Мезолит. Неолит.
Мезолит (12 – 5 тыс. до н.э.)
В
археологической науке Казахстана эпоха мезолита изучена недостаточно. Только в
результате археологических исследований в районе Есиля, в Кустанайской области
и близ Тургая были найдены некоторые памятники мезолита. Период перехода от
раннего палеолита к среднему палеолиту совпал с таянием ледников. В
природноклиматических условиях произошли существенные изменения, многие виды
гигантских животных вымерли, большие изменения претерпел и мир растений.
Изменение фауны и другие факторы обусловили возникновение земледелия и новых
элементов животноводства, а в некоторых регионах сложились новые формы
рыболовства и охоты.
Существуют
различные мнения относительно хронологии и характеристики мезолита. Однако
исследователи этого периода Ж.К Таймагамбетов, В.И. Логвин и А.М. Кисленко,
основываясь на результатах археологических исследований, предлагают признать
хронологические границы среднекаменного века, относящиеся к 10-5 тысячелетиям до н.э.
Орудия труда, оружие
В течение указанных тысячелетий люди
добились новых успехов в изобретении и усовершенствовании орудий труда. В охоте
стали широко применять лук и стрелы.
Луки были
простые (из одного куска дерева) и сложные (из нескольких кусков дерева,
обложенных пластинами из кости и рога). Наконечники стрел в виде шарика
использовались для охоты на пушного зверя, чтобы не испортить мех животного.
Мезолитические охотники совершили ряд открытий и изобретений, которые сделали
возможной полную победу над голодом. Они придумали рыболовный крючок, который обеспечил людей новым источником пищи. Вскоре
была изобретена рыболовная снасть, а затем и лодка.
Собиратели эпохи мезолита
стали больше и чаще употреблять в пищу зёрна злаковых растений: дикого овса,
пшеницы, ячменя. Они стали брать на заметку поляны, где произрастали злаки,
возвращались к ним, чтобы вновь собрать вкусные зёрна. Вблизи жилища людей бродили дикие собаки,
подбиравшие объедки. Многочисленные находки собачьих костей на мезолитических
стоянках говорят о том, что в эту эпоху было одомашнено первое животное - собака. Позднее собака стала
неоценимым помощником охотников.
Этот
период, по сравнению с другими периодами каменного века, характеризуется
подвижностью людей - они часто перемещались с одного места на другое. Поэтому
на их стоянках не успевали формироваться культурные слои. Те, что есть, очень
тонки, недостаточны. Поэтому стоянки людей этой эпохи встречаются очень редко.
Еще одной особенностью эпохи мезолита являлось
увеличение численности отдельных видов животных: зайцев, сусликов, лосей,
волков и т.д. Охота на этих животных потребовала изготовления новых видов
орудий. Однако еще сохранялся способ "загонной охоты", существовавший
со времен раннего палеолита.
В
связи с увеличением численности населения и нехваткой охотничьих угодий часть древних людей в эпоху
мезолита начала заселять северные регионы, Т.е. бассейны рек Есиль,
Тобол, Тургай, Яик (Урал). ' Археологическими исследованиями обнаружено всего
около 20 стоянок этой эпохи, что объясняется мягким и теплым климатом в 8
тысячелетии до н.э. В связи с
этим обстоятельством люди того времени редко строили постоянные жилища и часто
передвигались в радиусе больших территорий. Стоянки расположены по берегам рек
и озер. Остатки жилищ не сохранились. В долине р. Есиль найдены легкие
прямоугольные постройки площадью 40-60 м2 с неглубоко
вкопанными каркасными столбами. Строили также шалашеобразные жилища, на местах
которых остались лишь небольшие углубления.
