Памятники
архитектуры
Древние сооружения. Каким было жилище
первых людей? Где они жили? Все это, наверное, очень интересно и познавательно
для вас. У первобытных людей не было таких красивых домов как сейчас, они жили
в пещерах. С развитием орудий труда и различных видов хозяйства люди постепенно
научились строить дома. В Казахстане до сих пор сохранилось много древних
строений. Археологи находят и жилища древних людей. Одни из них строились на
поверхности земли, другие - под землей (землянки).
Для строительства жилищ люди использовали различные строительные
материалы: дерево, камни, сырцовые кирпичи из глины, камыш и чий. На казахстанской
земле ученые обнаружили жилища и курганы, сложенные из больших гранитных плит.
Их называют «мыктын уйі», т.е. «дом силача». Слово «мьқ» на
казахском языке означает «коренастые, невысокие, сильные люди». Раньше
полагали, что такие огромные каменные сооружения в степи возводили очень
сильные люди. Однако в Европе и других странах мира подобные памятники тоже
встречаются, и их называют - «дом циклопа». На территории Казахстана в
поселении эпохи бронзы Тугискен в низовьях Сырдарьи жилища
построены из необожженного кирпича. Так как
необожженный кирпич очень хрупок , многие памятники этого периода плохо сохранились.
Только в средневековье началось использование обожженного кирпича. В период расцвета
государства Караханидов это искусство достигло высокого уровня развития.
В связи с развитием
кочевого хозяйства была изобретена разборная юрта - жилище кочевников. Она была очень удобной при
перекочевках, т.к. быстро собиралась и разбиралась, также ее легко было
перевозить. Первые прообразы юрт появились еще в бронзовом веке. Племена того
времени, арии и туры жили в круглых жилищах, которые стали основой для создания
юрты. Одной из разновидностей древних жилищ была куйме - повозка с установленной на ней юртой. Найденные на
территории Казахстана образцы древних строений дают нам возможность судить о развитии
архитектурного искусства.
Памятники архитектуры средневековья. Архитектурой
называется искусство проектировать и строить жилые дома, здания и другие сооружения.
Основой для расцвета строительства на казахской земле стало складывание и развитие
Казахского государства, расцвет его экономики. Строились новые здания, совершенствовались
приемы и методы строительства, развивалось архитектурное искусство. История
архитектурного искусства на казахской земле начинается с бронзового века, с
памятников Бегазы, Дандыбай, Тугискен.
Яркие памятники архитектурного искусства появились в
эпоху гуннов. Самые видные из них – напоминают пирамиды - постройки, называемые
«дын». Например, дыны- мавзолеи Козы Корпеша и Баян сулу,
«Домбауыл» и другие. Казахи иногда называли их «уйтас».
Памятник Козы
Корпеш Баян сулу – мавзолей,
возведенный над могилой Козы Корпеш и Баян сулу. Расположен мазар на левом
берегу реки Аягоз в Семипалатинской области Восточно-Казахстанской области.
Мазар имеет остроконечный купол, сложен из камня, кверху постепенно сужается.
Общая высота около 12-и метров. Достоверных данных о том, в каком веке построен
памятник, до сих пор нет. Предлагается, что он был создан до распространения
ислама на территории Казахстана. Перед входом в мавзолей установлены 4 каменные
скульптуры, которые в 1856 году были зарисованы на бумаге Ш. Валихановым. На
рисунке изображены 3 женщины и один мужчина. По народному преданию одна из
женщин Баян-Сулу, 2-ая ее младшая сестра Айкыз, а третья - сноха. Мужчина -
Козы Корпеш. Позднее каменные скульптуры исчезли.
В средневековье на казахской земле было построено
много дворцов, мечетей, общественных бань. Некоторые памятники были посвящены
знаменитым людям. Для их строительства были использованы долговечные материалы,
поэтому эти памятники сохранились, и мы можем не только любоваться талантом
строителей, но и изучать по ним основы архитектурного строительства и
творчества древних эпох. К строительству этих памятников привлекались
известные мастера. Некоторые из сооружений до сегодняшнего дня охраняются как
историко-культурные памятники.
Мавзолей Айша Биби. В средние века существовала традиция строить мавзолеи
для захоронения великих деятелей. На сегодняшний день на казахской земле
сохранились мавзолеи Айша Биби, Карахана, Жошы хана и Ходжи Ахмета Йасауи. Они
могут служить доказательством того, что в средневековье на казахской земле
архитектурное искусство было высоко развито. Один из таких сохранившихся
памятников - это мавзолей Айша Биби. Он
был построен в XI-ХП веках. и находится в
Айша биби - молодая девушка - красавица,
жившая приблизительно в XI-XII вв. Она случайно встретила Карахана, который прибыл
в ее родные края, и они понравились друг другу. Однако, Карахан, получив
весть о неожиданном нападении врага, вынужден был срочно вернуться домой. Не
получив известия в назначенный срок, Айша биби обратилась к своему отцу с
просьбой разрешить ей поехать на родину Карахана. И если он жив-здоров, то они
вернутся вместе, чтобы получить благословение отца. Но отец девушки не дал
своего согласия даже после того, как она обратилась к нему с просьбой трижды.
