Казахские Бии
Казахские Бии. Роль биев в жизни казахского общества. Казахские Бии играли очень важную роль в жизни
казахского народа и государства, они выступали как народные советчики,
посредники в спорах, акыны, ораторы, знатоки народного права и общественных
традиций. Среди биев 16-18 веков по значимости своей
государственной и общественной деятельности, по силе своего ораторского и
поэтического мастерства особо выделяются – Толе би, Казыбек би и Айтеке
би.
Толе-би( 1663-1756 гг.). Родился
Толе би в 1663 году в урочище Жайсан
в долине реки Чу( на территории современной Жамбыльский
области). Его отец был выходцем из простого народа. С детства Толе прослыл искусным
оратором, умел читать по-арабски и по персидски. С 15 лет Толе стал принимать
участие в решении спорных вопросов, выделяясь при этом справедливостью и
железной логикой. Неоценима роль Толе би в воспитании
целой плеяды батыров и ханов во главе с Абылай ханом. Когда в 1741 году Абылай попал в плен к джунгарам, Толе би
сумел вызволить его оттуда. Народ сохранил множество крылатых выражений и слов
назиданий Толе би. Толе би
активно
участвовал в укреплении Казахского ханства и гордился тем, что ему
посчастливилось быть рядом с « глашатаями справедливости - Казыбек
би и Айтеке би» при Хане Тауке и составлять «
Степную конституцию»- « Жеты жаргы».
Умер Толе би в возрасте 93 лет и был похоронен в
Ташкенте.
Каздаусты Казыбек би(
1665-1765 гг.). « Звонкоголосый» Казыбек- называли Казыбек бия. Родился
Казыбек би в 1665 году в
семье правителя и знатного бия Келдибека, он
происходит из рода аргын( каракесек)
Среднего Жуза. Его дед Шаншар
был прозван в народе абызом( мудрецом). С юных лет Казыбек
участвовал в решении родовых споров и возвысился от звания
« бала бий» (юный судья) до звания « дана бий» (мудрый
судья). Свою дипломатическую деятельность он начал уже с 18 лет, когда в
составе посольства ездил в первый раз в качестве посла к джунгарскому
правителю Галдан-Церену. Казыбек
би произнес перед правителем пламенную речь, и после
его слов хунтайши Джунгарии
выполнил все требования казахов. Вместе с
великими биями степи Казыбек
би примал участие в
создании свода законов «Жаты жаргы». Умер Казыбек би в 97 лет и был похоронен у Мавзолея Ходжа Ахмета Йассауи в Туркестане.
Айтеке бий( 1689-1766 гг.). Родился Айтеке би в 1644 году у подножия горы Казбибий
в Младшем жузе. Отцом его был батыр Акша, дядей батыр - Жалантос,
правитель Самарканда, дедом – Сейткул-батыр. Всю свою
жизнь Айтеке бий гордился своими предками, старался
ни одним словом, ни одним поступком не запятнать память о батырах семьи. В 5
лет Айтеке овладел грамотой. До 12 лет воспитывался и
учился в медресе Улугбека в Бухаре, а затем в медресе Тиля-Кари и Шир-Дор в Самарканде.В 21 год Айтеке би стал главным бием
округов Бухары и Самарканда а В 24 года стал бием
рода торткара В 30 лет Айтеке
би был избран старшим бием
Младшего жуза, членом Совета Биев. Вместе с биями
Толе и Казыбек би он участвовал
в разработке степной конституции « Жеты Жаргы».
Имена великих биев степи навсегда
в истории казахов будут связаны с именем Аз-Тауке-
Премудром Тауке.
Мудрый Аз-Тауке. В XVII веке Казахским ханством правил мудрый и
справедливый хан Аз-Тауке. Отец Тауке Салкам Жангир погиб
в 1652 году в сражении с джунгарами. В это время положение в Казахском ханстве
было тяжелым. Хану Тауке пришлось провести
многочисленные реформы в государстве. Тауке правил в
1680-1715 годах. Чтобы усилить свою власть, хан опирался на помощь биев и родоначальников. Кроме прославленных трех биев Айтеке, Казыбека, Толе, в
собрании обсуждения свода законов «Жеты Жаргы» участвовали представители кыргызов,
каракалпаков, оседлых жителей Туркестана, Ташкента и других городов. Имя хана
Тауке в качестве независимого правителя стало
известным в 80-е годы XVII века. В 1687-1688 году Аз-Тауке принял
в Туркестане послов из Бухарского ханства. Хан Тауке
установил тесные дипломатические и торговые отношения с Россией и Джунгарским ханством. В 80-е годы XVII века он направил в Россию 5 посольств, в ответ такое же
число русских посольств прибыло в Казахстан. При хане Тауке
стали налаживаться торговые отношения, появились ярмарки, распространилась
обменная торговля. Однако расширение экономических связей привело к постоянным
военным столкновениям с джунгарами.
С начала правления Аз-Тауке джунгары стали усиливать набеги на казахские земли. Несмотря
на тяготы своего времени, хан Тауке сумел сохранить
государственную целостность и независимость народа. Он, используя свой дар
дальновидности и мудрости, распространил власть на все три жуза, укрепил
центральную власть в ханстве. В отличие
от всех своих предшественников, которые опирались на чингизидов,
он разделили ханскую власть с родоплеменной знатью, и тем самым получил от них
поддержку. Тауке хан доверил управление Старшим жузом Толе би, Средним жузом – Казыбек би, Младшим жузом- Айтеке би, у каракалпаков- Сасык би, у кыргызов-
Кокым би. Именно эти шесть
знатных биев приложили значительные усилия для укрепления
государства и ханской власти. Собравшись на сопке Культобе
в округе Туркестана, бии приняли свод законов и
назвали его « Тәуке ханның Жеті жарғысы». В нем были сведены воедино законы,
регламентирующие гражданские и уголовные дела, гражданские права, налоговые
правила, религиозные предписания. С целью упорядочения государственного
управления хан Тауке внес в «Жеты
Жаргы» положения об организации войска, об усилении
народного единства. Свод законов Тауке хана
охватывал весь спектр жизни казахского общества того периода. В шежире время
правления Аз-Тауке считается благополучным, его
называют «золотым веком» казахов.