ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА В КАЗАХСТАНЕ.
АБАЙ КУНАНБАЕВ И КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО.
Большое место в духовной культуре и
социально-общественной жизни казахского народа занимала музыка.
Активное развитие в XIX веке получает инструментальная
музыка, преимущественно домбровая.
Наиболее распространенными музыкальными инструментами были – домбра, кобыз, сыбызгы, сырнай. Получили
развитие региональные школы с определенными традициями – например, в Западном
Казахстане традиция кюйши Баламайсана.
В первой половине XIX веке в Западном Казахстане творили композиторы-кюйши –
Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали,
Кошкар Есжан, которые подготовили
почву для возникновения таких гениев, как Курмангазы, Даулеткерей.
В северо-западном Казахстане были широко известны
имена, Тореш, Орынбай, Усен. На северо-востоке, в сарыаркинских кочевьях творили домбристы
– Куандык, Али. Эта традиция дала казахской музыке
Таттимбета.
В Семиречье были известны
своим творчеством – Есим и Сарша, а на юге Казахстана – Шолак и Алзак.
Курмангазы
Сагырбайулы (1818-1889) – гениальный кюйши-композитор классической казахской инструментальной
музыки. Родился на территории Букеевской Орды, в местечке Жидели, в бедной
семье. Курмангазы с юных лет проявил музыкальное дарование. Первым его наставником
в обучении игры на домбре был – Ханбазар,
а главным учителем – кюйши Узак.
Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои
произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его
решимость и верность освободительному движению. Первый его кюй «Кишкентай» посвящен руководителю
народного восстания Исатаю Тайманулы. В своих кюйях «Акбай», «Аксак шик», «Кобик шашкан», «Кисен ашкан», «Адай», «Турмеден
кашкан» он отражал раздумья, веру в светлое будущее своего народа. В кюе
«Сарыарка» слышатся мотивы
несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. До нашего
времени дошло более 60 кюев Курмангазы.
Даулеткерей
Шыгайулы (1820-1887) – великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в
домбровой музыке. Даулеткерей выходец из аристократических кругов. На становление
его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде. Он установил
связи с казахской молодежью, получившей образование в Оренбурге. При поддержке
председателя Временного Совета он был избран султаном-правителем рода. В
составе делегации почетных казахов в 1859 году он выехал в Петербург, по пути посетил
Нижний Новгород, Москву. Даулеткерей создал тонкие психологические женские
портреты в кюях «Кос-алка»,
«Кыз-Акжелен», «Кудаша», «Женгем суйер», «Акбала-кыз», «Жумабике»,
«Коркем-ханым». Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора
переданы в его кюях «Коныр», «Топан», «Жигер». У
Даулеткерея есть глубоко трагические произведения – кюй «Стык олген». Даулеткерей – новатор. В некоторых кюйях он
использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской
музыки, не нарушая традиций казахской музыки. Сохранилось около 40 кюйев
Даулеткерея. Последователями Даулеткерея стали Аликей, Макар, Турып и его сын –
Салауаткерей.
Таттимбет Казангапулы
(1815-1862) – выдающийся кюйши-композитор, один из
основоположников классической домбровой музыки, непревзойденный автор и
исполнитель кюйев стиля шертпе. Таттимбет родился на территории Каркаралинского
района Карагандинской области, происходил из рода каракесек Среднего жуза.
Одним из его учителей был его дядя Али. Таттимбет является автором классических
образцов традиционных кюйев «Косбасар»
– этот цикл объединил
множество кюев, «Терискакпай»,
«Балбырауын», «Боз айгыр», «Боз торгай», «Алшагыр». Кюй Таттимбета «Саржайлау», «Сылкылдак», «Былкылдак»,
«Кокей-кести» – лучшие произведения казахской инструментальной музыки. В кюе «Бес-торе» осуждается власть имущих, возвышающихся над народом.
Таттимбет – автор великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических
произведений, кюев-раздумий. В
Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929) –
выдающийся
народный композитор.
Родился на берегах озера
Жасыбай в Баянаульских горах. В
Биржан сал Кожагулулы (1834-1897) –
выдающийся
композитор, певец и поэт.
Родился в Кокшетауской области
в семье бедняка. Встреча с молодым Абаем в 1865 году оказала большое влияние на
становление его композиторского таланта. Одна из его первых песен – «Биржан сал» затрагивает социальные
проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. К замечательным образцам
песни относятся его произведения – «Айтбай»,
«Гашыгым», «Лайлам-шырак», «Жампас си пар». Песни Биржана «Жан бота», «Адаскак», выражающие его
гнев по поводу действий власти имущих пользовались большой популярностью в
народе. Биржан – талантливый поэт. В народе известен его айтыс с девушкой по
имени Сара. Его последователями стали – Акан-сери, Укили Ыбрай, Балуан Шолак. До
нас дошло около 40 песен Биржана.
