Абай Кунанбаев - основоположник

казахской письменной литературы

 

Детство Абая. Абай Кунанбаев - великий казахский акын, фи­лософ, основатель казахской письменной литерату­ры.

Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему админи­стративному делению Восточно- Казахстанская область). Настоящее его имя - Ибрагим. Мать -Улжан и бабушка Зере - были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами, оказавшими на его воспитание значительное влияние. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибра­гим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и под ним же вошел в историю. Отец Абая – Кунанбай был правите­лем рода тобыкты. Семья была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед. (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев.

Начальное образование Абай получил в аульной школе, позже, когда ему исполнилось 10 лет, отец отдал его в Семипалатинское медресе имен Ахмета Ризы. Маленький Абай резко отличался от своих сверстников любознательностью и пытливым умом. Он читал произведения Навои, Низами, Фирдоуси. Одновре­менно он учится в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. Однако его отец желал, чтобы сын учился править людьми, и не позволил ему закончить учебу. С 13 лет, уча­ствуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей. В 1883 году в Семипалатинске открылась общественная библио­тека, и Абай стал ее постоянным читателем. Он часто общался с русскими учеными, с ко­торыми познакомился в этом городе. Теплые отношения связывали Абая с Н. Долгополовым и С. Гроссом. Особенно тесной была дружба Абая с Евгением Петровичем Михаэлисом, соратником Н.Добролюбова и Н. Чернышевского, за участие в революционном движении сосланным в Семипалатинск.

Слова назиданий. Абай начал сочинять стихи рано, но к поэзии как серь­езному занятию начал относиться только когда ему исполнилось 40 лет. Его произведе­ния призывали молодежь тянуться к искусству и знаниям. В них описывались тяжелый быт и социальные усло­вия жизни казахского народа. Вместе со стихами до нас дошли 45 слов-назиданий Абая. Это про­изведение полно глубокого философского содер­жания о смысле жизни и о духовных ценностях че­ловека. «Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово и он перепишет его для себя или просто запомнит, и если нет — мои слова, как говорится, останутся при мне»- напишет о « Словах назидания» Абай. А. Кунанбаев много сделал для того, чтобы выдающиеся произведения русских писателей дошли до казахского читателя, он переводит на казахский язык стихи и прозу А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, романы М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и многих других.

Абай как композитор. Песни Абая. Абай также был талантливым композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Широко известны и поются в народе до сих пор его лирические песни . А. Кунанбаев был не просто акыном, он был и композитором. Избранные места из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» он не только перевел, но и сочинил к ним мелодию. Песни Абая («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»). облетели Казахскую степь, и их полюбили люди. Абай, завоевывает необычайный ав­торитет среди современников, популярность его растет с каждым годом. К нему стекаются акыны, певцы, компози­торы, вокруг него собирается талантливая молодежь. Собственные сыновья радуют Абая своим творчеством. Абай задает темы сочинений, связанные с героями национально-освободительной борьбы за независимость (Аблай, Кенесары, Шамиль) сыновьям и своим многочисленным учени­кам и радуется успехам молодежи.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах, а сын Абдрахман окончил Петербургское артиллерийское училище. Преждевременная смерть его сыновей - Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. - надломили сердце поэта. Абай умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году и был похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вбли­зи любимых и многократно воспетых им гор,

Сегодня бесценное наследие казахского поэта является частью мировой сокровищницы духовной культуры. В 1995 году отмечался 150-летний юбилей великого Абая и этот год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Абая.

Дополнительная информация.

Слова назидания

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтобы разрешить спор: кто из них важнее. Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры. Раз­ве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблаз­нов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю мину­ту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?» Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов, полезно и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?» Сердце сказало: «Я - владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стало бы я делать различий между людьми. Я восторгаюсь доброде­телью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, со­весть, милосердие, доброта - все исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мной?»

Выслушав их, Наука ответила: «Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много досто­инств, о которых ты не упомянула. Ничего нельзя дос­тигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жес­токость, равная твоей силе. Ты тверда в служении доб­ру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе. Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Благодаря тебе мы узнаем о создателе, посвящены в тайны двух миров. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство - тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты вер­но служишь и тому, и другому. Вот в чем твой изъян.

Моя задача - помирить вас. Хорошо бы повелите­лем и вершителем в этом споре явилось Сердце. Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не только радует­ся твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью. Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Серд­це способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном повяжет тебя по рукам. Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном чело­веке, то прахом с его ног можно будет исцелять незря­чих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано и в писаниях», - сказала Наука.

Абай. Слова назидания. Слово семнадцатое.