Хан АБЫЛАЙ
Абылай хан (1711-1781 гг.) - один из самых знаменитых ханов Среднего жуза, живший в XVIII веке. Настоящее имя Абылая – Абильмансур.
Абылай хан родился в городе Туркестане в 1711 году в
семье правителя Вали. Его отец был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда
же погибла и вся его семья. Будущего Абылай хана спас
мудрый наставник, преданный слуга Ораз. Мальчика приютил мудрец Толе би,
поручив ему пасти верблюдов.
В
своей поэме «Сабалак» Бухар-жырау воспроизводит беседу Толе бия с мальчиком в
разорванной одежде. «Примечаю в тебе что-то
особенное, как человек благородного происхождения выглядишь, как гордый
сокол», - обратился к мальчику Толе би. «Без роду я и
без племени, нечем похвастаться, отца, матери, отчего дома и народа у меня нет,
называйте меня как Вам угодно». Тогда и прозвали его за обросшие волосы, рваную
шапку и растрепанный вид - «сабалак», что означает «лохматый».
Так и пас он овец Толе бия, вечно с торбой, серьезный, не улыбающийся. Видно,
понимал Толе би толк в людях.
Абильмансур стал известен народу в свои двадцать лет, когда он вошел в
ополчение, организованное Абульмамбетом (потомком хана Есима
и Жангир хана), объединившим все три жуза на борьбу с
джунгарами. Абильмансур в одном из сражений под
воинственный клич «Аблай» в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения
Абульмамбет подзывает к себе Абильмансура
(Сабалака): «Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?». Отвечает Абильмансур: «Я - внук Аблая и в
качестве клича (урана) взывал к его духу». Тогда Абульмамбет растроганно обнял
его и обратился к народу со следующими словами: «Когда-то я слышал, что от Бакы Вали, получившего прозвище «Коркем
- Вали», т. е. «Красавец Вали») остался единственный сын, так вот он перед
нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом».
Эту картину красочно описывал Бухар-жырау: «В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон».
Этот
подвиг прославил воина Абильмансура по прозвищу
Сабалак. С тех пор в народе его стали именовать Абылаем.
Он стал султаном Среднего жуза, авторитетным и сильным правителем. В сражениях
1730-1740 гг. против джунгар Абылай обрел славу
батыра.
В
1738 -1741 гг. казахские воины во главе с ним нанесли джунгарам сокрушительные
удары. В 1741 году Абылай был взят джунгарами в плен.
Посольство из 90 человек во главе с Казбек бием
отправилось в стан врага для переговоров. Для того чтобы подтвердить подданство
и значимость султана Аблая, в джунгарскому
хунтайджи прибыл русский офицер К.Миллер. После переговоров
в сентябре 1743 года Аблай был освобожден из плена.
Последние
15 лет своей жизни Абылай вел постоянную борьбу против
среднеазиатских ханств. В 1765-1767 гг. война Абылая
с правителем Коканда увенчалась взятием городов Туркестан, Сайрам, Чимкент и
обязательством Ташкента платить ему дань. Абылай
сумел объединить силы Казахского ханства и укрепить военную мощь государства.
После
смерти в
Абылай был дальновидным
политиком. Он сумел использовать дипломатические пути и установил связей с правителями
соседних стран, в том числе и с джунгарами. В августе
1740 года принял Российское подданство. Вместе с тем он вел переговоры с
Циньской империей, умело использовал разногласия между Россией и Китаем в
интересах Казахского ханства,
Абылай известен также как талантливый автор кюев. Он хорошо знал и любил казахский фольклор. Он сочинил кюи: «Ақ толқын» («Белая волна»), «Жетім торы» («Участь сироты»), «Шаңды жорық» («Пыльный поход») и другие.
Хан
Абылай умер осенью
Известный российский ученый А.И.
Левшин в своем знаменитом труде «Описание киргиз - казачьих или
киргиз-кайсацких орд и степей» писал о хане Абылае следующее: «Превосходя всех современных
владельцев киргизских летами, хитростью и опытностью, известный умом, сильный
числом подвластного ему народа и славный в ордах отношениями своими с императрицею
Российской и Китайским богдыханом, на самом деле был властитель совершенно
независимый».
В книге «В потоке истории» Н.А. Назарбаев отмечает: «Единство народной воли было воплощено в Абылай-хане. Подвиги Абылай-хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа».