Эпоха бронзы на территории Казахстана

 

Орудия и оружие из бронзы. В древности люди заметили, что плав­лении на огне меди и смешивании ее с другим металлом, можно получить более твер­дый и тяжелый металл. Это была смесь меди с оловом. Эту смесь стали на­зывать бронзой. Из бронзы стали отливать различные пред­меты. Для этого из дерева вырубали ка­кую-либо форму, например, топора. Затем эту форму со всех сторон обмазывали глиной, когда глина высыхала, форму посередине разделяли надвое и вынимали деревянный топор. В двух частях глиняной заготовки оставались выемки в форме топора, далее эти обе половины соеди­няли, снова обмазывали глиной, а сверху дела­ли отверстие. В это отверстие вливали расплавленную бронзу, затем, когда бронза остывала, она при­нимала форму топора. Так стали из бронзы от­ливать различные орудия труда и оружие.

Первые предметы из бронзы были похожи на предметы из камня и меди. Затем поверхность их начали шлифовать. Изделия из бронзы были тверже и крепче, чем медные. К тому же бронза легче плавилась. Поэтому изделия из бронзы были более совершенными. Так появилось мно­го различных видов орудий и оружия из брон­зы. Но и медь, и олово встречались довольно ред­ко. Поэтому из бронзы делали только самые нуж­ные предметы быта и оружие: топоры, мотыги, копья, кинжалы и др. Делали из брон­зы и украшения: ожерелья, серьги, браслеты.

Простое разделение труда. Мы уже знаем, что появление лука и стрел изменило способы охоты на животных. Теперь уже не надо было всему сообществу со стариками и детьми выхо­дить сообща на охоту. Охотой занималась лишь небольшая группа хороших стрелков. Это были в основном мужчины. Остальная часть сообщества занималась собирательством. Таким обра­зом, из одного сообщества выделились две груп­пы. Группа охотников обеспечивала общество мясом. А вторая группа - собиратели - обеспе­чивала растительной пищей. Они заготавливали и запасы на зиму. Собиратели были в основном женщи­ны и дети. Так в одном обществе труд разделил его членов на охотников и собирателей.

Постепенно число членов общества увеличива­лось. Людям, занятым охотой и собирательством, было некогда заниматься шитьем одежды, вязани­ем, изготовлением орудий труда и оружия, потому что для этого нужно было время. Обеспечение обще­ства пищей требовало немало сил, труда и времени. К тому же надо было заготавливать запасы на зиму, сушить, следить, чтобы они не испортились. Так из среды охотников и собирателей стали выделяться люди, умеющие вязать и шить, кузнецы, повара. Те­перь они стали заниматься этим постоянно. Так, постепенно труд отдельных групп людей, занима­ющихся обеспечением всем необходимым сообщества охот­ников и собирателей, стал выделяться в определенную про­фессию. Каждый должен был очень хорошо знать свое дело и выполнять его профессионально. Занятие человека сво­им, хорошо знакомым ему делом, было более выгодным и полезным и для него самого, и для всего общества. Например, для того чтобы утром накормить всех членов общества, надо было встать раньше всех, раз­жечь огонь, убрать помещение, приготовить пищу. Охотники и собиратели после еды шли на промысел. А по хозяйству оставалось сделать еще много дел: убрать посуду, заняться заготовками на зиму, засолить и вы­сушить мясо. Затем надо было подумать о еде для тех, кто охотится и собирает плоды и ягоды. Эти заботы в основном легли на плечи женщин.

Таким образом, каждый из членов общества стал заниматься определенным видом трудовой деятельности. Появилась специализация по раз­ным видам труда.

Племе­на, жившие на территории Казахстана, оставили свидетель­ства своей жизни: остатки жилищ, рудников, наскальные рисунки, относящиеся к андроновской культуре. А наибо­лее древнее местонахождение стоянки первобытных людей впервые было найдено у села Андроново, недалеко от го­рода Ачинска в Западной Сибири, поэтому все подобные захоронения стали называть андроновской культурой. Раскопки в 1913 году в тех местах производил Б.В. Андриянов. В 1927 году археолог М.Т. Грязнов нашел такое же захоронение в Западном Казахстане и определил, что андроновские памятники расположены на огромной террито­рии: на востоке от Минусинска и до Урала на западе. Поз­же множество андроновских памятников находили в Жетысу (Семиречье) и Средней Азии. При исследовании анд­роновской культуры самой большой проблемой было узнать хронологию, т.е. определить границы времени. Ис­следователи делят время андроновской культуры на три этапа:

ранний бронзовый XVIII-XVI века до н.э.; средний бронзовый XV-XI века до н.э.; поздний бронзовый XI-XIII века до н.э. Эти этапы были названы: федоровский, алакульский, дандыбаевский, по названиям местностей, где были найде­ны памятники

Алексеевское поселение. Было открыто в Костанайской области во время археологических раскопок в 1930— 35 годах. В этом поселении люди бронзового века жили длительное время. Жилища были вырыты в земле, посере­дине их находился очаг, сделанный из камней. Среди скота больше всего было овец, лошадей, коров. Люди занимались и земледелием. Об этом свидетельствуют остатки жерно­вов. В поселениях были специальные места для жертвоп­риношений, здесь же совершались религиозные обряды. Ар­хеологи во время работ раскопали большие ямы. В них была найдена различная посуда из керамики. Особенно обраща­ли на себя внимание семь ям. Здесь были обгорелые кости животных, следы сожжения злаковых растений - зерен и листьев. Вместе с тем бронзовые кинжалы, топоры, ножи, браслеты для рук. Все это свидетельствует, что в начале I тысячелетия на берегу Тобола длительное время жили андроновцы.

