ЧОКАН ВАЛИХАНОВ – ВЕЛИКИЙ КАЗАХСКИЙ УЧЕНЫЙ
Научные
исследования Чокана Валиханова
Процесс углубления русско-казахских отношений,
проникновение капиталистических отношений в казахскую степь и потребности
освоения богатств Казахстана способствовали активизации исследования края.
Среди крупных исследователей края необходимо выделить
имя историка, географа, путешественника, мыслителя, этнографа
Чокана
(Мухаммед-Канафия) Чингисулы Валиханова (1835-1865).
Родился Чокан в 1835
году в крепости Кусмурун, детство его прошло в ауле его предков – Сырымбете в
Кокшетауском округе. Его отец – Чингис, султан-правитель Кокшетауского округа,
внук Абылай хана. Огромное влияние на воспитание Чокана оказала бабушка
Айганым.
С детства Чокана влекла наука. К научной деятельности
Чокана подтолкнули представители русской интеллигенции, неоднократно побывавшие
в его ауле – академик А. Шренк, декабристы С. Семенов, А. Штейнгель, Н. Басаргин,
студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфуллин. У
мальчика пробудился интерес к науке. Осенью 1847 года в возрасте 12 лет Чокан поступил в Сибирский кадетский
корпус в городе Омске. В учебе Чокан проявлял усердие, стремился получить
глубокие знания, был любимцем кадетов и преподавателей. По своим знаниям он
превосходил своих сверстников. Его друг и сокурсник Г. Потанин писал о нем: «...развивался Чокан быстро, опережая своих
русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому и другие преимущества».
Все преподаватели и воспитатели прониклись глубоким уважением к юноше.
По выходным, когда все воспитанники расходились по домам, Чокана забирали домой
чиновник А. А. Сотников, учитель рисования Н. Померанцев, учитель истории А.
Гонсевский, энциклопедист К. К. Гутковский. В 1853 году, в возрасте 18 лет Чокан получил офицерское звание корнета. За годы учебы на него
оказали большое влияние преподаватели – Н. Ф. Костылецкий, В. П. Лободовский.
Чокан с большим увлечением читал произведения
выдающихся русских и зарубежных поэтов и писателей А. С. Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ч. Диккенса и других.
В годы своего
проживания в Петербурге он очень тесно общался с крупным востоковедом Н. И. Березиным,
труды которого побудили в нем интерес к изучению средневековых восточных хроник.
Отмечали его образованность, широкую эрудицию находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров,
путешественник и ученый-исследователь П. П. Семенов-Тянь-Шанский. Г. Н. Потанин
ученый-исследователь был другом Чокана.
Научные исследования Чокана Валиханова. В
В
Осенью
В 1858-1859 годах Чокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, где
ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана,
собрал материалы по истории и этнографии края, приобрел ряд важных для науки
коллекций, рукописей, сделал зарисовки местности. Он написал монументальный труд
«О состоянии Алтышара», который в
С 1859 по 1861 годы Чокан жил в Петербурге, тесно сотрудничал с учеными-востоковедами В. В.
Григорьевым, В. П. Васильевым, В. В. Вельяминов-Зерновым, А. Н. Бекетовым, с
ученым-дипломатом И. И. Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым,
Я. П. Полонским. Эти люди во многом способствовали становлению личности Ч. Валиханова
как ученого.
Ярким примером интернациональной
дружбы между казахом и русским была дружба с Ф. М. Достоевским, с которым Чокан
познакомился в
В 1861 г., заболев, Чокан возвращается в родные места и активно занимается
научной деятельностью. Принимает участие в военной экспедиции Черняева (
В
Научное
наследие. Чокан
Валиханов в 22 года стал действительным
членом Русского географического общества.
В
Он является автором научных
трудов: «Аблай», «Казахское
родословие», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у казахов», «О
кочевках казахов», «Записки судебной реформе» и др.
В
Такого человека как Ч. Валиханов, бесспорно, можно
назвать патриотом своей родины. Его труды заслужили мировое признание,
он может быть лучшим образцом для подражания современной казахстанской
молодежи.
Адъютант –
офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений.
Декабристы –
участники восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1825 году,
выступившие против самодержавия и крепостничества.
Кадет – воспитанник среднего военного учебного заведения.
Кадетский
корпус – военное учебное заведение.
Корнет – в
царской армии офицерский чин в кавалерии, равный подпоручику пехоты.
Кумир
– объект восхищения и преклонения.
Патриот –
человек, который отличается преданностью своему отечеству, своему народу,
готовностью к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.
Персоналии
Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) – известный русский общественный деятель
и ученый. Он был уроженцем с. Ямышево современной Павлодарской области. Друг
Ч.Ч. Валиханова.
Документы
№ 1
«Прошлой осенью в Заилийском крае умер киргизский
султан Чокан Чингисович Валиханов, известный своим смелым путешествием в
Кашгар, город западного Китая... Мы ничем не находим более приличным почтить
память Чокана Валиханова, как пожелать киргизам не так долго ждать второго
Валиханова, как пришлось бурятам дожидаться второго Дорджи Банзарова. Конечно,
нет лучших проводников европейской цивилизации и гуманности в среду инородцев,
как сами инородцы. Поэтому мы готовы всегда симпатизировать появлению
образованных инородцев, а смерть их считаем вопиющею несправедливостью судьбы».
Ядринцев
Н.М. Чокан Чингисович Валиханов //
Валиханов Ч.Ч.
Собрание сочинений в пяти
томах. Алма-Ата, 1985. Т. 5, с. 276-279.
Использованная
литература
1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана
с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т.
3
2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана:
для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.
3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана
(XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса
общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.
4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории
Казахстана и сборник тестов для
поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап»,
2006.
5. Кузембайулы А.,
Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана:
Фолиант, 2002.
6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник
для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.