ЧОКАН ВАЛИХАНОВ – ВЕЛИКИЙ КАЗАХСКИЙ УЧЕНЫЙ

 

Научные исследования Чокана Валиханова

Научное наследие

Глоссарий

 

Процесс углубления русско-казахских отношений, проникновение капиталистических отношений в казахскую степь и потребности освоения богатств Казахстана способствовали активизации исследования края.

Среди крупных исследователей края необходимо выделить имя историка, географа, путешественника, мыслителя, этнографа Чокана (Мухаммед-Канафия) Чингисулы Валиханова (1835-1865).

Родился Чокан в 1835 году в крепости Кусмурун, детство его прошло в ауле его предков – Сырымбете в Кокшетауском округе. Его отец – Чингис, султан-правитель Кокшетауского округа, внук Абылай хана. Огромное влияние на воспитание Чокана оказала бабушка Айганым.

С детства Чокана влекла наука. К научной деятельности Чокана подтолкнули представители русской интеллигенции, неоднократно побывавшие в его ауле – академик А. Шренк, декабристы С. Семенов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфуллин. У мальчика пробудился интерес к науке. Осенью 1847 года в возрасте 12 лет Чокан поступил в Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В учебе Чокан проявлял усердие, стремился получить глубокие знания, был любимцем кадетов и преподавателей. По своим знаниям он превосходил своих сверстников. Его друг и сокурсник Г. Потанин писал о нем: «...развивался Чокан быстро, опережая своих русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому и другие преимущества». Все преподаватели и воспитатели прониклись глубоким уважением к юноше. По выходным, когда все воспитанники расходились по домам, Чокана забирали домой чиновник А. А. Сотников, учитель рисования Н. Померанцев, учитель истории А. Гонсевский, энциклопедист К. К. Гутковский. В 1853 году, в возрасте 18 лет Чокан получил офицерское звание корнета. За годы учебы на него оказали большое влияние преподаватели – Н. Ф. Костылецкий, В. П. Лободовский.

Чокан с большим увлечением читал произведения выдающихся русских и зарубежных поэтов и писателей А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ч. Диккенса и других.

 В годы своего проживания в Петербурге он очень тесно общался с крупным востоковедом Н. И. Березиным, труды которого побудили в нем интерес к изучению средневековых восточных хроник. Отмечали его образованность, широкую эрудицию находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и ученый-исследователь П. П. Семенов-Тянь-Шанский. Г. Н. Потанин ученый-исследователь был другом Чокана.

Научные исследования Чокана Валиханова. В 1855 г. Чокан Валиханов принял участие в поездке по Центральному Казахстану генерала Г. Х. Гасфорта. Совершив путешествие в Тарбагатай, Семиречье, проехав через Семипалатинск, Аягоз, Капал и Заилийский Алатау Ч. Валиханов собрал важные для науки исторические предания, литературные памятники, сделал описание районов, по которым совершил путешествие.

В 1856 г., участвуя в Иссык-кульской экспедиции, Чокан осуществляет съемку бассейна Иссык-Куля, изучает историю и культуру кыргызского народа. Итогом его путешествия стал «Дневник поездки на Иссык-куль», «Записки о киргизах». В поездке он знакомится с Семеновым-Тянь-Шанским. Чокан впервые записывает большой отрывок из эпоса «Манас».

Осенью 1856 г. Чокан вместе с Семеновым-Тянь-Шанским посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями по вопросам улучшения торговых связей между двумя государствами.

В 1858-1859 годах Чокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, где ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии края, приобрел ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки местности. Он написал монументальный труд «О состоянии Алтышара», который в 1865 г. был переведен на английский язык.

С 1859 по 1861 годы Чокан жил в Петербурге, тесно сотрудничал с учеными-востоковедами В. В. Григорьевым, В. П. Васильевым, В. В. Вельяминов-Зерновым, А. Н. Бекетовым, с ученым-дипломатом И. И. Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П. Полонским. Эти люди во многом способствовали становлению личности Ч. Валиханова как ученого.

Ярким примером интернациональной дружбы между казахом и русским была дружба с Ф. М. Достоевским, с которым Чокан познакомился в 1854 г. в Омске. Позже они встречались в Семипалатинске и Петербурге. Ф.М.Достоевский оказал огромное влияние на личность Ч.Валиханова.

В 1861 г., заболев, Чокан возвращается в родные места и активно занимается научной деятельностью. Принимает участие в военной экспедиции Черняева (1864 г.) при взятии крепостей Или и Аулие-Ата. Выразив недовольство жестокостью политики Черняева, в июне Чокан вернулся в Верный.

В 1865 г. в апреле в местности Алтын-емел, в ауле Кошен султана Тезека Чокан Валиханов умер. На его могиле были установлены памятник и надгробная плита, изготовленные из местного мрамора ссыльным польским революционером Леопольдом Ластовским. Научная деятельность Чокан Валиханов оставила огромный след в исследовании истории, культуры народов Казахстана и Центральной Азии.

Научное наследие. Чокан Валиханов в 22 года стал действительным членом Русского географического общества.

В 1860 г. был награжден орденом как отважный путешественник и исследователь народов Средней Азии.

Он является автором научных трудов: «Аблай», «Казахское родословие», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевках казахов», «Записки судебной реформе» и др.

В 1865 г. в газете «Русский инвалид» публикуется его последний труд «О восстании дунган в Цинской империи». Чокан был одним из первых профессиональных казахских художников и оставил после своей смерти более 150 зарисовок и картин из жизни и быта казахов и других народов Средней Азии.

Такого человека как Ч. Валиханов, бесспорно, можно назвать патриотом своей родины. Его труды заслужили мировое признание, он может быть лучшим образцом для подражания современной казахстанской молодежи.

 

Глоссарий

Адъютант – офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения слу­жебных поручений.

Декабристы – участники восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1825 году, выступившие против самодержавия и крепостничества.

Кадет – воспитанник среднего военного учебного заведения.

Кадетский корпус – военное учебное заведение.

Корнет – в царской армии офицерский чин в кавалерии, равный подпоручику пехоты.

Кумир – объект восхищения и преклонения.

Патриот – человек, который отличается преданностью своему отечеству, своему народу, готовностью к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.

 

Персоналии

Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) – известный русский обще­ственный деятель и ученый. Он был уроженцем с. Ямышево современной Пав­лодарской области. Друг Ч.Ч. Валиханова.

Документы

№ 1

«Прошлой осенью в Заилийском крае умер киргизский султан Чокан Чингисович Валиханов, известный своим смелым путешествием в Кашгар, город западного Китая... Мы ничем не находим более приличным почтить память Чокана Валиханова, как пожелать киргизам не так долго ждать второго Валиханова, как пришлось бурятам дожидаться второго Дорджи Банзарова. Конечно, нет лучших проводников европейской цивилизации и гуманности в среду инородцев, как сами инородцы. Поэтому мы готовы всегда симпатизировать появлению образованных инородцев, а смерть их считаем вопиющею несправедливостью судьбы».

Ядринцев Н.М. Чокан Чингисович Валиханов // Валиханов Ч.Ч.

Собрание со­чинений в пяти томах. Алма-Ата, 1985. Т. 5, с. 276-279.

 

Использованная литература

 

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.