Эпоха бронзы на территории
Казахстана
Орудия и оружие из бронзы. В древности люди заметили, что плавлении на огне меди и смешивании ее с другим металлом, можно получить более твердый и тяжелый металл. Это была смесь меди с оловом. Эту смесь стали называть бронзой. Из бронзы стали отливать различные предметы. Для этого из дерева вырубали какую-либо форму, например, топора. Затем эту форму со всех сторон обмазывали глиной, когда глина высыхала, форму посередине разделяли надвое и вынимали деревянный топор. В двух частях глиняной заготовки оставались выемки в форме топора, далее эти обе половины соединяли, снова обмазывали глиной, а сверху делали отверстие. В это отверстие вливали расплавленную бронзу, затем, когда бронза остывала, она принимала форму топора. Так стали из бронзы отливать различные орудия труда и оружие.
Первые предметы из бронзы были похожи на предметы из камня и меди. Затем поверхность их начали шлифовать. Изделия из бронзы были тверже и крепче, чем медные. К тому же бронза легче плавилась. Поэтому изделия из бронзы были более совершенными. Так появилось много различных видов орудий и оружия из бронзы. Но и медь, и олово встречались довольно редко. Поэтому из бронзы делали только самые нужные предметы быта и оружие: топоры, мотыги, копья, кинжалы и др. Делали из бронзы и украшения: ожерелья, серьги, браслеты.
Простое разделение труда. Мы уже знаем, что появление лука и стрел изменило способы охоты на животных. Теперь уже не надо было всему сообществу со стариками и детьми выходить сообща на охоту. Охотой занималась лишь небольшая группа хороших стрелков. Это были в основном мужчины. Остальная часть сообщества занималась собирательством. Таким образом, из одного сообщества выделились две группы. Группа охотников обеспечивала общество мясом. А вторая группа - собиратели - обеспечивала растительной пищей. Они заготавливали и запасы на зиму. Собиратели были в основном женщины и дети. Так в одном обществе труд разделил его членов на охотников и собирателей.
Постепенно число членов общества увеличивалось. Людям, занятым охотой и собирательством, было некогда заниматься шитьем одежды, вязанием, изготовлением орудий труда и оружия, потому что для этого нужно было время. Обеспечение общества пищей требовало немало сил, труда и времени. К тому же надо было заготавливать запасы на зиму, сушить, следить, чтобы они не испортились. Так из среды охотников и собирателей стали выделяться люди, умеющие вязать и шить, кузнецы, повара. Теперь они стали заниматься этим постоянно. Так, постепенно труд отдельных групп людей, занимающихся обеспечением всем необходимым сообщества охотников и собирателей, стал выделяться в определенную профессию. Каждый должен был очень хорошо знать свое дело и выполнять его профессионально. Занятие человека своим, хорошо знакомым ему делом, было более выгодным и полезным и для него самого, и для всего общества. Например, для того чтобы утром накормить всех членов общества, надо было встать раньше всех, разжечь огонь, убрать помещение, приготовить пищу. Охотники и собиратели после еды шли на промысел. А по хозяйству оставалось сделать еще много дел: убрать посуду, заняться заготовками на зиму, засолить и высушить мясо. Затем надо было подумать о еде для тех, кто охотится и собирает плоды и ягоды. Эти заботы в основном легли на плечи женщин.
Таким образом, каждый из членов общества стал заниматься определенным видом трудовой деятельности. Появилась специализация по разным видам труда.
