Сакские племена
Саки
— жители древнего Казахстана. В 1-м
тысячелетии до н.э. огромную территорию от Жетысу и
Туркестана до Черного моря, от Алтайских гор до Хорезма населяли племена,
известные под названием саки.
«Отец
истории» Геродот в V в. до н.э. называл их скифами. Это время в исторической
науке известно под названиями ранний
железный век, эпоха древних кочевников или сакский
период. В состав саков входило много племен. Трудно назвать их точное
число. Если в древнегреческих источниках их называли даи,
массагеты, исседоны, то в
персидских источниках – саки-хаомаварга (изготовляющие
напиток хаома), саки-тиграхауда
(носящие остроконечные шапки), саки-парадарайа (живущие
за морем).
Греческие и персидские источники о саках.
Древнегреческий путешественник Аристей оставил после себя интересные
рассказы, полные фантазии и чудес о племенах, населявших в древности степные
области Центральной Азии и Сибирь. Сведения о саках мы находим также из наскальных
надписей 1-го тысячелетия до н.э.: Бехистуна, Накши Рустема и Персеполя. Интересные сведения о саках имеются в трудах
древнегреческих и древнеримских ученых. Например, древнегреческий историк
Фукидид так писал о воинственности саков: «Не говоря уже о европейских
царствах, даже в Азии нет ни одного народа, который мог бы противостоять
сакам. Им не хватает только внутренней сплоченности и порядка». Антропологический
облик саков, описанный в этих источниках, - европеоидный. К концу сакского периода в нем появились монголоидные черты.
Жизнь, традиции, хозяйство и быт саков. Скифы-саки создали самобытную культуру, распространившуюся
на Восточную Европу, Западную и Центральную Азию. Саки жили в кошмовых
(войлочных) кибитках, устроенных на повозках. Такие жилища назывались куйме. Из
проведенных раскопок стало известно, что некоторые группы сакских
племен были оседлыми и занимались земледелием. Во
время археологических раскопок из домашнего скота в основном были найдены
кости лошади. Сакские ремесленники умели
обрабатывать железо, медь, олова свинец, золото, серебра бронзу. Посуду саки
изготавливали из дерева, кожи, глины и бронзы. Глиняную посуду сакские мастера изготавливали вручную. Посуда имела небольшие
размеры, округлую или шаровидную форму.
У
саков традиция погребения умерших отличалась от традиций захоронения
предшествовавших эпох. Умерших хоронили в вытянутом положении. Курганы
сооружали из песка, камня, дерева и почвы. Саки возводили и огромные «царские»
курганы, в которых хоронили вождей племен. Сакское общество поклонялось духам предков, огню, коню и
Солнцу. Главным божеством считалось Солнце. На многих петроглифах были изображены
божества с головой в виде Солнца, от которого исходили во все стороны лучи.
Саки приносили жертвы духам умерших предков. По сведениям Геродота, эти жертвы
приносились около курганов. Вещи, посуда и изделия саков украшались в зверином
стиле. Рисунки и изображения животных были основаны на религиозных
представлениях саков. Найденные при раскопках сакских
курганов ценные вещи богато украшены изображениями диких зверей и домашних
животных.
Кочевое скотоводство. У саков было широко распространено
кочевое, полукочевое и оседлое скотоводство. Кочевое скотоводство в основном
развивалось в Западном и Центральном Казахстане. Здесь саки-скотоводы
кочевали зимой на кыстау, а летом на жайляу.
Есть несколько причин, объясняющих возникновение кочевничества в
степях Евразии. Одна из основных причин – это непосредственное влияние климата
и географической среды. Длинные, холодные зимы, короткое и очень жаркое лето.
Поэтому в степных и полустепных регионах, населенных
саками, занятие земледелием было возможно только при развитии ирригационной
(оросительной) системы. При таких условиях окружающей среды у саков преобладал скотоводческий
тип ведения хозяйства. Скотоводство у саков развивалось и в горных районах Восточного
Казахстана и Жетысу. Здесь саки строили зимние жилища
типа землянок и полуземлянок. Оседлое скотоводство развивалось на юге
Казахстана, по долинам рек Сырдарья, Шу, Талас, так
как здесь много водных источников и богатые пастбища. Античные историки писали
о скифах-земледельцах, живших на плодородных землях северо-восточного
Причерноморья. Западные страны поддерживали с ними торговые связи.
