Мезолит – среднекаменный век

 

МЕЗОЛИТ (от мезо... и греч. lithos — камень), средний каменный век, переход от палеолита к неолиту (ок. 10-го–5-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Мезолит иногда называют также протонеолитом (от греч. protos–первый и неолит) или эпипалеолитом (от греч. epi–после и палеолит).

Переходная от палеолита к неолиту эпоха каменного века называется мезолитом. Термин этот не является общепризнанным. Из-за существенных различий климата развитие людей шло с разной скоростью. На Ближнем Востоке мезолит–это 12–9 тыс. лет назад, на севере Европы–6–5 тыс. лет назад. Изобразительное искусство мезолита не отличается от позднего палеолита, появляются начатки архитектуры, усложняются и эстетически оформляются орудия охоты и труда. Усложненные погребения свидетельствуют о развитых верованиях.

Появление лука и стрел. Первым оружием, соз­данным древними людьми из камня и дерева, было копье. Длинной палкой, к концу которой был привя­зан острый камень, люди наносили зверю глубокие раны. Раненый зверь не мог далеко уйти. К тому же его было легче столкнуть с обрыва.

Животные, которые появились в связи с потеп­лением, были более меньших размеров, чем рань­ше, и более быстроногими. Меньше осталось и животных, которые бродили большими стадами. Ста­ло труднее из таких быстро передвигающихся стад выбирать отдельных животных и загонять их на край обрыва или в болото, откуда им было трудно выбраться. Попасть же копьем в быстроногое жи­вотное удавалось далеко не всегда. Поэтому древ­ним людям пришлось задуматься о новом оружии, которое бы разило зверя с большого расстояния.

Наблюдая за свойствами отдельных деревьев, люди за­метили, что некоторые деревья не ломаются, когда их пыта­ются согнуть. Они сначала изгибаются, а затем с силой рас­прямляются. Это свойство деревьев и натолкнуло древних охотников на изобретение лука и стрел. Люди стали ру­бить гибкие и упругие деревца, сгибать их в дугу и связы­вать концы кожаным ремнем. Они прикладывали копье к ремню, оттягивали его вместе с ремнем и резко отпускали. Копье пролетало значительно большее расстояние, чем если бросить его рукой. Постепенно люди научились стрелять из лука, прицеливаясь. Со временем они усовершенствова­ли оружие и вместо копья изобрели тонкие и легкие стре­лы, которые летели значительно дальше и быстрее. Такой стрелой можно было поражать и быстроногих животных. Так появилось новое грозное оружие - лук и стрелы.

Изобретение лука и стрел – это великое откры­тие человека. Стрела летела с большей скоростью и поражала сильнее копья. Причем увеличивалась ско­рость полета стрел, прицельность и убойная сила оружия. Лук и стрелы стали надежным оружием че­ловека, верно служившим ему многие тысячелетия.

Развитие охоты. В связи с изменениями, которые произошли в мире животных в связи с потеплением, старые примитивные способы охоты загонами посте­пенно потеряли свое практическое значение. Теперь стали больше охотиться индивидуально. Потому что быстро передвигающиеся -животные паслись пооди­ночке. Безусловно, при охоте на них роль лука и стрел резко возросла.

Встретить, а тем более поймать редких быст­роногих животных было нелегко. Они паслись там, где людей поблизости не было. На пастбище жи­вотные выходили до рассвета, а в полдень, в жару, шли на водопой. Поэтому охотники стали искать места, где пасутся животные, уточняли, по какой тропе ходят на водопой и только после этого шли за добычей.

Иметь хороший дальнобойный лук могли не все. Изготовление хорошего оружия требовало большого мастерства. Не меньшее мастерство надо было иметь и охотнику, чтобы точно попасть стре­лой в цель. Так появились новые способы охоты на животных.

Для того чтобы быстроногих зверей не спугнуть своим появлением, на охоту стали выходить малочисленными груп­пами. Они заранее обговаривали способы охоты. При прибли­жении к месту кормежки животных охотники старались идти осторожней, тише. Потом они разделялись, и часть охотни­ков бесшумно уходила вперед. Это были сильные, ловкие, мет­кие стрелки с дальнобойными луками. Затем охотники, при­близившись к пасущимся животным, рассыпались в разные стороны. Затаившись в укромных местах, они готовили ору­жие к стрельбе. Теперь вступали в охоту оставшиеся. По старому способу они расходились длинной цепью и шли к жи­вотным. Затем криками распугивали встретившихся живот­ных, бросали в них камни, копья и старались направить их в сторону спрятавшихся охотников. Охотники из засады пус­кали стрелы в бегущих на них зверей. Такой способ охоты на животных распространен до сих пор.

