Памятники архитектуры

 

Древние сооружения. Каким было жилище первых людей? Где они жили? Все это, наверное, очень инте­ресно и познавательно для вас. У первобытных людей не было та­ких красивых домов как сейчас, они жили в пеще­рах. С развитием орудий труда и различных видов хозяйства люди постепенно научились строить дома. В Казахстане до сих пор сохранилось много древних строений. Археологи находят и жилища древних людей. Одни из них строились на поверхности земли, другие - под землей (землянки). Для строительства жилищ люди использовали различные строительные материалы: дерево, камни, сырцовые кирпичи из глины, камыш и чий. На казахстанской земле ученые обнаружили жилища и кур­ганы, сложенные из больших гранитных плит. Их называют «мыктын уйі», т.е. «дом силача». Слово «мьқ» на казахском языке означает «коренас­тые, невысокие, сильные люди». Раньше полагали, что такие огромные каменные сооружения в степи возводи­ли очень сильные люди. Однако в Европе и других странах мира подобные памятники тоже встречаются, и их называют - «дом циклопа». На территории Казахстана в поселении эпохи бронзы Тугискен в ни­зовьях Сырдарьи жилища построены из необожженного кир­пича. Так как необожженный кирпич очень хрупок , многие памятники этого периода плохо сохранились. Только в средневековье началось использование обожженного кирпича. В период рас­цвета государства Караханидов это искусство дос­тигло высокого уровня развития.

 В связи с развитием кочевого хозяйства была изоб­ретена разборная юрта - жилище кочевников. Она была очень удобной при перекочевках, т.к. быстро собиралась и разбиралась, также ее легко было перевозить. Первые прообразы юрт появились еще в бронзо­вом веке. Племена того времени, арии и туры жили в круглых жилищах, которые стали основой для создания юрты. Одной из разновидностей древних жилищ была куйме - повозка с установленной на ней юртой. Най­денные на территории Казахстана образцы древних строений дают нам возможность судить о развитии архитектурного искусства.

Памятники архитектуры средневековья. Архитектурой называется искусство проектировать и строить жилые дома, здания и другие сооружения. Осно­вой для расцвета строительства на казахской земле стало складывание и развитие Казахского государства, расцвет его экономики. Строились новые здания, совершенствовались при­емы и методы строительства, развивалось архи­тектурное искусство. История архитектурного искусства на казах­ской земле начинается с бронзового века, с памятников Бегазы, Дандыбай, Тугискен.

Яркие памятники архитек­турного искусства появились в эпоху гуннов. Самые видные из них – напоминают пирамиды - постройки, назы­ваемые «дын». Например, дыны- мавзолеи Козы Корпеша и Баян сулу, «Домбауыл» и другие. Казахи иногда называли их «уйтас».

Памятник Козы Корпеш Баян сулу – мавзолей, возведенный над могилой Козы Корпеш и Баян сулу. Расположен мазар на левом берегу реки Аягоз в Семипалатинской области Восточно-Казахстанской области. Мазар имеет остроконечный купол, сложен из камня, кверху постепенно сужается. Общая высота около 12-и метров. Достоверных данных о том, в каком веке построен памятник, до сих пор нет. Пред­лагается, что он был создан до распространения ислама на территории Казахстана. Перед входом в мавзолей установлены 4 каменные скульптуры, которые в 1856 году были зарисованы на бумаге Ш. Валихановым. На рисунке изображены 3 женщины и один мужчина. По народному преданию одна из женщин Баян-Сулу, 2-ая ее младшая сестра Айкыз, а третья - сноха. Мужчина - Козы Корпеш. Позднее каменные скульптуры исчезли.

 В средневековье на казахской земле было по­строено много дворцов, мечетей, общественных бань. Некоторые памятники были посвящены знаменитым людям. Для их строительства были использованы долговечные материалы, поэтому эти памятники сохранились, и мы можем не только любоваться талантом строителей, но и изучать по ним основы архитектурного строительства и творчества древних эпох. К строительству этих памятников привлека­лись известные мастера. Некоторые из сооружений до сегодняшнего дня охраняются как ис­торико-культурные памятники.

Мавзолей Айша Биби. В средние века существовала традиция строить мавзолеи для захоронения великих деятелей. На се­годняшний день на казахской земле сохранились мавзолеи Айша Биби, Карахана, Жошы хана и Ход­жи Ахмета Йасауи. Они могут служить доказатель­ством того, что в средневековье на казахской земле архитектурное искусство было высоко развито. Один из таких сохранившихся памятников - это мавзолей Айша Биби. Он был построен в XI-ХП веках. и находится в 18 километрах от города Тараз. Мавзолей снаружи полностью покрыт орнаментом. К сожале­нию, некоторые части памятника не сохранились.

 Айша биби - моло­дая девушка - краса­вица, жившая прибли­зительно в XI-XII вв. Она случайно встрети­ла Карахана, который прибыл в ее родные края, и они понрави­лись друг другу. Одна­ко, Карахан, получив весть о неожиданном нападении врага, вы­нужден был срочно вер­нуться домой. Не полу­чив известия в назна­ченный срок, Айша биби об­ратилась к своему отцу с просьбой разрешить ей поехать на родину Карахана. И если он жив-здоров, то они вер­нутся вместе, чтобы по­лучить благословение отца. Но отец девушки не дал своего согласия даже после того, как она обратилась к нему с просьбой трижды. Тогда Айша в сопро­вождении 40 девушек все-таки отправилась к Карахану. В пути де­вушки остановились от­дохнуть у воды и иску­паться. В этот момент змея, спрятавшаяся в головном уборе - саукеле Айши, укусила ее. Услышав от девушек о том что случилось, Карахан поспешил к ней. Но было поздно. Айша скончалась у него на ру­ках. В память о своей любимой Карахан пост­роил над ее могилой мавзолей. Народ, при­числяя Айшу биби к числу святых, поклоня­ется ее праху и совер­шает молитвы. Мавзолей Айша биби является архитектурным па­мятником. Расположен мавзолей в ауле Айша биби Жамбылской области. В центре мавзолея установлен надгробный памятник -кулпытас. На колоннах мавзолея есть надписи на араб­ском языке. На одной из них написаны слова "осень, тучи, вселен­ная...". В мавзолее Айша биби использова­ны шестьдесят разновидностей узоров. Памят­ник находится под ох­раной государства

