Племена гуннов на территории Казахстана

 

Модэ – основатель гуннского государства. История гуннов. Как свидетельствуют китайские письмен­ные источники, в середине 1-го тысячелетия до н.э. на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана стал складываться союз племен, известных под общим названием гунны. Китай­цы называли их «хунну» и отмечали особую воинственность этих племен. В китайских источниках говорится, что «первым царем гуннов был правитель рода Ся - Шуньвей» (на казахском язык его называют Шон-би). Расцвет Гуннского государства пришелся на III в. до н.э., когда в результате ожесточенной войны с Китаем Модэ объединил разрозненные племена гуннов и пришел к власти, приняв верховный титул правите­ля гуннов - шанъюй. За свою неограниченную власть он по­лучил титул «Сын неба». Модэ начал победоносные походы против сосед­них племен и стран. Могущественные гунны подчи­нили себе на западе уйсунов, на севере - племена Саяно-Алтая. В те времена гунны, уйсуны и кангюи были близкими соседями. Война гуннов с китайской династией Хань (го­сударство в Китае называлось по имени династии), в то время находившейся у власти. окончилась в 188 г. до н.э. пораже­нием ханьской армии. Династия Хань признала власть шаньюя Модэ. Император Китая вынужден был выплачивать гуннам ежегодную дань, а свою дочь выдать замуж за шаньюя Модэ. Тогда гуннам подчинялась огромная территория от Кореи до современных казахских земель. В пери­од наибольшего могущества гуннов в их состав во­шло много других племен. Как считают ученые-ис­торики, гунны были дальними предками тюрков. В 71 г. до н.э. в империи гуннов начался распад, который привел в 55 г. до н.э. к разделению ее на две части: южную и северную. К распаду Гуннского государства напрямую были причастны китайцы. Они разжигали вражду между племенами и натрав­ливали их друг на друга. Южные гунны признали власть Китая, а северные, под руководством шаньюя Чжи-Чжи, сохранили неза­висимость на долгое время.

Хозяйство и быт гуннов. В военных походах гуннов важ­ное место занимала хорошо организованная конни­ца. Она была вооружена луками со стрелами и копь­ями. Гуннам также была известна военная стенобит­ная техника, используемая при осаде городов и кре­постей. Прекрасно вооруженные гунны легко побеж­дали своих врагов и захватывали города. Во время больших сражений гуннские воины использовали стре­лы со специальными свистульками. При стрельбе зал­пом стрелы с воем и свистом неслись на врагов, сея среди них панику. Гунны превращали многочисленных плен­ных, захватываемых во время войн, в рабов и исполь­зовали их в качестве слуг, ремесленников, скотников.

В 1-м тысячелетии до н.э. в гуннском обществе господствовало кочевое скотоводство. Население империи гуннов в основном жило в юртах, однако имелись и зимние жилища. Гунны оде­вались в одежду из кожи и шерсти. Богатые знат­ные гунны носили шелковую одежду. Шелк и дру­гие дорогие ткани доставлялись из Китая. гуннов были хорошо развиты ремесла. Они умели обрабатывать же­лезо, бронзу, изготовляли посуду из глины. Особен­ностью гуннской культуры является то, что они, со­храняя традиции кочевого общества, перенимали достижения культуры и быта оседлых народов. Основными движущими силами цивилизации гуннов явилось наличие тор­говли; развитие производства железных орудий труда, оружия, кожаных изде­лий; расцвет ремесел. На наскаль­ных рисунках гуннов преобладают изображения быка, оленя, лебедя. По их представлениям, бык сим­волизировал силу и власть, олень - счастье и богат­ство, а лебедь был хранителем домашнего очага. Изобразительное искусство гуннов напрямую связа­но с традициями сакского «звериного стиля».

