Хан АБЫЛАЙ

 

Абылай хан (1711-1781 гг.) - один из самых знаменитых ханов Среднего жуза, живший в XVIII веке. Настоящее имя АбылаяАбильмансур.

Абылай хан родился в городе Туркестане в 1711 году в семье правителя Вали. Его отец был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда же погибла и вся его семья. Будущего Абылай хана спас мудрый наставник, преданный слуга Ораз. Мальчика приютил мудрец Толе би, поручив ему пасти верблю­дов.

В своей поэме «Сабалак» Бухар-жырау вос­производит беседу Толе бия с мальчиком в ра­зорванной одежде. «Примечаю в тебе что-то особенное, как человек благородного про­исхождения выглядишь, как гордый сокол», - обратился к мальчику Толе би. «Без роду я и без племени, нечем по­хвастаться, отца, матери, отчего дома и народа у меня нет, называйте меня как Вам угодно». Тогда и прозвали его за обросшие волосы, рваную шапку и растрепанный вид - «сабалак», что означает «лохматый». Так и пас он овец Толе бия, вечно с торбой, серьезный, не улыбающийся. Видно, понимал Толе би толк в людях.

Абильмансур стал известен народу в свои двадцать лет, когда он вошел в ополчение, организованное Абульмамбетом (по­томком хана Есима и Жангир хана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами. Абильмансур в одном из сражений под воинственный клич «Аблай» в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абуль­мамбет подзывает к себе Абильмансура (Сабалака): «Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?». Отвечает Абильман­сур: «Я - внук Аблая и в качестве клича (урана) взы­вал к его духу». Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: «Ког­да-то я слышал, что от Бакы Вали, получившего проз­вище «Коркем - Вали», т. е. «Красавец Вали») остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом».

Эту картину кра­сочно описывал Бухар-жырау: «В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон».

Этот подвиг прославил воина Абильмансура по прозвищу Сабалак. С тех пор в народе его стали именовать Абылаем. Он стал султаном Среднего жуза, авторитетным и силь­ным правителем. В сражениях 1730-1740 гг. против джунгар Абылай обрел славу батыра.

В 1738 -1741 гг. казахские воины во главе с ним нанесли джунгарам сокрушительные удары. В 1741 году Абылай был взят джунгарами в плен. Посоль­ство из 90 человек во главе с Казбек бием отправилось в стан врага для переговоров. Для того чтобы подтвердить подданство и значимость султана Аблая, в джунгарскому хунтайджи прибыл русский офицер К.Миллер. После переговоров в сентябре 1743 года Аблай был освобожден из плена.

Последние 15 лет своей жизни Абылай вел постоянную борьбу про­тив среднеазиатских ханств. В 1765-1767 гг. война Абылая с правителем Коканда увенчалась взятием городов Туркестан, Сайрам, Чимкент и обязательством Ташкента платить ему дань. Абылай сумел объединить силы Казахского ханства и укрепить военную мощь го­сударства.

После смерти в 1771 г. хана Среднего жуза Абульмамбета, знаменитые бии, известные султаны, крупные полководцы избрали новым ханом Абылая. Он смог создать боеспособную армию, успешно решал экономические проблемы, поддерживал и поощрял переход кочевого населения к оседлости, к занятиям земледелием на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор.

Абылай был дальновидным политиком. Он сумел использовать дипломатические пути и установил связей с пра­вителями соседних стран, в том числе и с джунгарами. В августе 1740 года принял Российское подданство. Вместе с тем он вел переговоры с Циньской им­перией, умело использовал разногласия между Россией и Китаем в интересах Казах­ского ханства,

Абылай известен также как талантливый автор кюев. Он хорошо знал и любил казахский фольклор. Он сочинил кюи: «Ақ толқын» («Белая волна»), «Жетім торы» («Участь сироты»), «Шаңды жорық» («Пыльный поход») и дру­гие.

Хан Абылай умер осенью 1781 г. Еще при жизни он был причислен к лику святых и поэтому был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане. Абылай еще в молодости был прозван мудрым и получил прозвание «Аруах» («Дух предка»), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений.

Известный российский ученый А.И. Левшин в своем знаменитом труде «Описание киргиз - казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» писал о хане Абылае следующее: «Превосходя всех современных вла­дельцев киргизских летами, хитростью и опытностью, известный умом, сильный числом подвластного ему на­рода и славный в ордах отношениями своими с импера­трицею Российской и Китайским богдыханом, на самом деле был властитель совершенно независимый».

В книге «В потоке истории» Н.А. Назарбаев отмечает: «Единство народной воли было воплощено в Абылай-хане. Подвиги Абылай-хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа».