Энеолит
Пользуясь
в течение миллионов лет каменными орудиями, человек постепенно эволюционным
путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла.
Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археологические раскопки доказывают,
что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни,
из которых делали орудия, до постоянных стоянок, поэтому они разводили костры
на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на
мелкие части. В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые
металлы - медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления
медных орудий труда. Однако орудия из меди были непрочными, не годились для
тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные
орудия. Таким образом эпоху, на
протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в
истории называют Энеолитом (от греч. Энео "медь", лuт-"камень"). Однако
появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло
широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение в жизнь людей медных орудий привело к
деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий. Процесс
изготовления изделия состоял из этапов: из глины выделывали необходимую
форму, куда затем заливали расплавленный
металл. Изготавливали женские украшения, орудия труда.
Ботайская культура
Наиболее отчётливо энеолитические комплексы представлены в южной зоне, где
внедрение медных орудий позволило земледельцам и скотоводам достигнуть
значительных успехов в развитии производства. Энеолит казахстанских степей
выглядел совершенно иначе. Ботайская
культура характеризует степной энеолит Северного Казахстана.. Ботайская
культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у
разъезда Ботай Акмолинской области,
датируется 3-2 тысячелетиями до н.э. Ботайская культура была выявлена В.В.
3айбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской
культуре. Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек:
Тургай, Терсакан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иман-Бурлук. Наиболее информативным
для характеристики является поселение
Ботай. Это поселение, предположительно функционировало 200 лет. Дома расположены
по обеим сторонам улиц. Большинство жилищ — полуземлянки, часть стен находится
под землей. Фундамент дома был высотой до 1 м, верхняя часть стен состояла из
глины, вынутой с пола и обшитой бревнами с сужающимися концами. Куполообразные
крыши домов закрывали ветками деревьев, а сверху клался дерн.
В центре купола дома оставалось отверстие
для дымохода. Входную дверь вырубали прямо в стене, за которой следовал
небольшой коридор. Очаг располагался в центре жилища. Дальше находилась
спальня. Макет жилища из материалов, использовавшихся ботайцами, был построен
на берегу озера Шалкар и является музейно-историческим комплексом. Ботайская
культура имеет важное значение для
изучения древней истории степного и лесостепного пояса Евразии.
На стоянке найдено много предметов из
камня, кости, глины: каменные ножи, кинжалы, наконечники стрел и пик.
Обнаружено множество каменных мотыг, топоров, рубил, скребков, костяных шил и иголок.
Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения.
Например: костяные элементы узды, застежки для пут - свидетельствуют о начале
одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел,
дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность.
При строительстве жилищ использовались различные деревообрабатывающие
инструменты: топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели.
Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит о многоукладном характере
хозяйственной жизни ботайцев.
Основой их хозяйственных систем было
коневодство. Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда
рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться
совместно. Cо
временем люди научились разводить лошадей.
Это был второй этап одомашнивания этого.
Выживаемость коневодов зависела в основном от организации хозяйственной
деятельности во время определенного календарного цикла. Осенью и зимой
население собиралось на главном поселении (типа Ботая). Весной и летом три
четверти людей двигались к югу на песчаные почвы, где благодаря более мягкому
климату раньше появлялась растительность. Там они строили временные жилища,
охотились, занимались рыболовством. Они заготавливали большие запасы мяса на
зимне-весенний период. Для этого выкапывали яму длиной, шириной и глубиной
примерно в 3 метра. Дно выстилали костями, затем листьями. После закладки
закрывали мясо также костями, листьями и травой. Сверху присыпали землей. Затем
над ямой жгли неделю костер, выжигали из нее кислород. Такая вот «консервировка» мяса по-ботайски.
Меньшая часть населения оставалась в
главном поселении: пожилые люди, дети и некоторые табунщики. Они ремонтировали
жилища, заготавливали продукты и вещи на зиму. Поселения располагались на расстоянии
150–200 км друг от друга, так как жителям нужно было жизненное пространство, на
котором они могли осуществлять хозяйственную деятельность. В конце третьего –
начале второго тысячелетия до н.э. из-за иссушения климата изменились
ландшафты, водный и температурный режимы. Следствием этого был кризис привычных
экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были нарушены. Массовые
миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп
начались именно в это время. Ботайцы отреагировали на кризис двумя способами:
первая группа двинулась на южный Урал, Восток Казахстана и Алтай в поисках
похожего региона (возможно, и дальше на восток) и слилась с другими этносами.
Другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным
долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступило
место придомному скотоводству,
земледелию. Вместе с лошадьми начали
разводить крупный и мелкий рогатый скот.
Были
у ботайцев свои лекари, шаманы. Доказательством этому служит найденный при
раскопках череп подростка 14–16 лет со следами трепанации. Диаметр отверстий в
теменной и затылочной частях около 10
мм. По результатам экспертизы, проведенной в Москве, этот человек прожил еще
20–25 лет после трепанации черепа и умер в возрасте 37–40 лет. Умерших ботайцы хоронили на территории поселения в
старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных
черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной
череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно,
ритуального характера. Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны,
указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков. Тотемизм (от алгонкинского «ототем» - его род) -
одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на
совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в
сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и
существами (тотемами).
Антропологический тип
создателей ботайской культуры
Прогресс
в хозяйственной деятельности способствует увеличению численности населения,
происходит разрастание родов. Антропологический тип –европеоидный. Постепенно от материнской родовой общины
стали отходить коллективы близких родственников. Эти новые коллективы давали
начало родам. Все они относились к одной культурной общности, вели один тип
хозяйства; религиозные представления, связанные с ними культы и обряды имели
единую основу. Усиление взаимных связей между этими родами приводило к созданию
племен. По мере разрастания родов и появления новых родственных подразделений
формируются новые запреты в брачных отношениях (запрет на браки между близкими
родными, затем между двоюродными, троюродными родственниками). В конечном
счете, возрастание значения хозяйственной деятельности мужчин привело к
наследованию личного имущества по отцовской линии. В эпоху энеолита основу
родовой общины стали составлять большие патриархальные семьи. Патриархальные
(греч.pater—"отец",
arche—
"власть") семьи состояли из трех и более поколений ближайших
родственников. Большие семьи входили в родовые объединения, роды объединялись в
племена, которые в последующий исторический период создавали союзы племен.
Постепенно выделяется собственность больших патриархальных семей: дом, скот,
орудия труда, домашняя утварь. Род владел пастбищными и охотничьими угодьями.