Тогда Айша в сопровождении 40 девушек все-таки отправилась к Карахану. В пути
девушки остановились отдохнуть у воды и искупаться. В этот момент змея,
спрятавшаяся в головном уборе - саукеле Айши, укусила ее. Услышав от девушек о том
что случилось, Карахан поспешил к ней. Но было поздно. Айша скончалась у него
на руках. В память о своей любимой Карахан построил над ее могилой мавзолей.
Народ, причисляя Айшу биби к числу святых, поклоняется ее праху и совершает
молитвы. Мавзолей Айша биби является архитектурным памятником. Расположен мавзолей в ауле Айша биби Жамбылской области. В
центре мавзолея установлен надгробный памятник -кулпытас. На колоннах мавзолея
есть надписи на арабском языке. На одной из них написаны слова "осень,
тучи, вселенная...". В мавзолее Айша биби использованы шестьдесят разновидностей
узоров. Памятник находится под охраной государства
Еще одно уникальное сооружение - это мавзолей Карахана. Этот памятник также расположен вблизи г.
Тараза. Снаружи он обложен кирпичами. В начале XX в. он был отреставрирован. Кроме вышеназванных
памятников на казахской земле со времен средневековья сохранились такие
мавзолеи, как Сырлытам, Талхатан баба,
Бабаджи Хатун, Алаша хана, а также бани в городах Туркестан, Отрар,
Тараз, построенные в своеобразном восточном стиле.
Мавзолеи
Айша Биби, Аяккамыр, Болган ана, Карахана, Бабаджи Хатун были возведены в эпоху
развитого средневековья. Их называют памятниками эпохи Караханидов. К
сожалению, в нынешнее время от некоторых из этих памятников остались лишь
развалины.
Во времена Золотой Орды на казахских землях
были также сооружены многочисленные архитектурные памятники, построен город
Сарайчик. Но только некоторые из них сохранились до наших дней. Один из
мавзолеев был построен для знаменитого Жошы
хана, он был сооружен в XIII веке и расположен
в
Мавзолей
Алаша хана является одним из величественных памятников времен
становления Казахского ханства. Это несравненное произведение архитектурного
искусства построено в честь легендарного хана Алаша, имя которого стало
олицетворением единства казахского народа. Снаружи мавзолей украшен узором,
внутри стены имеется лестница, которая поднимается вверх. По легенде, этот
мавзолей был построен по велению хана Касыма и символизирует единство
казахского народа, его государственность и историю.
Еще одним прекрасным памятником архитектуры является
знаменитый комплекс «Азрет-Султан» в г.
Туркестане, посвященный известному проповеднику ислама Ходже Ахмету Йасауи.
Этот архитектурный памятник является редким произведением средневековой
архитектуры. Первоначально надгробное
мавзолейное сооружение было воздвигнуто в 12 веке. На месте развалин старого
мавзолей по приказу Тимура в конце 14 века и начале 15 века (1369-1404
гг.) был построен ныне существующий
мавзолейный комплекс. Хан Тимур (Тамерлан), защитник ислама, очарованный
учением Йассауи и его гуманизмом, в конце XIV века, спустя 233 года после
смерти Ходжа Ахмеда, приказал построить новый мавзолей. Строительство осуществлялось
под непосредственным руководством Тимура: указания строителям, зодчим, мастерам
он отдавал лично. Памятник привлекает своей уникальной красотой и необычайной
архитектурой. Высота строения
Пройдя через казанлык, вы увидите
величественную резную дверь, которая ведет в усыпальницу Ходжа Ахмеда Йассауи.
Дверь перекрывает огромное увесистое древко знамени Тимура высотой порядка
Помимо центрального
зала и усыпальницы Йассауи под куполами мавзолея есть другие помещения, в
которые ведут двухэтажные коридоры. Через них можно попасть в Ак-Сарай — место,
где когда-то собирались казахские ханы на курултаи для решения государственных
дел, приема послов и просителей. Здесь же, в мавзолее, находятся мечеть и
халимхана — место, где когда-то готовили, ритуальную пишу, а в стенных нишах
стояли на огне казаны с похлебкой. Мавзолей является местом паломничества и
поклонения мусульман. Считается, что дорога паломника, посетившего Туркестан,
обязательно должна лежать через мавзолей. Его трехкратное посещение приравнивается
к хаджу в Мекку.
Для всего казахского народа мавзолей Ходжи Ахмета
Йассауи является пантеоном, т.к.
здесь захоронены многие казахские ханы, а также выдающиеся государственные
деятели. Слово «пантеон» с древнегреческого переводится как «место обитания
богов». Сейчас многие люди из разных стран мира приезжают в г. Туркестан,
чтобы посмотреть на этот памятник культуры. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йассауи
включен в список всемирного наследия. Он стал первым историческим памятником
Республики Казахстан в перечне величайших творений человечества.
Пусть прошло
уже много сотен и тысяч лет, эти памятники не потеряли своей ценности. Наша
задача - беречь их, сохранить для потомков.