Казахские Бии

 

Казахские Бии. Роль биев в жизни казахского общества. Казахские Бии играли очень важную роль в жизни казахского народа и государства, они выступали как народные советчики, посредники в спорах, акыны, ораторы, знатоки народного права и общественных традиций. Среди биев 16-18 веков по значимости своей государственной и общественной деятельности, по силе своего ораторского и поэтического мастерства особо выделяются – Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

Толе-би( 1663-1756 гг.). Родился Толе би в 1663 году в урочище Жайсан в долине реки Чу( на территории современной Жамбыльский области). Его отец был выходцем из простого народа. С детства Толе прослыл искусным оратором, умел читать по-арабски и по персидски. С 15 лет Толе стал принимать участие в решении спорных вопросов, выделяясь при этом справедливостью и железной логикой. Неоценима роль Толе би в воспитании целой плеяды батыров и ханов во главе с Абылай ханом. Когда в 1741 году Абылай попал в плен к джунгарам, Толе би сумел вызволить его оттуда. Народ сохранил множество крылатых выражений и слов назиданий Толе би. Толе би

активно участвовал в укреплении Казахского ханства и гордился тем, что ему посчастливилось быть рядом с « глашатаями справедливости - Казыбек би и Айтеке би» при Хане Тауке и составлять « Степную конституцию»- « Жеты жаргы». Умер Толе би в возрасте 93 лет и был похоронен в Ташкенте.

Каздаусты Казыбек би( 1665-1765 гг.). « Звонкоголосый» Казыбек- называли Казыбек бия. Родился Казыбек би в 1665 году в семье правителя и знатного бия Келдибека, он происходит из рода аргын( каракесек) Среднего Жуза. Его дед Шаншар был прозван в народе абызом( мудрецом). С юных лет Казыбек участвовал в решении родовых споров и возвысился от звания

« бала бий» (юный судья) до звания « дана бий» (мудрый судья). Свою дипломатическую деятельность он начал уже с 18 лет, когда в составе посольства ездил в первый раз в качестве посла к джунгарскому правителю Галдан-Церену. Казыбек би произнес перед правителем пламенную речь, и после его слов хунтайши Джунгарии выполнил все требования казахов. Вместе с великими биями степи Казыбек би примал участие в создании свода законов «Жаты жаргы». Умер Казыбек би в 97 лет и был похоронен у Мавзолея Ходжа Ахмета Йассауи в Туркестане.

Айтеке бий( 1689-1766 гг.). Родился Айтеке би в 1644 году у подножия горы Казбибий в Младшем жузе. Отцом его был батыр Акша, дядей батыр - Жалантос, правитель Самарканда, дедом – Сейткул-батыр. Всю свою жизнь Айтеке бий гордился своими предками, старался ни одним словом, ни одним поступком не запятнать память о батырах семьи. В 5 лет Айтеке овладел грамотой. До 12 лет воспитывался и учился в медресе Улугбека в Бухаре, а затем в медресе Тиля-Кари и Шир-Дор в Самарканде.В 21 год Айтеке би стал главным бием округов Бухары и Самарканда а В 24 года стал бием рода торткара В 30 лет Айтеке би был избран старшим бием Младшего жуза, членом Совета Биев. Вместе с биями Толе и Казыбек би он участвовал в разработке степной конституции « Жеты Жаргы».

Имена великих биев степи навсегда в истории казахов будут связаны с именем Аз-Тауке- Премудром Тауке.

Мудрый Аз-Тауке. В XVII веке Казахским хан­ством правил мудрый и справедливый хан Аз-Тауке. Отец Тауке Салкам Жангир погиб в 1652 году в сражении с джунгарами. В это время поло­жение в Казахском ханстве было тяжелым. Хану Тауке пришлось провести многочисленные рефор­мы в государстве. Тауке правил в 1680-1715 го­дах. Чтобы усилить свою власть, хан опи­рался на помощь биев и родоначальников. Кроме прославленных трех биев Айтеке, Казыбека, Толе, в собрании обсуждения свода законов «Жеты Жар­гы» участвовали представители кыргызов, кара­калпаков, оседлых жителей Туркестана, Ташкен­та и других городов. Имя хана Тауке в качестве независимого прави­теля стало известным в 80-е годы XVII века. В 1687-1688 году Аз-Тауке принял в Туркестане послов из Бухарского ханства. Хан Тауке установил тесные дипломатические и торговые отношения с Россией и Джунгарским ханством. В 80-е годы XVII века он направил в Россию 5 посольств, в ответ такое же число рус­ских посольств прибыло в Казахстан. При хане Тауке стали налаживаться торговые отношения, появились ярмарки, распространилась обменная торговля. Однако расширение экономичес­ких связей привело к постоянным военным столкно­вениям с джунгарами.

С начала правления Аз-Тау­ке джунгары стали усиливать набеги на казахские земли. Несмотря на тяготы своего времени, хан Тауке сумел сохранить государственную целостность и не­зависимость народа. Он, используя свой дар дально­видности и мудрости, распространил власть на все три жуза, укрепил центральную власть в ханстве. В отличие от всех своих предшественников, которые опирались на чингизидов, он разделили ханскую власть с родоплеменной знатью, и тем самым получил от них поддержку. Тауке хан доверил управление Старшим жузом Толе би, Средним жузомКазыбек би, Младшим жузом- Айтеке би, у каракалпаков- Сасык би, у кыргызов- Кокым би. Именно эти шесть знатных биев приложили значительные усилия для укрепления государства и ханской власти. Собравшись на сопке Культобе в округе Туркестана, бии приняли свод законов и назвали его « Тәуке ханның Жеті жарғысы». В нем были сведены воедино законы, регламентирующие гражданские и уголовные дела, гражданские права, налоговые правила, религиозные предписания. С целью упорядочения государственного управления хан Тауке внес в «Жеты Жаргы» поло­жения об организации войска, об усилении народно­го единства. Свод законов Тауке хана охватывал весь спектр жизни казахского общества того периода. В шежире время правления Аз-Тауке считается бла­гополучным, его называют «золотым веком» казахов.