РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ

 

Мусульманское образование в Казахстане

Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России

Религиозные обряды и верования казахов

Глоссарий

Документы

 

Мусульманское образование в Казахстане.

После принятия ислама казахами, они исповедовали ислам суннитского направления. С увеличением численности переселенцев на территории Казахстана царское правительство стало проводить политику ущемления прав мусульман и христианизации казахского населения, что встретило активное противодействие со стороны местного населения.

На территории Казахстана еще в средневековье в каждом казахском ауле функционировали мусульманские мектебы. К началу XIX века в мусульманских мектебах образование основывалось на изучении «Шаригат ул-иман» правил мусульманской религией и «Аптиек» 111 часть Корана. Почти во всех аулах действовали мектебы, в которых воспитывались и получали образование дети в возрасте от 8 до 20 лет. После окончания мусульманских мектебов состоятельные родители направляли детей для продолжения образования в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Обучение в этих учебных заведениях велось на арабском языке. Воспитанники изучали средневековую арабскую философию, историю, географию, математику, языки и ряд других наук.

В XIX веке, несмотря на противодействия царизма, мусульманские мектебы и медресе сыграли большую роль в обучении и воспитании молодежи. Большое внимание в учебных заведениях уделялось воспитанию морально-нравственных качеств и человечности воспитанников. Активное противодействие царского правительства получению образования в мектебах и медресе было одним из проявлений борьбы против распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане.

Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России.

В 1785 г. был издан указ Екатерины II о праве иноверцев совершать без препятствий свои обряды. Официальные органы на территории Казахстана дали возможность мусульманам совершать обряды ислама. Но начиная с первых десятилетий XIX в. мусульманское духовенство в Российской империи было подчинено правительственным органам. Непосредственным руководителем мусульман, попавших под власть Российской империи было Оренбургское духовное собрание с муфтием во главе. Таким образом, осуществлялось бдительное наблюдение за благонадежностью подданных империи или прибывших в ее пределы. Жизнь и деятельность каждого муллы очень строго регламентировалась: они не имели права пользоваться религиозной литературой вне официально разрешенной и печатаемой только в России. Почти на всем протяжении XIX века они приписывались в городах к сословию мещан, что само подчеркивало их второстепенное положение в обществе. Выполнение хаджа разрешалось только при получении соответствующего билета на поездку, т. е. более широкого документа по месту жительства, чем паспорт. В целях упрочения своей власти царизм назначал в большинстве своем муллами только татар, притом в большей части малограмотных, это было удобно для режима.

Политика правительства вместе с тем была направлена на внедрение христианства в среде казахов. В 1808 г. был издан указ императора Александра I о возможности покупки детей казахов и их содержания в семьях до 25-летнего возраста. Эта политика получила широкое распространение в приграничных районах, т.е. в тех районах, куда простиралась власть режима. Как правило, казахские дети продавались на Ирбитской ярмарке и приносили немалый доход. М. Сперанский, губернатор Сибири и создатель “Устава о сибирских киргизах”, писал, что сбываемые дети, это в основном дети, похищенные с барымтою, покупались оптом или выменивались на товар до 25 рублей на лето, при этом имели следующую цену: от 2 до 7 лет 40-80 рублей, от 7 до 12 лет 80-120 рублей, старше 12 лет 120-160 рублей. Он замечал, что очень редки продажи детей добровольно, и поэтому царизмом в 1828 г. было определено взять на воспитание и услужение азиатских детей, вывозимых на линию и бросаемых. Как раз из этого контингента детей принимали в христианство. Был и другой контингент, принявших христианство: мужчины, задавленные безысходностью своего тяжелого положения, и женщины, бежавшие от своих мужей. Многих мужчин, принявших христианство, причисляли к казакам, они должны были нести военную службу. За ними сохранялись льготы, как за принявшими христианство, их приписывали к общине. В целом христианство в казахской среде приживалось плохо. И в 1864 г. встал вопрос об открытии духовной миссии в Петропавловске, но эта миссия, как и другие, были открыты значительно позже, когда в самой России стали приживаться идеи христианизации в основном в период правления Александра III.

В 1867 году появился документ под названием «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» Оренбургского губернатора Крыжановского, который стал проявлением административного давления и привел к ограничению исламских школ.

26 марта 1870 года было принято специальное положение о развитии грамотности среди населения. Вводилось обязательное преподавание русского языка в мектебах при мечетях.

Чтобы такие учебные заведения имели законный характер, для открытия школ при мечетях представителям мусульманского духовенства необходимо получить специальное разрешение от уездного правления.

В мусульманских учебных заведениях, которые действовали на территории Казахстана, наряду с религиозным содержанием обучения изучались и «гражданские предметы». В крупных медресе – высших исламских учебных заведениях изучались следующие предметы:

фараиз – закон о наследовании и разделе имущества;

усул-фиких исследование мусульманских законов;

хикмет энциклопедия исторических, философских и естественных наук;

наху грамматика арабского языка;

акаид догматика;

монтик логика;

арифметика, русский язык и др.

