ВВОДНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «КУЛЬТУРА
КАЗАХСТАНА
В XIX ВЕКЕ НАЧАЛЕ XX ВЕКА».
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЕ
XX ВЕКА.
НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАЗАХСТАНА
Развитие просвещения в
Казахстане
Развитие просвещения в
Казахстане.
Присоединение Казахстана к России оказало влияние на развитие и расширение системы образования в казахской Степи. Становление новой системы образования в начале XIX века связано с открытием школ с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и др. городах Казахстана.
Основной целью создания таких школ была подготовка толмачей – переводчиков для чиновничьего аппарата колониальной администрации царского правительства.
В
В Омске в
В Оренбурге
В
Хан Жангир в Букеевской Орде, в
При Оренбургской пограничной комиссии в
Общественный прогресс и преобразования в законодательной сфере оказали влияние на развитие просвещения в национальных окраинах. В 60-70 гг. XIX в. активно организовывались научные общества, открывались публичные библиотеки, музеи.
Теперь возникла необходимость в подготовке переводчиков для системы
управления и чиновничьей администрации, что потребовало открытия русско-казахских
школ на территории Казахстана. Открытые в
Губернатор Крыжановский 11
декабря
В Казахстане к концу XIX века сложилась определенная система просвещения:
а) Начальные учебные заведения: приходские школы, прогимназии (гимназии с неполными классами), смешанные русско-казахские, аульные и школы грамотности.
б) Средние учебные заведения: реальные училища, женские и мужские гимназии, учительские семинарии.
в) Учебные заведения со специальной подготовкой: казахские учительские школы, сельскохозяйственные, фельдшерские школы, Тургайская ремесленная школа, Уральская специальная школа по подготовке учеников для ремесленного промысла, Омское механико-техническое училище, Гурьевская школа по обучению мореплаванию.
г) Учительские институты,
открытые в
В Казахстане к концу XIX века функционировало значительное количество учебных заведений с русским языком обучения:
- две восьмиклассные мужские гимназии;
- две семиклассные женские гимназии;
- восьмиклассная военная гимназия в Верном;
- шести, семи и восьмиклассная мужская гимназия Уральского реального училища;
- четырехклассная мужская и пятиклассная женская гимназия в Семипалатинске;
В Казахстане были церковно-приходские школы, воскресные школы грамотности.
В этот период времени уже была
создана определенная система управления образования:
- в Уральской и Тургайской областях учебные заведения были подчинены Оренбургскому учебному округу;
- в
Акмолинской и Семипалатинской областях - подчинялись Западно-Сибирскому округу;
- в Семиреченской и Сырдарьинской областях - Туркестанскому учебному округу.
Таким образом, произошло упорядочивание изменений в учебных заведениях. В Томске находилась специальная канцелярия, осуществлявшая контролирующие функции.
С ростом численности уйгуров и дунган и преобладанием казахов возникла необходимость открытия «русско-туземных» школ, на основе традиционного арабского письма.
Материальное положение школ было очень сложным: скудность средств была препятствием, тормозившим просвещение в Казахстане. В школах часть необходимых для организации учебного дела средств собиралась с местных жителей, т. к. суммы, отпускаемые государством для финансирования школ, были незначительны. В конце XIX века затраты на просвещение в Казахстане составляли в расчете на душу населения в:
-
Тургайской области - 19,5;
-
Уральской - 16,2;
-
Акмолинской - 11,3;
-
Сырдарьинской - 9,7;
-
Семипалатинской - 7;
Семиреченской - 5,5 копеек.
Открытие светских школ. В Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Медресе пользовались большим влиянием. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило, при мечетях. Помимо изучения ислама учащиеся получали знания по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике. Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А. Кунанбаев, С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др.
Учебные заведения светского характера открылись после присоединения края к России. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей, медиков. Были открыты учебные заведения, которые обучали детей, в т. ч. и казахских, профессиям переводчика, писаря.
В
В последней трети XIX в. открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Орде создавались старшинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 гг. количество начальных школ в Казахстане выросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них – с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек.
Созданная система образования в Казахстане испытывала серьезные трудности: нехватка образованных учителей; тяжелые бытовые условия; низкая оплата труда; нехватка учебных пособий, книг; не соответствие зданий школ к требованиям. Были ограничены возможности доступа образования казахским детям.
Ыбрай Алтынсарин (1841-1889) выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор. Заслуги Ыбырая Алтынсарина:
- Основоположник женского образования в крае.
- Организатор ремесленных и сельскохозяйственных
школ.
- Создатель казахского алфавита на основе
русской графики.
- Один из основоположников казахской письменной
литературы и литературного языка.
- Собиратель образцов устного творчества
казахского народа.
Ыбрай Алтынсарин оставил богатое
педагогическое наследие:
1. «Киргизская хрестоматия» (1879).
2. «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку».
Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». В переводах из русских классиков, в оригинальных произведениях на казахском языке он пропагандировал идеалы демократического просветительства, плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка.
Ы. Алтынсарин интересовался этнографией, собирал и систематизировал устное народное творчество казахов. Он внес огромный вклад в становление и развитие народного образования в Казахстане.
В первой половине XIX века активизировалось научное изучение Казахстана. Замечательными представителями русской культуры, уделявшими внимание жизни и истории казахского народа, были:
В.И.Даль – в 1833-1841 годах собрал записи и образцы устного творчества тюркоязычных народов. В 1839-1840 годах участвовал в хивинском походе русских войск. Написал повесть «Букей и Маулен» о жизни казахов Оренбургского края.
А.С. Пушкин –
в
В 1848-1849 годах были организованы две научные экспедиции: Г.С.Карелина - на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А.Бутакова - к Аральскому морю и бассейну Сырдарьи.
В
Путешественники Е.П.Ковалевский,
Н.А.Северцев, П.И.Небольсин – занимались нанесением местностей на топографические
карты, исследовали природные богатства края. Русское Географическое Общество
организовывало научно-исследовательские экспедиции с целью изучения Казахстана.
П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) один из крупных исследователей Казахстана, участвовавший в изучении географии Алтая, Семиречья и юга Казахстана. Он принял активное участие в подготовке исследовательских работ «Киргизский край» и «Туркестанский край», в многотомной серии «Россия. Полное географическое описание». В этих работах содержатся подробные сведения о географии Казахстана, истории, быте, торговле, формах хозяйственной деятельности казахов.
Огромная роль в изучении истории края принадлежит Григорию Николаевичу Потанину (1835-1920), крупнейшему общественному деятелю России, ученому-географу, публицисту и этнографу. Совершив несколько крупных путешествий по Казахстану, Центральной Азии, Монголии, Урянхайскому краю, Китаю и Тибету изучил и собрал фольклор казахов, подготовил статьи с анализом казахских сказок, поверий и суеверий, образцов казахской народной поэзии, истории и этнографии. Он является автором статей о жизни казахов, как «На киргизской ярмарке», «Торговля у киргиз», «Шон би», «О казак-киргизских поколениях», «В юрте последнего киргизского царевича» и многие другие.
В середине XIX века Казахстан становится местом политической ссылки. Активное участие в научном исследовании и изучении Казахстана приняли политические ссыльные: участники восстания декабристов и кружка петрашевцев, а также участники ряда польских восстаний.
Например, русский поэт А.Н. Плещеев (1850-1859). Отбывая ссылку в Ак-Мечети, он участвовал в походах против кокандцев вместе с казахами. О местном населении писал: «Любо было посмотреть на них. Славный народ, нечего сказать, и невольно полюбишь их...».
Польский революционер-демократ Адольф Янушкевич тоже отбывал ссылку в Казахстане, был участником экспедиции по Центральному Казахстану. В своих дневниках он описывал историю, жизнь, быт, обычаи и обряды жителей Степи. О казахском народе писал: «Народ, который одарен творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации... придет время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов, которые смотрят на него сверху вниз».
