РЕЛИГИОЗНАЯ
ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ
Мусульманское образование в Казахстане
Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России
Религиозные
обряды и верования казахов
Мусульманское образование в Казахстане.
После принятия ислама
казахами, они исповедовали ислам суннитского направления. С увеличением
численности переселенцев на территории Казахстана царское правительство стало
проводить политику ущемления прав мусульман и христианизации казахского
населения, что встретило активное противодействие со стороны местного
населения.
На территории Казахстана еще в средневековье в каждом
казахском ауле функционировали мусульманские мектебы. К началу XIX века в мусульманских мектебах образование
основывалось на изучении «Шаригат ул-иман»
– правил мусульманской религией и «Аптиек» – 111 часть Корана. Почти во всех аулах действовали мектебы,
в которых воспитывались и получали образование дети в возрасте от 8 до 20 лет. После
окончания мусульманских мектебов состоятельные родители направляли детей для
продолжения образования в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Обучение
в этих учебных заведениях велось на арабском языке. Воспитанники изучали средневековую
арабскую философию, историю, географию, математику, языки и ряд других наук.
В XIX веке, несмотря
на противодействия царизма, мусульманские мектебы и медресе сыграли большую
роль в обучении и воспитании молодежи. Большое внимание в учебных заведениях
уделялось воспитанию морально-нравственных качеств и человечности
воспитанников. Активное противодействие царского правительства получению
образования в мектебах и медресе было одним из проявлений борьбы против
распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане.
Меры по
борьбе с мусульманством в восточной части России.
В 1785 г. был издан указ Екатерины II о праве иноверцев совершать
без препятствий свои обряды. Официальные органы на территории Казахстана дали
возможность мусульманам совершать обряды ислама. Но начиная с первых
десятилетий XIX в. мусульманское духовенство в Российской империи было
подчинено правительственным органам. Непосредственным руководителем мусульман,
попавших под власть Российской империи было Оренбургское духовное собрание с
муфтием во главе. Таким образом, осуществлялось бдительное наблюдение за
благонадежностью подданных империи или прибывших в ее пределы. Жизнь и
деятельность каждого муллы очень строго регламентировалась: они не имели права
пользоваться религиозной литературой вне официально разрешенной и печатаемой
только в России. Почти на всем протяжении XIX века они приписывались в городах
к сословию мещан, что само подчеркивало их второстепенное положение в обществе.
Выполнение хаджа разрешалось только при получении соответствующего билета на
поездку, т. е. более широкого документа по месту жительства, чем паспорт. В
целях упрочения своей власти царизм назначал в большинстве своем муллами только
татар, притом в большей части малограмотных, это было удобно для режима.
Политика правительства вместе с тем была направлена на
внедрение христианства в среде казахов. В
В 1867 году
появился документ под названием «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России»
Оренбургского губернатора Крыжановского, который стал проявлением
административного давления и привел к ограничению исламских школ.
26 марта 1870
года было принято специальное
положение о развитии грамотности среди населения. Вводилось обязательное преподавание
русского языка в мектебах при мечетях.
Чтобы такие учебные заведения
имели законный характер, для открытия школ при мечетях представителям
мусульманского духовенства необходимо получить специальное разрешение от
уездного правления.
В мусульманских учебных
заведениях, которые действовали на территории Казахстана, наряду с религиозным
содержанием обучения изучались и «гражданские предметы». В крупных медресе –
высших исламских учебных заведениях изучались следующие предметы:
фараиз – закон о наследовании и разделе имущества;
усул-фиких – исследование мусульманских законов;
хикмет – энциклопедия исторических, философских и естественных
наук;
наху – грамматика арабского языка;
акаид – догматика;
монтик –
логика;
арифметика, русский язык и др.
Таким образом, мусульманское образование в Казахстане было
нацелено на подготовку мусульманского духовенства, которое проводило бы
политику царизма в Казахстане. Мусульманские учебные заведения давали
возможность получения знаний как религиозного, так и общеобразовательного
содержания. Царское правительство проводило на территории Казахстана политику
ослабления ислама и распространения христианства. Казахам запрещалось получать образование в странах
Востока, например, в Турции. Деятельность мулл находилась под контролем
царизма. Все религиозные дела в Казахстане с 1867-1868 года были подчинены
министру внутренних дел: каждая волость могла иметь одного муллу, который
утверждался и увольнялся военным губернатором. Теперь построить мечеть можно
было только с официального разрешения царских властей. Мечети и школы при них
содержались за счет казахского общества. Категорически запрещались вакуфы.
