Культура саков
Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и вождей отождествляли с солнечным божеством.
Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, гран; грому. По их представлениям боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле.
В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия. связанные с соблюдением культа предков, культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня».
С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы возник в искусстве так называемый «звериный стиль». Главная тема-изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда. конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Это своего рода особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. В III-II вв. до н. э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.
Саки - принадлежали к европеоидной расе. Антрополог О. Исмагулов считает, что в антропологическом типе саков присутствует 20% монголоидных элементов, особенно у саков северных и восточных районов Казахстана.
Саки говорили на восточно-иранском языке, который выделился из индоиранской языковой группы.
На развитие сакской культуры большое влияние оказало культура Ахемеиидского Ирана.
Ярким представителем сакской духовной культуры является мыслитель Анахарсис, живший в VIв.до н.э.
Археологические памятники саков
Иссыкский
курган
В 1969-1970гг. археологической экспедицией Акишева К.Л. произведены раскопки Иссыкского кургана близ Алматы. Курган состоит из 45 могильников. В одном из них обнаружены останки молодого сакского вождя. Ученым удалось реконструировать его одежду и головной убор из высокопробного золота, представлявших собой высокохудожественное произведение в «зверином стиле», известное в литературе как «Золотой человек». Украшения «Золотого человека» своеобразная энциклопедия сакской мифологии и миропонимания. К.А. Акишев памятник относит к сакам-тиграхаудам. Особое значение имеет надпись на серебряном чаше из 26 руноподобных знаков, которые, к сожалению, до сих пор не расшифрованы. Памятник датируется V-1V вв. до н.э. Всего в кургане Иссык найдено свыше 4 тысяч золотых предметов.
Бесшатырский курган находится
в долине реки Или. Курган состоит из
31 могильников. Датировка кургана V-IV вв.
до н.э. Самый крупный могильник - Большой Бесшатырский имеет диаметр
Шиликтинский курган в Восточном Казахстане. Первоначально раскопки кургана начались в 1947г. ленинградской экспедицией В.В.Черникова. В 2003 г. продолжены раскопки второй группы могильников Шиликтинского кургана у села Жалши экспедпцей А.Т.Толсубасва. Эти памятники называют «царскими курганами», один из крупных курганов в Евразии. Курган состоит из 17 могильников. В Шиликтинском кургане обнаружены, останки сакского царя и ученые по праву называют его третьим «Золотым человеком». При раскопках найдены - свыше 524 золотых изделий высшей пробы в зверином стиле.
Берельский курган в
Восточном Казахстане. В 1999 году археологическая экспедиция Самашсва З.С.
раскопало серию курганов в местности Берел в ВКО, которые принадлежат
сакам-аримаспам. Курган имеет диаметр -