Некоторые меткие стрелки из лука охотились и индивидуально. Обычно такие опытные охотники знали, где пасутся лани, олени и куда они ходят на водопой. И устраивали засаду на этой тропе. Иногда ждать встречи приходилось целый день. Бывало, воз­вращались и без добычи. Но тем не менее, индивиду­альная охота тоже начала широко развиваться.

Развитие собирательства. С потеплением климата изменился и растительный мир. Расте­ний, пригодных в пищу, стало больше. К тому же теперь на охоту выходили не все члены сооб­щества. У некоторых появилось свободное вре­мя. Они теперь стали постоянно заниматься сбо­ром ягод, плодов, корней питательных растений. Они научились хорошо разбираться в качестве тех или иных растений, распознавали несъедоб­ные и даже вредные растения. Знали, какие пло­ды и растения питательны ранней весной, а ка­кие - осенью. Так, весной собирали дикий лук, выкапывали корни ранних растений. Летом за­нимались сбором различных ягод - земляники, смородины, костяники, малины и др.

Научились распознавать съедобные грибы, дикую капусту, дыни, арбузы.

Иногда зима была длинной, а весна - короткой, и если снег выпадал слишком рано, то люди не ус­певали собрать нужное количество плодов и ягод, и они оставались под снегом. В такие годы жизнь людей осложнялась. Зимой добывать пищу стано­вилось труднее. Поэтому люди стали собирать рас­тительную пищу впрок. Особенно большими ста­рались сделать запасы злаков. Люди поняли, что зерновые сохраняются дольше и лучше, чем дру­гие растения.

В то время произрастали такие злаки: дикорас­тущие рис, ячмень, пшеница, кукуруза и др. Но со­бирать зерна злаков было очень трудно. Так, корни съедобных растений обычно выкапывали заострен­ными палками. Плоды и ягоды срывали руками. А когда собирали зерновые, то много спелых зерен с колосьев осыпалось, острые стебли ранили руки, и процесс сбора занимал очень много времени. И тог­да люди додумались до изготовления орудий, похо­жих на серпы, которыми легко срезали колосья, со­бирали их в снопы и сушили. Затем извлекали из колосьев зерна. Так собирательство превратилось в одно из основных занятий человека, а со време­нем создало основу земледелия.

Рыболовство. Люди издавна расселялись по бе­регам озер и рек. Это доказано и археологическими раскопками: стойбища и жилища древних людей рас­полагались возле водных источников. Это было про­диктовано и постоянной потребностью в питьевой воде. Вода, во-первых, нужна для утоления жажды. Животные тоже пользовались водопоем. В прозрач­ных водах озер и рек водилась рыба.

Люди в первое время собирали рыбу, оставшуюся на бе­регу после разлива рек. Ловить рыбу в воде было не легче, чем охотиться на животных.

В прозрачной воде люди научились ловить крупную рыбу ударом копья или выстрелом стрелы из лука. Но надо было придумать новые способы ловли рыбы, новые снасти. Ими оказались остроги, а затем обыкновенные, до­жившие до наших дней рыболовные крючки. На крупную рыбу и морских животных стали охотиться с помощью гар­пуна - метательного копья с зазубренным наконечником на длинной веревке. Люди еще не научились добывать же­лезо и делать такие же крючки, которыми сейчас пользу­ются во всем мире. Но те крючки, которые нашли архео­логи во время раскопок, были очень похожи на современ­ные. Только изготовляли их древние люди из костей. Та­кой крючок насаживался на крепкую леску. К ней же при­вязывалось грузило, чтобы крючок уходил под воду. Древ­нюю леску с крючком привязывали к гибкому деревянно­му пруту, который крепко держал в руках древний рыбо­лов. Все, как у современного рыбака с удочкой.

Дети древнего времени любили ловить рыбу. У речных изгибов, где особенно много водилось рыбы, они целыми днями сидели у воды, закинув костяной крючок, и время от времени резким движением под­секали рыбу. И так же радовались удачной рыбалке, рассказывая сверстникам, какую огромную рыбу они вытащили из реки.