В
мезолите произошло также принципиальное изменение в технике изготовления орудий
труда. Люди стали применять вкладышевую технику, которая заключалась в том, что
основа предмета изготавливалась из кости или дерева. На ней делались продольные
прорези пазы, в которые вставлялись и закреплялись лезвия из каменных ножевидных
пластин. С помощью дополнительной обработки заготовок и различных способов их
крепления на основе или рукоятке изготовлялись в массовом порядке наконечники
стрел, дротиков, копий, скребки и скребла для обработки шкур, кожи, различные
проколки, скребла и острия, резцы для обработки шкур, кости и дерева, для
прорезания пазов, скобели для обработки древков стрел.
В целом можно сделать вывод, что деятельность
людей эпохи мезолита являлась связующим звеном между древним и поздним каменным
веком.
Неолит (5 – 3 тыс. до н.э.)
В
этом периоде человечество достигло высокого уровня в технике обработки камня.
Произошла большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с
совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические
приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все
труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги,
зернотерки, ступки, песты. Другим достижением людей эпохи неолита было
изготовление различной посуды из глины. Все это и возникновение земледелия и
скотоводства способствовало ,повышению
производительности труда и жизненного уровня первобытных людей. Теперь охота и
собирательство превратились в дополнительные источники существования.
Возникновение новых отраслей хозяйственной жизни, усовершенствование техники
изготовления орудий труда, повышение производительности труда способствовали
появлению зачатков ткачества и горнометаллургического дела.
Люди эпохи неолита жили в условиях
родовой общины. Они вели коллективный образ жизни, трудились сообща. Вместе с
тем это было время более высокого развития форм организации общества:
образования племён и племенных
объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединённых
кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
Стоянки периода неолита
По
данным археологических исследований, на территории Казахстана известно свыше
600 неолитических и энеолитических памятников. Стоянки эпохи неолита по
расположению на местности делятся на четыре типа: на берегах рек, озер,
родников и в пещерах. На местах стоянок найдено много орудий, большинство из
них представляли собой ножевидные пластины. На таких стоянках люди жили
продолжительное время. Степной и полустепной характер рельефа подавляющей части
территории Казахстана, малочисленность рек способствовали тому, что большинство
стоянок располагались у родников. На таких стоянках люди жили недолго, поэтому
жилища строились открытым способом и носили сезонный характер. На стоянках
найдены наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Имела место дифференциация
в подборе породы камня для изготовления определенных орудий. Коренные изменения
в хозяйстве и технике изготовления орудий труда в эпоху неолита в исторической
литературе получили название неолитическая
революция. Переход к производству пищи, сознательному выращиванию съедобных
растений, особенно злаковых, к приручению, разведению и отбору животных явился
экономической революцией, величайшей в истории древнего человечества, после
овладения искусством добывать огонь. .
Караунгир -
стоянка эпохи неолита - находится на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к
северу от с. Караунгир Тюлькубасского
района Чимкентской области. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Пещера состоит из двух частей: передней,
длиной 20 м, и дальней - 9 м. В процессе исследований обнаружена большая
коллекция культурно-бытовых остатков каменных и костяных изделий керамики,
костей животных: древнейшие скребки, пластины с ретушью и без нее, наконечники
стрел, нуклеусы, топоры, иглы с ушками, шила, проколы и т.д. По найденным
останкам животных можно предположить, что люди этой эпохи охотились на куланов,
медведей, оленей, кабанов, лошадей, быков, косуль, кекликов, фазанов и т .д. Лабораторные
исследования установили возраст памятника - 5 тысячелетие до
н.э.
В
результате археологических исследований на Мангистау
открыты памятники оюклинской и тюлесской
культур, определенные рамками 6-5 тысячелетий до н.э. Стоянки, найденные на
полуострове Бузачи и в песках Центрального Мангистау,
однотипны со стоянками оюклинской культуры.
