Сакские племена

 

Саки — жители древнего Казахстана. В 1-м ты­сячелетии до н.э. огромную территорию от Жетысу и Туркестана до Черного моря, от Алтайских гор до Хорезма населяли племена, известные под названи­ем саки.

 «Отец истории» Геродот в V в. до н.э. назы­вал их скифами. Это время в исторической науке известно под названиями ранний железный век, эпоха древних кочевников или сакский период. В состав саков входило много племен. Трудно назвать их точное число. Если в древнегреческих ис­точниках их называли даи, массагеты, исседоны, то в персидских источниках – саки-хаомаварга (изго­товляющие напиток хаома), саки-тиграхауда (нося­щие остроконечные шапки), саки-парадарайа (живу­щие за морем).

Греческие и персидские источники о саках. Древнегреческий путешественник Аристей оставил после себя интересные рассказы, полные фантазии и чудес о племенах, населявших в древности степные области Центральной Азии и Си­бирь. Сведения о саках мы находим также из на­скальных надписей 1-го тысячелетия до н.э.: Бехистуна, Накши Рустема и Персеполя. Интересные све­дения о саках имеются в трудах древнегреческих и древнеримских ученых. Например, древнегреческий историк Фукидид так писал о воинственности саков: «Не говоря уже о ев­ропейских царствах, даже в Азии нет ни одного на­рода, который мог бы противостоять сакам. Им не хватает только внутренней сплоченности и порядка». Антропологический облик саков, описанный в этих источниках, - европеоидный. К концу сакского периода в нем появились монголоидные черты.

Жизнь, традиции, хозяйство и быт саков. Ски­фы-саки создали самобытную культуру, распростра­нившуюся на Восточную Европу, Западную и Цент­ральную Азию. Саки жили в кошмовых (войлочных) кибитках, устроенных на повозках. Такие жилища назывались куйме. Из проведенных раскопок стало известно, что некоторые группы сакских племен были оседлыми и занимались земледелием. Во время археологических раскопок из домаш­него скота в основном были найдены кости лошади. Сакские ремесленники умели обрабатывать железо, медь, олова сви­нец, золото, серебра бронзу. Посуду саки изготавливали из дерева, кожи, глины и бронзы. Глиняную посуду сакские мастера изготавливали вручную. Посуда имела не­большие размеры, округлую или шаровидную форму.

У саков традиция погребения умерших отлича­лась от традиций захоронения предшествовавших эпох. Умерших хоронили в вытянутом положении. Курганы сооружали из песка, камня, дерева и по­чвы. Саки возводили и огромные «царские» курга­ны, в которых хоронили вождей племен. Сакское общество поклонялось духам предков, огню, коню и Солнцу. Главным божеством считалось Солнце. На многих петроглифах были изображены божества с головой в виде Солнца, от которого исхо­дили во все стороны лучи. Саки приносили жертвы духам умерших предков. По сведениям Геродота, эти жертвы приносились около курганов. Вещи, посуда и изделия саков украшались в звери­ном стиле. Рисунки и изображения животных были основаны на религиозных представлениях саков. Найденные при раскопках сакских курганов ценные вещи богато украшены изображениями диких зве­рей и домашних животных.

Кочевое скотоводство. У саков было широко распространено кочевое, полу­кочевое и оседлое скотоводство. Кочевое скотоводство в основном развивалось в За­падном и Центральном Казахстане. Здесь саки-скотово­ды кочевали зимой на кыстау, а летом на жайляу.

Есть несколько причин, объясняющих возникно­вение кочевничества в степях Евразии. Одна из основ­ных причин – это непосредственное влияние климата и географической сре­ды. Длинные, холодные зимы, короткое и очень жаркое лето. Поэтому в степных и полустепных регионах, населенных саками, занятие земледелием было возможно только при развитии ирригационной (оросительной) системы. При таких условиях окружающей среды у саков преобладал скотоводческий тип ведения хозяйства. Скотоводство у саков развивалось и в горных районах Восточного Казахстана и Жетысу. Здесь саки строили зимние жилища типа землянок и полуземлянок. Оседлое скотоводство развивалось на юге Казахстана, по долинам рек Сырдарья, Шу, Та­лас, так как здесь много водных источников и бога­тые пастбища. Античные историки писали о скифах-земледельцах, живших на плодородных землях севе­ро-восточного Причерноморья. Западные страны под­держивали с ними торговые связи.

Сакские правители. Сакское обще­ство делилось на воинов, жрецов, скотоводов и зем­ледельцев. Их можно было различить по одежде, которую они носили. Воины носили одежду красного цвета, жрецы - белого, осталь­ные имели право надевать одежду желтого и синего цве­тов. В общественной жизни саков огромную роль играло народное собра­ние. В нем участвовали все мужчины племени. По­ложение мужчины рассматривалось в соответствии с авторитетом его рода и племени, так как сакские племена различались между собой. Среди них были элитные племена, из которых избирались цари, а были племена, состоящие из простых скотоводов и земледельцев. Основную часть народа составляли кочевники. Они охраняли оседлые земледельческие племена и население городов от набегов, а также со­бирали налоги. Судя по древним легендам, среди саков было 3 правящих династийных рода. Они вели свое проис­хождение от трех сыновей легендарного прародите­ля саков Таргытая - Липоксая, Арпоксая, Колаксая. По легенде, с неба на землю упали несколько золо­тых предметов — плуг, ярмо, секира и чаша. Они не допускали к себе Липоксая и Арпоксая, загораясь огнем при их приближении. Только Колаксай смог завладеть этими предметами. И его потомки основа­ли первую царскую династию.