Религиозные
обряды и верования казахов. Вместе с исламской религией у казахов бытовали
домусульманские верования: они верили в дух предков, почитали святых, например,
Ходжу Ахмета Яссауи. Сохранилось обращение к древнетюркскому богу Тенгри со
словами «Танир жарылгасын!» («Пусть поможет Танир!»). Особое место в жизни
кочевников принадлежало баксы (шаманам).
Большое значение в традиционном казахском обществе
отводилось обрядам, связанным с похоронами и поминками. Например, ас имел
большое социальное и культурное значение: здесь казахи решали важнейшие политические,
хозяйственные и социальные вопросы, читали поминальные молитвы, организовывали
спортивные игры и состязания: скачки лошадей, соревнования борцов и силачей,
стрельбу из лука с солидным призовым фондом. Во время асы проводились
состязания акынов - айтысы. Богатые
люди могли позволить себе пышные, обильные асы. В истории известны асы
Абылай хана, Сагыная, Оскенбая (отца Кунанбая) и Сапак бия.
Таким образом, казахское население сохраняло свои
исконные традиции и обряды, передавая их из поколения в поколение, воспитывая
уважение к своим предкам и историческому прошлому своего народа.
Вакуф
– недвижимое имущество мечетей.
Верноподданный
– преданный власти, правительству.
Миссионер
– лицо, посылаемое для религиозной
пропаганды среди населения.
Муфтий
– лицо высшего мусульманского
духовенства.
Неофит
– новый последователь какой-нибудь
религии.
Рекрут
– солдат-новобранец в дореволюционной
России.
Стан –
лагерь, место стоянки.
Фараиз – закон о
наследовании и разделе имущества;
Усул-фиких – исследование мусульманских законов;
Хикмет – энциклопедия
исторических, философских и естественных наук;
Наху – грамматика арабского языка;
Акаид – догматика;
Монтик – логика;
Персоналии
Екатерина II Алексеевна (1729-1796)
– императрица России, правившая с 1762 по 1796 годы.
№ 1
«Распространение и утверждение магометанства среди
киргизов – одно из самых главных препятствий для христианской проповеди
киргизам. Если не будет принято надлежащих мер, для содействия миссии и для
возможного ослабления магометанской пропаганды среди киргизов, то, может быть,
и недалеко то время, когда киргизы будут потеряны для церкви, а вместе тем и
для православного христианского отечества как народ, который мог бы стать
христианским, и не сделался им. Киргизы враждебно смотрят на переход своих
соплеменников в христианство, и лишь только прибежит к миссионеру со степи
киргиз для крещения, как тотчас на улицах поселка является ватага киргизов,
всюду рыскающих, чтобы словить бежавшего и умчать в степь».
Беляев И. Русская миссия на окраинах. Историко-этнографический
очерк. СПб., Издание П.П. Сойкина. 1912, с. 264.
№ 2
О ДУХОВЕНСТВЕ
Дореволюционное мусульманское духовенство русской
империи выступало не только как высшее моральное руководство, но и представляло
собою одновременно организованную национально-политическую силу, с которой
считалось правительство. Оно было также и экономической силой – мусульманские
учреждения владели вакхами – движимым и недвижимым имуществом, завещанным в
пользу мечетей.
Вакхы располагали благотворительными учреждениями,
госпиталями, приютами для стариков, вдов, сирот.
Авторханов. Империя
Кремля // Дружба народов.
1991.
№ 3. С. 139
№ 3
ОБУЧЕНИЕ В МЕКТЕПЕ
Мусульманские учебные занятия производятся ежедневно,
в течение круглого года за исключением пятницы и праздников Рамазана и Курбана,
по случаю которых учеников распускают по домам на две недели.
Ежедневные занятия начинаются очень рано, вслед за
восходом солнца. Часть учеников приходят в мектепе или собираются около него,
но значительно раньше прихода дамуллы, в ожидании которого занимаются играми,
редко обходящимися без драк. Наконец, являлся и дамулла. Его громогласно
приветствуют салямом.
При посредстве нескольких окриков, подзатыльников или
даже ударов палкою, имеющейся в большой половине мектебе, дамулле удается
наконец утихомирить расходившихся и рассадить всех по местам.
В относительно благоустроенных и людных мектебах
дамулла в начале урока занимается по большой части с средними учениками...
Отдают своих детей на обучение рано – 6-8 лет.
ЦГА Узб. Ф.И—47. Оп.
1. Д. 333. Лл. 18-19 об.
Использованная
литература
1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана
с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т.
3
2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана:
для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.
3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана
(XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса
общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.
4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории
Казахстана и сборник тестов для
поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап»,
2006.
5. Кузембайулы А.,
Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана:
Фолиант, 2002.
6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник
для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.