Ибрай
Алтынсарин - ученый
просветитель
Алтынсарин как ученый,
педагог, основоположник женского образования в Казахстане.
Ибрай Алтынсарин родился в 1841
году в Аракарагайской волости Николаевского уезда
Тургайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата
отца — Балкожа бия. Первоначальное образование
получил в Оренбургской школе.
В
годы учебы любознательный Ибрай был близок известному
востоковеду В.В.Григорьеву и пользовался его
библиотекой. Чтение книг расширяло круг знаний Ибрая,
воспитывало в нём интерес и любовь к передовой науке и культуре. В школе Ибрай в совершенстве овладел русским, арабским, татарским
и персидским языками. В 1857г. Он оканчивает школу с золотой медалью.
Некоторое время Алтынсарин
работал переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1861 году он получил
назначение на должность учителя Тургайской школы.
В 1864 открыл первую народную школу. С 1879 и до конца жизни - инспектор казахских школ в Тургайской области. Ибрай стал учить там казахских детей.
Ибрай
ездил по аулам и призывал казахский народ к учению. Он собирал средства на
строительство школ, покупку учебников. В первую
очередь
он продал скот, оставшийся по наследству от деда, и потратил все средства на
строительство новой школы. Когда недоставало мест для школьников, Ибрай размещал их у себя дома.
Ибрай Алтынсарин построил дом в трёх километрах от города Кустаная,
на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро. Народ,
проживающий в этих местах дал озеру название «Инспекторское». Там Ибрай Алтынсарин жил и работал до
самой смерти.
В
то время главными центрами образования были Петербург и Казань. И. Алтынсарин часто ездил в эти города, знакомился с
произведениями русских ученых, с особенностями образовательной системы
России. На этой основе он писал учебники.
В 1879 году Ибрай стал инспектором школ
Тургайской области.
В этом году увидела свет его первая книга «Казахская
хрестоматия», вышедшая в Оренбурге. «Казахская хрестоматия» была
поучительна и носила воспитательный характер. Например, такие стихи, как
«Приходите, дети, учиться!», «Искусство и знания для всех людей» не теряют
значения и сегодня.
Ибрай
Алтынсарин состоялся и как писатель.
Он писал рассказы для казахских детей, учитывая их возрастные
особенности. И. Алтынсарин переводил детские книжки с
русского на казахский язык.
Для обучения детей нужны
были не только учебники, но и литература для детского чтения. И Ибрай берется за эту работу. Он автор басней и рассказов, а
также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, К.Ушинского. Он стремился дать казахским детям для чтения, в
своем пересказе, образцы фольклора разных народов мира, но отбирал их согласно
своим воспитательным целям. Создавая произведения, Ибрай
заимствовал лишь сюжетные линии для сказок, рассказов, басен, но содержанию придавал
им свою идейную направленность. Так, сказка «Золотой чуб» навеяна сюжетами
русских народных сказок. А такие сказки, как «Счастливый человек», «Три вора»,
«Мудрый судья» схожи со сказками европейских и восточных народов.
Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских
текстов.
Основоположник женского образования в
Казахстане.
Ибрай одним из первых призвал казахских девушек к овладению
знаниями.
В 1887 году в Иргизе
открылась школа для девочек с проживанием в интернате.
Он добился у царской администрации разрешения открыть женские училища
с интернатами, которые стали действовать: в Торгае, Кустанае,
поселке Карабутак , в Актюбинске. В этих училищах в 1896 г. обучались 211
девушек, из них 70 казашек.
Он внес огромный вклад в развитие народного образования и покинул
мир в возрасте 48 лет, оставив после себя много трудов. Даже перед
смертью Ибрай не забывал о деле всей своей жизни-
деле образования народа. Он завещал в пользу открываемой в г. Кустанае
сельскохозяйственной школы принадлежавшие ему земельные участки.
Деятельность И. Алтынсарина
сыграла значительную роль в культурном и духовном развитии казахского народа,
способствовала приобщению казахов к передовым достижениям мировой культуры.