Различные письменные источни­ки и результаты археологических исследований по­зволяют нам судить о том, что сакские племена VIIIVII вв. до н.э. имели связи с могущественными, вы­сокоразвитыми государствами Ассирией и Мидией. Саки участвовали во многих мировых событиях. Они сражались в ряде стран от Персии (Ирана) до Средиземного моря, победили персидского царя Кира, воевали с династией Ахеменидов. В VI в. до н.э. цари Ахеменидской династии три раза направляли свои войска против саков (в 540, 530, 519 гг. до н.э.). В первый свой поход царь Кир дошел до русла реки Сырдарьи. Во время нашествия Кира умер царь саков, и царская власть перешла в руки его жены, царицы Томирис. Жила царица Томирис приблизительно в 570 -520 гг. до н.э.

Из исторических источников известно, что по­ход Кира против саков состоялся в 530 г. до н.э. Две ар­мии встретились в местности Узбой, близ старого русла Амударьи. Судя по легендам, Кир был хитроумным пол­ководцем. После перехода через реку Сырдарью Кир ре­шил отвести свои войска, якобы устрашившись саков, а на месте своего лагеря оставил в изобилии еду и вино. Сын Томирис со своим войском начал праздновать отступление персов, и во время пир­шества был неожиданно атакован врагом. Ничего не подозревавшие саки были разгромлены, а сын царицы Томирис Спаргапис попал в плен и погиб. Узнав о разгроме войска саков и смерти сына, Томирис собрала все военные силы. Войска персов и саков вновь сошлись на поле битвы. В сражении саки во главе с Томирис победили войско Кира. Царь персов Кир погиб в этом сражении. По приказу Томирис отрубленная голова Кира была опущена в наполненный кровью кожаный бурдюк. По легенде, Томирис сказала при этом: «Ты жаждал крови, так захлебнись теперь ею». Из древних исторических сказаний до нас дошли также легенды о мужественной царице саков Зарине, неоднократно побеждавшей в военных сражениях.

Войны саков за свою независимость. Новая война с персами. В древней легенде рас­сказывается, что персидский царь Дарий I, как и Кир, решил завоевать и покорить саков. Вторжение в сакские степи началось с запада. По Данным Геродота, сакская конница постоянно напа­дала на отстающие отряды противника, уничтожая или обращая их в бегство. Однако саки не могли про­тивостоять закаленному в боях, хорошо обученно­му пешему войску персов. Саки вынуждены были ук­лоняться от решающего сражения. Преследуя их, персы оказались в знойной степи, где не было ни городов, ни укреплений. Редкие колодцы не могли обес­печить водой многочисленное войско. Дарию I, оказавшемуся в затруднительном поло­жении, сакские правители отправили послов с зага­дочным подарком. В составе его были птица, мышь, жаба и 5 стрел. Персы должны были найти объясне­ние столь странному дару. С этой целью Дарий I со­брал придворных мудрецов и стал совещаться с ними. В конце концов, загадку разгадал старец по име­ни Гобри. Ее смысл был таким: «Если вы не улетите, как птица, не спрячетесь в нору, как мышь, не уйде­те под воду, как жаба, то наткнетесь на наши стре­лы». Персы были вынуждены покинуть земли саков.

Подвиг Ширака. Во время другой войны был со­вершен подвиг Ширака, ставшего примером муже­ства и героизма, преданности родной земле. История эта такова. В 519-518 гг. до н.э. персидская армия во главе с царем Дарием I в очередной раз вторглась на сакские земли. Мужественный сакский пастух Ширак перебежал к персам и, показывая им раны на своем теле, уверил их, что хочет отомстить сакам за причиненные унижения и пытки. Персы повери­ли залитому кровью сакскому парню. Ширак добил­ся своего, заманив персидское войско в пустыню, где большая часть погибла от жажды и зноя. Однако и самого Ширака разъяренные персы казнили. А Да­рий I с оставшейся частью войска вновь покинул сак­ские земли.

Войны между саками и персами растянулись на многие годы. Некоторая часть саков в союзе с перса­ми участвовала в походе на Египет. В 30-х гг. IV в. до н.э. греко-македонская армия под началом Александ­ра Македонского вторглась в сако-скифские земли. В результате нескольких войн саки сохранили свои земли от завоевания греко- македонскими войсками..

Александр Македонский не смог продвинуться далее Сырдарьи. Из исторических источников извест­но, что во время вторжения греко-македонской ар­мии в Индию к персам на помощь пришла тяжело­вооруженная сакская конница. Военное искусство сакских кочевников, их традиции ведения боев и сра­жений намного превосходили военное искусство дру­гих народов. Саки - предки казахского народа, поэтому в последствии сами казахи всегда до последней капли крови сражались за Родину, совершали героические подвиги, защищая ее. Можно сказать, что традиции отваги, мужества и героизма передавались из поколения в поколение как бесценное наследие предков.