Великий украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко тоже был политическим ссыльным в Казахстане. Пострадал Тарас Григорьевич за вольнолюбивые стихотворения, в которых высказывал мысль и горячее желание об обретении украинским народом свободы и независимости. С местным населением Т. Шевченко сумел установить теплые дружеские отношения. Несмотря на этот запрет писать о казахах, Т. Шевченко написал повести «Варнак», «Близнецы» в которых описал нелегкую жизнь казахов.
Большинство своих картин и зарисовок, написанных в Казахстане: «Пастух», «Киргиз на коне», «Над ступою», «Буран», «Нищенствующие», Т.Шевченко посвятил жизни и быту бедных степняков.
Таким образом, научное изучение Казахстана, активизировавшееся в первой половине XIX века позволило выдающимся представителям русской науки и культуры, уделявшим внимание жизни и истории казахского народа собрать уникальные материалы по исследованию в этих областях. Собранные материалы дают нам возможность более полного изучения истории и культуры Казахстана.
Адъютант – офицер,состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений.
Гимназия – общеобразовательное среднее учебное заведение.
Джадидизм – либеральное движение татарской и среднеазиатской интеллигенции (конец Х1Х-начало XX веков), цели которого – политические, культурные реформы вместо революционной борьбы с царизмом, пантюркизм.
Дьячок – помощник священника при богослужении у христиан.
Медресе – религиозное учебное заведение при мечетях.
Мектеб – низшая мусульманская школа.
Мазар- надгробное сооружение у мусульман.
Панисламизм – религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве.
Пантюркизм – религиозно-политическая идеология, возникшая в начале XX века, проповедовавшая объединение под властью Турции всех тюркоязычных народов.
Светское – нерелигиозное.
Кредо – чьи-либо убеждения, мировоззрение.
Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.
Кадет – воспитанник среднего военного учебного заведения.
Кадетский корпус – военное учебное заведение.
Корнет – в царской армии офицерский чин в кавалерии, равный подпоручику пехоты.
Кумир – объект восхищения и преклонения.
Патриот –
человек, который отличается преданностью своему отечеству, своему народу,
готовностью к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.
Ориенталисты – ученые-востоковеды.
Ссылка – вид наказания за преступление, при котором виновному назначается обязательное место жительства в отделенной местности на определенный срок.
Подвижничество – правительство, прогрессивная и благородная деятельность.
Есжан – бревенчатые многокомнатные дома
Ыбрай
Алтынсарин (1841-1889) выдающийся просветитель,
общественный деятель, педагог-новатор.Родился 20 октября
«Педагогический путь». В 1857 году после окончания шкоды Ыбрай работал писарем у своего деда Балгожи-бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении.
В
В
В октябре
При жизни Алтынсарину удалось открыть 4 – двухклассных центральных русско-казахских училища, 1 ремесленное, 1 женское, 5 волостных и 2 училища для детей русских поселян. Перед смертью Ыбрай завещал в пользу открываемой в г. Кустанае сельскохозяйственной школы принадлежавшие ему земельные участки.
Алекторов Александр Ефимович (1861-1919) – уроженец г. Томска, выпускник Оренбургского учительского института, известный русский востоковед, библиограф, просветитель, историк и этнограф. За годы пребывания в Степном крае опубликовал около 200 научных работ, посвященных изучению истории и этнографии казахов.
Альжанов Отыншы (1873-1918) – известный общественный деятель, один из активных участников движения «Алаш». Выпускник Омской учительской семинарии.
Гаспринский Исмаил (1851-1914) – известный просветитель и общественный деятель России. Всю свою жизнь посвятил делу защиты прав мусульман Российской империи. С 1883 году издавал газету «Таржиман», а с 1908 году начал выпускать газету «Мир женщин». В своих произведениях призывал тюркские народы к единству языка, мыслей и дел. В 1881 году издал книгу «Русское мусульманство».
Нурмаков Ныгмет (1895-1937) – видный общественный и государственный деятель Казахстана.