Сакские
правители. Сакское общество делилось на воинов, жрецов, скотоводов и
земледельцев. Их можно было различить по одежде,
которую они носили. Воины носили одежду красного цвета, жрецы - белого, остальные
имели право надевать одежду желтого и синего цветов. В общественной жизни
саков огромную роль играло народное собрание. В нем участвовали все мужчины
племени. Положение мужчины рассматривалось в соответствии с авторитетом его
рода и племени, так как сакские племена различались
между собой. Среди них были элитные племена, из которых избирались цари, а были
племена, состоящие из простых скотоводов и земледельцев. Основную часть народа
составляли кочевники. Они охраняли оседлые земледельческие племена и население
городов от набегов, а также собирали налоги. Судя по древним легендам, среди
саков было 3 правящих династийных рода. Они вели свое
происхождение от трех сыновей легендарного прародителя саков Таргытая - Липоксая, Арпоксая, Колаксая. По легенде, с
неба на землю упали несколько золотых предметов — плуг, ярмо, секира и чаша.
Они не допускали к себе Липоксая и Арпоксая, загораясь огнем при их приближении. Только Колаксай смог завладеть этими предметами. И его потомки
основали первую царскую династию.
Различные письменные источники и результаты археологических
исследований позволяют нам судить о том, что сакские
племена VIII— VII
вв. до н.э. имели связи с могущественными, высокоразвитыми государствами
Ассирией и Мидией. Саки участвовали во многих мировых событиях. Они сражались в
ряде стран от Персии (Ирана) до Средиземного моря, победили персидского царя
Кира, воевали с династией Ахеменидов. В VI в. до н.э. цари Ахеменидской
династии три раза направляли свои войска против саков (в 540, 530, 519 гг. до
н.э.). В первый свой поход царь Кир дошел до русла реки Сырдарьи. Во время
нашествия Кира умер царь саков, и царская власть перешла в руки его жены,
царицы Томирис. Жила царица Томирис приблизительно в
570 -520 гг. до н.э.
Из исторических источников известно, что поход Кира против саков
состоялся в
Войны саков
за свою независимость. Новая война с персами. В древней легенде рассказывается,
что персидский царь Дарий I, как и Кир, решил завоевать и покорить саков. Вторжение в сакские степи началось с запада. По Данным Геродота, сакская конница постоянно нападала на отстающие отряды
противника, уничтожая или обращая их в бегство. Однако саки не могли противостоять
закаленному в боях, хорошо обученному пешему войску персов. Саки вынуждены
были уклоняться от решающего сражения. Преследуя их, персы оказались в знойной
степи, где не было ни городов, ни укреплений. Редкие колодцы не могли обеспечить
водой многочисленное войско. Дарию I, оказавшемуся в затруднительном положении, сакские правители отправили послов с загадочным подарком.
В составе его были птица, мышь, жаба и 5 стрел. Персы должны были найти объяснение
столь странному дару. С этой целью Дарий I собрал придворных мудрецов и стал
совещаться с ними. В конце концов, загадку разгадал старец по имени Гобри. Ее смысл был таким: «Если вы не улетите, как птица,
не спрячетесь в нору, как мышь, не уйдете под воду, как жаба, то наткнетесь на
наши стрелы». Персы были вынуждены покинуть земли саков.
Подвиг Ширака. Во время другой войны был совершен подвиг Ширака, ставшего примером
мужества и героизма, преданности родной земле. История эта такова. В 519-518
гг. до н.э. персидская армия во главе с царем Дарием I в очередной раз вторглась на сакские земли. Мужественный сакский
пастух Ширак перебежал к персам и, показывая им раны на своем теле, уверил их,
что хочет отомстить сакам за причиненные унижения и пытки. Персы поверили
залитому кровью сакскому парню. Ширак добился
своего, заманив персидское войско в пустыню, где большая часть погибла от жажды
и зноя. Однако и самого Ширака разъяренные персы казнили. А Дарий I с оставшейся частью войска вновь покинул сакские земли.
Войны между саками и персами растянулись на многие годы. Некоторая
часть саков в союзе с персами участвовала в походе на Египет. В 30-х гг. IV в. до н.э. греко-македонская армия под
началом Александра Македонского вторглась в сако-скифские земли. В результате
нескольких войн саки сохранили свои земли от завоевания греко-
македонскими войсками..
Александр Македонский не смог продвинуться
далее Сырдарьи. Из исторических источников известно, что во время вторжения
греко-македонской армии в Индию к персам на помощь пришла тяжеловооруженная сакская конница. Военное искусство сакских
кочевников, их традиции ведения боев и сражений намного превосходили военное
искусство других народов. Саки - предки казахского народа, поэтому в
последствии сами казахи всегда до последней капли крови сражались за Родину,
совершали героические подвиги, защищая ее. Можно сказать, что традиции отваги,
мужества и героизма передавались из поколения в поколение как бесценное
наследие предков.