Таким образом, мусульманское образование в Казахстане было нацелено на подготовку мусульманского духовенства, которое проводило бы политику царизма в Казахстане. Мусульманские учебные заведения давали возможность получения знаний как религиозного, так и общеобразовательного содержания. Царское правительство проводило на территории Казахстана политику ослабления ислама и распространения христианства. Казахам запрещалось получать образование в странах Востока, например, в Турции. Деятельность мулл находилась под контролем царизма. Все религиозные дела в Казахстане с 1867-1868 года были подчинены министру внутренних дел: каждая волость могла иметь одного муллу, который утверждался и увольнялся военным губернатором. Теперь построить мечеть можно было только с официального разрешения царских властей. Мечети и школы при них содержались за счет казахского общества. Категорически запрещались вакуфы.

Религиозные обряды и верования казахов. Вместе с исламской религией у казахов бытовали домусульманские верования: они верили в дух предков, почитали святых, например, Ходжу Ахмета Яссауи. Сохранилось обращение к древнетюркскому богу Тенгри со словами «Танир жарылгасын!» («Пусть поможет Танир!»). Особое место в жизни кочевников принадлежало баксы (шаманам).

Большое значение в традиционном казахском обществе отводилось обрядам, связанным с похоронами и поминками. Например, ас имел большое социальное и культурное значение: здесь казахи решали важнейшие политические, хозяйственные и социальные вопросы, читали поминальные молитвы, организовывали спортивные игры и состязания: скачки лошадей, соревнования борцов и силачей, стрельбу из лука с солидным призовым фондом. Во время асы проводились состязания акынов - айтысы. Богатые люди могли позволить себе пышные, обильные асы. В истории известны асы Абылай хана, Сагыная, Оскенбая (отца Кунанбая) и Сапак бия.

Таким образом, казахское население сохраняло свои исконные традиции и обряды, передавая их из поколения в поколение, воспитывая уважение к своим предкам и историческому прошлому своего народа.

Глоссарий

Вакуф – недвижимое имущество мечетей.

Верноподданный – преданный власти, правительству.

Миссионер – лицо, посылаемое для религиозной пропаганды среди населения.

Муфтий – лицо высшего мусульманского духовенства.

Неофит – новый последователь какой-нибудь религии.

Рекрут – солдат-новобранец в дореволюционной России.

Стан – лагерь, место стоянки.

 Фараиз – закон о наследовании и разделе имущества;

Усул-фиких – исследование мусульманских законов;

Хикмет – энциклопедия исторических, философских и естественных наук;

Наху грамматика арабского языка;

Акаид догматика;

Монтик – логика;

Персоналии

Екатерина II Алексеевна (1729-1796) – императрица России, правившая с 1762 по 1796 годы.

Документы

№ 1

«Распространение и утверждение магометанства среди киргизов – одно из самых главных препятствий для христианской проповеди киргизам. Если не будет принято надлежащих мер, для содействия миссии и для возможного ослабления магометанской пропаганды среди киргизов, то, может быть, и недалеко то время, когда киргизы будут потеряны для церкви, а вместе тем и для православного христианского отечества как народ, который мог бы стать христианским, и не сделался им. Киргизы враждебно смотрят на переход своих соплеменников в христианство, и лишь только прибежит к миссионеру со степи киргиз для крещения, как тотчас на улицах поселка является ватага киргизов, всюду рыскающих, чтобы словить бежавшего и умчать в степь».

Беляев И. Русская миссия на окраинах. Историко-этнографический очерк. СПб., Издание П.П. Сойкина. 1912, с. 264.

№ 2

О ДУХОВЕНСТВЕ

Дореволюционное мусульманское духовенство русской империи выступало не только как высшее моральное руководство, но и представляло собою одновременно организованную национально-политическую силу, с которой считалось правительство. Оно было также и экономической силой – мусульманские учреждения владели вакхами – движимым и недвижимым имуществом, завещанным в пользу мечетей.

Вакхы располагали благотворительными учреждениями, госпиталями, приютами для стариков, вдов, сирот.

Авторханов. Империя Кремля // Дружба народов.

1991.    № 3. С. 139

№ 3

ОБУЧЕНИЕ В МЕКТЕПЕ

Мусульманские учебные занятия производятся ежедневно, в течение круглого года за исключением пятницы и праздников Рамазана и Курбана, по случаю которых учеников распускают по домам на две недели.

Ежедневные занятия начинаются очень рано, вслед за восходом солнца. Часть учеников приходят в мектепе или собираются около него, но значительно раньше прихода дамуллы, в ожидании которого занимаются играми, редко обходящимися без драк. Наконец, являлся и дамулла. Его громогласно приветствуют салямом.

При посредстве нескольких окриков, подзатыльников или даже ударов палкою, имеющейся в большой половине мектебе, дамулле удается наконец утихомирить расходив­шихся и рассадить всех по местам.

В относительно благоустроенных и людных мектебах дамулла в начале урока занимается по большой части с средними учениками... Отдают своих детей на обучение рано – 6-8 лет.

ЦГА Узб. Ф.И—47. Оп. 1. Д. 333. Лл. 18-19 об.

 

Использованная литература

 

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.