Племена, жившие на территории Казахстана, оставили свидетельства своей жизни: остатки жилищ, рудников, наскальные рисунки, относящиеся к андроновской культуре. А наиболее древнее местонахождение стоянки первобытных людей впервые было найдено у села Андроново, недалеко от города Ачинска в Западной Сибири, поэтому все подобные захоронения стали называть андроновской культурой. Раскопки в 1913 году в тех местах производил Б.В. Андриянов. В 1927 году археолог М.Т. Грязнов нашел такое же захоронение в Западном Казахстане и определил, что андроновские памятники расположены на огромной территории: на востоке от Минусинска и до Урала на западе. Позже множество андроновских памятников находили в Жетысу (Семиречье) и Средней Азии. При исследовании андроновской культуры самой большой проблемой было узнать хронологию, т.е. определить границы времени. Исследователи делят время андроновской культуры на три этапа:
ранний бронзовый XVIII-XVI века до н.э.; средний бронзовый XV-XI века до н.э.; поздний бронзовый XI-XIII века до н.э. Эти этапы были названы: федоровский, алакульский, дандыбаевский, по названиям местностей, где были найдены памятники
Алексеевское поселение. Было открыто в Костанайской области во время археологических раскопок в 1930— 35 годах. В этом поселении люди бронзового века жили длительное время. Жилища были вырыты в земле, посередине их находился очаг, сделанный из камней. Среди скота больше всего было овец, лошадей, коров. Люди занимались и земледелием. Об этом свидетельствуют остатки жерновов. В поселениях были специальные места для жертвоприношений, здесь же совершались религиозные обряды. Археологи во время работ раскопали большие ямы. В них была найдена различная посуда из керамики. Особенно обращали на себя внимание семь ям. Здесь были обгорелые кости животных, следы сожжения злаковых растений - зерен и листьев. Вместе с тем бронзовые кинжалы, топоры, ножи, браслеты для рук. Все это свидетельствует, что в начале I тысячелетия на берегу Тобола длительное время жили андроновцы.
Тамгалинское
поселение. На северо-западе от Алматы, в
В Казахстане немало ученых, внесших свой важный вклад в развитие археологической науки. Среди них, особенно известные, сделавшие много открытий: А. Маргулан, X. Алпысба-ев, К. Акишев, К. Байпаков, А. Медоев, М. Кадырбаев, А. Оразбаев, С. Черников, а также один из авторов учебника по истории, известный ученый-археолог Жакен Таймагамбетов.
Тасты-Бутак. Памятник открыт на территории Западного Казахстана. В этих местах растет мало деревьев. Поэтому при строительстве жилищ древних людей имеются свои особенности. Жилищ на деревянных подпорках очень мало. Вместо этого в строительстве жилищ в большом количестве использовали камень. Например, внутренние стены жилищ складывали из камня, очаг также выкладывали из камня. Для различных хозяйственных построек также широко использовали камень. Стены некоторых жилищ выкладывали из саксаульных стволов, вперемешку с камнями. Комнаты жилищ были небольшими, удобными, с внутренними перегородками, с нишами для хранения продуктов. Постройки в Тасты-Бутакских курганах были разными. В большинстве случаев это были каменные ограждения округлой, вытянутой, кривой форм. Погребения тоже были разными. Если в некоторых захоронениях оставляли посуду, то в других находили бронзовые браслеты, бусы, украшения, а также кости животных. То, что в захоронениях встречаются браслеты и украшения, говорит о том, что здесь покоится прах женщины. А кости животных - о том, что вместе с покойным приносили жертвоприношение, чтобы умилостивить духов предков.
Атасу. Это
поселение, построенное на берегу речки на холмистой местности. На возвышенном
участке местности были построены жилища и хозяйственные пристройки. Внутри
каждого жилища был очаг, печь для
обогрева и приготовления пищи. Захоронения разнообразны. Могильные возвышения
выступают над поверхностью земли на 20-
Канай. В Восточном Казахстане, к востоку от реки Иртыш возле аула
Канай, раскопано древнее поселение, состоявшее из нескольких строений,
прилепившихся друг к другу. Их стены в основном выкладывались из смеси
камыша и глины, и укреплялись деревянными опорами. Здесь нашли постройки
древних людей на площади примерно 50 квадратных метров. На месте жилых
помещений найдено три каменных очага - для обогрева помещения и приготовления
пищи. Помещение для жилья человека и постройки для содержания скота были
перекрыты крышей. В одном из жилищ были найдены инструмент из кости, которым
наносились узоры на посуду, каменная ступа, жернова, нитки, бронзовые бусы,
браслеты. А также в хозяйственных помещениях были обнаружены кетмени, ножи,
глиняные круги для пряслиц, глиняная посуда.
Используемая
литература и источники:
Султанов Т.М. « Казахстан. Летопись трех тысячелетий», Алматы, «
Рауан», 1992 год.