Победоносные походы гуннов. Великое пересе­ление народов. Аттила – великий завоеватель.Сокрушительные походы гуннов на Запад напрямую связаны с именем царя Аттилы, жившего в V в. н. э. В результате этих походов гунны создали могущественную империю кочевников Евразии. Аттила известен в истории Германии и Скандинавии под именем Этцелъ, среди славян - под именем Атыл, в ка­захских легендах под именем Едиль, а венгры (мадьяры) считают его сво­им предком. Продвигавшиеся на Запад племена гуннов в 70-е гг. IV в. достигли юго-восточной Европы. Они под­чинили себе угорские племена, затем присоединили к себе аланов и славян, разгромили Боспорское царство и в 376 г., потеснив германские племена вестготов и остготов, вторглись в Римскую империю. Этот период получил в истории название «эпоха Великого переселения народов», под которой в науке понимается передвижение в IV-VII веках гуннских, германских, славянских, сарматских и других племен на территории рабов­ладельческой Римской империи, в результате которого империя была разрушена. На ее месте образовались дру­гие европейские государства, стало развиваться более прогрессивное феодальное хозяйство.

Множество разноязычных племен и народов ак­тивно продвигались по громадному пространству Евразии. Они искали новые пастбищные угодья, вод­ные источники. Участвовали в военных действиях, совершали набеги на соседние народы, захватывая их земли и города. Они создавали новые государства и империи. Кочевые племена распространяли свои языки, культуру, обычаи. И в то же время они мно­гое перенимали у покоренных ими народов. Проис­ходило взаимовлияние и взаимопроникновение раз­личных языков, культур, уклада жизни.

Аттила взошел на трон царя Западной гуннской империи в 434 году. В тече­ние 10 лет он делил власть со своим двоюродным бра­том, но в 445-453 гг. правил уже единолично. Он раз­громил и подчинил себе Римскую империю, которая имела владения в Европе, Северной Африке и Запад­ной Азии. В 451 г. на Каталаунской равнине (Фран­ция) произошло крупнейшее сражение того времени. Хотя Аттила и потерпел поражение в этой битве, он в последствии разгромил центральные районы Римской им­перии, взял в жены дочь императора, а в качестве приданого получил сокровища Рима. Только таким образом Рим, или как его тогда называли, «Вечный город», смог спастись от гибели и полного разорения. После этого поражения Римская империя пала. Вос­точная часть окончательно отделилась и стала на­зываться Византией, а западная часть распалась на множество мелких владений. Исторические источники повествуют о том, что, несмотря на завоевательный характер своих походов, Аттила стремился сохранять города и культурные памятники.

Группы гуннов, продвинувшихся на юг, получили название «белых гуннов» (эфталитов). После десятилетий войн с гуннами персы под­чинились им более чем на 100 лет. В 484 г. персид­ский царь Пероз погиб от рук гуннов. В течение не­скольких лет «белые гунны» объединяли Среднюю Азию, что дало возможность развивать здесь куль­туру и государственность. В V-VI вв. в Гуннском го­сударстве усилилась борьба за власть между наслед­никами. Этот момент смогли использовать покорен­ные племена и народы. В результате Гуннская импе­рия распалась на несколько владений.

Понятие «тюрк». Образование каганата. Бумын-каган – основатель Тюркского каганата. В сере­дине 1-го тысячелетия н.э. в Казахской степи про­изошли крупные этнополитические изменения. Этот исторический период в науке называется древнетюркским, или же эпохой ранних тюрков. Старинные легенды и источники связывают происхождение тюрков с древнейшими обитателями Великой степи - тура­ми. Есть также предположение, что древнетюркское слово «төркін», от которого, возможно, происходит слово «тюрк», означало военную аристократию. Впервые этноним «тюрк» встречается в китайских источниках 542 года. Китайцы считали тюрков потом­ками гуннов (хунну). По генеалогическим преданиям, предком всех тюрков был десятилетний мальчик, чудом оставшийся в живых после нашествия врага. Ребенка вскор­мила волчица, которая затем стала его женой и ро­дила ему 10 сыновей. Они и стали родоначальниками всех тюркских племен. Так как, согласно легенде, они происходили от волка, то их династия получила на­звание «Ашина» (волк). В древних рунических над­писях тюрки называют себя «он ок будун», что бук­вально означало «страна десяти стрел». Т.е. по пре­даниям, десять сыновей волчицы создали свое госу­дарство, объединившее затем все местные племена. Это объединение получило название тюрк (турк).