Поверхность найденной на этих стоянках посуды украшена геометрическим
орнаментом, выполненным "в струйчатой" технике. Материалы, найденные
на стоянке, свидетельствуют о том, что их обитатели занимались охотой и
собирательством, в быту широко применяли обработку шкур, кости и дерева, а из
створок морских и ископаемых моллюсков изготавливали украшения. В районе
Мангистау кроме ОЮКЛИНСКОЙ исследованы и памятники тюлесской
культуры. Они хотя и малочисленны, но очень выразительны. Керамические изделия тюлесской культуры отличаются многогранностью и особой
техникой нанесения орнамента. По мнению ученых, тюлесская
культура является вариантом оюклинской. Возможно, это
было продиктовано природноклиматическими изменениями, которые привели к
специализации местного населения на определенные отрасли присваивающей
экономики. Поскольку основным промыслом населения была охота, миграция
значительной части промысловых животных требовала большей подвижности населения
этого региона. Именно подвижный образ жизни тюлессцев
мог привести к такому разнообразию элементов, слагающих их культуру. Сезонные
перемещения бродячих охотников в Арало- Каспийском водоразделе предвосхищают систему сезонного
кочевания скотоводов эпохи бронзы. Другая часть обитателей Мангистау жила на побережье Каспийского моря и
занималась рыболовством, что не требовало постоянных перемещений. Оседлый образ
жизни рыболовов привел к строительству долговременных жилищ. Все это
способствовало консервации культурных традиций, что иллюстрируется стоянкой
Коскудук-1, найденной недалеко от г. Актау. В
архитектурном плане сооружение Коскудук-l
имело овальную форму. В культурном слое найдены многочисленные изделия из
кремния и камня, фрагменты лепных сосудов, обломки морских раковин и украшения
из них, кроме того, найдено много грузил и поплавков, вспомогательных
приспособлений для рыбацких сетей. В образцах керамики коскудукской
стоянки встречаются оюклинские традиции. Выделяются
формы сосудов нового типа, с массивным венчиком, гребенчатой орнаментацией и
примесью в тесте мелко истолченных раковин. Подобная керамика имеется только в
материалах хвалынсн:ой
культуры Поволжья, Северного Прикаспия. На основе
этой керамики коскудукская стоянка датирована концом
первой половины 4 тысячелетия до н.э. Стоянки атбасарснкой
культуры сосредоточены на территории Атбасарского
района Акмолинской области. Здесь обнаружено и
исследовано около 200 стоянок древних людей. Самыми известными среди них
являются стоянки Карлыга, Жабая,
расположенные на берегах древних русел рек Есиль и Чаглинка. По типу и
характеру найденных материалов, построек можно сделать вывод, что жители атбасарской культуры вели полукочевой образ жизни.
Подавляющая часть маханжарской культуры находится на
дне Тургайской ложбины. Из них лишь несколько имеют сохранившийся культурный
слой и хорошо исследованы. На Тоболе пока известна лишь стоянка Алкау-2. Посуда
маханжарской культуры оригинальна: тонкостенная
керамика, изготовленная вручную, имела удлиненные пропорции. Шейка горловины
обычно была заужена, дно - коническое, иногда завершалось шипом, орнамент
наносился по еще не просохшим стенкам сосудов зубчатым штампом. На Притобольской стоянке найден и фрагмент пряслица с
просверленным отверстием, что свидетельствует о распространении ткачества.
Найденное у села Железинки погребение дает полное представление об обряде
захоронения в неолитическую эпоху. Полусожженный
труп погребен вместе с вещами: среди них - костяная накладка серповидной формы
от головного убора, оформленная по краю зубчиками, ожерелье из зубов хищных
зверей, крупные бусы из раковин. Вместе с богато украшенной одеждой в могилу
поместили орудия труда (тесло, костяное шило), охоты (каменные и костяные
наконечники копий и стрел) и три миниатюрных, баночной формы, глиняных сосуда.
Там же найдены две фаланги кулана, окрашенные красной охрой - цветом,
имитирующим, по представлению древних людей, ритуал сожжения и огнепоклонства.
Таким образом,
в период неолита произошло
зарождение производящего хозяйства, были приручены животные, выращивание
съедобных растений, позволило людям иметь
гарантированный запас пищи.