средней Азии. Чжан Цянь совершил на запад два путешествия. Посольству Чжан Цяня было поручено добиться союза с юэчжи, Средней Азии и усунями Жетысу против сюнну (гуннов). В ходе своей миссии Чжан Цянь обращал особое внимание на состояние хозяйства местного населения, численность их войска, вооружение, обычаи и традиции, быт и нравы.

Среди династийных историй можно выделить труды главного хронографа императора У-ди, "отца китайской истории" Сыма Цяня  В двух главах его "Исторических записок" ("Ши цзи") "Повествование о Сюнну" и "Повествование о Давани" собраны ценные сведения о гуннах.

Историческим трудом, где имеются ценные сведения о древнем Казахстане, является "История ранней Хань" историка Бань Гу. В главе "Повествование о Западном крае" имеются сведения о владениях давани, усуней, кангюй, а также сюнну. Например, указано, что саки и усуни с давних времен обитали на Турфанской (Гуанчжоу) низменности.

 

Русские ученые, исследовавшие дореволюционного периода

Первым, кто использовал китайские источники о народах Казахстана и Средней Азии, был выдающийся русский синолог Н. Я. Бичурин (1777—1853). В 1807—1821 гг., в период работы в православной религиозной миссии в Пекине, он занимался сбором исторических доку­ментов, касающихся истории племен и народов Казахстана и Средней Азии. В результате в 1851 г. Бичурин издал сборник трудов "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена". Изучением китайских источников занимались В. С. Таскин, Н. В. Кюнер, Л. Н. Гумилев и другие ученые.

Исследованием эпохи железа занимались специальные научно-археологические экспедиции, снаряженные царским правительством России, и отдельные ученые-энтузиасты, занимавшиеся исследованиями в свободное от службы время. Особо ценный вклад в исследование памятников эпохи железа внесли выдающиеся русские ученые Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, В.В. Радлов, краеведы СИ. Гуляев, А.П. Аниховский, М. Копалов, В. Никитин, И.А. Абрамов, Н. Коншин, И.А. Кастанье и др. Среди исследователей истории саков можно отметить заслуги В.В. Григорьева. В своей известной работе "О скифском народе саках", анализируя сведения, ученый высказал ряд ценных и оригинальных мыслей. Основываясь на греческих и персидских источниках о саках, ученый подробно остановился на происхождении этнонима "сак" и переселении сакских племен с востока на запад.

 

Научные исследования казахстанских историков

Исследовательские работы советского периода истории Казахстана в эпоху железа начались в 30-х годах XX в. Первыми к этой работе приступили экспедиции, возглавляемые крупными учеными, такими, как М.П. Греков, А.Н. Бернштам. Однако широкомасштабные научные исследования начались только после окончания Великой Отечественной войны. В течение многих лет в Центральном Казахстане археологические исследования велись под руководством ученого-археолога А.Х. Маргулана, позднее под руководством М.К. Кадырбаева. В Восточном Казахстане исследования эпохи бронзы и железа одновременно проводились археологом С.С. Черниковым. На территории Южного Казахстана и Жетысу такие же работы проводились под руководством ученых-археологов Е.И. Агеевой, К.А. Акишева, К.А. Кушаева, А.Г. Максимовой. По результатам исследований К.А. Акишева сакских курганов и могильников на территории от Алаколя до Таласа воссоздана научная картина истории сакских племен региона Жетысу. Археологом И.В. Синициным сделаны ценнейшие открытия на территории Западного Казахстана, относящиеся к истории древних сакских племен.

В настоящее время все они учтены, занесены на карту и взяты под охрану государства. Имеющиеся в нашем распоряжении найденные при раскопках курганов и могильников материалы дают очень  много ценных сведений о жизнедеятельности племен, живших в тот период.