Турлыбаев Айдархан (1879-1937) – общественный деятель Казахстана, активный участник движения «Алаш». Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) – известный русский общественный деятель и ученый. Он был уроженцем с. Ямышево современной Павлодарской области. Друг Ч.Ч. Валиханова.
№ 1
«Киргизы, окончившие курс в гимназии, должны непременно назначаться: лучшие –деревенскими старостами, а остальные – их помощниками. Недостатка в таких молодых людях не будет, потому что и теперь обучение киргизских детей как в Оренбургской гражданской гимназии, так и в школе, устроенной для киргизских мальчиков в Троицке, идет весьма успешно, вследствие свойственного детям киргизского народа замечательного прилежания, благонравия и охоты к образовательным занятиям... Замечательная охота киргизов к обучению, а вследствие того и взгляд их, если можно так выразиться, на это дело, ярко выражается добровольным пожертвованием их на устройство в Оренбурге гражданской гимназии более чем 55 000 руб. серебром. Нужно отдать справедливость и киргизским детям: киргизские мальчики достойны всякой похвалы по своему поведению, прилежанию, быстрым и отлично усваиваемым познаниям».
Собысевич Ф. Тургайская область и ее устройство // Военный сборник.
Т. 28, 1871 (с. 271-275). Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.19. Туркестанский край // Казахи. Девятый популярный справочник, VII том.
О Казахстане и казахах. - Алматы, 1998, с. 231.
№ 2
Из писем учителей об И. Алтынсарине
«Вся жизнь покойного за время моего пребывания в степи сосредотачивалась на образовании своего любимого киргизского народа. Он зорко следил за течением народной жизни и глубоко понимал ее... К народным учителям он относился строго, требуя аккуратного отношения к делу, и строго преследовал неисполнительных. Как сам горячо любил учебное дело, то же желал видеть и в учителях своей инспекции. Умел он своими беседами сердечными возбудить в учителях рвение к учебному делу. В глазах общества поставил нас высоко, заставил относиться к учителям с должным уважением, гордясь ими перед всеми как честными и полезными тружениками. В обществе один, без учителей, редко выезжал, преимущественно забирал нас вместе с собой. С особенным участием относился он к молодым киргизским учителям... От учителей он пользовался редкой преданностью... В частной жизни это был милый, сердечный человек. Всегда и во всем можно было обращаться к нему и найти у него сердечное участие или искренним советом, или делом. Народ киргизский относился к нему с глубоким уважением. И было за что уважать его: двери его всегда и для всех были отворены; независимо помощи советом, он в трудные для киргиз годы помогал им своею собственностью, раздавал нуждающимся заимообразно свои деньги, часто не получая обратно. Русские поселенцы тоже видели в нем доброго и справедливого человека. Интеллигенты Кустаная без него положительно скучали, он был душой общества, веселый и приятный собеседник, и был везде принимаем с редким радушием...» (Из письма учителя Ф.Д. Соколова).
Ситдыков А. С. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина. Алма-Ата, 1968, с. 147-148.
№ 3
«Объединению киргиз мешает то обстоятельство, что по-европейски воспитанная киргизская интеллигенция рассеяна по всей территории; нет ни одного пункта, где бы она скопилась в значительном количестве. Киргизам следовало бы подумать о создании киргизского умственного центра. Киргизские патриоты должны приняться за изучение природы своей земли, своего народа и народного творчества, последнее изучение должно оставить национальную задачу киргизской интеллигенции. Собиранием киргизских преданий занимаются и русские ученые, но они в этой работе без помощи туземцев обойтись не могут; во-первых, русское общество не может уделить много рабочих сил для дела, до некоторой степени чужого; во-вторых, для туземца, всесторонне знакомого с местным бытом, легче научная разработка собранных материалов. Он легче может осветить темные места предания».
Потанин Г.Н. Избранные сочинения в трех томах. Труды по истории,
этнографии и фольклору. Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2005. Т. 3, с. 284.
Использованная литература
1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3
2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.
3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.
4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.
5. Кузембайулы А., Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.
6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.