Акан-сери
Корамсаулы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился на берегу озера Улкен Коскол в
Кокшетауской области. С 16-17 лет занимался творчеством. Под воздействием
казахской народной музыки происходило формирование его таланта. Выдающиеся произведения
Акана – «Кулагер», «Манмангер»,
«Макпал», «Балкадиша», «Кокжендет», «Сырымбет» являются музыкальными сокровищами
казахского народа.
Казахская литература
Казахская литература первой
половины XIX в. развивалась по двум идейным
направлениям: защита интересов
простого народа; защита интересов господствующего класса. Видное место в
казахской литературе первой половины XIX века занимает
творчество биев, акынов, создавших яркие образцы ораторского и поэтического
искусства:
Махамбет Утемисулы (1804-1846) –
поэт-воин, выражавший чаяния народа. Родился
в Урдинском районе Западно-Казахстанской области. Его отец, близкий к ханскому
окружению, был состоятельным, влиятельным человеком в Букеевской Орде. В 1824-1829
годах в 12-летнем возрасте Махамбета направляет на учебу в Оренбург со своим
сыном Зулкарнаем в качестве воспитателя хан Жангир. В
Шернияз
Жарылгасулы (1807-1867)
родился в нынешнем Уилском районе Актюбинской
области. Был участником восстания 1836-1838 гг. Его вклад в литературу состоит
в совершенствовании искусства
поэтической импровизации. Широко известно его обличительное «Обращение
Баймагамбет султану».
Шоже Каржаубайулы (1808-1895) – крупный
поэт, родившийся на территории нынешнего Кызылтуйского района
Северо-Казахстанской области. Слепой поэт, с юных лет сочинял стихи, играл на
кобызе и пел песни. От Шоже был записан лучший в художественном отношении
вариант поэмы «Козы Корпеш - Баян Сулу».
Дулат
Бабатайулы (1802-1871)
– родился на территории нынешнего
Аягозского района Восточно-Казахстанской области. Один из самых образованных
людей своего времени. В своих произведениях – толгау – раздумьях «Акжайлау и Сандыктаа, «Сулеймену», «О,
Барак молодой», подвергал суровой критике существующие порядки и говорил
о бесправии народа, ухудшении нравов общества. Его литературная заслуга состоит
в совершенствовании поэтической формы стиха.
Бабатайулы был выдающимся
мастером художественного слова. Он при жизни был признан одним из лучших
казахских поэтов всех времен. В
Шортанбай
Канайулы (1818-1881)
– родился в районе гор Каратау Южного
Казахстана, к концу жизни переехал в Шетский район Карагандинской области, где
и умер. Он осуждал колониальные порядки царского правительства, призывал
должностных лиц быть справедливыми и придерживаться нравственных установок
религии. В 1888 г. был опубликован его сборник стихов «Предок наш – пророк там».
Суюнбай
Аронулы (1822-1895)
– родился в нынешнем Жамбылском районе
Алматинской области. Самый популярный поэт Семиречья, с конца 50-х годов
участвующий в многочисленных айтысах, самые популярные из них, состязание с
Кантарбаем, султаном Тезеком. Его ученик – Жамбыл Жабаев.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской
письменной литературы, мыслитель, композитор. Абай Кунанбаев родился 10 августа
Первоначальное образование Абай получил в ауле у
муллы. Затем отец Кунанбай отправляет Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы в
Семипалатинске, где мальчик занимается изучением восточной литературы.
Одновременно Абай обучается и в русской школе. К окончанию пятилетней учебы он
начал писать стихи.
С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к
административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые
тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административной
деятельности, что и привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее,
целиком занимается самообразованием.
В
Абай много занимался
переводами: в течение 15 лет Абай перевел более 50 произведений русских писателей: семь отрывков из «Евгения
Онегина» А. С. Пушкина, 28 стихотворений Лермонтова, 12 басен Крылова,
несколько стихотворений А. Дельвига, Я. Полонского, И. Бунина, М. Салтыкова-Щедрина,
Л. Толстого и др. писателей. Абай обладал не только поэтическим, но и глубоким
философским даром. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных,
западно-европейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в
замечательный памятник его художественно-философской прозы «Гаклию» (Слова
назидания), написанным им в 1890-1898
гг. Главная ее мысль – это утверждение красоты человеческого духа,
неисчерпаемых возможностей личности.
Таланты Абая были
разнообразными: он был талантливым композитором, знатоком и тонким ценителем казахской
народной музыки. В народе широко известны его песни – «Письмо Татьяны» из
переведенного им «Евгения Онегина», лирические песни «Козимнин карасы», «Айттым
салем, Каламкас», «Желсиз тунде жарык ай» и др.