 Еще одно уникальное сооружение - это мавзо­лей Карахана. Этот памятник также расположен вблизи г. Тараза. Снаружи он обложен кирпичами. В начале XX в. он был отреставрирован. Кроме вышеназванных памятников на казах­ской земле со времен средневековья сохранились такие мавзолеи, как Сырлытам, Талхатан баба, Бабаджи Хатун, Алаша хана, а также бани в городах Турке­стан, Отрар, Тараз, построенные в свое­образном восточном стиле.

Мавзолеи Айша Биби, Аяккамыр, Болган ана, Карахана, Бабаджи Хатун были возведены в эпоху развитого средневековья. Их называют памятника­ми эпохи Караханидов. К сожалению, в нынешнее время от некоторых из этих памятников остались лишь развалины.

 Во времена Золотой Орды на казахских землях были также сооружены многочисленные архитек­турные памятники, построен город Сарайчик. Но только некоторые из них сохранились до наших дней. Один из мавзолеев был построен для знаменитого Жошы хана, он был сооружен в XIII веке и расположен в 40 км от города Жезказган, на берегу р. Кенгир.

Мавзолей Алаша хана является одним из величе­ственных памятников времен становления Казах­ского ханства. Это несравненное произведение архи­тектурного искусства построено в честь легендар­ного хана Алаша, имя которого стало олицетворе­нием единства казахского народа. Снаружи мавзолей украшен узором, внутри стены имеется лестница, которая поднима­ется вверх. По легенде, этот мавзолей был построен по велению хана Касыма и символизирует единство казахского народа, его государственность и историю.

Еще одним прекрасным памятником архитек­туры является знаменитый комплекс «Азрет-Султан» в г. Туркестане, посвященный известному про­поведнику ислама Ходже Ахмету Йасауи. Этот ар­хитектурный памятник является редким произведе­нием средневековой архитектуры. Первоначально надгробное мавзолейное сооружение было воздвигнуто в 12 веке. На месте развалин старого мавзолей по приказу Тимура в конце 14 века и начале 15 века (1369-1404 гг.) был построен ныне существующий мавзолейный комплекс. Хан Тимур (Тамерлан), защитник ислама, очарованный учением Йассауи и его гуманизмом, в конце XIV века, спустя 233 года после смерти Ходжа Ахмеда, приказал построить новый мавзолей. Строительство осуществлялось под непосредственным руководством Тимура: указания строителям, зодчим, мастерам он отдавал лично. Памятник привлекает сво­ей уникальной красотой и необычайной архитекту­рой. Высота строения 40 метров, в нем есть 35 комнат. Посередине здания возвышается высокий купол. Арка грандиозного портала – рештак ведет в центральный зал – казанлык. Внутри стоит большой жертвенный бронзовый котел –тайказан, емкостью 60 ведер и весом 2 тонны. Когда-то его наполняли сладкой водой, которую раздавали верующим после пятничной молитвы. Если верить преданиям, то этот огромный казан, бывший для древних тюрков символом единения, творил чудеса. Говорят, что если помещенный в него жертвенный баран принимался Аллахом, то его мясом можно было наполнить котел-великан до краев и накормить всех прихожан.

 Пройдя через казанлык, вы увидите величественную резную дверь, которая ведет в усыпальницу Ходжа Ахмеда Йассауи. Дверь перекрывает огромное увесистое древко знамени Тимура высотой порядка 5 метров. Впечатляют медные подсвечники и оригинальные деревянные массивные двери с серебряной инкрустацией, когда-то охранявшие вход в мавзолей. Мавзолей под своей крышей раньше хранил библиотеку — кытабхану, где хранилась большая коллекция книг, здесь работала школа — медресе.

 Помимо центрального зала и усыпальницы Йассауи под куполами мавзолея есть другие помещения, в которые ведут двухэтажные коридоры. Через них можно попасть в Ак-Сарай — место, где когда-то собирались казахские ханы на курултаи для решения государственных дел, приема послов и просителей. Здесь же, в мавзолее, находятся мечеть и халимхана — место, где когда-то готовили, ритуальную пишу, а в стенных нишах стояли на огне казаны с похлебкой. Мавзолей является местом паломничества и поклонения мусульман. Считается, что дорога паломника, посетившего Туркестан, обязательно должна лежать через мавзолей. Его трехкратное посещение приравнивается к хаджу в Мекку.

Для всего казахского народа мавзолей Ходжи Ахмета Йассауи является пантеоном, т.к. здесь за­хоронены многие казахские ханы, а также выдаю­щиеся государственные деятели. Слово «пантеон» с древнегреческого переводится как «место обитания богов». Сейчас многие люди из разных стран мира при­езжают в г. Туркестан, чтобы посмотреть на этот па­мятник культуры. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йассауи включен в список всемирного наследия. Он стал первым историческим памятником Республики Казахстан в перечне величайших творений человечества.

 Пусть прошло уже много сотен и тысяч лет, эти памятники не потеряли своей ценности. Наша задача - беречь их, сохранить для потомков.