Тамгалинское поселение. На северо-западе от Алматы, в 170 километрах от нее, археологи нашли памятники Тамгалы. Здесь очень красивая природа. В этих местах на склоне невысокой горы в бронзовом веке жили люди. Это доказывают стоянки древних людей, курганы. Местность эту назвали Тамталы потому, что вокруг очень много кам­ней, на которые древние люди наносили наскальные ри­сунки (петроглифы). Такие камни с наскальными рисун­ками тянутся на несколько километров. Самое удивитель­ное в том, что на многих камнях имеются изображения, сделанные древним человеком. На них рисунки архаров, оленей, кабанов, верблюдов, диких лошадей, кроме того солнцеголовые божества, воины-всадники, человеческие фигуры. Рисунки в Тамгалы показывают, что люди брон­зового века достигли больших успехов в искусстве.

В Казахстане немало ученых, внесших свой важный вклад в развитие археологической науки. Среди них, особенно известные, сделавшие мно­го открытий: А. Маргулан, X. Алпысба-ев, К. Акишев, К. Байпаков, А. Медоев, М. Кадырбаев, А. Оразбаев, С. Черников, а также один из авторов учебни­ка по истории, известный уче­ный-археолог Жакен Таймагамбетов.

Тасты-Бутак. Памятник открыт на территории Запад­ного Казахстана. В этих местах растет мало деревьев. Поэто­му при строительстве жилищ древних людей имеются свои особенности. Жилищ на деревянных подпорках очень мало. Вместо этого в строительстве жилищ в большом количест­ве использовали камень. Например, внутренние стены жи­лищ складывали из камня, очаг также выкладывали из кам­ня. Для различных хозяйственных построек также широко использовали камень. Стены некоторых жилищ выклады­вали из саксаульных стволов, вперемешку с камнями. Ком­наты жилищ были небольшими, удобными, с внутренними перегородками, с нишами для хранения продуктов. Постройки в Тасты-Бутакских курганах были разны­ми. В большинстве случаев это были каменные огражде­ния округлой, вытянутой, кривой форм. Погребения тоже были разными. Если в некоторых захоронениях оставляли посуду, то в других находили бронзовые браслеты, бусы, украшения, а также кости животных. То, что в захороне­ниях встречаются браслеты и украшения, говорит о том, что здесь покоится прах женщины. А кости животных - о том, что вместе с покойным приносили жертвоприноше­ние, чтобы умилостивить духов предков.

Атасу. Это поселение, построенное на берегу речки на холмистой местности. На возвышенном участке местности были построены жилища и хозяйственные пристройки. Внутри каждого жилища был очаг, печь для обогрева и приготовления пищи. Захоронения разнообразны. Могиль­ные возвышения выступают над поверхностью земли на 20-50 см и укреплены каменными плитами. Во всех могилах имеются ниши, выложенные из 2-4 гранитных плит. Из захоронений извлечено множество глиняной посуды, брон­зовые браслеты с завинчивающимися концами, позолочен­ные серьги, бронзовые застежки, ожерелья, каменные бусы. Места для жертвоприношений находились в стороне, на воз­вышенном укромном месте. Найденные в захоронениях предметы свидетельствуют, что жертвоприношения игра­ли не столько религиозную, сколько хозяйственную роль. Это доказывают хозяйственные предметы, найденные в за­хоронениях: каменные кетмени, жернова, ступы для обмо­лота зерна. Вместе с ними была и различная посуда. На нее были нанесены различные геометрические узоры. Много предметов было изготовлено из кости и бронзы (проколки, шилья). Древние люди из шерсти изготовляли примитив­ные ткани. Об этом свидетельствуют различные пряслица из кости, камня, керамики.

Канай. В Восточном Казахстане, к востоку от реки Ир­тыш возле аула Канай, раскопано древнее поселение, со­стоявшее из нескольких строений, прилепившихся друг к другу. Их стены в основном выкладывались из смеси ка­мыша и глины, и укреплялись деревянными опорами. Здесь нашли постройки древних людей на площади примерно 50 квадратных метров. На месте жилых помещений найдено три каменных очага - для обогрева помещения и приго­товления пищи. Помещение для жилья человека и пост­ройки для содержания скота были перекрыты крышей. В одном из жилищ были найдены инструмент из кости, кото­рым наносились узоры на посуду, каменная ступа, жерно­ва, нитки, бронзовые бусы, браслеты. А также в хозяйствен­ных помещениях были обнаружены кетмени, ножи, гли­няные круги для пряслиц, глиняная посуда.

 

 

Используемая литература и источники:

 

  1. «Казахское ханство» - детская энциклопедия. Алматы, «Аруна», 2006 год
  2. « Древний Казахстан» - детская энциклопедия, Алматы, « Аруна», 2001 год.
  3. « Предания Древнего Казахстана»- детская энциклопедия, Алматы, « Аруна», 2008 год
  4. Кляшторный С.Г.

Султанов Т.М. « Казахстан. Летопись трех тысячелетий», Алматы, « Рауан», 1992 год.

  1. Очерки истории Казахстана, Астана, «Астана полиграфия» АҚ, 2007 год.
  2. А. Абдакимов « История Казахстана», Алматы, « Қазақстан», 2003 год.
  3. М.А.Кусаинова « История Казахстана (учебно-методическое пособие для подготовки к ЕНТ)», Алматы, « Шың», 2006 год.
  4. «История Казахстана. Справочник школьника» 5-11 классы. Алматы, « Арман-ПВ», 2006 год.
  5. А.Кузембаев, Е. Эбил « История Республики Казахстан» Астана, « ИКФ-Фолиант», 2000 год.
  6.  Касымжанов А.Х. « Портреты. Штрихи к истории Степи», Алматы, Университет « Кайнар», 1995 год.