До середины VI века тюрки находились под влас­тью жуан-жуаней (жужани, авары). В VI веке, когда на исторической сцене Центральной Азии появился тюркский этнос, его окружали с востока китайцы, с севера - тунгусо-маньчжуры, с запада - иранцы (персы), с юга - тохарские племена. Начало тюркского усиления связывают с подчи­нения ими племен теле, живших в Джунгарии. Когда династия Ашина укрепилась, тюрки отправили к жужанам-аварам посольство с требованием выдать их царевну замуж за правителя тюрков. На это пра­витель жужаней ответил вопросом: «Ты, раб, кую­щий мое железо, как осмелился ты с такой просьбой обратиться?». В начавшейся войне (552-555 гг.) жужани бы­ли разбиты. В Великой степи возникла новая центральноазиатская империя - Тюркский каганат. Основатель Тюркского каганата Бумын в 552 году принял титул кагана. Его наследники каган Караеске (552-553 гг.) и каган Мукан(553-572 гг.) за­вершили разгром жужаней. В состав Тюркского ка­ганата вошли такие народы, как кыргызы, кыпчаки, огузы, авары, каи, кидани.

Занятия и быт древних тюрков. В древнетюркском государстве развитие хозяй­ства во многом было связано с расширением тор­говли. Обменная торговля создавала более благо­приятные условия для жизни кочевников, чем получение добычы от набегов и войн. Во времена империи тюрки конт­ролировали большую часть Великого Шелкового пути. В этом им помогали согдийские купцы, ко­торые реализовывали скот, предметы военной добычу тюр­ков. Купцы через Персию продавали эти товары до самой Византии. Усиление Ки­тая, выразившееся в укреплении его экономической и военной мощи, междоусобицы среди тюркских пра­вителей и страшный голод, охвативший тогда Степь, привели к распаду Тюркского каганата. В VII веке каганат разделился на две части - Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты. Городская культура Западнотюркского кагана­та сформировалась во многом благодаря согдийцам – древним персоязычным жителям Средней Азии. При покровительстве тюрков согдийцы в VI-VII вв. ос­новали много торговых поселений в Жетысу, Джун­гарии, Восточном Туркестане, Южной Сибири. Большинство населения каганата занималось скотовод­ством, земледелием, торговлей, ремеслами. Тюрки называли подчиненных им согдийцев сло­вом «тат» (подвластный, обязанный платить дань). Возможно, что современное название народа «таджи­ки» связано с этим словом. М. Кашгари писал, что «нет тюрка без тата». Таким образом, тюрки подчер­кивали, что таты занимаются теми видами хозяй­ства, которые сами тюрки считали не особо почет­ными - торговлей и ремеслом.

Культура, верования древних тюрков. Среди тюрков бытовало религиозное поклонение считавшимся священными горам, озерам, рекам, пе­щерам, а также змее и синему волку. Военные зна­мена тюрков были украшены изображением волчь­их голов. В древнетюркскую эпоху жители Великой степи стали постепенно переходить от рунического письма к арабскому алфавиту. На арабском языке были написаны замечательные труды М. Кашгари «Диуани лугат ат-Тюрк» и Ю. Баласагуни «Кудатгу билиг». В VII в. большая часть Центральной Азии нахо­дилась под властью Западного и Восточного тюрк­ских каганатов. Восточнотюркский каганат значи­тельно усилился при каганах Бильге и Культегине. Находившийся на территории Казахстана и Средней Азии Западнотюркский каганат сильно отличался от Восточнотюркского, который был расположен в Монголии. Если на востоке преобладал кочевой образ жизни, то на западе население было, в основном, оседлым и за­нималось земледелием, торговлей и ремеслами. В начале VIII в. тюрки вынуждены были воевать на два фронта. На западе угрозу представляли арабы, до­шедшие в 714-715 гг. до Сырдарьи, на востоке - китай­цы, вторгшиеся в Жетысу.