Дети Абая по примеру отца
получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское
артиллерийское училище. Преждевременная смерть его сыновей – Абдрахмана в
Видное место принадлежит Абаю
в отечественной истории и литературе. Он является основоположником казахской
письменной литературы. Абай оставил богатое творческое, литературное наследие,
которое изучается и сегодня. Особенно актуальны его назидания, оказывающие влияние
на воспитание подрастающего поколения.
Многие улицы и населенные пункты в Казахстане названы
именем Абая.. Его имя носят Алматинский национальный педагогический
университет, Государственный академический театр оперы и балета в г. Алматы. Абаю
Кунанбаеву установлены памятники в Казахстане и России. В высших учебных
заведениях Казахстана ежегодно проводятся международные и республиканские
конференции, «Абайские чтения», конкурсы чтецов и т.д. Его заслуги и талант
признаны всем миром: ЮНЕСКО объявило
1995 год Годом Абая.
Второе имя –
в казахском традиционном обществе существовал обычай нарекать детей вторым
именем.
Мазар –
надгробное сооружение у мусульман.
Айтыс –
песенное состязание акынов, одна из традиций устной народной поэзии казахов.
Имеется также у кыргызов, каракалпаков и алтайцев.
Эмансипация –
освобождение от зависимости.
Кюй – музыкальное
произведение
Персоналии
Долгополов Нифонт – ссыльный народник. Будучи студентом Харьковского университета,
принимал деятельное участие в революционных студенческих демонстрациях. В 1884
году был сослан в Семипалатинск. Здесь он близко общался с Абаем Кунанбаевым.
Гросс Северин –
ссыльный народник, в 1883 году был выслан в Семипалатинск за деятельное
участие в революционном движении в Польше. В период пребывания в Семипалатинске
занимался изучением антропологии, этнографии и обычного права казахов.
Шакарим Кудайбердыулы (1858-1931) – казахский поэт и мыслитель, композитор и
переводчик. Прекрасно владел арабским, персидским, турецким и русским языками.
Им написаны такие поэмы, как «Калкаман и Мамыр», «Енлик-Кебек» и т.д. Ему же
принадлежит философский трактат «Уш анык» («Три истины»).
Даулеткерей Шигайулы (1820-1887) – композитор-кюйши, сын хана Внутренней
Орды Шигая.
Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879) – знаменитый композитор-кюйши, домбрист.
Таттимбет Казангапулы (1817-1860) – крупнейший композитор-кюйши, домбрист.
№ 1
«АБАЙ (ИБРАГИМ)
КУНАНБАЕВ.
23 июня 1904 года в Чингизской волости (в горах
Чингис) Семипалатинского уезда скончался популярный в родной степи киргизский
поэт Абай Кунанбаев. Книжное его имя Ибрагим (Авраам), но киргизская степь,
следуя матери поэта, укрепила за ним нежное ласкательное имя Абай, которое и мы
сохраним за ним. Абай по отцу происходил из поколения известных вожаков и биев
рода Тобыкты. Прадед поэта тобыктинский бий и батыр Ыргызбай, названный по
названию реки Иргиз Тургайской области, где он родился в 50-х гг. XVII века, в числе немногих вожаков он привел род Тобыкты
из Туркестана в Чингисские горы, представляющие превосходные пастбища. Дед
Абая Ускембай стяжал в родной степи славу справедливого бия; к нему обращались
киргизы отдаленных родов, предлагая разрешить их споры. Отец Абая Кунанбай имел
огромное влияние и на киргиз чужих родов, что подтвердилось избранием Кунанбая
в старшие султаны Каркаралинского округа, когда должность их была
монополизирована родовитыми султанами. Кунанбай под конец жизни первым съездил
в Мекку и, вернувшись оттуда, удалился от мирских дел, что еще больше сделало
популярным имя Кунанбая».
№
2
Уроженец гор Каркаралы.
«.. .Между киргизскими певцами есть виртуозы в
исполнении, которые умеют придать пению выразительность; это не простое пение,
а пение с отделкой, артистическое. Киргизский народ потрудился над обработкой
своей песни, и потому она киргизскую обстановку; начинаешь воображать себя в
разгоряченном воздухе киргизской степи, среди киргизского пейзажа и даже
начинаешь чувствовать ароматы степных трав – так и несет запахом полыни...».
Потанин Г.Н. Избранные
произведения в трех томах.
Павлодар, 2005. Т. 3, с.116.
Использованная
литература
1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана
с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т.
3
2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана:
для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.
3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана
(XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса
общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.
4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории
Казахстана и сборник тестов для
поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап»,
2006.
5. Кузембайулы А.,
Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана:
Фолиант, 2002.
6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник
для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.